Произношение слов с сочетаниями чн, чт, чш 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произношение слов с сочетаниями чн, чт, чш



ВВЕДЕНИЕ

 

 

Не мы говорим слова, но слова, внутренно звуча в нас, сами себя говорят… Причем в… слово одинаково входят и творение мира и наша психика…

В нас говорит мир, вся вселенная.

Отец Сергий Булгаков,

«Философия имени»

Настоящее пособие целиком посвящено вопросам ортологии, то есть лишь одному, но весьма важному аспекту культуры речи ― нормативному. Процессы языковой нормализации всецело обусловлены исторически и территориально, неразрывно связаны с особенностями развития конкретных языков. В связи с этим даже близкородственные языки различаются тем, как происходит процесс нормализации, фиксируется их норма. В современной науке понятие ''культура речи'' расширилось до культуры владения языком, культуры языковой коммуникации, культуры речевого поведения. Тем не менее, культура речи, будучи несводимой к правильности, включает последнюю в качестве необходимого элемента.

Изменения, происходящие в современном русском языке, зачастую являются отражением социокультурных изменений в обществе…. Так, возвращение старых понятий привело к возрождению для многих уже забытых или даже незнакомых слов вечеря, духовник, Алексий. С другой стороны, приходится отмечать, кажется, уже неизбежное «умирание» слов милосердие, целомудрие, благочестие

Необратимый и естественный процесс заимствования из иностранных языков как один из ''элементов'' эволюции языка (затрагивающий не только лексику, но и морфологию, синтаксис) приводит сейчас к неоправданному наплыву подчас ''плохо переваренных'' языковых явлений из английского, как в своё время из немецкого и французского… Слова, которые вошли в язык вместе с реалиями западной жизни, вызывают проблемы и с орфографией, и с постановкой ударения, и с правильным пониманием значения, без чего невозможна «жизнь» слова в неродной среде. В результате мы постоянно слышим изуродованный английский, изуродованный подчас и по форме, и по содержанию. Варварски относимся к родному языку, что говорить о чужом!

Ещё одна примета современного общения не только обывателей, но и власти, государства с гражданами — проникновение в речь жаргонизмов, вульгаризмов, бранных слов. Эта тенденция совпадает с теми изменениями, которые претерпел русский язык после 1917 года. В те годы «язык улицы», грубый, просторечный, вульгарный, служил подтверждением «правильной» классовой принадлежности, а литературный язык выдавал «гнилую интеллигенцию» и «проклятую буржуазию».

Остро стоит и проблема обращения. Если при общении мужчины могут выбрать в зависимости от ситуации слова господин, товарищ, сударь, гражданин, мужчина, земляк, сынок, браток, командир, начальник, то женщине сейчас иногда просто не обойтись без или просто безлико-универсального обращения на вы, или не избежать указания на половую принадлежность и возраст незнакомого человека, что, конечно, мало способствует эффективной коммуникации.

Правильность речи традиционно определяется как соответствие языковой норме. Несмотря на то, что понятие нормы является центральной категорией культуры речи, теория нормы, нужно признать, во многом остаётся противоречивой. Как отметил авторитетнейший переводчик, знаток языков, философ В.В. Бибихин, «лингвистика в целом и в принципе отказалась от понятия образца правильной речи. В важном смысле она оформилась как наука, когда отказалась от такого образца… На первых шагах науки необходимость обязательно отмежевать научное исследование от такого, которое связано с выяснением и предписанием нормы, ощущалась с многозначительной остротой. ''Странно было бы, — писал Алексей Александрович Шахматов, — если бы учёное учреждение вместо того, чтобы показывать, как говорят, решалось указывать, как надо говорить''. Для сравнения… почти всей грамматической традиции от середины 17 до начала 19 века — а она была и общеевропейской — не приходило в голову рассматривать язык иначе как в свете универсальной нормы, диктуемой основой языка, т.е. Разумом. <…> Без ориентировки на ''хороших писателей'', без утверждения единственного и единого образца для языка и для речи, без стремления уловить ''гений'' языка, без преклонения перед ''хорошим вкусом'' говорить о слове не представлялось возможным». Задумаемся над тем, что ''каждый шаг … жизни мы знаменуем словом'' и в наших силах сделать свою жизнь в языке разумной, а язык и речь — живыми.


 

 

ПОНЯТИЕ НОРМЫ

ДИНАМИКА И ВАРИАНТНОСТЬ НОРМЫ

 

 

Литературный язык соединяет поколения людей, поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность традиций, должны быть как можно более устойчивыми. С другой стороны, язык — живое явление, он постоянно обновляется, развивается, по-своему откликаясь на изменения, происходящие в жизни людей. Норма, следовательно, не может не отражать реальные изменения, происходящие в языке. Эта подвижность нередко приводит к тому, что для одного и того же языкового явления существует не один способ выражения, а больше: прежняя норма ещё не утрачена, но наряду с ней возникает уже новая. Другой путь возникновения вариантов — тенденция к стилистическому размежеванию (книжные и разговорные варианты). Нельзя путать варианты нормы, допускаемые в литературном языке, с отклонениями от норм, конечно, не получившими в нём «прав гражданства», то есть просто ошибками.

Итак, норма — это не перечень запретов, она зачастую выступает в виде двух списков — обязательного и допустимого (дополнительного). Новое попадает в язык вопреки существующим правилам: оно появляется обычно на периферии или даже за пределами литературного употребления — в просторечии, профессиональной речи, разговорно-бытовой.

Выделяют нормы императивные (строго обязательные, не допускающие другой реализации, например, орфографические) и диспозитивные (восполнительные, не строго обязательные, допускающие варианты). С первыми мы встречаемся, когда решаем вопрос: как нужно говорить или писать?; а со вторыми — как лучше сказать? Конечно, невозможно дать рецепты на все случаи речевой практики. Наличие вариантов нормы, разных форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает речь, создаёт возможности для более точного и более тонкого оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан.

 

ЗАДАНИЯ

1. Пользуясь толковым словарём русского языка, определите лексическое значение слова норма. Что, с вашей точки зрения, влияет на установление правил в языке, на закрепление в качестве нормы одного из возможных вариантов употребления слова, грамматической формы, вариантов произношения?

 

2. Сравните следующие определения нормы литературного языка. Какие признаки нормы акцентируются в каждом из них? Какие ещё признаки вы могли бы назвать?

 

а) «Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признаётся то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.

(А.М. Пешковский)

б) Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе…

(Э. Косериу)

в) Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.

(С.И. Ожегов)

г) Норма — это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей.

(К.С. Горбачевич)

3. В одно из произведений писателя и философа Г. Гачева включено следующее письмо. Что затрудняет его чтение и адекватное восприятие? «Переведите» этот текст «с русского на русский» и сравните время, затраченное на чтение и понимание первого и второго варианта.

Здраствуй дарагой уважаемы супрух иатец пишит тибе твая верная жина ираба дила впарядки чи го итибе жалаим здаровя таксибя приехал быты галубчик утишил душу диржис пакрепче нипадай сгары та

 

4. Найдите примеры несоответствия нормам современного литературного языка. О каком свойстве нормы они свидетельствуют?

 

1. Не выкормя, не выпоя, врага не узнаешь (греч. посл.). 2. А слово «фильм», между прочим, было женского рода, говорили «приключенческая фильма» (Панова). 3. Высокий крылец на улицу Зубинского дома обставился экипажами (Аксаков). 4. Много про чудо вселенной странник в дому говорил (Фет). 5. Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей (Пушкин). 6. Наше дело – учиться, учиться, стараться накоплять возможно больше знаний (Чехов). 7. Появились новые мебели из Москвы (Тургенев). 8. С тётей Дашей мы впервые ходили в «синематограф Люмьера». Так тогда называли кино (Паустовский).


5. Изменение норм часто вызывается действием законов аналогии и экономии языковых средств. Прочитайте характеристики этих законов развития языка и приведите примеры их действия, используя материал предшествующего упражнения и собственные наблюдения.

 

а) Закон экономии заключается в том, что носители языка предпочитают более краткие формы языкового выражения, стремясь к экономии времени и усилий.

 

(Е.Д. Поливанов)

 

б) Действие закона аналогии выражается в уподоблении одной формы языкового выражения другой, соотносящейся с первой в формальном и содержательном (смысловом) выражении. Закон аналогии ведёт к выравниванию ударения у целых разрядов слов…, уподоблению морфологических форм и форм управления.

 

(К.С. Горбачевич)

 

6. Прочитайте фрагмент повести В. Войновича «Путём взаимной переписки». Какие нормы литературного языка нарушены в письме героини произведения?

 

Погоды у нас стоят холодные, много снега. Старики говорят, что урожай будет обильный. Берне вступил в партию КПСС, потому что перевели его на бухгалтера и работа очень ответственная. Ваня, ехайте скорее. Мама напекёт пирогов с грибами. Они вас дожидаются. К сему остаюсь с приветом. Ваша Люда.

 

7. Прочитайте предложения из экзаменационных работ абитуриентов. Предложите варианты исправления допущенных речевых ошибок. Подумайте, чем вызваны эти ошибки.

 

1) Памятник Пушкину в городе Иванове представляет собой красиво обделанный камень коричневого цвета. 2) На поле раздавались стоны раненых и мертвых. 3) Маша любила Дубровского и именно поэтому, как истинно русская женщина, отказала ему. 4) Его главная цель в жизни — есть добро ближнего. 5) Его глаза с нежностью смотрели друг на друга. 6) Он не мог оторвать глаз от бегущего лося. 7) Пушкин еще при жизни написал стихотворение «Памятник». 8) Девушки отрывали от себя последнее и вязали солдатам варежки. 9) Рано утром Базаров пошел ловить лягушек и быстро нашел с ними общий язык. 10) В зал вбежала Наташа с отброшенными на зад черными кудрями. 11)К счастью, Окуджава не страдал музыкальной болезнью. 12) Утух род Лермонтовых! 13) Бабушка Лермонтова во что бы то ни стало хотела перевести труп внука из Тархан в Петербург, и через несколько месяцев ей это удалось. 14) Конечно, жаль, что Лермонтов так рано погиб, ведь проживи он дольше, как, например, Лев Толстой, сколько бы ещё он смог натворить! 15) Посещая музеи, я всегда с восхищением думаю, сколько можно отсюда вынести! 16) Мать Лермонтова была неуклюжей дурашкой. 17) Пушкин, как и Лермонтов, в свободное время писал стихи. 18) Отец Лермонтова всегда был в ходу, вот его жена и заболела чахоткой. 19) Мать Лермонтова не была красавицей, но черты лица у неё были вполне симметричные. 20) Всем была хороша Маша, а с мужем не получилось. 21) В последний год жизни Лермонтов посещал литературные кружки, и Петербург увидел наконец-то поумневшего поэта. 22) Я всегда с наслаждением перечитываю следующие стихотворения Лермонтова: «Погиб», «Поэт», «Невольник чести».


 

 

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

 

Орфоэпия (греч. orthoépeia, от orthós ― правильный и eposé ― речь) ― совокупность норм национального языка, обес-печивающих единство его звукового оформления. Необходимость владения орфоэпическими нормами языка убедительно аргументирует известный отечественный лингвист М.В. Панов: «Каждый человек говорит больше, чем пишет (и обычно слушает больше, чем читает). Сначала человек учится говорить и лишь потом ― писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков устной и от них зависят».

 

Произношение гласных

 

Часто в живой разговорной речи ударный [э] заменяют [о] и наоборот. Причина ошибок ― влияние письменной речи. В начале 1917 года Первый Всероссийский съезд преподавателей русского языка средней школы единогласно принял решение о реформе русского правописания. Среди принятых радикальных изменений было и следующее: «…признать желательным, но не обязательным употребление буквы Ё…». В результате такого факультативного статуса седьмой буквы русского алфавита (кстати, самой «молодой», введённой в употребление в 1797 году Н.М. Карамзиным) на письме установилось неразличение Е и Ё, что и вызывает путаницу гласных [э] и [о].


Список слов с ударными гласными [э] и [о]

 

Слова с ударным [э]

 


афера

бесхребетный

блеф

бревенчатый

бытие [ в знач. жизнь -е и -ё ]

валежник

взблескивать

отблескивать, но: поблёскивать, проблёскивать

гарем

головешка

гололедица

горшечник

двоеженец, но: двоежёнство

едино-, ино-, одно-, соплеменный, но: много-, разноплемённый

женолюб

житие

зев

истекший (год), но: истёкший (кровью)

многоженец, но: многожёнство

недоуменный

обмерший

опека

оседлость

оседлый

отмерший

приобретший

приозерье, но: приозёрный

произведший

проистекший

хребет

цветший (за-, от-, рас-)

шлем


 

Слова с ударным [о]

 


 

беспёрый

блёклый (по-) [ доп. -ле- ]

блёстка

гувернёр

жёлоб

желтопёрый

жёлчный

жёрдочка

забубённый

забытьё

изрёкший [ доп. -ре- ]

квёлый

крёз

курьёз

манёвр, манёвренность,

манёвренный [ доп. –не ]

надёжный (без-, благо-, не-) [ доп. безнадежный ]

никчёмный

обрёк

обрёкший

одноимённый

остриё

перекрёсток

перемёрший [ доп. -ме- ]

перемётчик

пёрышко

платёжеспособный

платёжный

плёс

подоплёка

поимённый

свёкла

тенёта

шёрстка

шофёр

щёлка


Произношение согласных

 

В позиции перед звуком [э], обозначаемым на письме буквой е, в заимствованных словах произносятся как мягкие, так и твёрдые согласные. Отсутствие мягкости чаще свойственно зубным [д], [т], [з], [с], [н] и звуку [р]. Однако мягко произносится согласный перед е в словах академия, крем, пресса, музей, тенор и многих других. См. ниже списки таких слов.

Слова с твёрдо произносимыми согласными перед е

 


адепт [дэ]

детектив [дэтэ]

адекватный [дэ]

анестезия [нэ, тэ]

аннексия [нэ] [ доп. не ]

антисептик [сэ]

атеизм [тэ]

атеист [тэ]

бери-бери [бэ, бэ]

бизнес [нэ]

бизнесмен [нэ] [ доп. не, ме ]

гетера [тэ]

гротеск [тэ]

дебаркадер [дэ, дэр]

девальвация [дэ] [ доп. де ]

деградация [дэ]

дегрессия [дэ]

дегуманизация [дэ]

дезабилье [дэ]

дезавуировать [дэ]

дезинтеграция [дэзынтэ]

дезинформация [дэзы] [ доп. дезы ]

дезорганизация [дэ] [ доп. де ]

дезориентация [дэ] [ доп. де ]

декаэдр [дэ]

деквалификация [дэ]

декольте [дэ, тэ]

декольтированный [ доп. де ]

декомпенсация [дэ]

декор [дэ]

деликатес [тэ]

демарш [дэ]

демос [дэ]

демпинг [дэ]

дендролог [дэ]

деноминация [дэ]

денонсация [дэ]

дерма [дэ]

десегрегация [дэ]

детектив [дэтэ]

детектор [дэтэ]

детерминизм [дэтэ]

де-факто [дэ]

дефлектор [дэ]

дефляция [дэ]

децибел [дэ]

дециметр [дэ]

деэскалация [дэ]

де-юре [дэ, рэ]

индексация [дэ]

компьютер [тэ]

конденсат [дэ]

конденсатор [дэ]

консенсус [сэ]

конфиденциальный [дэ] [ доп. де ]

кордебалет [дэ]

косеканс [сэ]

кратер [тэ] [ доп. те ]

кредо [рэ] [ доп. ре ]

крепдешин [дэ] [ доп. рэ ]

лазер [зэ]

менеджер [нэ] [ доп. мэ, нэ ]

менеджмент [нэ] [ доп. мэ, нэ ]

менестрель [рэ] [ доп. нэ ]

моделировать [дэ]

нонсенс [сэ]

орхидея [дэ]

пантеон [тэ]

пантера [тэ] [ доп. те ]

партер [тэ]

пиетет [иэ] [ доп. ие ]

претенциозный [тэ]

провиденциальный [дэ]

продюсер [сэ]

протеже [тэ]

протез [тэ]

протекция [тэ]

рандеву [дэ]

реквием [рэ, эм]

реноме [мэ] [ доп. рэ, мэ ]

секанс [сэ]

секс [сэ]

сенбернар [сэ]

cентенция [тэ] [ доп. сэ ]

сепсис [сэ]

сеттер [сэ, тэ]

синтез [тэ]

сонет [нэ] [ доп. не ]

стресс [рэ]

теза (анти-) [тэ]

тезаурус [тэ]

тезис (анти-) [тэ]

тембр [тэ]

темп [тэ]

темпера [тэ]

тенденция [тэ, дэ]

тендер [тэ, дэ]

теннис [тэ]

тенниска [тэ]

тент [тэ]

термос [тэ]

термы [тэ]

терракота [тэ]

терцет [тэ]

терция [тэ]

тест [тэ]

тет-а-тет [тэтатэт]

тетраэдр [тэ]

трек [рэ] [ доп. ре ]

фонема [нэ]

фонетика [нэ]

фрейлина [рэ]

фрикаделька [дэ]

чичероне [нэ]

шоумен [мэ]

экстрасенс [сэ]


Слова с мягко произносимыми согласными перед е


академия [не дэ]

берет [не бэрэ]

дебош

дебаты

дебют

дегенерат

дегустация [ дэ и де ]

дедукция [ доп. дэ ]

дезинфекция, дезинфицировать

дезодорант [ дэ и де ]

декада [ доп. дэ ]

декадент [ доп. декаде ]

декламация

декларация

декорация

демагог

демилитаризация [ доп. дэ ]

демисезонный

демон

демонтаж [ доп. дэ ]

депрессия [ доп. дэ, рэ ]

дерматин

деспот

дефект

дефиниция [ доп. дэ ]

дефис [ доп. дэ ]

дефицит

деформация [ доп. дэ ]

дивиденд

кемпинг

кинескоп

кларнет

компетентный

компетенция

конгресс [ доп. рэ ]

конгрессмен [ доп. рэ, мэ ]

контекст

корректный

крем [ доп. рэ ]

купейный, но: купе [ пэ ]

легионер

леди

лидер

макрель

мамзель

миксер [ доп. сэ]

милиционер

мистерия

музей

одеколон

патент

паштет

пионер

полисмен

презент

пресс

пресса

пресс-конференция

прессинг

прогрессия [ доп. рэ ]

ревю

реестр [ доп. эс ]

резус

референт

рефери

рефрен

сейф [ доп. сэ ]

сексология [ доп. сэ ], но: секс [сэ]

сервант

сервелат [ доп. сэ ]

сервиз

сервис [ доп. сэ ]

сессия [ доп. сэ ]

спортсмен [рц]

текст

тема

тенор

терапевт [ доп. тэ ]

термин

терминатор

термоядерный [ доп. тэ ]

террор [ доп. тэ ]

фанера

фешенебельный [ доп. нэ ]

шинель

шрапнель

экспресс [ доп. рэ ]

экспрессия [ доп. рэ ]

эпидемия

эссенция

эффект

юриспруденция

яхтсмен [хц]


 

Трудности русского ударения

 

В языках мира используются различные акцентные системы: монотония (разные виды силового ударения), политония (музыкальное ударение, тон), сингармонизм. В славянских языках в качестве словесного акцента выступают монотоническое (динамическое) ударение (русский, польский, болгарский), политоническое (музыкальное) ударение (сербохорватский) и долгота. В истории языка акцентные системы могут сменять одна другую: древнее музыкальное ударение в большинстве славянских языков, в том числе и русском, изменилось на динамическое. Трудности постановки русского ударения связаны с двумя его особенностями: словесное ударение в русском языке является свободным, то есть может находиться на любом слоге слова, и подвижным, то есть не привязанным к определённой морфеме в слове.

Слова иноязычного происхождения, как правило, сохраняют место ударения, которое они имели в языке-источнике. Поэтому, если вы знаете, что, например, в английском языке имена существительные имеют чаще всего ударение на первом слоге, а во французском — на последнем, то произнесёте слова бармен, маркетинг, менеджмент с ударением на первом слоге, а французские гравёр, диспансер, жалюзи, каучук, шофёр — с ударением на последнем.

В словах, обозначающих единицы меры длины и оканчивающихся на –метр, ударение падает на последний слог: километр, сантиметр, миллиметр и т.д.

В сложных словах со второй частью –провод при общем значении «приспособление для переправки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень –вод-: бензопровод, водопровод, газопровод, светопровод и т.д.

Среди русских слов «рекордсменами» по части ошибок в произношении являются глаголы звонить и положить. Ударение в формах первого не должно падать на корневой слог. Второй глагол, во-первых, в формах прошедшего времени и повелительного наклонения не должен произноситься с ударением на корне, во-вторых, не имеет в литературном языке бесприставочных форм.

 

ЗАДАНИЯ

 

8. Отредактируйте предложения. Укажите недостатки фоники.

1) Предложенный проект призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2) Уполномоченный рассказывал о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3) Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как акание. 4) Проблем предостаточно, и главная — сюрпризы капризной погоды. 5) Индикация — это регистрация какой-либо информации. 6) Оргкомитет принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 7) В экспериментах измерение импульсов вторичных частиц часто чётко не удаётся выполнить. 8) Справки по отправке грузов можно получить по телефону. 9) В ораторской речи иногда употребляется ирония как один из стилистических приёмов. 10) Эту проблему мы обсуждали с учёными с мировым именем. 11) Все устройства построены на элементах универсальной системы элементов промышленной автоматики.

 

9. Прочитайте слова. Сформулируйте основные орфоэпические правила.

 

Жара, шалун, жаргон, цари, жалеть, тридцать, жакет, жасмин, лошадей, жалюзи, чаща, ржаной, жена, цена, шептать, танцевать, часы, щавель, позиция, интеллигенция, инфляция.

 

10. Поставьте ударение в часто неправильно произносимых словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

 


ЗУБЧАТЫЙ

ИЗБАЛОВАННЫЙ, избалован

ИЗБАЛОВАТЬ, избалую

ИЗОБРЕТЕНИЕ

ИНСУЛЬТ

ИСКРА

ИСЧЕРПАТЬ

КАЗАК,казака; мн. КАЗАКИ,казаков

КАТАЛОГ

КВАРТАЛ

КЛЕЩИ (от клещ)

КОЛЛЕДЖ

КРАСИВЕЕ

КУХОННЫЙ

ЛОМОТЬ, ломтя; мн. ЛОМТИ, ломтей

МАЛАЯ ТОЛИКА

МАСТЕРСКИ

МИЗЕРНЫЙ

МУСОРОПРОВОД

МЫШЛЕНИЕ

НАЧАТ, начата, начато

НОВОРОЖДЕННЫЙ

НОРМИРОВАТЬ, нормирую

ОЗЛОБЛЕННЫЙ, озлоблен

ОПЕКА

ОСВЕДОМИТЬ, осведомлю

ПАРАЛИЧ

ПАРТЕР

ПЛАНИРОВАТЬ, планирую

ПОДРОСТКОВЫЙ

ПОРТ, порта; мн. ПОРТЫ, портов

ПРИГОВОР, приговора; мн. ПРИГОВОРЫ, приговоров

ПРИМКНУТЫЙ, примкнут

ПРИНЯТ, принята, принято

ПУТЕПРОВОД

РАЗНОВРЕМЕННЫЙ

СВЕКЛА

СВОЕВРЕМЕННЫЙ

СИЛИЩА

СИММЕТРИЯ

СЛИВОВЫЙ (сок)

СОБОЛЕЗНОВАНИЕ

СОЗДАН, создана, создано

СОЗДАЛ, создала, создало

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

 

СРЕДСТВА, средствам, средствами

ТАНЦОВЩИЦА

ТОРТЫ, тортов

УВЕДОМИТЬ, уведомлю, уведомишь

УГОЛЬ,угля; мн. УГЛИ, углей

УГРИ, угрей

УКРАИНСКИЙ

УПРОЧЕНИЕ

ФЕНОМЕН

ХАРИЗМА

ХВОЯ, хвои

ХОДАТАЙСТВОВАТЬ

ЦЕМЕНТ

ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ

ЩАВЕЛЬ, щавеля; с щавелем

ЭКСПЕРТ

ЮРОДИВЫЙ

ЯГОДИЦА

 


11. Укажите, какое значение имеют слова, различающиеся местом ударения. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.


атлас — атлас

ведение — ведение

видение — видение

ирис — ирис

истекший — истёкший

клещи — клещи

лавровый — лавровый

ледник — ледник

мелочный — ме­лочной

навесный — навесной

наголо — наголо

низина — низина

острота — острота

Отзыв — отзыв

переносный — переносной

переходный — переход­ной

подвижный — подвижной

подводный — подводной

подъездный — подъезд­ной

Привод — привод

проклятый — проклятый

рисковый — рисковой

соболи — соболя

стопы — стопы

Тоны — тона

характерный — характер­ный


12. Обозначьте ударный слог в выделенных словах; проверьте себя!

 

— Красота по Поликлету заключается в СИММЕТРИИ (по Поликлету — соразмерности): пальца с пальцем, всех пальцев с запястьем и кистью, а этих последних — с ЛОКТЕМ и ЛОКТЯ — с рукой и всех частей со всеми.

— БЮРОКРАТИЯ состоит из наемных служителей, АРИСТОКРАТИЯ — из идолов, ДЕМОКРАТИЯ — из идолопоклонников (Бернард Шоу).

— На Арбате в КУЛИНАРИИ — отличные ТОРТЫ.

— ЛИФТЫ и МУСОРОПРОВОДЫ в доме не работали.

— Хлестал дождь, похолодало; она обмоталась ШАРФОМ; увы, ЗОНТА у нее не было.

— На завтрак были поданы ТВОРОГ, ГРЕНКИ и ГРЕЙПФРУТЫ.

 

13. Дикторы редко ошибаются. И все же и в их речи были замечены ошибки в произношении слов (а у Вас?; проверьте себя!).

— НЮРНБЕРГСКИЙ

— УКРАИНЕЦ

— ВАЛОМ ВАЛИТ

— Однажды молоденький диктор неправильно произнес слово СТАТУЯ.

— Почти все эстрадные певцы неправильно произносят слово БАНТ в косвенных падежах. Просклоняйте слово БАНТ, во всех падежах обозначьте ударение.

— ЩАВЕЛЬ и РЕВЕНЬ — из семейства гречишных.

— Я очень люблю суп из ЩАВЕЛЯ. — А я обожаю компот с РЕВЕНЕМ и пирожки с ЩАВЕЛЕМ.

— Растение АИР — древнейшее лекарственное растение. О нем писали знаменитые врачи: Диоскорид, Гален, Авиценна. АИРОВЫЙ корень ЗНАХАРКИ используют как СНАДОБЬЕ при многих болезнях. АИР упоминается во многих стихах и в прозе. «Кто веслом так ловко правит // Через аир и купырь?» Кто автор этих строк? Вспомнили? Нет? Им написаны задушевнейшие стихи: «То было ран­нею весной...», «Средь шумного бала случайно...», «Колокольчикимои, цветики степные...» Вспомнили? Опять нет? Он писал с братьями Жемчужниковыми под ПСЕВДОНИМОМ «Козьма Прутков». Вспомнили? Правильно, его имя — Алексей Константинович Толстой.

— Растение АДОНИС — одно из важнейших сердечных средств. Поэты чаще упоминают мифического АДОНИСА:

 

«Прекрасный баловень Киприды!

Умей сносить, мой Адонис,

Ее минутные обиды.»

(А.С. Пушкин)

 

— Шедевр Леонардо да Винчи «Тайная ВЕЧЕРЯ» находится в ТРАПЕЗНОЙ монастыря Санта Мария Грацие (в Милане).

—Все АЭРОПОРТЫ и ПОРТЫ подверглись массированным БОМБОВЫМ ударам. От АЭРОПОРТОВ и ПОРТОВ ничего не осталось.

— Правительство выразило СОБОЛЕЗНОВАНИЕ СЕМЬЯМ погибших.

— Пожалуйста, оформите мне БРОНЮ на билет.

— Бабушка жарила блины на двух СКОВОРОДАХ.

 

14. Обозначьте ударный слог в выделенных словах; проверьте себя.

 

— Еще недавно в этом маленьком городке тротуары были сделаны из ДОСОК. Люди ходили по ДОСКАМ, а через дорогу по ГРЯЗИ, утопая в ГРЯЗИ.

— По-моему, лыжные БАМБУКОВЫЕ палки КРАСИВЕЕ дюралевых.

— «Самое нестерпимое в каземате было отсутствие ОКОН». (Из записок М.Н. Волконской).

— На ПОХОРОНАХ была прочтена ОТХОДНАЯ молитва.

— Денежные СРЕДСТВА акционеров используются ключевыми ОТРАСЛЯМИ экономики.

— Издательства и ОПТОВЫЕ покупатели сотрудничают на принципе взаимовыгодных ДОГОВОРНЫХ отношений.

— Недавно была ИЗДАНА брошюра «О ВРЕДЕ табака».

С ПЕЧИ слезла бабушка и сказала: — В ПЕЧИ стоят щи и каша. Что вам достать из ПЕЧИ?

— Он подошел к ДВЕРИ. На ДВЕРИ в ЩЕЛИ торчала записка. У ДВЕРИ лежала коробка с ТОРТОМ.

— СТРАХОВЩИЦА работала по СРЕДАМ.

— По СТЕНАМ висели портреты предков.

— По Сеченову, РЕФЛЕКТОРНУЮ природу имеют не только непроизвольные, но и произвольные движения.

— Моцарт первые сонаты и симфонии СОЗДАЛ в 8 лет.

— Цель мнемоники — ОБЛЕГЧИТЬ запоминание нужных сведений при помощи ассоциаций.

— Друзья говорили БЕЗ УМОЛКУ битых три ЧАСА.

— Вдоль дороги тянулось два РЯДА фруктовых деревьев.

— Нападающий забил два ГОЛА.

— Солдаты сделали два ШАГА вперед.

— Сено сметали в четыре СТОГА.

— Отец купил мне два ШАРА.

— Над девочкой ПЛЫЛО два красненьких ШАРА.

— Алло, это кто ЗВОНИТ? Павел Иванович?.. Директора нету... А когда ПОЗВОНИТЕ?

— Ожидается СОЗЫВ съезда. Необходимо УГЛУБИТЬ и УПРОЧИТЬ ранее достигнутое.

— В Москву ПРИБЫЛИ ЭКСПЕРТЫ Международного валютного фонда.

— Правила ПОВТОРЕНЫ.

—Новостройки ЗАСЕЛЕНЫ.

— Свет и газ уже ВКЛЮЧЕНЫ.

— Работа ПРИНЯТА.

— Собрание ПРОВЕДЕНО.

— Евгения Викторовна ЗАНЯТА.

—В 21 веке будет ПРЕДПРИНЯТА попытка побывать на Марсе.


15. Зная особенности ударения во французском и английском языках, из списка слов, приведённого ниже, выпишите французские и английские слова.

Свитер, балет, суфлёр, яхта, финиш, компот, бульон, омлет, митинг, мичман, репертуар, абордаж, батальон, салат, гипюр, вуаль, пудинг, лидер, костюм, авангард, режиссёр.

 

16. Вставьте пропущенные буквы.

 

Буд...щий, в...н...грет, дерм...тин,...аимообразно (в долг), инци...ент, комп...тенция (осведомленность), компос...ировать, компроме...ация, конкурент...способный, конст...тировать, обр...к или ё), пол...умный, п...скользнуться, преце...ент (случай, служащий примером).


 

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

 

С именами существительными

 

1. Количественные числительные согласуются с существительными во всех падежах, кроме именительного и винительного: Р. до пятидесяти рублей; Д. к пятидесяти рублям; Т. с пятьюдесятью рублями; П. о пятидесяти рублях. В именительном и винительном падежах они управляют существительными: пятьдесят (И.) рублей (Р.); получить пятьдесят (В.) рублей (Р.).

2. Слово тысяча, как правило, управляет существительным: тысяча рублей, до тысячи рублей и т. д. При наличии параллельных форм творительного падежа тысячей и тысячью форма тысячью может рассматриваться как форма количественного числительного и согласовываться с существительным: с тысячей рублей, но с тысячью рублями.

3. В сочетаниях типа по пять/пяти рублей существительное является управляемым словом и употребляется в форме родительного падежа.

4. В сочетаниях типа два и более (три и более, четыре и более) варианта существительное употребляется в форме родительного падежа единственного числа.

5. В сочетаниях дробных числительных с существительными существительное управляется последним словом дроби: более 50,5 процента — более пятидесяти и пяти десятых процента; 5 1/4 грамма — пять и одна четвертая грамма.

6. В сложных словах, включающих количественные числительные и не имеющих соединительной гласной, числительное обычно употребляется в форме родительного падежа: трехсотлетие, Семиречье, двадцатипроцентный.

Числительное сорок в начале сложных слов имеет форму сорока: сорокаведерный, сорокаквартирный. Однако есть слова с сорок-, образованные при помощи соединительной гласной о: сороконожка, сорокопут, сорокоуст.

Числительное сто в начале сложных слов сохраняет основную форму: стоквартирный, столетний.

Числительное два в начале сложных слов имеет формы двух- и дву-: двухэтажный, двухъярусный, но двусмыслица, двуязычный (см. словари русского языка). Такие параллельные образования различаются как по сфере употребления, так и по стилистической окраске.

В специальных текстах наряду со сложными словами, в составе которых есть числительные, широко используются и такие сочетания, как емкость в 40 литров, водоизмещением в 500 тонн, объемом в 150 кубических метров (с цифровой записью числительных). Пропуск предлога в подобных сочетаниях является признаком разговорного стиля и в официальных текстах нежелателен.

7. При склонении сложных существительных, начинающихся с пол.../пол- (полгода, пол-очка, пол-листа, пол-Москвы и т. п.), в книжной речи часть пол- в формах косвенных падежей, кроме винительного, приобретает форму полу-: более полугода, в полукилометре от.... В разговорной речи сохраняется форма пол-. Отступления от этого правила наблюдаются в следующих случаях: 1) когда пол- лишь приблизительно указывает на половину чего-либо: вернуться с полпути; 2) при обозначении времени в словах, образованных из пол... и названия часа: прийти около полдвенадцатого; 3) в словах, образованных из пол- и существительного, обозначающего одушевленный предмет: не осталось и полкурицы.

 

Образование и употребление некоторых форм времени

И наклонения глагола

 

1. Параллельные формы прошедшего времени муж­ского рода некоторых глаголов различаются степенью употребительности: воздвиг — воздвигнул, достиг — достигнул, иссяк — иссякнул, прибег — прибегнул и др. В современном литературном языке более упот­ребительны формы без суффикса -ну-: воздвиг, достиг, иссяк, прибег (формы с -ну- постепенно выходят из употребления). В формах женского и среднего рода, а также множественного числа правильны только формы без суффикса -ну-: достигла, достигло, достиг­ли; параллельные им формы с -ну- (достигнула, достигнуло, достигнули) являются нелитературными.

2. Различаются стилистической окраской глаголы ослабеть и ослабнуть. Формы глагола ослабеть свойственны книжно-письменным стилям: В последнее время несколько ослабела связь между коллективом цеха и учащимися подшефной школы. Формы глагола ослабнуть присущи разговорной речи.

3. Различаются стилистической окраской глаголы стлать и стелить (а также производные от них глаголы с приставками: постлать — постелить, разостлать — расстелить и др.). В современном литературном языке употребляются формы глагола стлать. Формы глагола стелить считаются разговорными, их использование в книжно-письменных стилях нежелательно. Следует помнить о том, что употребляются только формы настоящего времени, образованные от глагола стлать: стелешь, стелет, стелются (а также производные: расстелет, настелют и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.381 с.)