Формирование рецептивных лексических навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование рецептивных лексических навыков



1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ с новой ЛЕ

· Предьявление ЛЕ на слух или в письменном контексте

· Сообщение правила-инструкции для распознания производных(сложных, конвертированных) слов

· Определение значения ЛЕ на слух, визуально по формальному признаку (прочтите слова и скажите от каких они образованы), визуально по семантическому признаку(найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов)

2 .ТРЕНИРОВКА

· Воспроизв-е ЛЕ изолированно и в контексте(повторите за диктором слово)

· Выполнение языковых и усл-речевых упражнений (подберите прилагательные к данному существительному)

· Овладение навыком выбора в словаре нужного значения слова.

3. АКТИВИЗАЦИЯ ЛЕ в чтении и аудировании

· Чтение текстов и контроль понимания прочитанного

· Прослушивание аудиотекста

 

21. М-ка Об. аудированию иноязычной речи

Воспр-е речи на слух (А) – рецепт-й ВРД, содержание и цель к-го сост-т поним-е речи на слух в момент ее порождения. 3 этапа А.: 1.Мотивационно-побудит-й-установка на А. С помощью коммун-й задачи., 2. Аналитико-синтетич-я часть, включ-я п сихо-физ-кие механ-мы А: Воспр-тие речи (успешн-ть А зависит от оперативной единицы воспр-тия.Чем более крупными блоками будет воспр-ся речь, тем успеш-е переработка инф., заключ-ной в ней), узнав-е (происходит непрерыв-е сличение поступающих сигналов с теми моделями, эталонами, к-е хран-ся в нашей памяти, сличение связано с прошлым опытом чел.(следы от слуховых и речедвигат-х ощущ.), механизм слуховой памяти, антиципация (вероятностное прогнозирование), внутреннее проговар-е (имеет квантовый, прерывистый хар-р: если много известно, прогов. свернуто до отдельных намеков), осмысление и понимание (функц-т на уровне актуального осознав-я, на основе аналит.-синт-й деят.), умозаключения, реакция на прослушанное. 3. Конролирующий.

Пониманию надо учить с самого начала. Любой текст доступен для понимания. Отличит-е особ-сти ВРД А.: 1. реализует устное непосредственное общение, 2. рецепт. ВРД, 3. Предмет А.- чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознав-ю, 4. Форма протекания А.- внутренняя, 5. Результат А.- понимание воспринятого смыслового содерж-я и ответное поведение(реч-е или нереч-е).

Различают 3 уровня в Об.: 1. Элементарный (формирование перцепт-й базы А.), 2. продвинутый (развитие А. Как ВРД), 3. Завершающий (овладение общим общением). Требования к Об. А.: уч. д. уметь распознавать на слух предл-я, распозн-ть интонац.структуру, расчленять слова, членить сообщеение на смысловые куски, удерживать в памяти более длин.звуковые цепочки, устнав-ть логич-е связи между фактами, восполнять пропуски с помощью логич-й догадки, умение обходить помехи, ум. находить основн. мысль и отделять ее от второстепенной, определить тему и определять отношение автора. Существует поним-е на уровне знач-я (кто, где, когда) и смысла(замысел автора).Механизмы, сформир-е на родном языке, не переносятся на иностр-й. Трудности ( А. –самый труд.ВРД):Однократное предъявление, разные источ. инф., темп, длительность звцч-я, ДР воспр-ся труднее, неизвестность контекста, сложное синтакс. оформл, смысловя организация текста. Виды текстов для А. -в программе (фабульные тексты на нач.э.).Тексты д.б. прозрачными в композиционном плане. Повторное прослуш-е увел-ет поним-е на 16.5%.

Виды А.:1. А. с полным пониманием всего сод-я и смысла, 2. А. с поним-м основн. Сод-я. Об. А.- поэтапный процесс. На 1э.-становление механизмов, формирования слухо-произн-х навыков и реч-го слуха (в предл. –7+ -- 2 слова), на 2.э.- форм-е осн. умен. поним-я текста. Этапы: предтекст. э. (созд-е мотивации, наглядность, ассоциаграммы для вызывания интереса, снятие яз. и смысл-х труд., постановка предтекст. зад.), текстовый (задача- контроль понимания), послетекст. (разв-е аудитив. ум. на осн. реч. умений: вопросно-ответная раб., составл-е плана перессказа, коментарий к содерж. и постеп-е переключ. на др. ВРД). Упр-я: Неспец-е ( помогают разв. ум.) - речевая зарядка, ведение ур. на ин.яз., Спец-е - 1. Условно-речевые (перечислите лица, к-е упомин-я в рассказе, найдите расхождение между услыш-ым и изображ-м, поднимите руку, когда услышите неправ. утвержд.), 2. Речевые (ответьте на?-ы, прослушайте начало диал. и продожите, подтверд. Или опровергните, основываясь на прослуш-м, след. утвержд.). Об. А. в СШ сотоит из 2 частей: 1. Аудитивные упр., 2.Работа с аудиотекстом. В Об. А. реализ-я задачи: смысловое восприят-е речи уч-ря и носителей яз. в живом общ-и, фоно- и видиозаписи.

 

22. Методика обучения инояз. диал.р. в с/ш

Говорение выступает в 2 формах: диалог и монолог. В интенсивном обучении исп-ется полилог. Особенности ДР: 1. Психологические характеристики: 1)Невозм. спланировать и запрограм-ть, 2) Ситуативна, 3) Обращенность, 4) Направл-сть, 5) Эллиптичность реплик, 6) Эмоц. окрашена, непредсказуема; 2. Лингвистические характеристики: 1) Неполносоставность реплик, 2) Наличие штампов, клише, разговорных форм, 3) Эллиптичность.

Единица обучения ДР – диал. единство=связь двух реплик. Единица Д. – диал. единство - пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих органичное целое.

Виды диалогов: 1) Д.-обмен мнениями; 2) Д.-волеизъявление; 3) Д.-высказывание + расспрос. Полилог – распростр. вариант Д., форма говорения, адекватная общению в коллективе. Приемы развития П.: ролевые игры или драматизация.

ДР - форма реч. общения. Это сочетание устных выск-ний реч. партнеров, кот. последовательно порождается 2 или более собеседниками (диалог, полилог). Диалоги бывают свободные (интервью, беседа, дискуссия) и стандартные (типовые ситуации, бытовая тема).

Задачи: 1.обуч-е реплицированию, 2. Обуч-е умению разворачивать одну из реплик Д. в связное выск-ние, в микродиалог.

При обучении возможен путь сверху (дедукт. подход) - от целого Д.-образца и снизу (индукт. подход) - от элементарного диал. единства. ДР бывает подготовл-я и неподгот. (по яз. мат-лу и по времени).

Важнейшие усл-я обуч-я ДР – 1) оптимальное сочетание повторяемости (обеспечивает прочность усвоения, автоматизации в усвоении реч. ед-ц). Ее виды: üустойч. сочетания, üКлише, üВстречные вопросы, üШапка Д, üСхема беседы; 2) вариативность (обеспеч. вариат-сть выск-ния, умение воспользоваться наиб. подходящим вариантом). Ее виды: (уровни): üинтонационная и üлексическая. Цель – научить школьников создавать микродиалог с исп-нием усвоенных диал. единств (УРУ).

3 этапа овладения ДР: 1. овлад-е диал. единством. Обучение ДР нач. с обучения реплицированию реагирования на реплику собеседника. Собеседник – уч-ль, он инициирует Д, Ученик сам дает стимулирующие реплики. Уч-ль показывает, как можно развернуть реплику в короткое выск-ние. Учить ученика объединять реплики в диалог! 2. овлад-е микродиалогом. На уровне объединения 2 реплик используются диалоги с пошаговым управлением, когда уч-ль с пом. пошаговых опор подсказывает поведение. Сначала предлагаются готовые диалоги для воспризведения. Здесь уч-ль м. производить небольшие изм-я. Затем планирование, перенос подготовленных диалогов-образцов в новую ситуацию. 3. создание диалогов. Затем - уровень развернутого Д. Если микродиалог имеет форму расспроса (ролевые игры). 4. Далее - уровень своб. беседы.

Способы управления ДР (опоры): Опоры, исп-щиеся для диал. и монол. речи: 1. Содержат.: 1) словесные: текст, план, логико-синтаксич. схемы, 2) изобразит. картинки, фото, диафильмы, кинофильмы; 2. смысловые – опоры, помог-щие раскрыть смысл: 1) словесные (слова как смысловые вехи): лозунги, слова, поговорки, афоризмы, подписи, 2) изобразит.: диаграмма, схема, таблица, даты, цифры, картинка с неразвернут. ситуацией, символика, карикатура и т.д. Опоры для ДР: ü речевые образцы (Напр., если ты хочешь кого-то поблагодарить, то исп-ются отдельные реплики, яз. ед-цы), üотдельные слова, üграфические схемы, üчасти фраз (все это подсказывает формы речевого высказывания); üФильм, üкартинки (Эти опоры подсказывают предметно-содержательную сторону выск-ния); üфункцион. опоры (Пассов): А------В: Frage-----Mitteln

Модель обучения диалогу: 1. Введение в ситуацию. Задачи - активизация значений слов и выражений, предвосхищение темы общения, создание реальной ситуации общения, активизация предварит. значений, 2. Предъявление диалога. Задачи - воспрятие и понимание д, различение гогосов говорящих, сравнение гипотез, 3. Контроль понимания. Задачи – проконтр-ть детальное понимание содержания д, 4. Воспризведение д без опоры на текст. Задачи - учить учащегося правильно произносить и интонировать реплики, 5. Предъявление д вторично с опорой на текст. Задачи - учить уч. сравнивать написанное с услышанным, учить правильно произносить слова и интонировать реплики, 6. Тренировка д, 7. Варьирование д-образца.

Показатели для ДР: üСоответствие реч. действий ком. задаче, теме общения и типов взаимод-я между говорящими üКол-во и разнообразие прав. построенных реплик üУмение спонтанно построить высказывание в соотв. с изм-ми в ситуации и в поведении партнера üЛекс. и грам. разнообразие реплик üНаполненность реплик üИсп-ние ср-в реч. этикета, контакта, взаимод-я üСпособность развернуть и доп-ть реплику üДоп. показатели: гр, лекс., фон. прав-сть.

Упр-я для обучения диал. форме общения: Характерные черты ДФО: 1. Лингв. основа - диал. единства, 2. Клише, 3. Быстрая реакция; Задачи обучения ДФО: 1. Обучение кратким репликам, 2. Обучение клише, 3. обучение быстроте реакций; УРУ: 1. На микродиалогах построены УРУ. 2. Исп-ние клише; 3. Этого требует выполнение УРУ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.009 с.)