Понятие территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом. Нормативно-правовые основы создания и функционирования территорий с особым экономическим статусом. Основные группы территорий с особым статусом. Требования к условиям установления особого режима территории. Методы и механизмы государственного регулирования экономической деятельности на территориях с особым статусом. Принципы и критерии отбора территорий для предоставления особого режима хозяйствования. Особые экономические зоны в Российской Федерации: история создания, законодательная основа функционирования, типология особых экономических зон, основные задачи, ограничения и требования к особым экономическим зонам, риски и проблемы развития особых экономических зон в России. Управление особыми экономическими зонами на федеральном и региональном уровне управления. Зарубежный опыт функционирования территорий с особым экономическим режимом. Эффективность функционирования особых экономических зон.
Институциональные основы реализации контроля в сфере регионального управления. Объекты, виды, методы и алгоритм реализации контроля в региональном управлении. Мониторинг в системе стратегического планирования развития регионов. Аудит в рамках формирования Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и реализации региональных программ.
Сущность эффективности регионального управления. Подходы к оценке результативности и эффективности регионального управления и территориального планирования. Показатели результативности и показатели эффективности. и территориального планирования. Мероприятия, предполагающие повышение эффективности регионального управления и территориального планирования. Подходы к формированию системы критериев эффективности регионального управления.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа. Форма итогового контроля – экзамен.
N п/п
| Наименование тем (разделов)
| Объем дисциплины (модуля) в час.
| Форма текущего контроля успевае-мости*, промежу-точной аттеста-ции
|
Всего
| Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
| СР
|
Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
|
1. Очная форма обучения
|
| Введение в предмет регионального государственного управления
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Основы системы регионального управления
|
|
|
|
| -
|
| Проектное задание
|
| Институциональные основы региональной политики Российской Федерации
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Экономическое пространство региона и его основные характеристики
|
|
|
|
|
|
| Проектное задание
|
| Система регионального управления в зарубежных странах
|
|
|
|
| -
|
| Дискуссия
|
| Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования
|
|
|
|
| -
|
| Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления
|
|
|
|
|
|
| Работа в малых группах
|
| Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ
|
| -
|
|
|
|
| Проектное задание
|
| Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития
|
| -
|
|
|
|
| Семинар-конференция
|
| Организация территориального планирования в Российской Федерации
|
|
|
|
| -
|
| Групповые задания реконструктивного уровня
|
| Стратегическое управление развитием региона
|
|
|
|
| -
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями
|
| Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления
|
|
|
|
|
|
|
| Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом
|
|
|
|
| -
|
| Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Мониторинг и контроль в региональном управлении
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Всего:
|
|
| |
|
|
| |
2. Заочная форма обучения (полный срок обучения)
|
| Введение в предмет регионального государственного управления
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Основы системы регионального управления
|
|
|
|
| -
|
| Проектное задание
|
| Институциональные основы региональной политики Российской Федерации
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации
|
| -
|
| -
|
|
| Работа в малых группах
|
| Экономическое пространство региона и его основные характеристики
|
| -
|
| -
|
|
| Проектное задание
|
| Система регионального управления в зарубежных странах
|
| -
|
| -
|
|
| Дискуссия
|
| Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования
|
|
|
|
| -
|
| Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления
|
| -
|
| -
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ
|
|
|
| -
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ
|
| -
|
| -
| -
|
| Проектное задание
|
| Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития
|
| -
|
| -
| -
|
| Семинар-конференция
|
| Организация территориального планирования в Российской Федерации
|
|
|
| -
| -
|
| Групповые задания реконструктивного уровня
|
| Стратегическое управление развитием региона
|
| -
|
|
| -
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями
|
| Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления
|
| -
|
| -
| -
|
|
| Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом
|
| -
|
| -
| -
|
| Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Мониторинг и контроль в региональном управлении
|
| -
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Всего:
|
|
| |
|
|
| |
3. Очно-заочная (ускоренный срок обучения на базе ВПО)
|
| Введение в предмет регионального государственного управления
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Основы системы регионального управления
|
|
|
|
| -
|
| Проектное задание
|
| Институциональные основы региональной политики Российской Федерации
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации
|
| -
|
| -
|
|
| Работа в малых группах
|
| Экономическое пространство региона и его основные характеристики
|
| -
|
| -
|
|
| Проектное задание
|
| Система регионального управления в зарубежных странах
|
| -
|
|
|
|
| Дискуссия
|
| Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования
|
|
|
|
| -
|
| Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ
|
| -
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ
|
| -
|
|
| -
|
| Проектное задание
|
| Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития
|
| -
|
| -
|
|
| Семинар-конференция
|
| Организация территориального планирования в Российской Федерации
|
|
|
|
| -
|
| Групповые задания реконструктивного уровня
|
| Стратегическое управление развитием региона
|
|
|
|
| -
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями
|
| Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления
|
| -
|
| -
|
|
|
| Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом
|
| -
|
|
|
|
| Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Мониторинг и контроль в региональном управлении
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Всего:
|
|
| |
|
|
| |
4. Очно-заочная (ускоренный срок обучения СПО)
|
| Введение в предмет регионального государственного управления
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Основы системы регионального управления
|
|
|
|
| -
|
| Проектное задание
|
| Институциональные основы региональной политики Российской Федерации
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации
|
| -
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Экономическое пространство региона и его основные характеристики
|
| -
|
| -
| -
|
| Проектное задание
|
| Система регионального управления в зарубежных странах
|
|
|
|
| -
|
| Дискуссия
|
| Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования
|
|
|
|
| -
|
| Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления
|
| -
|
| -
|
|
| Работа в малых группах
|
| Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ
|
| -
|
| -
|
|
| Работа в малых группах
|
| Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ
|
| -
|
|
| -
|
| Проектное задание
|
| Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития
|
| -
|
| -
|
|
| Семинар-конференция
|
| Организация территориального планирования в Российской Федерации
|
|
|
| -
|
|
| Групповые задания реконструктивного уровня
|
| Стратегическое управление развитием региона
|
| -
|
|
| -
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями
|
| Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления
|
| -
|
| -
|
|
|
| Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом
|
| -
|
|
| -
|
| Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Мониторинг и контроль в региональном управлении
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Всего:
|
|
| |
|
|
| |
5-6.Заочная ФО (ускоренный срок обучения на базе ВПО и СПО)
|
| Введение в предмет регионального государственного управления
|
|
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Основы системы регионального управления
|
|
|
|
| -
|
| Проектное задание
|
| Институциональные основы региональной политики Российской Федерации
|
|
|
| -
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Условия и факторы осуществления регионального управления в Российской Федерации
|
| -
|
| -
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Экономическое пространство региона и его основные характеристики
|
| -
|
| -
| -
|
| Проектное задание
|
| Система регионального управления в зарубежных странах
|
| -
|
| --
| -
|
| Дискуссия
|
| Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования
|
| -
|
|
| -
|
| Метод коллективно-го анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления
|
| -
|
| -
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ
|
| -
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Управление социальной сферой и качеством жизни в субъектах РФ
|
| -
|
| -
|
|
| Проектное задание
|
| Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития
|
| -
|
| -
|
|
| Семинар-конференция
|
| Организация территориального планирования в Российской Федерации
|
| -
|
| -
|
|
| Групповые задания реконструктивного уровня
|
| Стратегическое управление развитием региона
|
|
|
|
| -
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями
|
| Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование в системе регионального управления
|
| -
|
| -
|
|
|
| Территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом
|
| -
|
| -
|
|
| Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод)
|
| Мониторинг и контроль в региональном управлении
|
| -
|
|
| -
|
| Работа в малых группах
|
| Всего:
|
|
| |
|
|
| |
Для эффективного освоения курса целесообразно проводить семинарские (практические) занятия в следующих формах:
· анализ конкретных ситуаций, связанных с деятельностью органов государственной власти;
· семинары-конференции с заслушиванием докладов (сообщений) и содокладов, подготовленных студентами по тематическим вопросам, нуждающимся в углубленном изучении;
· семинары-дискуссии по проблемам и вопросам регионального государственного управления;
· составление сравнительных таблиц по определенным темам.