Границы правового регулирования людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Границы правового регулирования людей



Виды свобод:

Кант различает два вида свободы:

1. Внутреннюю свободу

2. Внешнюю свободу

Кант исходил из того что поступки людей могут быть моральными (в соответствии с нравственными категориями) и легальными (в соответствии с юридическим законом).

Внутренняя свобода – это когда выступает в рамках самозаконодателя, а внешняя свобода это действия в пределах права индивида.

Правовому регулированию поддаются лишь внешние формы поведения.

Гегель

Предмет и задачи философии права

Пожалуй был первым кто утверждал что философия права есть наука, причем наука философская. Это утверждение содержится в его книге философия права.

Предмет философии права – идея права и её осуществление.

Задачи философии права:

1. посмотреть насколько адекватно идея права осуществлена в реальности.

2. В полном ли объеме идея права осуществлена

Идея права как идея свободы

Свобода как категория обнаруживает себя, представляет себя, прежде всего понятием права. В связи с этим Гегель говорил, что право – это мера свободы. Ничего материального нет. Право существует пока как категория. Идея права внутри себя содержит все общественные образования, феномены, институты.

Книга Гегеля состоит из 3х разделов. Каждый раздел является определенным этапом развития идеи свободы:

1. Абстрактное право. Гегель в нем пишет о праве и о том, как оно себя представляет, предъявляет в тот период, когда сущего ещё нет. В разделе Гегель выделяет три подраздела:

a. Собственность

b. Договор

c. Неправда

Гегель начинает с собственности. Он с одной стороны показывает каким образом возникает общество – из объективно существующей идеи права, а с другой стороны он объясняет каким образом каждый индивид обретает право. Индивид вкладывают свою волю в вещь, найденную в природе, и эта вещь становится моя. По Гегелю, личность прежде всего собственник. По Канту личное достоинство априорно, Гегель – это отрицает.

Будь лицом и уважай каждого в качестве лица. Будь собственником и признавай другого в качестве собственника. Он считал, что каждый индивид может быть собственником.

Договор о взаимном признании в качестве собственника. Гегель понимает, что договор не все люди будут понимать.

Гегель различает неправду:

a. Простодушная неправда

b. Обман

c. Преступление

По существу характеризует сущность преступления. Преступление – это выход индивида за пределы своего правового поля.

2. Мораль. Он считает, что идея права после 1 этапа получает развитие в форме категории духовного мира индивида.

3. Нравственность. После 2 этапа идея права объективируется в социальных институтах, в общественных порядках, действиях людей.

Гегель различает мораль и нравственность.

Преступник имеет право на наказание. Это право он формирует самим фактом преступления. Каждый создает для себя правовое поле, объем прав. Преступление – это, прежде всего, выход индивида за рамки своего правового поля. Выходя за эти рамки, он наносит общественный вред, нарушает права других индивидов. Индивид имеет право вернуться в рамки своего правового поля через наказание. Наказанием восстанавливается нанесенный ущерб, и индивид возвращается в рамки своего правового поля. Гегель подчеркивает:

1. наказание только по суду

2. наказание не должно быть слишком жестоким

 

Поразвивавшись в абстрактном мире по Гегелю идея права переходит в новом состояние. Этот этап Гегель именует Мораль. Здесь духовные ценности индивида. Идея права развивается в категориях умысла, вина, намерение и благо, добро и совесть. Здесь Гегель подчеркивает активность индивида. Регулятивное значение его деятельности. Намерения индивида должны быть сориентированы на благо, с целью, что бы каждый индивид совершал добро.

Третий этап называется нравственность. В современной трактовке мораль – это комплекс правил поведения существующих в народном духе, сознании. Это идеалы, принципы. Их реализация поддерживается со стороны общественного мнения. Нравственность – это реальное поведение людей. Раздел нравственности у Гегеля состоит из трех разделов:

1. семья. В этом разделе Гегель демонстрирует нравы начала 19 века. Семья по Гегелю складывается из трех компонентов:

a. семья - это брак

b. семья - это собственность

c. семья - это дети

Важнейший раздел - это собственность, она совместная, но главный распорядитель собственности муж.

Дети не являются собственностью родителей. Воспитание детей должно быть строгим. Нужно воспитывать природное своеволие. Строгость переходящая в жестокость.

2. гражданское общество. Гегель считал, что гражданское общество – это позднее образование, оно возникает уже после государства. Оно как бы вклинивается между государством и семьей. Система потребностей: основу социаума составляют интересы людей:

a. полиция

b. корпорация

c. и другое

Потребность – труд. Труд – процесс взаимодействия природы и человека, управляемое разумом человека.

Теорию разделения властей Гегель не поддерживал, он считал что власть должна быть единой в государстве. Под корпорацией Гегель имеет – единицу предпринимательской деятельности, полиция.

По Гегелю гражданское общество – это определенная организационная форма активности населения. В неявном виде Гегель характеризует гражданское общество как институт оппонирующий государству.

Гражданское общество оправдано лишь как оппонент государству. Оно призвано защитить население перед произволом чиновников

3. государство. По Гегелю государство – это шествие Бога в мире. Государство – это законодательная, правительственная власть и власть монарха. В государстве Гегель высоко ставят высоко. Бюрократы у него – самосознание общества, бюрократы выражают дух нации, это сословие, которое цементирует общество. Гегель делит население на земледельческое и промышленное. Но он их не дифференцирует. Они все в одной общей массе. Гегель выдвигает мысль, что война между государствами неизбежна.

Фихте

Источником права является индивид, а именно его сознание.

Карл Маркс

Сегодня критикуется. Однако критикуются те представления о Марксе, которые сложились в СССР. В СССР был создан миф, о том, что сущность права – это воля классов. Отправной точкой для создания этого научного мира стало высказывание Маркса и Энгельса на съезде коммунистической партии, они писали обращаясь к буржуазии – «ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» Было совершено неправильно понимать сущность права в воле. Право возводиться в закон, оно фиксируется законом, оно начинает составлять содержание закона, но всё же это не закон. Однако кроме прав в законе есть и другие элементы, например фиксация обязанностей, механизм реализации. В этом высказывании Маркс и Энгельс констатируют исторический факт завладения права собственности людей на вещь буржуа, то есть произвольный захват чужого имущества, агрессивный захват чужого имущества.

Откуда берется право? – есть у него работа и на эту тему. Труд – есть мера права. От количества и качества труда зависит и масштаб прав, таким образом, человек создает для себя правовое поле.

Право никогда не может быть выше, чем экономический строй общество и обусловленное им развитие культуры. А юридическое сознание не может быть выше культуры и экономики.

1. Общественное сознание адекватно отражает общественное бытие

2. Общественное сознание опережает общественное бытие

3. Общественное сознание может отставать от общественного бытия.

Маркс считает, что фундамент общества составляет материальная деятельность людей и прежде всего в этой деятельности люди создают для себя права. В этом смысле право по Марксу бессмертно. Право может защищаться с помощью закона. Закон как гарант права не эффективная вещь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.007 с.)