Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика развития дивергентного мышления учащихсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Составной частью креативного обучения является развитие дивергентного мышления школьников. При этом под дивергентным мышлением понимают способность к творчеству, которая выражается впорождении множества решений на основе однозначных данных. Большими возможностями в развитии дивергентного мышления обладает методика обучения учащихся поиску различных способов решения задач с опорой на логические методы познания(на анализ, синтез, индукцию, дедукцию, сравнение, аналогию, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, моделирование, классификацию и др.).Иногда одной задаче может быть посвящен специальный урок. В поиске решения задачи наиболее креативным этапом является формулирование идеи (замысла) решения задачи. Различные идеи могут быть двух видов: идеи, приводящие к одному способу решения и идеи, приводящие к различным способам. Высказывание таких идей представляет собой обучение использованию направляющих эвристик, развитию эвристического, дивергентного мышления. Пример. Рассмотрим следующую задачу: «Докажите, что площадь четырехугольника, диагонали которого взаимно перпендикулярны и равны d 1 и d 2, находится по формуле S = (d 1 d 2)/2. Идеи доказательства: 1) Рисунок 3.12, а подсказывает, что данный четырехугольник состоит из четырех прямоугольных треугольников и решение задачи возможно сводится к использованию суммы площадей этих треугольников. Суммирование можно начать с любого из этих треугольников; 2) из того же рисунка видно, что данный четырехугольник состоит из двух треугольников с общей стороной АС и возможно удастся воспользоваться суммой площадей этих треугольников; 3) можно заметить, что данный четырехугольник состоит из двух треугольников с общей стороной BD и попытаться воспользоваться суммой площадей этих треугольников (см. рис. 3.12, а); 4) формулу можно попытаться истолковать как половину площади некоторого прямоугольника со сторонами d 1 и d 2 (рис. 3.12, б); 5) к предыдущей идеи можно подойти с помощью модели, изготовленной из картона (рис. 3.12, в); Формулу можно попытаться истолковать как: 6)площадь некоторого прямоугольника со сторонами d 1 и d 2/2 (рис. 3.12, г); 7) площадь некоторого прямоугольника со сторонами d 1/2 и d 2 (рис. 3.12, д); 8) площадь некоторого треугольника со стороной d 2 и высотой d 1, проведенной к этой стороне (рис. 3.12, е); 9) площадь не которого треугольника со стороной d 2 и высотой d 1, проведенной к этой стороне; выбрав при этом треугольник, так как показано на рисунке 3.12, ж; 10) площадь некоторого треугольника со стороной d 1 и высотой, проведенной к этой стороне, d 2, выбрав при этом треугольник, так как показано на рисунке 3.12,з; 11) площадь некоторого треугольника со стороной d 1 и высотой d 2, проведенной к этой стороне; выбрав при этом треугольник, так как показано на рисунке 3.12, и; 12) площадь некоторой трапеции с суммой оснований d 1 и высотой d 2 (рис. 3.12, к-л); 13) площадь некоторого параллелограмма со сторонами d 1 и d 2/2 (рис. 3.12, м); 14) половину площади параллелограмма со стороной d 1 и высотой d 2 (рис. 3.12, н); 15 (блестящая идея) площадь ромба с диагоналями d 1 и d 2 (рис. 3.12, о). Нельзя ли данный четырехугольник преобразовать в равновеликий ромб с диагоналями d 1 и d 2?
а) б) в) г) д) е) ж) З) и) к) Л) м) н) О) п) р) Рисунок 3.12 – Актуализированное креативное поле задачи 16) площадь прямоугольного треугольника с катетами d 1 и d 2 (рис. 3.12, п); 17) площадь треугольника с основанием АС и высотой, равной BD (рис. 3.12, р). Уровень креативности обучения можно охарактеризовать количеством высказанных идей (широтой охвата креативного поля задачи). Если были высказаны все 17 идей, то уровень креативности обучения максимальный и характеризуется коэффициентом k = 17/17 = 1; если была высказана всего одна идея, то k = 1/17; если идеи сообщались учащимся в готовом виде, то k = 0. Существенным показателем креативности обучения является высказывание блестящей идеи (высказана ли она вообще, в завершении формирования креативного поля, в самом начале, в некоторой его промежуточной части). К сожалению, обычно используется конвергентное мышление: идея высказывается не учащимися, а учителем, или вообще не высказывается, или рассматривается только один способ решения.
20. Инновационный школьный электронный учебник (определение, достоинства и недостатки) Признаки инновационного ШЭУ: 1) Для представления об ШЭУ как программно-методическом комплексе, интегрирующем программными средствами электронный текст, анимированную графику, модели, тренинг характерно игнорирование дидактического основания интеграции. Инновационный ШЭУ рекомендуется рассматривать как систему локальных ИОС. Эта среда, как и любая среда, должна быть целостной, комплексной, многофункциональной, многовариантной, с параллельными потоками информации, интегративной, представляющей каждому ученику возможность выбора посильного поля деятельности; 2) Инновационный ШЭУ представляется как система, эффективное проектирование и применение которой связывается с полидидактическими технологиями и креативным типом обучения; 3) Инновационный ШЭУ в доступных и активных формах обеспечивает индивидуализацию обучения, учет личностных характеристик при разработке индивидуального подхода и выборе форм общения. Наряду с этим, он учитывает, что субъект успешно развивается и проявляет себя только в коллективе (социальной среде) и поэтому обеспечивает широкое использование коллективных форм познавательной деятельности, применение различных форм и элементов проблемного обучения, ориентирует на совершенствование навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых. Индивидуализация обучения в нем сочетается со стремлением к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания; для инновационного ШЭУ интерактивность необходима в избыточной форме, обеспечивающей всестороннее восприятие и осознание информации; 4) Инновационный ШЭУ, тесно коррелируя с действующим учебником на традиционном носителе, не является прямой его электронной копией. ШЭУ по объему учебного материала может быть более кратким, чем традиционный учебник. За счет этого и за счет максимально высокой интерактивности ШЭУ сможет обеспечивать более глубокую проработку основного учебного материала; 5) Программные средства инновационного ШЭУ базируются на использовании систем искусственного интеллекта и имитационных систем, близких к ним. Достоинства ШЭУ 1. Возможность реализации его как определенной системы локальных ИОС, реализации в нем системы образовательных траекторий и микросред, определенной полидидактической технологии, интерактивного взаимодействия между учеником и компонентами учебника. Уровень интерактивности может изменяться от низкого и среднего (перемещение по ссылкам, вызов порции информации того или иного размера) до высокого (использование когнитивной компьютерной графики, самостоятельное тестирование, участие ученика в моделировании процессов, формирование креативных качеств личности). Дополнительные интерактивные возможности появляются за счет объединения в единую систему компьютера, мультимедийного проектора и интерактивной доски (сенсорного экрана, подсоединенного к компьютеру). 2. Новые по сравнению с традиционным учебником мультимедийные средства воздействия на ученика, помогающие быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным представляется включение в ЭУ анимационных моделей. Определенный эффект дает синхронное звуковое и цветовое сопровождение, дополняющее текст учебника. Еще лучше, если «озвучивание» текста осуществляется не диктором, а учащимися (дополнительная форма интерактивности). 3. Адаптация учебного материала к уровню знаний ученика, что также способствует лучшему восприятию и запоминанию учебной информации. Адаптация основана на возможности выбора траектории обучения. Вместе с этим, адаптации, осуществляемой средствами ШЭУ, легче придать активный характер, стимулирующий ученика на более высокие доступные для него уровни когнитивной и креативной деятельности. 4. Автоматизированный самоконтроль уровня знаний ученика и автоматический выбор в соответствии с уровнем знаний траектории обучения. ШЭУ позволяет поставить на контроль решение всех задач. Такой сплошной контроль проводится, прежде всего, в целях усиления роли самоконтроля, саморефлексии, самокоррекции и самодифференциации, производимыми учеником. 5. Адаптация и оптимизация пользовательского интерфейса с учетом возможностей ученика. Использование текстовой, гипертекстовой, фреймовой структуры учебника. 6. Построение простого и удобного механизма навигации в пределах ЭУ. 7. Удобный поисковый механизм не только в пределах ЭУ, но и вне его (обращаться к внешним источникам информации, Интернет-источникам, интерактивной доске, планшетам).
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.006 с.) |