Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовое воспит-ие и профориентация шк-ов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Труд. воспит-ие охватывает те аспекты восп. процесса, где форм-ся трудовые действия, склад-ся производств-е отн-ния, изучаются орудия труда и сп-бы их исп-ния. Труд выступает как ведущий фактор разв-ия личности, как способ творческого освоения мира и как неотъемлемый компонент общего образ-ия. Психич готовность к труду достигается системой воспит-ых дел, в каждом из кот решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда; 2) воспит-ие мотивов труд-ой деят-ти; 3) форм-ие трудовых умений и навыков. Изменение эконом, эколог и соц-ой ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность труд-го воспит-ия шк-ов, вызывает к жизни новые подходы и формы. В основе новых технологий труд-го воспит-ия - принцип вариативности программ, методов и организ-ый форм образ-ия. Программы труд-го образ-ия имеют типовой хар-р. В них заложен гос минимум требований к результатам воспит-ия, образ-я и обучения, по кот оценивается деят-ть шк-ка, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава шк-ов, региональных особенностей, строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части. Приобретенные в процессе труд-го воспит-я знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт пед деят-ти, а ср-во для развития главной чел-ой способности -со-ти к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обуч-я и открывает простор для использования активных исследов-х методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства. Орг-ные формы труд. образ-я и обуч-я выбираются уч-лем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обуч-е на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный чел-к приобритает чувство собстенного достоинства, гордости за свой труд. Акцент в новой технологии труд-го воспит-ия делается на практическом применении шк-ми теоретических знаний. Изменяется и структура труд-го образ-ия. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-эконом и соц показатели производства. Изм-я в классно-урочной деят-ти по труд. восп-ию обусловливают перестройку внеклас-й и внеуроч. восп-ой деят-ти. Она становится личностно-ориентир-й, макс-но полезной чел-ку и об-ву. В практику работы классн рук-лей проникают акт-е восп-ые дела труд-ой направл-сти, вызванные к жизни соц-эк. Проц-ми. Среди труд-х воспит-х дел есть традиц-е и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманит помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметич-й ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, труд-й десант, ремонтная шк-ая бригада и др. 23. Методы, приемы и средства воспитания... Методы воспитания -способы взаимосвязанной деят-ти воспит-ей и воспит-ов, направленной на решение задач воспитания (путь достижения заданной цели воспит-ия). Эмпирически выделены и наиболее изучены 5 методов: убеждение, упр-ие, пример, поощрение, наказание. 3 группы методов: 1. методы форм-ия познания (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этич беседа, увещевание, внушение, диспут, инструктаж, доклад, пример. 2. методы организации деят-ти, опыта поведения (упр-ие): упр-ие, приучение, пед требование, обществ мнение, поручение, воспитыв ситуации. 3. методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание. Приемы -часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение (напр, создание эмоц настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание). Средства воспит-ия -относительно независимые исочники форм-ия личности. К ним относят виды деят-ти (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, обществ жизнь), природа. Такие конкретные мероприятия и формы воспит работы (вечера, собрания). Сейчас можно говорить только об элементах технологизации воспит-ия, использование которых делает воспит процесс более эффективным: 1) процесс воспит-ия имеет целостный хар-р. Воспит воздействия осуществ-ся не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно; 2) крайне осторожно и взвешенно должен решаться вопрос о привлечении к воспит-ию лиц, владеющих отдельными “технологическими операциями ” -методикой форм-ия отдельных качеств. Воспитатель поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала до конца. Индивидуальное мастерство, опирающееся на общую технологию; 3) за технологией в области воспит-ия остаются общие для всех воспит-лей этапы, кот необходимо преодолеть на пути форм-ия всесторонне и гармонически развитой личности. При технологическом решении проблем воспит-ия, каждый воспит-ль обязан пройти канонический путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определ “узловых точках”. Между этими точками каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Современные технологии воспит-ия осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования: 1. Воздействуют на воспит-ка по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение; 2. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспит-ия (внешнего пед воздействия) и самовоспитания личности; 3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспит-ию соц институтов и объединений (СМИ, лит-ры, искусства, семьи, школы и тд); 4. Заданные качества личности форм-ся через систему конкретных воспит-ых дел; 5. Системный подход к процессу воспит-ия и управлению им. Учитыавются внешние и внутренние факторы (сложившийся образ жизни школьника, улсовия жизни, СМИ, уровень развития и условия жизни коллектива, нормы взамоотношений, индивидуальные и личностные особенности воспитанника).
24.Шк. среда и ее влияние на разв-е личности. Ученич. коллектив и его форм-ние. Групповая форма орг-ции воспит-ия в школе - коллективная. Отечественная шк поставила в центр воспит-й деят-ти коллектив, его форм-ие -было главной задачей (Макаренко, Крупская, Сухомлинский). Коллектив имеет большое влияние на форм-ие личности. В общей работе у чел-ка разв-ся чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочуствия. Коллектив в пед-ке = объединение уч-ов, отличающихся признаками: 1) Общая соц значимая цель., есть у любой группы. Обязательно совпадает с общ-ми целями, поддерживается об-вом и гос-м, не противоречит господств-ей идиологии, конституции и законам. 2) Общая совместная деят-ть. Выс. личная ответ-сть за рез-ты совместной деят-ти. 3) отношение ответств-й зависимости. Специф. отн-ния м/у членами коллектива, отражающие единство цели и деят-ти (рабочее сплочение) +единство связ-х с ними пережеваний и оценочных суждений (моральное единение). 4) Общий выборный руководящий орган. Демократ. отн-ния в колл-ве. Органы упр-я форм-ся при прямом и откр. избрании наиб. авторитетных членов. Отдельные из этих хар-тик м/б присущи и др. видам груп-х объединений (ассоциации, кооперации, корпорациии тд). Другие важные особ-сти коллектива: хар-ки, отраж-щие внутриколлект-ю атмосферу, психол. климат, отн-ния м/у членами - сплоченность, взаимопон-ие, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответсв-ть, доьрожелат-ть, бескорыстие, здоровая критика, самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. В коллективе система отн-ний определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Наиб. стабильное звено в официал-ой структуре шк-го коллектива - коллектив класса. Густая сеть межличн-х связей и отн-ний. Выполняет роль фундамента, на базе кот форм-ся шк-ные коллективы.(У.К.) Ученич. коллектив =группа уч-ков, объед-я общей соц-но значимой целью, деят-тью, орг-цией этой деят-ти, имеющая общие выборные органы и отлич-ся сплочен-ю, общей ответст-стью, взаимн. зависим-ю при безусловном равенстве всех членов в правах и обяз-тях. У.К. как система -это: - органичная часть воспит-го колл-ва, вкл-щего помимо детского и колл-в педагогов-воспит-й. -отн-но автономная система, кот свойственны процессы саморегуляции, самоорганиз-ции, самоуправления. –скоординир-е единство 2 структур: офиц-ой, складывающейся под влиянием взрослых, опред-щих его орг-ное строение и деят-ть, + неофиц-ой, складыв-ся в значительной степени в процессе межличностного общения. -субъект деят-ти по реализации единых общественно значимых целей. -носитель общего интегративного св-ва -его поя (атмосферы, психолог климата), проявляющ-ся в общ-ном мнении коллектива, его эмоц-х реакциях и ценностных ориентациях, нормах, традициях. -субъект восп-я по отн-нию к личности каж. из его членов. У.К. = динамическая система, разв-ие кот детерминировано изменениями во внутр-м мире уч-ков, изменениями в жизни об-ва вцелом и непосредственно в окружающей коллектив среде, в хар-ре пед руководства деят-тью коллектива. Движет процесс разв-ия коллектива борьба противоречий - между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами колл-ва и отдельных членов, между потребностями уч-ков и возможностями их удовлетворения в коллективе. Макаренко: движение = форма жизни колл-ва. Принципы разв-ия колл-ва -гласность, ответственная зависимость, перспективных мнений, параллельного действия. Чтобы стать колл-ом, группа должна пройти путь качественных преобразов-й: 3(4) и тд стадии (этапы): 1стадия. -становление колл-ва (стадия первонач-го сплочения). К. =цель воспит-х усилий пед-га. Организатор К =пед-г, от него исходят все требования. Эта стадия завершена, когда в К выделился и заработал актив, уч-ки сплотились на основе общей цели, общей деят-ти и организ-ции. 2стадия. Усидивается влияние актива. Актив поддерживает требования пед-га +сам предъявляет их к членам К. Хар-на стабилизация структуры колл-ва. К. =целостная система, где начинают действ-ть механизмы самоорган-ции и саморегуляции. К. способен требовать от своих членов определенных норм поведения, круг требований постепенно расширяется. К. =инструмент целенаправл-го воспит-я определ-х качеств личности. Разв-ие колл-ва связано с преодолением противоречий: между колл-ом и отдельными уч-ми, опережающими в своем развитии требования колл-ва или отстающих от этих требований; между общими и индивид-ми перспективами; между нормами поведения колл-ва и нормами стихийно складывающ-ся в классе; между группами уч-ов с различными ценностными орентациями. Неизбежны скачки, остановки, движение вспять. 3 и послед-ие стадии. Расцвет К. Более высокие требования к себе, чем к товарищам. Достигнутый уровень воспит-ти, устойч-ти взглядов, суждений, привычек.К. форм-ет цеостную, нравств-ю личность. К. превращается в инструмент индивид-го разв-ия каждого из его членов. Наиболее хар-ая черта К. =общий опыт, одинаковые оценки событий. Нет главного процесса перехода от одной стадии к другой, нет четких границ. К. не должен останавливаться в своем развитии, даже если достиг очень высокого уровня => пед-ги выделяют 4-ую и последующие стадии разв-я: каждый шк-к благодаря прочно усвонному кл-олл-му опыту сам предъявляет к себе требования, выполнение нравств норм становится его потребностью. На всех стадиях разв-я К. возникают, крепнут и сплачивают К. традиции. Традиции =устойчивые формы колл-ой жизни, кот эмоц-но воплащают нормы, обычаи, желания уч-ов. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, разв-ют колл-ые переживания, украшают жизнь, традиции бывают большие и малые. Большие традиц =яркие массовые события, подготовка и проведение кот воспитывают чувство гордости за свой колл-в, веру в его силы, уважение к общ-му мнению. Малые, будничные, повседневные традиции учат поддерживать установленный порядок, всеми доброволь принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Макаренко: особенно важен выбор цели. Практическая цель, кот способна увлечь и сплотить = перспектива (бывает близкой, средней, далекой). Близкая персп-ва -выдвигается на любой стадии разв-я (воскресная совместная прогулка). Должна опираться на личную заинтересованность. Средняя персп-ва -проект колл-го события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения ныжно приложить усилия (подготовка шк-го праздника). Ее выдвигают, когда уже сформ-ся работоспос-ый актив. Далекая персп-ва -отодвинутая во времени, наиболее соц-но значимая и требующая значительных усилий для достижения цели. В ней сочетаются личные и общ-ые потребности (цель упешного оканчания школы и последующего выбора профессии). Имеет значительный эффект, когда колл-в увлечен совместной деят-тью. Система перспективных линий =в любой момент К. должен иметь перед собой яркую, увлекательную цель, жить ею, прилагать усилия для ее осуществленния. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Надо учесть и общ-ые нужды, и уровень разв-я и организованности К., и опыт его работы. Обязательное условие -непрерывная смена перспектив, постановка и все более ьрудных задач. Принцип параллельного действия. Непосредственное воздействие пед-га на уч-ка может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих. Воздействовать на уч-ка не непосредственно, а опосредованно, через первичный колл-в. Каждый член колл-ва оказывается под “параллельным” воздействием по крайней мере трех сил: воспит-ля, актива и всего кол-ва. При повышении уровня сформ-ти К. непосредственное воздействие воспит-ля на каждого отдельного воспит-ка ослабевает, а возд-ие на него колл-ва усиливается. Применим уже на второй стадии. Большое значение макаренко придавал стилю внутриколл-х отношений. Отличительным признаком сформ-ти колл-ва он считал: 1 )мажор -постоянная бодрость, готовность к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего колл-ва, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена; 5) активность; 6) привычка к сдержанности в эмоциях и словах. Альтернативные взгляды на воспит-ую систему Макаренко - Азаров: Макаренко создал набор примитивных догм -“ для колл-ва, через колл-в, в колл-ве ”; нет дела до личности, до страданий каждого отдельного человека, лишь бы колл-в двигался к цели. Коллектив и личность. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться К. Процесс включения уч-ка в систему колл-х отн-ий -сложный, неоднозначный, противоречивый, глубоко индивидуальный. Члены К. отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами хар-ра, степенью общительности, знаниями, умениями итд. =>они по-разному входят в систему колл-х отн-ий, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на колл-в. Положение личности в системе колл-х отн-ий зависит от ее индив-го соц опыта. Опыт определяет хар-р ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать или нет суждениям, ценностям и трад-ям поведения в К. При соответствии включения Л. в систему сложившихся отн-ий облегчается. Особенно сложное положение, когда опыт Л. противоречит ценностям К. Как сложатся отн-ия Л. и К. зависит не только от качеств самой Л., но и от К. Наиболее благоприятно складываются отн-ия, если К. достиг высокого развития. Каждый стремиться к самоутверждению в К., к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Не всем это удается -мешают субъективные и объективные причины. Особенно трудно младшим шк-кам, у кот еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отн-ие к себе колл-ва, найти в нем свое место. Объективные причины: однооьразие деят-ти и узкий диапазон тех соц-х ролей, кот шк-к может играть в колл-ве; бедность содер-ия и однообразие организ-х форм общения между членами К., недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище интересное и ценное. Коллективизм или индивидуализм. По отн-ию к другим людям псих-ги подразделяют уч-ов на 2 основные категории: 1. Общител-ые, с коллективист-ми наклонностями, проявить себя могут только в колл-ве. 2. Шк-ки индивидуалист-го склада, “выпадающие из колл-ва”. В колл-в входят только по необходимости и при первой возможности стремяться из него выйти, обособиться. Три наиболее распростр-ые модели разв-я отн-ий между Л. и К. 1) Личн-ть подчиняется К. =>принимает вынужденно, под давлением, бунтует (принимает ценности, на словах принимает). 2) гармонизация отн-ий =>двойная система ценностей (в большинстве случаев), полное единство, добровольный конформизм..3) личн-ть подчиняет К. =>неформальное лидерство (нонконформизм, предписанные роли). Типичная модель отн-ий Л. и К. - сосуществование. Неформальные группы. В любом шк-ом К. независимо от возраста членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформ-ми отн-ми. В подростковом возрасте неформ-ые группы приобретают более устойчивый хар-р. Как правило, они возникают на основе приятельских отн-ий, личных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформ-ой структуре К. большое место занимают дружеские группы с более узким и более устойчивым составом партнеров. Это связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию. Под влиянием малых групп трансформ-ся ценности К., форм-ся обществ. мнение, опр-ется ранговое положение шк-ов в системе неформ-ых отн-ий. Велика роль лидирующей группы, ее авторитет среди сверстников высок. Нередко она станов. эталонной. Неофиц. Стр-ра К. в значит-й степ. опр-ет его кач-во и возм-сти как субъекта и инструмента восп-я. Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием К., процесс соц-го разв-я личности затрудняется.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.018 с.) |