Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Указательных и неопределенных местоименийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Местоимения каждый, любой, всякий близки по смыслу. В то же время они способны выражать такие оттенки значения, которые в ряде случаев делают их взаимную замену невозможной. Например: Совещание может быть назначено на любой день недели (то есть на один из дней, безразлично какой); Совещания проводились каждый день (т. е. все дни); Проводились всякие совещания (т. е. различные совещания). Об этих смысловых различиях не всегда помнят. Кроме того, не всегда учитывается стилистическая окраска местоимений каждый, любой, всякий. Неправильно: Бригада трактористов Приходько использует всякий свободный час (следует: каждый свободный час или любое свободное время), чтобы устранить мелкие неполадки в машинах; Газеты к нам доставляются не всякий (следует: не каждый) день — здесь местоимение всякий имеет разговорную окраску. Различаются оттенками значения местоимения сам и самый. В сочетании с существительным местоимение сам выделяет это существительное: Прибыл сам начальник участка; местоимение самый подчеркивает тождество названных предметов: Начальник участка повторил те самые слова, которые.... Выходит из употребления слово самое — форма винительного падежа местоимения сама. Однако следует помнить, что вытесняющее эту форму слово саму имеет разговорную окраску и в официальных текстах не всегда уместно. Неясность возникает в тех случаях, когда указательное, обобщенно-предметное местоимение это может быть соотнесено с разными явлениями. Например: Выступившие на совещании говорили и об успехах коллектива, и об имеющихся трудностях в работе. С этим нельзя не считаться (неясно: нельзя не считаться с успехами или с трудностями) — подобные неточности должны устраняться. Указательное местоимение сей является устарелым. Его употребление правомерно лишь в составе устойчивых словосочетаний до сих пор, сию минуту и др., а также в тех случаях, когда изложению сознательно придаются черты архаического стиля. Различаются стилистической окраской неопределенные местоимения с частицами -либо (книжные) и -нибудь (разговорные). Использование в деловой речи слова отдельный (отдельные) в значении неопределенного местоимения некоторый (некоторые) не всегда бывает оправдано контекстом. Неправильно: Не выполнен квартальный план отдельными (следует: некоторыми) предприятиями главка — здесь слово отдельный может быть осмыслено как прилагательное со значением 'независимый, самостоятельный, выделенный из ряда других'.
Образование и употребление некоторых форм времени И наклонения глагола
1. Параллельные формы прошедшего времени мужского рода некоторых глаголов различаются степенью употребительности: воздвиг — воздвигнул, достиг — достигнул, иссяк — иссякнул, прибег — прибегнул и др. В современном литературном языке более употребительны формы без суффикса -ну-: воздвиг, достиг, иссяк, прибег (формы с -ну- постепенно выходят из употребления). В формах женского и среднего рода, а также множественного числа правильны только формы без суффикса -ну-: достигла, достигло, достигли; параллельные им формы с -ну- (достигнула, достигнуло, достигнули) являются нелитературными. 2. Различаются стилистической окраской глаголы ослабеть и ослабнуть. Формы глагола ослабеть свойственны книжно-письменным стилям: В последнее время несколько ослабела связь между коллективом цеха и учащимися подшефной школы. Формы глагола ослабнуть присущи разговорной речи. 3. Различаются стилистической окраской глаголы стлать и стелить (а также производные от них глаголы с приставками: постлать — постелить, разостлать — расстелить и др.). В современном литературном языке употребляются формы глагола стлать. Формы глагола стелить считаются разговорными, их использование в книжно-письменных стилях нежелательно. Следует помнить о том, что употребляются только формы настоящего времени, образованные от глагола стлать: стелешь, стелет, стелются (а также производные: расстелет, настелют и др.). 4. Параллельные формы некоторых глаголов могут различаться смысловыми оттенками. Например, глагол двигает обычно употребляется в значении 'перемещает; делает движения' и выражает разнонаправленное движение: двигает мебель, двигает руками. Его вариантная форма движет имеет более отвлеченное значение — 'направляет, заставляет, руководит': Им движет чувство долга. Смешение этих форм нежелательно. Подобные расхождения в оттенках значений можно наблюдать у глаголов брызгает — брызжет, капает — каплет, метает — мечет и др.; ср.: Спортсмен метает диск. — Рыба мечет икру. Невнимание к традиционной лексической сочетаемости таких форм может привести к речевым ошибкам. Неправильно: Наш спортсмен стал первым, кто мечет (следует: метает) молот после четырех поворотов. 5. Современный русский язык располагает огромными возможностями синонимического использования форм наклонений глагола. Так, побуждение может быть выражено: 1) формами повелительного наклонения: вставай, встань, встаньте; иди, идите, пойдемте; давай пойдем, пусть идут и т. д.; 2) формами изъявительного наклонения: Идем!; Пошел!; 3) формами сослагательного наклонения: Поехали бы вы отдохнули; 4) неопределенной формой глагола: Встать!; Не вставать!; 5) лексическими средствами: Курить нельзя; Проезд воспрещен и т. д. Степень категоричности выражаемого требования при этом меняется в очень широких пределах: от вежливого совета, пожелания: Поехали бы вы подлечились до категорического запрета: Молчать! Выбор способа выражения определяется ситуацией, взаимоотношениями людей, нормами речевого этикета. Это, безусловно, должно учитываться при составлении текстов документов. 6. В образовании форм повелительного наклонения некоторых глаголов есть особенности. Глаголы доить, кроить, поить и некоторые другие (и их приставочные образования) имеют в форме повелительного наклонения 2-го лица суффикс -и: дои (подои, подоите), пои (напои, напоите). Их формы на -й (напой, подой) — просторечные. Без суффикса -и образуется форма повелительного наклонения глагола уведомить: уведомь, уведомьте (форма уведомите или уведомите омонимична формам 2-го лица множественного числа, ее использование не всегда удобно). С суффиксом -и образуются формы повелительного наклонения множественного числа глаголов портить, почистить: не портите, почистите (в единственном числе возможны вариантные формы: почисти — почисть, не порти — не порть). Формы высыпли, высыплите являются устарелыми. Образование и употребление некоторых глаголов
Различаются стилистической окраской параллельные формы глаголов видеть — видать, лазить — лазать, мерить — мерять, мучить — мучать и др. (а также производных от них глаголов с приставками: измерить — измерять, измучить — измучать и др.). Глаголы видеть, лазить, мерить, мучить нейтральны по стилю; формы видать, мерять, мучать — разговорные. Так же различаются глаголы поднимать (литер.) — подымать (разг.). Глаголам совершенного вида типа заготовить, накопить, ознакомить, подбодрить, узаконить могут соответствовать глаголы несовершенного вида: заготовлять — заготавливать, накоплять — накапливать, ознакомлять — ознакамливать, подбодрять — подбадривать, узаконить — узаконивать. Формы с суффиксом -ива-/-ыва- стилистически нейтральны и более употребительны в книжно-письменных стилях. Формы без этого суффикса воспринимаются как разговорные: накоплять, подбодрять, узаконить и др. или же как устарелые: присвоять, усвоять и др. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-/ыва- нередко образуются параллельные формы с чередующимися корневыми гласными [о/а]: обусловливать — обуславливать, сосредоточивать — сосредотачивать и т. п. При наличии подобных вариантов формы с [а] более свойственны разговорному употреблению, формы с [о] — книжно-письмен-ным стилям. Не допускается образование глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-/-ыва- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать (формы адресовывать, использовывать — просторечные). Встречающиеся в языке военных формы атаковывать, контратаковывать (следует: атаковать, контратаковать) являются профессионально-жаргонными. Не следует употреблять также форму организовывать, хотя она и отмечается толковыми словарями русского литературного языка (в современном употреблении глагол организовать имеет значение как совершенного, так и несовершенного вида). В деловой речи получили широкое распространение глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставки за-, типа заактировать, завизировать. Их употребление в пределах официально-делового стиля не является нарушением норм литературного языка. Используются параллельные формы двувидовых глаголов со сложными суффиксами -изова(ть) и -изирова(ть): колонизовать — колонизировать, популяризовать — популяризировать и др. Формы с суффиксом -изирова- более свойственны книжно-письменным стилям. Глаголы заведовать, исповедовать образуются с суффиксом - ова-. Формы этих глаголов с суффиксом -ыва- (заведываю, исповедываю) являются устарелыми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.007 с.) |