Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Указательных и неопределенных местоименийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Местоимения каждый, любой, всякий близки по смыслу. В то же время они способны выражать такие оттенки значения, которые в ряде случаев делают их взаимную замену невозможной. Например: Совещание может быть назначено на любой день недели (то есть на один из дней, безразлично какой); Совещания проводились каждый день (т. е. все дни); Проводились всякие совещания (т. е. различные совещания). Об этих смысловых различиях не всегда помнят. Кроме того, не всегда учитывается стилистическая окраска местоимений каждый, любой, всякий. Неправильно: Бригада трактористов Приходько использует всякий свободный час (следует: каждый свободный час или любое свободное время), чтобы устранить мелкие неполадки в машинах; Газеты к нам доставляются не всякий (следует: не каждый) день — здесь местоимение всякий имеет разговорную окраску. Различаются оттенками значения местоимения сам и самый. В сочетании с существительным местоимение сам выделяет это существительное: Прибыл сам начальник участка; местоимение самый подчеркивает тождество названных предметов: Начальник участка повторил те самые слова, которые.... Выходит из употребления слово самое — форма винительного падежа местоимения сама. Однако следует помнить, что вытесняющее эту форму слово саму имеет разговорную окраску и в официальных текстах не всегда уместно. Неясность возникает в тех случаях, когда указательное, обобщенно-предметное местоимение это может быть соотнесено с разными явлениями. Например: Выступившие на совещании говорили и об успехах коллектива, и об имеющихся трудностях в работе. С этим нельзя не считаться (неясно: нельзя не считаться с успехами или с трудностями) — подобные неточности должны устраняться. Указательное местоимение сей является устарелым. Его употребление правомерно лишь в составе устойчивых словосочетаний до сих пор, сию минуту и др., а также в тех случаях, когда изложению сознательно придаются черты архаического стиля. Различаются стилистической окраской неопределенные местоимения с частицами -либо (книжные) и -нибудь (разговорные). Использование в деловой речи слова отдельный (отдельные) в значении неопределенного местоимения некоторый (некоторые) не всегда бывает оправдано контекстом. Неправильно: Не выполнен квартальный план отдельными (следует: некоторыми) предприятиями главка — здесь слово отдельный может быть осмыслено как прилагательное со значением 'независимый, самостоятельный, выделенный из ряда других'.
Образование и употребление некоторых форм времени И наклонения глагола
1. Параллельные формы прошедшего времени мужского рода некоторых глаголов различаются степенью употребительности: воздвиг — воздвигнул, достиг — достигнул, иссяк — иссякнул, прибег — прибегнул и др. В современном литературном языке более употребительны формы без суффикса -ну-: воздвиг, достиг, иссяк, прибег (формы с -ну- постепенно выходят из употребления). В формах женского и среднего рода, а также множественного числа правильны только формы без суффикса -ну-: достигла, достигло, достигли; параллельные им формы с -ну- (достигнула, достигнуло, достигнули) являются нелитературными. 2. Различаются стилистической окраской глаголы ослабеть и ослабнуть. Формы глагола ослабеть свойственны книжно-письменным стилям: В последнее время несколько ослабела связь между коллективом цеха и учащимися подшефной школы. Формы глагола ослабнуть присущи разговорной речи. 3. Различаются стилистической окраской глаголы стлать и стелить (а также производные от них глаголы с приставками: постлать — постелить, разостлать — расстелить и др.). В современном литературном языке употребляются формы глагола стлать. Формы глагола стелить считаются разговорными, их использование в книжно-письменных стилях нежелательно. Следует помнить о том, что употребляются только формы настоящего времени, образованные от глагола стлать: стелешь, стелет, стелются (а также производные: расстелет, настелют и др.). 4. Параллельные формы некоторых глаголов могут различаться смысловыми оттенками. Например, глагол двигает обычно употребляется в значении 'перемещает; делает движения' и выражает разнонаправленное движение: двигает мебель, двигает руками. Его вариантная форма движет имеет более отвлеченное значение — 'направляет, заставляет, руководит': Им движет чувство долга. Смешение этих форм нежелательно. Подобные расхождения в оттенках значений можно наблюдать у глаголов брызгает — брызжет, капает — каплет, метает — мечет и др.; ср.: Спортсмен метает диск. — Рыба мечет икру. Невнимание к традиционной лексической сочетаемости таких форм может привести к речевым ошибкам. Неправильно: Наш спортсмен стал первым, кто мечет (следует: метает) молот после четырех поворотов. 5. Современный русский язык располагает огромными возможностями синонимического использования форм наклонений глагола. Так, побуждение может быть выражено: 1) формами повелительного наклонения: вставай, встань, встаньте; иди, идите, пойдемте; давай пойдем, пусть идут и т. д.; 2) формами изъявительного наклонения: Идем!; Пошел!; 3) формами сослагательного наклонения: Поехали бы вы отдохнули; 4) неопределенной формой глагола: Встать!; Не вставать!; 5) лексическими средствами: Курить нельзя; Проезд воспрещен и т. д. Степень категоричности выражаемого требования при этом меняется в очень широких пределах: от вежливого совета, пожелания: Поехали бы вы подлечились до категорического запрета: Молчать! Выбор способа выражения определяется ситуацией, взаимоотношениями людей, нормами речевого этикета. Это, безусловно, должно учитываться при составлении текстов документов. 6. В образовании форм повелительного наклонения некоторых глаголов есть особенности. Глаголы доить, кроить, поить и некоторые другие (и их приставочные образования) имеют в форме повелительного наклонения 2-го лица суффикс -и: дои (подои, подоите), пои (напои, напоите). Их формы на -й (напой, подой) — просторечные. Без суффикса -и образуется форма повелительного наклонения глагола уведомить: уведомь, уведомьте (форма уведомите или уведомите омонимична формам 2-го лица множественного числа, ее использование не всегда удобно). С суффиксом -и образуются формы повелительного наклонения множественного числа глаголов портить, почистить: не портите, почистите (в единственном числе возможны вариантные формы: почисти — почисть, не порти — не порть). Формы высыпли, высыплите являются устарелыми. Образование и употребление некоторых глаголов
Различаются стилистической окраской параллельные формы глаголов видеть — видать, лазить — лазать, мерить — мерять, мучить — мучать и др. (а также производных от них глаголов с приставками: измерить — измерять, измучить — измучать и др.). Глаголы видеть, лазить, мерить, мучить нейтральны по стилю; формы видать, мерять, мучать — разговорные. Так же различаются глаголы поднимать (литер.) — подымать (разг.). Глаголам совершенного вида типа заготовить, накопить, ознакомить, подбодрить, узаконить могут соответствовать глаголы несовершенного вида: заготовлять — заготавливать, накоплять — накапливать, ознакомлять — ознакамливать, подбодрять — подбадривать, узаконить — узаконивать. Формы с суффиксом -ива-/-ыва- стилистически нейтральны и более употребительны в книжно-письменных стилях. Формы без этого суффикса воспринимаются как разговорные: накоплять, подбодрять, узаконить и др. или же как устарелые: присвоять, усвоять и др. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-/ыва- нередко образуются параллельные формы с чередующимися корневыми гласными [о/а]: обусловливать — обуславливать, сосредоточивать — сосредотачивать и т. п. При наличии подобных вариантов формы с [а] более свойственны разговорному употреблению, формы с [о] — книжно-письмен-ным стилям. Не допускается образование глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-/-ыва- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать (формы адресовывать, использовывать — просторечные). Встречающиеся в языке военных формы атаковывать, контратаковывать (следует: атаковать, контратаковать) являются профессионально-жаргонными. Не следует употреблять также форму организовывать, хотя она и отмечается толковыми словарями русского литературного языка (в современном употреблении глагол организовать имеет значение как совершенного, так и несовершенного вида). В деловой речи получили широкое распространение глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставки за-, типа заактировать, завизировать. Их употребление в пределах официально-делового стиля не является нарушением норм литературного языка. Используются параллельные формы двувидовых глаголов со сложными суффиксами -изова(ть) и -изирова(ть): колонизовать — колонизировать, популяризовать — популяризировать и др. Формы с суффиксом -изирова- более свойственны книжно-письменным стилям. Глаголы заведовать, исповедовать образуются с суффиксом - ова-. Формы этих глаголов с суффиксом -ыва- (заведываю, исповедываю) являются устарелыми.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |