Методика развития дивергентного мышления учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития дивергентного мышления учащихся



Составной частью креативного обучения является развитие дивергентного мышления школьников. При этом под дивергентным мышлением понимают способность к творчеству, которая выражается впорождении множества решений на основе однозначных данных. Большими возможностями в развитии дивергентного мышления обладает методика обучения учащихся поиску различных способов решения задач с опорой на логические методы познания(на анализ, синтез, индукцию, дедукцию, сравнение, аналогию, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, моделирование, классификацию и др.).Иногда одной задаче может быть посвящен специальный урок. В поиске решения задачи наиболее креативным этапом является формулирование идеи (замысла) решения задачи. Различные идеи могут быть двух видов: идеи, приводящие к одному способу решения и идеи, приводящие к различным способам. Высказывание таких идей представляет собой обучение использованию направляющих эвристик, развитию эвристического, дивергентного мышления.

Пример. Рассмотрим следующую задачу: «Докажите, что площадь четырехугольника, диагонали которого взаимно перпендикулярны и равны d 1 и d 2, находится по формуле S = (d 1 d 2)/2.

Идеи доказательства: 1) Рисунок 3.12, а подсказывает, что данный четырехугольник состоит из четырех прямоугольных треугольников и решение задачи возможно сводится к использованию суммы площадей этих треугольников. Суммирование можно начать с любого из этих треугольников;

2) из того же рисунка видно, что данный четырехугольник состоит из двух треугольников с общей стороной АС и возможно удастся воспользоваться суммой площадей этих треугольников;

3) можно заметить, что данный четырехугольник состоит из двух треугольников с общей стороной BD и попытаться воспользоваться суммой площадей этих треугольников (см. рис. 3.12, а);

4) формулу можно попытаться истолковать как половину площади некоторого

прямоугольника со сторонами d 1 и d 2 (рис. 3.12, б);

5) к предыдущей идеи можно подойти с помощью модели, изготовленной из картона (рис. 3.12, в); Формулу можно попытаться истолковать как:

6)площадь некоторого прямоугольника со сторонами d 1 и d 2/2 (рис. 3.12, г);

7) площадь некоторого прямоугольника со сторонами d 1/2 и d 2 (рис. 3.12, д);

8) площадь некоторого треугольника со стороной d 2 и высотой d 1, проведенной к этой стороне (рис. 3.12, е);

9) площадь не которого треугольника со стороной d 2 и высотой d 1, проведенной к этой стороне; выбрав при этом треугольник, так как показано на рисунке 3.12, ж;

10) площадь некоторого треугольника со стороной d 1 и высотой, проведенной к этой стороне, d 2, выбрав при этом треугольник, так как показано на рисунке 3.12,з;

11) площадь некоторого треугольника со стороной d 1 и высотой d 2, проведенной к этой стороне; выбрав при этом треугольник, так как показано на рисунке 3.12, и;

12) площадь некоторой трапеции с суммой оснований d 1 и высотой d 2 (рис. 3.12, к-л);

13) площадь некоторого параллелограмма со сторонами d 1 и d 2/2 (рис. 3.12, м);

14) половину площади параллелограмма со стороной d 1 и высотой d 2 (рис. 3.12, н);

15 (блестящая идея) площадь ромба с диагоналями d 1 и d 2 (рис. 3.12, о). Нельзя ли

данный четырехугольник преобразовать в равновеликий ромб с диагоналями d 1 и d 2?

 

 
 

 


а) б) в)

 
 


г) д) е) ж)

       
   
 


З) и) к)

       
   
 
 


Л) м) н)


О) п) р)

Рисунок 3.12 – Актуализированное креативное поле задачи

16) площадь прямоугольного треугольника с катетами d 1 и d 2 (рис. 3.12, п);

17) площадь треугольника с основанием АС и высотой, равной BD (рис. 3.12, р).

Уровень креативности обучения можно охарактеризовать количеством высказанных идей (широтой охвата креативного поля задачи). Если были высказаны все 17 идей, то уровень креативности обучения максимальный и характеризуется коэффициентом k = 17/17 = 1; если была высказана всего одна идея, то k = 1/17; если идеи сообщались учащимся в готовом виде, то k = 0. Существенным показателем креативности обучения является высказывание блестящей идеи (высказана ли она вообще, в завершении формирования креативного поля, в самом начале, в некоторой его промежуточной части). К сожалению, обычно используется конвергентное мышление: идея высказывается не учащимися, а учителем, или вообще не высказывается, или рассматривается только один способ решения.

 

20. Инновационный школьный электронный учебник (определение, достоинства и недостатки)

Признаки инновационного ШЭУ:

1) Для представления об ШЭУ как программно-методическом комплексе, интегрирующем программными средствами электронный текст, анимированную графику, модели, тренинг характерно игнорирование дидактического основания интеграции. Инновационный ШЭУ рекомендуется рассматривать как систему локальных ИОС. Эта среда, как и любая среда, должна быть целостной, комплексной, многофункциональной, многовариантной, с параллельными потоками информации, интегративной, представляющей каждому ученику возможность выбора посильного поля деятельности;

2) Инновационный ШЭУ представляется как система, эффективное проектирование и применение которой связывается с полидидактическими технологиями и креативным типом обучения;

3) Инновационный ШЭУ в доступных и активных формах обеспечивает индивидуализацию обучения, учет личностных характеристик при разработке индивидуального подхода и выборе форм общения. Наряду с этим, он учитывает, что субъект успешно развивается и проявляет себя только в коллективе (социальной среде) и поэтому обеспечивает широкое использование коллективных форм познавательной деятельности, применение различных форм и элементов проблемного обучения, ориентирует на совершенствование навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых. Индивидуализация обучения в нем сочетается со стремлением к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания; для инновационного ШЭУ интерактивность необходима в избыточной форме, обеспечивающей всестороннее восприятие и осознание информации;

4) Инновационный ШЭУ, тесно коррелируя с действующим учебником на традиционном носителе, не является прямой его электронной копией. ШЭУ по объему учебного материала может быть более кратким, чем традиционный учебник. За счет этого и за счет максимально высокой интерактивности ШЭУ сможет обеспечивать более глубокую проработку основного учебного материала;

5) Программные средства инновационного ШЭУ базируются на использовании систем искусственного интеллекта и имитационных систем, близких к ним.

Достоинства ШЭУ

1. Возможность реализации его как определенной системы локальных ИОС, реализации в нем системы образовательных траекторий и микросред, определенной полидидактической технологии, интерактивного взаимодействия между учеником и компонентами учебника.

Уровень интерактивности может изменяться от низкого и среднего (перемещение по ссылкам, вызов порции информации того или иного размера) до высокого (использование когнитивной компьютерной графики, самостоятельное тестирование, участие ученика в моделировании процессов, формирование креативных качеств личности). Дополнительные интерактивные возможности появляются за счет объединения в единую систему компьютера, мультимедийного проектора и интерактивной доски (сенсорного экрана, подсоединенного к компьютеру).

2. Новые по сравнению с традиционным учебником мультимедийные средства воздействия на ученика, помогающие быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным представляется включение в ЭУ анимационных моделей. Определенный эффект дает синхронное звуковое и цветовое сопровождение, дополняющее текст учебника. Еще лучше, если «озвучивание» текста осуществляется не диктором, а учащимися (дополнительная форма интерактивности).

3. Адаптация учебного материала к уровню знаний ученика, что также способствует лучшему восприятию и запоминанию учебной информации. Адаптация основана на возможности выбора траектории обучения. Вместе с этим, адаптации, осуществляемой средствами ШЭУ, легче придать активный характер, стимулирующий ученика на более высокие доступные для него уровни когнитивной и креативной деятельности.

4. Автоматизированный самоконтроль уровня знаний ученика и автоматический выбор в соответствии с уровнем знаний траектории обучения. ШЭУ позволяет поставить на контроль решение всех задач. Такой сплошной контроль проводится, прежде всего, в целях усиления роли самоконтроля, саморефлексии, самокоррекции и самодифференциации, производимыми учеником.

5. Адаптация и оптимизация пользовательского интерфейса с учетом возможностей ученика. Использование текстовой, гипертекстовой, фреймовой структуры учебника.

6. Построение простого и удобного механизма навигации в пределах ЭУ.

7. Удобный поисковый механизм не только в пределах ЭУ, но и вне его (обращаться к внешним источникам информации, Интернет-источникам, интерактивной доске, планшетам).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.009 с.)