Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Социально-экономический статусСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Работающей молодежи Свердловской области
Основной социальной характеристикой работающей молодежи является то, что ее социально-экономический статус находится в состоянии становления. Формальным проявлением этого процесса является изменение оценки работающей молодежью своего образа жизни, определяемого, прежде всего, уровнем потребления, который доступен данной социально-демографической группе. В целом особенности изменения социально-экономического статуса работающей молодежи позволяют выделить в ее составе следующие возрастные группы:
Таблица 2
Динамика социально-экономического статуса обусловливается, с одной стороны, включением молодых людей в профессионально-трудовую деятельность и развитием на основе этого их экономической независимости, с другой – созданием молодыми людьми собственных семей и рождением детей, что приводит к развитию их социального статуса. При этом изменения экономического и социального положения молодых людей могут происходить не только синхронно и взаимосвязано, но и без согласования друг с другом. В целом работающая молодежь Свердловской области оценивает свой уровень жизни следующим образом: Рис. 1 К среднеобеспеченным были отнесены респонденты, ответившие, что они могут себе позволить делать накопления для приобретения качественной одежды и бытовой техники. Таким образом, свой уровень жизни как «ниже среднего» оценивают, по крайней мере, 58 процентов молодых работников Свердловской области. Ситуация, когда более половины наиболее трудоспособной части молодежи своим трудом не может обеспечить себе хотя бы средний уровень жизни, несомненно требует своего разрешения, в частности, определения позиции государства в этом процессе. Ведущая роль социально-экономического статуса в определении молодежью Свердловской области уровня своей жизни подтверждается следующими данными:
Таблица 3
Основные проблемы молодежи (проценты опрошенных)
Приведенные данные показывают, что молодежь Свердловской области в младшей и средней возрастных группах определяет проблему трудоустройства как приоритетную. В старшей возрастной группы молодежи, которая уже фактически решила свою проблему трудоустройства, на первом месте жилищная проблема. У старшей возрастной группы молодежи приоритет жилищной проблемы связан с тем обстоятельством, что значительная часть старшей возрастной группы молодежи, несмотря на достижение определенного уровня профессионального мастерства, не может за счет своего заработка решить жилищную проблему. Существует проблема соотношения заработной платы молодых работников и стоимости жилья, для решения которой определяющим является низкий уровень заработной платы наиболее квалифицированной старшей возрастной группы работающей молодежи. Как следует из таблицы 3, наибольшую значимость для молодежных возрастных групп проблема материального благополучия имеет у наиболее профессионально квалифицированной старшей возрастной группы молодежи, которая фактически вся является работающей, а наименьшую – у фактически неработающей младшей возрастной группы молодежи. Таким образом, чем больше и лучше работает молодежь, тем хуже ее ощущение своего социально-экономического положения. Ключевая роль в определении отношения работающей молодежи к профессионально-трудовой деятельности принадлежит заработной плате: на ее важность при определении своего отношения к труду указали более 85 процентов опрошенных молодых работников. Для сравнения, необходимость соответствия труда своим способностям отметили только 15 процентов респондентов, а уважение к нему со стороны людей – 17 процентов. В то же время работающая молодежь Свердловской области оценивает размер своей заработной платы и ее соответствие своим трудовым усилиям следующим образом: Рис. 2 Следует отметить, что каждый третий молодой работник Свердловской области считает, что его заработная плата не только низкая, но и «несправедливая». Важно отметить, что возрастающая готовность молодежи Свердловской области к усилению несправедливости в оплате труда сопровождается снижением ожидания того, что будет больше цениться добросовестный, квалифицированный труд, в том числе и интеллектуальный. Другими словами, в молодежной среде продолжается девальвация ценности профессиональной трудовой деятельности как основы формирования заработной платы и, следовательно, материального благополучия: Рис. 3 В таких условиях возрастает готовность молодежи к нетрудовым действиям, направленным на решение своих материальных проблем. И в наибольшей степени к таким действиям готова младшая группа молодежи в начале своей профессионально-трудовой деятельности. Вместе с этим сравнение своего уровня жизни с уровнем жизни, пропагандируемым как социальная норма общества потребления, подталкивает к получению нетрудовых доходов старшую возрастную группу молодых работников, которая, с одной стороны, имеет наибольшую квалификацию, с другой – в результате профессионализации частично потеряла способность к смене профессии, с третьей – из-за формирования молодой семьи стала территориально менее подвижной, но более нуждающейся в материальных средствах, в том числе для обеспечения своего соответствия социальным стандартам потребления.
Глава 4. Образование и социально-экономический статус Работаю щей молодежи
В социально-экономическом плане образование, особенно профессиональное, выступает как важный фактор достижения молодежью материального благополучия. Это подтверждается, в частности, данными исследования, представленными в таблице 4:
Таблица 4
Зависимость материального положения молодежи от уровня образования (процентов опрошенных молодых людей)
Таким образом, фиксируется очевидная связь между субъективной оценкой молодежью своего материального положения и уровнем образования. При этом, чем выше уровень образования, тем выше уровень оценки молодежи своего материального статуса. Имеющие низкий уровень образования (незаконченное среднее) в основном отнесли себя к бедным или малообеспеченным – в совокупности в эти группы попали 2/3 респондентов данной группы. Лишь каждый пятый из имеющих незаконченное среднее образование указал, что доходы позволяют, помимо повседневных нужд, откладывать средства на покупку товаров длительного пользования. Молодые люди, имеющие общее среднее и среднее специальное образование, дали более высокую оценку своего материального положения. В этой образовательной группе большинство определили себя как малообеспеченные (41 – 44 процента) и среднеобеспеченные (36 – 39 процентов). Примерно десятая часть этой группы считает себя обеспеченными. Среди молодых людей, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, только каждый третий отнес себя к малообеспеченным, но уже каждый второй - к среднеобеспеченным. Группа состоятельных и богатых среди молодых людей с высшим и незаконченным высшим образованием составляет более 16 процентов, то есть почти в 2 раза больше, чем даже среди тех, кто имеет среднее специальное образование. Таким образом, при движении от группы с более низким уровнем образования к группе с более высоким уровнем образования, обнаруживается наполнение состоятельных групп и уменьшение групп бедных и малосостоятельных. Эту социальную реальность молодые люди хорошо понимают. Поэтому для детей из бедных семей получение высшего образования и профессии, пользующейся спросом на рынке труда, это шанс преодолеть семейную бедность. Они представляют успешный вариант своей взрослой жизни следующим образом: высшее образование дает престижную профессию, пользующуюся спросом на рынке труда (адвокат, программист, экономист), и устроиться работать в успешную компанию. Получить такую профессию рассчитывают 43 процента старшеклассников из бедных семей, а работать в успешной (как правило, частной) фирме собираются из них 23 процента.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.115 (0.011 с.) |