Место философии права в системе знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место философии права в системе знания



Место философии права в системе знания

Словосочетание философия права в нашем языке как правило используется в двух смыслах:

1. Мировоззренческий и методологический принципы, установки, которыми руководствуется законодатель, разрабатывая тот или иной правовой акт, и для законодателя это очень важно.

2. Отрасль знания, посвященная правовой жизни общества в той или иной степени.

Отсюда вопрос философия права – наука или не наука? – Философия права – это наука. Первым такую фразу сказал Гегель в 1820 году. В этом году он опубликовал свою книжку под названием Философия права. Он сказал, что философия права имеет своим предметом понятие права, идею права и её осуществление. Автор термина является юрист Гуго.

В России русский правовед Коркунов выпустил такую книгу «курс лекций истории философии права». Содержание той книжки является история философии.

Современные авторы: Тихонравов – «основы философии права», Ершов – считает, что философия права – это философская наука, под влиянием этих идей высшая аттестационная комиссия включила философию права в список философских наук примерно в 1992 году. И были выпущены книги «классическая немецкая Философия права», «философия права от метафизики…».

Сегодня ведущим специалистом права является Мерсесянц. Мерсесянц пишет свою книжку «философия права» и в ней говорит, что есть две философии – одна философия права как философская наука она изучает вопросы государства и права в жизни общества в свете философских категорий, и есть другая философия права как юридическая наука – она изучает тоже самое в свете юридических категорий и представлений.

Сергей Сергеевич Алексеев: «философия права» - философия права сущетсвует на двух уровнях есть философский уровень (абстрактный, обобщенный) и юридический уровень, где философия права юридическая наука. Это явление Грибакин назвал теоретическая аннексия. Он считает, что это философская наука, отрасль философского права. Но как учебная дисциплина философия права сегодня носит комплексный характер она рождается на стыке социальной философии и юридической ТГП.

«Право и закон» - монография кафедры (купить) – для философов права и закон не одно и тоже. Грибакин считает, что слово право славяне придумали задолго до возникновение у славян первого государства. И когда делегация приглашает Рюрика, они говорят «управляй нами по праву», а право то как такого то ещё нет, значит они обозначили что-то этим словом. Слово право в российской культуре не нашло широкого применения. В древнерусской литературе слово право надо понимать в контексте правомочия. Во времена когда Даль опубликовал свой словарь понятия уголовного, гражданского и другого права только зарождалось. Естественное право – права присущие человеку от природы, с рождения. С середины 18 века укоренилось название права как закона. Грибакин называет эту ситуацию «лингвистической ловушкой». Законы права – справедливые, правильные законы, православные законы.

Грибакин считает что, право – основательное притязание индивидов. Философия права призвана ответить на три вопроса:

1. Почему (как) возможно право

2. Почему (как) возможно юридическое регулирование общественных отношений. У юристов есть ответ на этот вопрос коллективный труд нуждается в регулировании, отсюда необходимость права.

3. Почему (как) возможна трансформация права в юридический закон. Все юридическое законодательство можно разделить на три части:

a. Фиксация прав людей, которые люди сами создают для себя.

b. Фиксация обязанностей индивидов

c. Юридический закон фиксирует социальную технологию выполнения прав и обязанностей через регулирование поведения должностных лиц, потерпевших, подозреваемых, третьих лиц и так далее.

Также как материальные ценности права создаются с избытком. И государство их распределяют, и тогда появляются люди, которые пользуются правами, но их не создавали. Именно для этой категории людей.

 

Право - это обусловленная обществом возможность его члена притязать на что-либо.

 

Мерсесянц не сумел дать определения права как НЕ закон.

 

Кант

Один из первых на вопрос что такое право попытался ответить Кант.

Кант родился 1724 году и умер в 1804. То есть всё его творчество пришлось на 18 век. Для общетва 18 века было характерна огромная сила и влияние феодальных отношений. Крестьяне зависели от собственников. Население официально называется подданными. Население преимущество несет обязанности. Выйти из этого состояния нельзя было. В этих условиях в Кенигсберге появляется человек, который заявляет – каждый индивид имеет право. Каждый человек как разумное, нравственное существо – свободен. Эта идея включается в нашу жизнь постепенно.

Каждый индивид приобретает доопытные, априорные формы чувственности и рассудка. Человек априорно свободен и как свободное существо он обладает правами. У Декарта была мысль о врожденных идеях. Кант отрицает эту идею. Априорные идеи – не врожденные, они доопытные. Важнейшее значение имеет этическая философия Канта, то есть философия морали Канта. Если сопрягать мораль и право, то Кант ставить право на первое место.

По Канту право – это совокупность условий при которых произвол одного лица совместим с произволом другого согласно всеобщему закону свободы. Индивид изначально свободен как разумное существо, однако его свобода ограничена свободой другого человека. При переходе этой границы то свобода переступившего становится произволом. О каких условиях говорит Кант:

1. Наличие действующего юридического закона

2. Гарантии частной собственности

3. Равенство всех перед законом

4. Решение спорных законов в суде

Кант говорил, каждый из индивидов находится в антагонизме с другими индивидами. Проявления антагонизма различны. Первоначально право зарождается как внутреннее достояние человека, такое право не действительно, действительным оно станет, когда его признают другие люди. Право зафиксировано в юридических законах, объективировано в законе, и в особенности право собственности. Право защищается только в суде.

Закон должен исполняться неукоснительно, так как право закреплено в законе. Принуждение неизбежно. В государстве должен быть налажен механизм принуждения соблюдения закона. Возвышая личность, Кант не обходит вопрос об ответственности. Индивид - свободен, но и ответственен.

У каждого есть априорный принцип - категорический императив. Категорический императив – поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть вместе с тем принципом всеобщего законодательства.

Кант считал, что индивид ответственен за свои поступки, потому что он сверяет интересы других людей со своими действиями.

Каждый из индивидов формулирует правила своего поведения. Каждый индивид выступает в роли самозаконодателя:

1. Запрещай себе все то, что ты запрещаешь другим

2. Требуй от других то, что ты готов потребовать от себя.

3. Разрешай себе всё то, что ты разрешаешь другим

Значение определения Канта для современного правопонимания

Кант различает право и закон. Природа у этих понятий – разная.

1. Источником права является сам индивид.

2. Кант делает акцент на активность личности. Кант подчеркивал, что только тот достоин называться человеком, кто защищает свои права.

3. Кант настаивает на ответственности индивида, он за безопасность в обществе

Границы правового регулирования людей

Виды свобод:

Кант различает два вида свободы:

1. Внутреннюю свободу

2. Внешнюю свободу

Кант исходил из того что поступки людей могут быть моральными (в соответствии с нравственными категориями) и легальными (в соответствии с юридическим законом).

Внутренняя свобода – это когда выступает в рамках самозаконодателя, а внешняя свобода это действия в пределах права индивида.

Правовому регулированию поддаются лишь внешние формы поведения.

Гегель

Идея права как идея свободы

Свобода как категория обнаруживает себя, представляет себя, прежде всего понятием права. В связи с этим Гегель говорил, что право – это мера свободы. Ничего материального нет. Право существует пока как категория. Идея права внутри себя содержит все общественные образования, феномены, институты.

Книга Гегеля состоит из 3х разделов. Каждый раздел является определенным этапом развития идеи свободы:

1. Абстрактное право. Гегель в нем пишет о праве и о том, как оно себя представляет, предъявляет в тот период, когда сущего ещё нет. В разделе Гегель выделяет три подраздела:

a. Собственность

b. Договор

c. Неправда

Гегель начинает с собственности. Он с одной стороны показывает каким образом возникает общество – из объективно существующей идеи права, а с другой стороны он объясняет каким образом каждый индивид обретает право. Индивид вкладывают свою волю в вещь, найденную в природе, и эта вещь становится моя. По Гегелю, личность прежде всего собственник. По Канту личное достоинство априорно, Гегель – это отрицает.

Будь лицом и уважай каждого в качестве лица. Будь собственником и признавай другого в качестве собственника. Он считал, что каждый индивид может быть собственником.

Договор о взаимном признании в качестве собственника. Гегель понимает, что договор не все люди будут понимать.

Гегель различает неправду:

a. Простодушная неправда

b. Обман

c. Преступление

По существу характеризует сущность преступления. Преступление – это выход индивида за пределы своего правового поля.

2. Мораль. Он считает, что идея права после 1 этапа получает развитие в форме категории духовного мира индивида.

3. Нравственность. После 2 этапа идея права объективируется в социальных институтах, в общественных порядках, действиях людей.

Гегель различает мораль и нравственность.

Преступник имеет право на наказание. Это право он формирует самим фактом преступления. Каждый создает для себя правовое поле, объем прав. Преступление – это, прежде всего, выход индивида за рамки своего правового поля. Выходя за эти рамки, он наносит общественный вред, нарушает права других индивидов. Индивид имеет право вернуться в рамки своего правового поля через наказание. Наказанием восстанавливается нанесенный ущерб, и индивид возвращается в рамки своего правового поля. Гегель подчеркивает:

1. наказание только по суду

2. наказание не должно быть слишком жестоким

 

Поразвивавшись в абстрактном мире по Гегелю идея права переходит в новом состояние. Этот этап Гегель именует Мораль. Здесь духовные ценности индивида. Идея права развивается в категориях умысла, вина, намерение и благо, добро и совесть. Здесь Гегель подчеркивает активность индивида. Регулятивное значение его деятельности. Намерения индивида должны быть сориентированы на благо, с целью, что бы каждый индивид совершал добро.

Третий этап называется нравственность. В современной трактовке мораль – это комплекс правил поведения существующих в народном духе, сознании. Это идеалы, принципы. Их реализация поддерживается со стороны общественного мнения. Нравственность – это реальное поведение людей. Раздел нравственности у Гегеля состоит из трех разделов:

1. семья. В этом разделе Гегель демонстрирует нравы начала 19 века. Семья по Гегелю складывается из трех компонентов:

a. семья - это брак

b. семья - это собственность

c. семья - это дети

Важнейший раздел - это собственность, она совместная, но главный распорядитель собственности муж.

Дети не являются собственностью родителей. Воспитание детей должно быть строгим. Нужно воспитывать природное своеволие. Строгость переходящая в жестокость.

2. гражданское общество. Гегель считал, что гражданское общество – это позднее образование, оно возникает уже после государства. Оно как бы вклинивается между государством и семьей. Система потребностей: основу социаума составляют интересы людей:

a. полиция

b. корпорация

c. и другое

Потребность – труд. Труд – процесс взаимодействия природы и человека, управляемое разумом человека.

Теорию разделения властей Гегель не поддерживал, он считал что власть должна быть единой в государстве. Под корпорацией Гегель имеет – единицу предпринимательской деятельности, полиция.

По Гегелю гражданское общество – это определенная организационная форма активности населения. В неявном виде Гегель характеризует гражданское общество как институт оппонирующий государству.

Гражданское общество оправдано лишь как оппонент государству. Оно призвано защитить население перед произволом чиновников

3. государство. По Гегелю государство – это шествие Бога в мире. Государство – это законодательная, правительственная власть и власть монарха. В государстве Гегель высоко ставят высоко. Бюрократы у него – самосознание общества, бюрократы выражают дух нации, это сословие, которое цементирует общество. Гегель делит население на земледельческое и промышленное. Но он их не дифференцирует. Они все в одной общей массе. Гегель выдвигает мысль, что война между государствами неизбежна.

Фихте

Источником права является индивид, а именно его сознание.

Карл Маркс

Сегодня критикуется. Однако критикуются те представления о Марксе, которые сложились в СССР. В СССР был создан миф, о том, что сущность права – это воля классов. Отправной точкой для создания этого научного мира стало высказывание Маркса и Энгельса на съезде коммунистической партии, они писали обращаясь к буржуазии – «ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» Было совершено неправильно понимать сущность права в воле. Право возводиться в закон, оно фиксируется законом, оно начинает составлять содержание закона, но всё же это не закон. Однако кроме прав в законе есть и другие элементы, например фиксация обязанностей, механизм реализации. В этом высказывании Маркс и Энгельс констатируют исторический факт завладения права собственности людей на вещь буржуа, то есть произвольный захват чужого имущества, агрессивный захват чужого имущества.

Откуда берется право? – есть у него работа и на эту тему. Труд – есть мера права. От количества и качества труда зависит и масштаб прав, таким образом, человек создает для себя правовое поле.

Право никогда не может быть выше, чем экономический строй общество и обусловленное им развитие культуры. А юридическое сознание не может быть выше культуры и экономики.

1. Общественное сознание адекватно отражает общественное бытие

2. Общественное сознание опережает общественное бытие

3. Общественное сознание может отставать от общественного бытия.

Маркс считает, что фундамент общества составляет материальная деятельность людей и прежде всего в этой деятельности люди создают для себя права. В этом смысле право по Марксу бессмертно. Право может защищаться с помощью закона. Закон как гарант права не эффективная вещь.

Соловьев Владимир Сергеевич

Объективный идеалист. Для Соловьева право – это юридический закон. Соловьев считал, что у индивидов никакого естественного права нет. Он заявил, что естественное право – это сущность положительного законодательства. Стержень положительного законодательства составляют понятия – свобода и справедливость. Право возникает стихийно, появляется точно также как религия язык и искусство, то есть в ходе исторического существования человека. Это результат народного духа. Естественное право это сущность положительного права. «Право есть свобода обусловленная равенством». «Право есть синтез свободы и равенства». «Отнимите свободу, и право превращается в насилие, произвол. Отнимите право и свобода превращается в анархию». Определяющее начало права – разум. Право есть ограничитель, только равное ограничение делает из свободы право, но ограничение должно быть справедливым. Справедливость берется по определению.

1. Нравственные требования к человеку не ограничены. Совершенствование личности беспредельно.

Закон ставит человеку ограничения.

Юридический закон требует минимальной степени нравственного состояния. Право есть низший предел, это минимум нравственности, равно для всех обязательный. В этом высказывании Соловьев отождествляет право и мораль. Из контекста становиться ясно, что мораль имеет несколько уровней. Право – только нижний этаж.

2. Нравственные требования не предписывают заранее определенных нравственных действий. Юридический закон указывает на определенные внешние действия.

3. Нравственные требования исполняются добровольно. Исполнение юридического требования обеспечено принуждением.

4. Нравственные требования – бесписьменный регулятор. Закон – письменная форма.

5. Право позволяет людям быть злыми. Право препятствует в общих интересах злому человеку стать злодеем.

Несколько слов о государстве. Он считает, что государство необходимо, он считает, что это организация которое обеспечивает стабильность в обществе, что государство есть общая и беспристрастная власть.

Спор может быть решен только войной. В этом смысле как средство разрешения неразрешимого спора – война есть положительное явление. Зло войны – относительно, а не абсолютно.

Он считал что единственная религия достойная почитания – это католицизм. По мнению Соловьева в будущем церковь должна взять под контроль государство. И если все государства будут контролироваться католицизмом, то будет установлена Всемирная Свободная Теократия.

Чичерин (1829-1904)

Крупный помещик, Аристократ, закончил юридический факультет МГУ, стал профессором и был назначен мэром города Москвы. Но проработал сравнительно не много. Он любил выступать с речами. Он ведь политолог. Чичерин, однажды, высказал мысль о том, что в России следует установить конституционную монархию. Царь об этом узнал и Чичерин уезжает в деревню. У него была позиция универсализма. Чичерин пытается приспособить диалектику Гегеля для обоснования стабильности общества. Чичерин исходит из того что в мире ничего не меняется, все развивается по кругу. Человечество исходит от Бога и снова возвращается к нему.

Пропущена лекция

Основных вопроса

1. Почему (как) возможно право

2. Почему (как) возможно юридическое регулирование общественных отношений.

3. Почему (как) возможна трансформация права в юридический закон.

Понятие нормофикации

Процесс начинающийся с возникновения основательного притязания в результате опредмечивания субстанциональных качеств индивидов и завершающееся возведением права в закон государства есть нормофикация. Нормофикация как процесс протекает за пределами человеческой сферы. События, составляющие нормофикацию безразличны для законодателя. Сущность нормофикации в типизировании.

В реальной жизнедеятельности, в реальных процессах опредмечивания индивидов основательное притязание теряет черты индивидуальности, личностные приметы. Это происходит потому что:

1. Многие действия выполняются коллективно, поэтому права, которое возникает в результате этого действия, идентичны.

2. Многие поступки мы совершаем по принципу подражания, то есть поступки стереотипизируются

В стереотипах тоже есть позитивный момент. С помощью их мы избавляем себя от того, что необходимо постоянно принимать новые решения. В итоге поведение людей объективно типизируется.

Индивиды, живущие здесь и теперь, пользуются тождественными средствами для получения продукта какого либо. Индивиды одной классовой группы незначительно различаются между собой по своим знаниям и умениям. Типизируются результаты жизнедеятельности. Индивиды руководствуются тождественной сеткой приоритетов и значений. В итоге продукты жизнедеятельности получают типичные оценки. Право имеет вещную ориентацию. Отсюда законодателю открывается возможность установить порядок и отсюда воздействовать. Государство напрямую не всегда воздействует на притязания индивидов, а косвенным образом через юридический статус вещей. В некоторых случаях государство прибегает к прямому управлению индивидом (например, обязанность служить в армии).

Смысл конечного результата нормофикации в том, чтобы право, как основательное притязание из криптационной реальности поднять в реальность визуальную.

Право как основательное притязание в результате нормофикации возникает в государственном состоянии общества. Реализация прав, его защита, гарантия осуществления права создавалась мораль. Мораль развивалась как средство защиты права. Несколько тысяч лет мораль справлялось со своей задачей, но с имущественным расслоением мораль уже была неспособна выполнять свои функции. Люди изобрели государство и юридический закон. Юридический закон был с восторгом принят.

Юридический закон как отчужденное право. Он стал силой враждебной людям.

Характеристика юридического закона:

1. В принятии юридического закона непосредственно участвует меньшинство населения страны

2. Закон, как правило, полнее отражает групповые интересы, чем всеобщие.

3. Основная масса лишена возможности контролировать реализацию закона.

4. Зафиксированные в законе права индивиды зачастую не воспринимается ими как собственное субъективное основательное притязания, но оцениваются как дар, благодеяние государства. Это заблуждение охотно тиражируется наукой и пропагандируется.

5. В законодательстве любой страны имеется немало статей которые несут прямую угрозу жизни людей и обеспечиваются вооруженными силами

6. Закон преследует граждан независимо от того знают они или нет о его существовании

7. Закон лишь частично отражает субъективное притязание, оставляя только существенные стороны права оголенными перед властью произвола и индивидуального насилия

8. Фактически не соблюдается принцип равенства всех граждан перед законом. Неподсудность предусмотрена в самом законе, например, депутатская неприкосновенность и других лиц.

Юридический закон, не смотря на это, выполняет незаменимые функции, без него нельзя. Вот такое противоречие.

Теория естественного права

С одной стороны лектор считает эти теории идеологемами (некоторая идея, некоторый принцип), они не научны. В советской философской литературе эта теория не принималась. С другой стороны, в 1990 годы эту теорию реанимировали. Все равны и якобы обладают равными правами. Особое значение идеи естественных прав человека приобрела в новое время, она была положена в основу теоретического обоснования свержения феодального строя и создания нового общества. Она была направлена против феодального законодательства, против аристократических, элитарных территорий, согласно которым хозяева жизни – феодалы, а трудящиеся несут исключительно обязанности. Она оправдывала свержение власти феодалов, она поднимала чувство личности, она вдохновляла каждого человека (у каждого равные права).

У этой теории нет доказательств. А важнейший критерий научной теории – доказанность, непротиворечивость.

Идеологема – идейный принцип, который используется в духовно-нравственном воспитании людей, взят в качестве центральной в идеологии. В России сейчас ситуация несколько меняется.

Идея естественных прав нашла универсальное применение, то есть она используется для обоснования прямо противоположных целей и задач. Например один софист заявил – от природы все люди равны, то есть они обладают равными правами и это равенство обусловлено природой. Одни авторы понимают под природой – весь мир, другие – как тело человека. Платон и Аристотель оправдывали рабство с помощью этой теории. В России граф Щербатов говорил, что наличие дворян и крепостных крестьян соответствует природе человека. Карамзин также говорил об этом. Английский философ Томас Гоббс считал, что существование монархии соответствует естественной теории права. Джон Локк, ссылаясь на естественное право, заявил, что в государстве должно быть разделение властей. Идея естественного права используется в коллективистских идеях. Идея естественных прав человека составила стержень буржуазной идеологии. Она была использована эта идея против атак социалистического строя.

Такая универсальность вызывает подозрение.

Эта теория никак не обосновывается.

Субъекты правосознания

Лектор полагает, что субъектами являются и индивиды и юридические лица (лектор называет социальные индивиды). Каждый социальный индивид представляет права тех, кто входит в него. У каждого социального индивида есть и свои специфические права. Это очень важно, по мнению лектора.

Государство также имеет ограниченный набор прав, также несет и обязанности.

Лектор вводит понятия первичные субъекты правосознания (индивиды) и вторичные субъекты правосознания (социальные).

Таким образом, в юридическом законе фиксируются основательные притязания граждан различных объединений людей и государства.

Объекты правосознания

В общей форме объект - это вещи, услуги и статус. На первое место с точки зрения Лектора люди претендуют на человеческое существование, на жизнедеятельность свойственную людям.

Осмысление своего права на жизнь. Это и привилегия каждого индивида, его преимущество и обязанность, как долг, и как ответственность. Притязание на жизнь имеет два аспекта:

1. Безопасность, самосохранение

2. Продолжение рода через общение с лицами противоположного рода.

Чем обусловлено право на жизнь?

1. активностью родителей. Результат этой активности – наша жизнь

2. право на жизнь обеспечено той энергией, силой, материальными средствами, которые в нас вкладывают.

3. Изначальная защита со стороны общества и государства.

 

1. Условия жизнедеятельности, формы и способы организации жизни

2. Каждый из нас претендует на участие в пользовании вещами. Первоначально важно было только участие, в настоящее время важен и сама вещь

3. Результаты жизнедеятельности

Содержание правосознания

Вечные человеческие ценности:

1. Свобода

2. Справедливость

3. Собственность

Право как основательное притязание и свобода. Изначально свобода есть беспрепятственная реализация основательных притязаний индивидов. Именно поэтому свобода ощущается как ширь. Именно поэтому свобода производна от права или право как основание свободы.

Свобода есть осознанная необходимость так говорили стоики. Здесь опущено право как основательное притязание индивидов. Знание необходимости требовалось для основательного притязания индивидов.

Пропущена лекция

12.12.08

Каким образом реализуется социально-творческая функция закона?

1. Открытие простора для индивидуальной или групповой активности по принципу разрешено все то, что не запрещено законом

2. Обеспечение условий для развертывания индивидуально групповой активности. Условия – материальные, экономические, социальные и так далее.

3. Возложение на индивидов обязанностей выполнение которых подкреплено моральными требованиями и государственными принуждениями.

Первые два пункта имеют ввиду свободных самодостаточных граждан. Третий пункт довольно часто было в СССР.

Место философии права в системе знания

Словосочетание философия права в нашем языке как правило используется в двух смыслах:

1. Мировоззренческий и методологический принципы, установки, которыми руководствуется законодатель, разрабатывая тот или иной правовой акт, и для законодателя это очень важно.

2. Отрасль знания, посвященная правовой жизни общества в той или иной степени.

Отсюда вопрос философия права – наука или не наука? – Философия права – это наука. Первым такую фразу сказал Гегель в 1820 году. В этом году он опубликовал свою книжку под названием Философия права. Он сказал, что философия права имеет своим предметом понятие права, идею права и её осуществление. Автор термина является юрист Гуго.

В России русский правовед Коркунов выпустил такую книгу «курс лекций истории философии права». Содержание той книжки является история философии.

Современные авторы: Тихонравов – «основы философии права», Ершов – считает, что философия права – это философская наука, под влиянием этих идей высшая аттестационная комиссия включила философию права в список философских наук примерно в 1992 году. И были выпущены книги «классическая немецкая Философия права», «философия права от метафизики…».

Сегодня ведущим специалистом права является Мерсесянц. Мерсесянц пишет свою книжку «философия права» и в ней говорит, что есть две философии – одна философия права как философская наука она изучает вопросы государства и права в жизни общества в свете философских категорий, и есть другая философия права как юридическая наука – она изучает тоже самое в свете юридических категорий и представлений.

Сергей Сергеевич Алексеев: «философия права» - философия права сущетсвует на двух уровнях есть философский уровень (абстрактный, обобщенный) и юридический уровень, где философия права юридическая наука. Это явление Грибакин назвал теоретическая аннексия. Он считает, что это философская наука, отрасль философского права. Но как учебная дисциплина философия права сегодня носит комплексный характер она рождается на стыке социальной философии и юридической ТГП.

«Право и закон» - монография кафедры (купить) – для философов права и закон не одно и тоже. Грибакин считает, что слово право славяне придумали задолго до возникновение у славян первого государства. И когда делегация приглашает Рюрика, они говорят «управляй нами по праву», а право то как такого то ещё нет, значит они обозначили что-то этим словом. Слово право в российской культуре не нашло широкого применения. В древнерусской литературе слово право надо понимать в контексте правомочия. Во времена когда Даль опубликовал свой словарь понятия уголовного, гражданского и другого права только зарождалось. Естественное право – права присущие человеку от природы, с рождения. С середины 18 века укоренилось название права как закона. Грибакин называет эту ситуацию «лингвистической ловушкой». Законы права – справедливые, правильные законы, православные законы.

Грибакин считает что, право – основательное притязание индивидов. Философия права призвана ответить на три вопроса:

1. Почему (как) возможно право

2. Почему (как) возможно юридическое регулирование общественных отношений. У юристов есть ответ на этот вопрос коллективный труд нуждается в регулировании, отсюда необходимость права.

3. Почему (как) возможна трансформация права в юридический закон. Все юридическое законодательство можно разделить на три части:

a. Фиксация прав людей, которые люди сами создают для себя.

b. Фиксация обязанностей индивидов

c. Юридический закон фиксирует социальную технологию выполнения прав и обязанностей через регулирование поведения должностных лиц, потерпевших, подозреваемых, третьих лиц и так далее.

Также как материальные ценности права создаются с избытком. И государство их распределяют, и тогда появляются люди, которые пользуются правами, но их не создавали. Именно для этой категории людей.

 

Право - это обусловленная обществом возможность его члена притязать на что-либо.

 

Мерсесянц не сумел дать определения права как НЕ закон.

 

Кант

Один из первых на вопрос что такое право попытался ответить Кант.

Кант родился 1724 году и умер в 1804. То есть всё его творчество пришлось на 18 век. Для общетва 18 века было характерна огромная сила и влияние феодальных отношений. Крестьяне зависели от собственников. Население официально называется подданными. Население преимущество несет обязанности. Выйти из этого состояния нельзя было. В этих условиях в Кенигсберге появляется человек, который заявляет – каждый индивид имеет право. Каждый человек как разумное, нравственное существо – свободен. Эта идея включается в нашу жизнь постепенно.

Каждый индивид приобретает доопытные, априорные формы чувственности и рассудка. Человек априорно свободен и как свободное существо он обладает правами. У Декарта была мысль о врожденных идеях. Кант отрицает эту идею. Априорные идеи – не врожденные, они доопытные. Важнейшее значение имеет этическая философия Канта, то есть философия морали Канта. Если сопрягать мораль и право, то Кант ставить право на первое место.

По Канту право – это совокупность условий при которых произвол одного лица совместим с произволом другого согласно всеобщему закону свободы. Индивид изначально свободен как разумное существо, однако его свобода ограничена свободой другого человека. При переходе этой границы то свобода переступившего становится произволом. О каких условиях говорит Кант:

1. Наличие действующего юридического закона

2. Гарантии частной собственности

3. Равенство всех перед законом

4. Решение спорных законов в суде

Кант говорил, каждый из индивидов находится в антагонизме с другими индивидами. Проявления антагонизма различны. Первоначально право зарождается как внутреннее достояние человека, такое право не действительно, действительным оно станет, когда его признают другие люди. Право зафиксировано в юридических законах, объективировано в законе, и в особенности право собственности. Право защищается только в суде.

Закон должен исполняться неукоснительно, так как право закреплено в законе. Принуждение неизбежно. В государстве должен быть налажен механизм принуждения соблюдения закона. Возвышая личность, Кант не обходит вопрос об ответственности. Индивид - свободен, но и ответственен.

У каждого есть априорный принцип - категорический императив. Категорический императив – поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть вместе с тем принципом всеобщего законодательства.

Кант считал, что индивид ответственен за свои поступки, потому что он сверяет интересы других людей со своими действиями.

Каждый из индивидов формулирует правила своего поведения. Каждый индивид выступает в роли самозаконодателя:

1. Запрещай себе все то, что ты запрещаешь другим

2. Требуй от других то, что ты готов потребовать от себя.

3. Разрешай себе всё то, что ты разрешаешь другим

Значение определения Канта для современного правопонимания

Кант различает право и закон. Природа у этих понятий – разная.

1. Источником права является сам индивид.

2. Кант делает акцент на активность личности. Кант подчеркивал, что только тот достоин называться человеком, кто защищает свои права.

3. Кант настаивает на ответственности индивида, он за безопасность в обществе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.137 с.)