Обзор современных технологий обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор современных технологий обучения



(технологии развивающего обучения).

Стержневая идея технологий развивающего обучения состоит в опережающем развитии мышления,которое становится как бы локомотивом, способным повести за собой умственное развитие ребенка в целом, обеспечивая его готовностью самостоятельно использовать свой творческий потенциал. В отношении того, как понимать соотношение психического развития человека с обучением и воспитанием, существуют две основные теории. Сторонники теории имманентного развития придерживаются точки зрения, что развитие человека происходит по его собственным законам вне зависимости от обучения. В конце 20-х – начале 30-х годов нашего века появилась новая гипотеза о том, что обучение существенно влияет и определяет развитие человека, является необходимым моментом личностного развития. Л.С.Выготский и его последователи создали новую теорию, объясняющую суть феномена психического развития, а также определили возможности и пути ее прикладного использования, выработав концепцию «развивающего обучения» – концепцию усиления целенаправленных, преобразующих влияний на личность обучаемого в процессе учебной деятельности.

Под развивающим обучением обычно понимается способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребёнка. Разработчики технологии развивающего обучения считают, что система усвоенных школьником, сформированных в его сознании теоретических понятий становится основой дальнейшей эффективной творческой учебной деятельности школьников.

Вместе с тем опыт творческой деятельности должен быть, по мнению разработчиков технологии развивающего обучения, не одним из рядоположенных элементов совокупного социального опыта, а основополагающим и главным элементом, на который могут опираться другие его элементы. C позиции СП это положение должно быть определяющим по отношению ко всем учебным предметам, благодаря чему возможно создание необходимых условий, необходимого климата для воспитания креативных качеств личности.

По мнению ряда исследователей развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л.С. Выготского неоднократно подчеркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Упор должен делаться на обеспечении перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Школа, работающая в системе развивающего обучения, призвана передать подрастающим поколениям опыт творческого мышления, творческой поисковой деятельности по решению новых проблем. Творческое (креативное) мышление характеризуется такими особенностями: получением результата, которого раньше субъект не добивался; способностью целенаправленно действовать в проблемных ситуациях, искать различные пути их разрешения; способностью оценивать возникающие затруднения и при необходимости переключаться на новый ход мысли, новый способ рассуждений; способностью (при отсутствии опыта решения новых задач) действовать самостоятельно без подсказки.

В настоящее время известны четыре основные, теоретически обоснованные и экспериментально выверенные концепции развивающего обучения: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, В.С. Библера и Ш.А. Амонашвили. Можно отметить, что технологии развивающего обучения требуют определенной подготовки учителя и профессионального мастерства. К примеру, часть из них делает акцент на формировании теоретических знаний и эксперименты убедительно показывают их эффективность. Однако слишком ранняя теоретизация, недостатки методики учителя, концептуальное несоответствие ограниченных попыток со всеобъемлющей традиционной образовательной средой могут привести к обычному, довольно распространенному формализму в знаниях учащихся. При обучении математике развитие связывалось, главным образом, с созданием классов с углубленным изучением, созданием соответствующих учебных курсов. Учащиеся базового уровня обучения, как правило, остаются в рамках репродуктивной деятельности, не стимулирующей развитие. СП ставит своей целью охват развивающим обучением подавляющей части учащихся. При этом основным средством развития выступает не столько сложность задач, сколько субъективная трудность и новизна их, субъективная новизна математических ситуаций. Акцент делается на использовании развивающего потенциала первых, в том числе самых легких задач по теме, а также задач средней трудности. Использование для этого сравнительно простого и доступного для всех учащихся учебного материала позволяет активизировать механизмы развития, сделать развивающее обучение доступным для широкой части учащихся. Целью развивающего обучения математике служит формирование интеллектуалов, более глубокое усвоение знаний. Уровни развития и креативности могут прогрессировать или деградировать, а потому они нуждаются в непрерывном подкреплении.

3. Обзор современных технологий обучения (эвристическая деятельность в контексте компьютерных технологий).

 

При анализе компьютерных средств обучения исследователи, как правило, причем совершенно справедливо, отмечают недостаточный учет современных технологий обучения, выражающийся в ориентации на устаревшие дидактические образцы. В современном понимании технология обучения, в том числе и компьютерная, должна быть направлена на развитие личности и творческих способностей. Это требование часто вступает в противоречие с теми электронными средствами обучения, которые кроме тренинга ничего не содержат.

Справедливо считается, что приоритетными формами обучения с использованием электронного учебно-методического комплекса являются интерактивныевиды взаимодействия ученика с компьютером, призванные развивать самостоятельность мышления учащихся, формировать умение делать обобщение, использовать знание с элементами творчества в новых условиях, самостоятельно находить ответы на вопросы и т.д. Поисково-эвристическая технология предполагает дидактические процессы, ориентированные на проблемное обучение, дидактические игры, реальное проектирование, разбор нетиповых учебно-познавательных ситуаций. Творческая технология обучения включает в себя дискуссии, постановку проблемных заданий, подготовку и проведение исследований, анализ результатов. Известно, что педагогическая технология эвристического типа, базирующаяся на мотивации учебно-познавательной деятельности через общение и сотрудничество, воздействует на интеллектуальный и поведенческий статус обучаемых. Вопросы мотивации же зачастую никак не реализуются ни в традиционных, ни в компьютерных средствах обучения.

Теоретический и практический интерес представляет вывод о том, каким образом следует организовывать общение. Потребность в общении возникает там, где нужно не воспроизведение, не исполнение, а работа мысли, побуждаемая нестандартной ситуацией. Формой предъявления учебного материала в эвристической технологии является цепочка проблемных ситуаций, запускающих механизм мотивации, поиск способов их разрешения, соответствующих менталитету обучаемых – здесь и самостоятельная работа с литературой, контакты и дискуссии с одноклассниками, активное общение с преподавателем.

Высокие уровни общения предполагают использование в компьютерных технологиях систем искусственного интеллекта,без которых возможна лишь некоторая имитация такого общения посредством заранее заложенных в программу вопросов и вариантов ответа на них. Имитационное моделирование общения также представляет значительный дидактический интерес и может быть реализовано сравнительно доступными программными средствами.

Высказанные положения не всегда реализуются в разработках целей, содержания, методов, средств и форм обучения и являются свидетельством недостаточного учета средового подхода. СП всегда предлагает множественность, многоканальность, многовариантность, на основе которых возможно формирование определенного баланса, определенного сочетания эвристической деятельности с другими видами деятельности. Только при этих условиях ученик может сам стать активным участником формирования такого баланса. Технологический подход к обучению в его жесткой ориентации на эталон некоторые исследователи связывают с потерей поискового компонента и дидактической неполнотой обучения, что сказывается на развитии мышления. Иногда в ЭУ управление настолько жесткое, что без выполнения даже шага действия невозможным оказывается доступ к следующему фрагменту учебного материала. В таких условиях даже учитель не может просмотреть содержание учебного материала и составить то или иное представление о том, каким образом он может воспользоваться данным средством в своем классе.

Существующие классификации педагогических программных средств (электронных изданий), их описания больше опираются не на методику использования продукта, а на наличие технических возможностей и особенностей использования программных средств. Как отмечает С.А.Христочевский, существующие электронные учебники разрабатываются коллективами программистов как законченные продукты, ориентированные на устаревшие способы организации обучения, воспринятые со стороны ученика. Кроме того, такие продукты не имеют в своём составе методики, с помощью которой могла бы быть построена работа с таким учебником в классе. Всё это делает невозможным применение существующих электронных учебных пособий в качестве эффективного средства обучения, особенно на уроках математики, где требования к учебному материалу традиционно высоки, а обучение не может быть сведено к набору тренировочных ситуаций.

Некоторые ученые отмечают, что прогрессивные концепции должны подкрепляться объективными данными со стороны психологии. Творческая деятельность едва ли поддается измерению, но способность к творчеству может проявляться в определенных действиях обучаемого. Этапы аналитического мышления выражены достаточно четко, чтобы о них можно было рассказать другому, тогда как в интуитивном мышлении такая четкость отсутствует и результат достигается порой без осознания процесса, ведущего к нему. Тем не менее, известны попытки прямому обучению мышлению как навыку вместо простой передачи сведений. Многообразие творческих процессов чрезвычайно велико, а главное направление их развития с учетом специфики учебного предмета средствами одной только психологии определить невозможно. Для математики особенно продуктивен аналитический тип мышления, значение которого подчеркивали еще древнегреческие математики (вспомним анализ Евклида и анализ Паппа). Традиционная методика ориентирована больше на аналогии, на обращение к прошлому опыту, а продуктивное мышление обращено в будущее, к новому и неизведанному. Аналитический тип мышления обладает именно этим качеством.

Электронные средства обучения подвержены излишнему влиянию рынка – большинство из них предназначены для абитуриентов, качественные учебники же для первоначального изучения отсутствуют. Приходит пора осознанно формировать интерес к процессу добывания знаний, рефлексии мыслительной и практической деятельности как обучаемых, так и обучающих. Педагогическая рефлексия предполагает направленность на осмысление и осознание учебной деятельности, ее целей, содержания, результатов и методов их получения путем наблюдения и анализа своих действий субъектами обучения. Рефлексия обучаемого базируется на его самоопределении при сопоставлении своих норм, потребностей и способностей с внешними нормами, и приведения их затем в соответствие. Рефлексия обучающего основана на сопоставлении совокупных результатов обучения с социальными требованиями, на анализе эффективности каждого из элементов дидактической системы. В результате такого анализа возникает возможность оперативного управления учебным процессом, общей, особенной и индивидуальной коррекции. С позиции СП бесперспективным следует считать ориентацию электронного средства обучения на определенную монодидактическую технологию, малоизвестную учителям. Монодидактическая технология чаще всего подходит к одной какой-либо категории учащихся. Полидидактическая технология, в силу своей многогранности, полнее представляет ту среду, которая способна охватить различные категории учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.011 с.)