Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Универсальная учебная модель формирования базовых поведенческих и интеллектуальных навыков поисковой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интеллектуальные средства поиска решения задачи представляют тремя составляющими: качеством знаний, опытом решения задач и эвристическими приемами поиска. В процессе изучения каждой новой темы ученик не овладевает в должной мере ни одной из этих составляющих (в силу дефицита учебного времени, излишнего разнообразия задач). Отсюда и следуют известные затруднения. Помощь, которая имеется в традиционных учебниках (в виде отдельных разрозненных указаний в разделе «Ответы и указания»), оказывается недостаточной. Приоритет необходимо отдавать методике, формирующей навыки самоорганизации, навыки оказания помощи самому себе. Овладение интеллектуальными средствами решения задач связывается с совместным формированием группы базовых поведенческих и эвристических навыков, начальным моментом которого является стимулирование учащихся стремления самостоятельно ставить соответствующие эвристические вопросы, относящиеся к анализу текста задачи (анализ в смысле расчленения целого на части); синтезу при выполнении чертежа (отражение на чертеже условий и требования задачи); актуализации теоретических сведений, необходимых для решения задачи (с каким определением, теоремой, математическим методом связана задача); применению общих методов поиска решения задачи (синтетического метода, анализов Паппа и Евклида, схемы определенного математического метода); применению частных приемов (выполнение дополнительного построения, преобразование выражения); формированию рефлексивных навыков, относящихся к поиску (на стадии «решение найдено, но еще не изложено»). 10. Постановка образовательных целей в субъектной форме В обобщенном виде образовательные цели, например, формулируются в виде требований к уровню математической подготовки учащихся. В Программе по математике для этого выделяется специальный раздел «Требования к математической подготовке учащихся». Другой раздел программы «Содержание обучения» также представляет образовательные цели в обобщенном виде, но степень конкретизации увеличивается. Дальнейшей конкретизацией образовательных целей служит учебник. В методических пособиях часто формулируются цели обучения для отдельных тем, уроков. Образовательные цели призваны разграничить основной и второстепенный материал и в соответствии с этим помочь рационально распределить учебное время и подобрать уровни обучения. Во всех таких случаях речь идет об общих целях или о методических целях, сформулированных для учителя. Однако необходимой помощи в переформулировании общих целей на языке, обращенным непосредственно к ученику, в оперативной субъектноориентированной (учебной) форме, учитель, как правило не получает. На технологическом уровне проектирования и применения ИОР требуется, прежде всего, умение ставить образовательные цели в субъектной оперативной форме, на основе совместной, совещательной деятельности учителя и учащихся, как результат сотрудничества. Образовательная цель в определенный момент изучения учебного материала должна необходимым образом связываться с указанием планируемого уровня знаний – результата обучения. ü уровень узнавания (узнавание математических объектов и отношений, определений, аксиом, теорем, математических методов, поисковых действий, выполненных ранее); ü уровень воспроизведения (воспроизведение терминологии, фактов, алгоритмов, математических методов доказательств теорем, решений задач, воспроизведение поисковых действий); ü уровень понимания (понимание понятий, фактов (аксиом, теорем), математических методов доказательств, непосредственное применение знаний, решение задач по образцу, применение поисковых действий по образцу); ü уровень применения знаний в знакомой ситуации (выполнение поисковых действий и применение математических методов в знакомой ситуации, решение стандартных задач комплексного характера, при решении которых интегрируются знания из одной содержательной линии или различных однопредметных содержательных линий); ü уровень применения знаний в незнакомой ситуации (выполнение поисковых действий в незнакомой ситуации, применение математических методов при решении нестандартных задач – задач на доказательство, задач, предполагающих исследование решения, характеризующихся новизной ситуации, межпредметным содержанием, повышенной сложностью). С учетом описанных уровней знаний по каждой теме могут быть сформулированы образовательные цели в методической форме: методическая цель -1: изучить понятия и их свойства, предусмотрев уровни узнавания, воспроизведения, понимания (уровень непосредственного применения знаний). Для достижения этой цели основное внимание уделяется изучению теоретического материала, решению задач на уровнях понимания и непосредственного применения знаний. Учащимся даются указания вида: «Прочитайте определения несколько раз», «Укажите определяемое понятие, родовой признак, видовые отличия», «Поясните определение на рисунке», «Повторите формулировки определений вслух, запомните их»; методическая цель -2: она ориентирует на закрепление теоретического материала на этих же уровнях, дополнив их уровнями решения стандартных задач, при этом учащимся сообщается, что «Эти задачи относятся к обязательному минимуму, которым надо овладеть всем»; методическая цель -3: образовательные цели третьего и последующих уроков могут быть посвящены исключительно уровням применения знаний, приобретению навыков. Необходимо учитывать, что знания бывают различных видов: мировоззренческие знания(формирующие научное мировоззрение, раскрывающие роль математики в объяснении научной картины мира); методологические знания (знакомящие с методами и формами научного познания: математические, логические методы, эмпирические методы); теоретические знания,составляющие содержание математических теорий (аксиомы, система понятий и их определений, система теорем и их доказательств); практические знания(формирующие навыки, содержащие информацию о роли математики в общественной практике, политехнические и профориентационные сведения). Для точного формулирования образовательной цели необходимо указывать, изучение какого вида знаний имеется в виду. Формулирования образовательных целей в методической и субъектной форме
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.007 с.) |