Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Описание современной ситуации

Поиск

Введение

 

В современных условиях, в период социально-экономических преобразований в стране большое значение для России, для Свердловской области и муниципальных образований имеет инновационное развитие хозяйственных и социальных структур, общественных и производственных отношений. При этом особое внимание должно уделяться развитию человеческого потенциала, человеческого и социального капитала. Перспективное развитие основано и определяется региональными и местными особенностями: сложившейся структурой экономики, построенными внешними и внутренними социально-экономическими связями территорий, их инвестиционной привлекательностью, характером и тенденциями демографических процессов, научно-техническим потенциалом, меняющимися ценностными ориентациями молодежи, проживающей в Свердловской области, в муниципальных образованиях в Свердловской области.

Одной из важнейших составляющих перспективного социально-экономического развития региона являются воспроизводство и развитие профессиональной, квалифицированной и социально активной работающей молодежи как человеческого ресурса. Под процессом воспроизводства работающей молодежи как человеческого ресурса социально-экономического развития понимается совокупность последовательных действий, направленных на трудовое воспитание молодежи, обеспечение квалифицированной профессиональной ориентации молодежи, подготовку профессиональных молодых работников, вовлечение их в созидательный трудовой процесс, особенно в отраслях экономики региона, имеющих решающее значение для его социально-экономического развития, создание условий для социальной и профессионально-производственной адаптации молодежи в трудовых коллективах предприятий и организаций Свердловской области, активизацию их позитивной социальной деятельности, формирование их гражданской культуры.

Участие молодого человека в социально-экономических процессах – это, прежде всего, способ удовлетворить свои личные, жизненные потребности, такие, как материальные, создание семьи и воспитание детей, создание для себя необходимых бытовых и жилищных условий, наличие минимальных социальных и экономических гарантий для себя и своей семьи. Вместе с тем труд для молодого человека выражает его стремление к достижению более высокого социального и производственного статуса, самообразованию и самореализации личности. Таким образом, труд выступает как условие и средство социального развития молодежи.

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р (далее − федеральная Стратегия ГМП), определено, что государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, также указывается, что целью государственной молодежной политики в Российской Федерации является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также использование потенциала молодежи в интересах инновационного социально-экономического развития России.

Сложные задачи социально-экономического развития, определенные в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 г. № 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, № 8-1, ст. 1044), также невозможно решить без активного участия молодежи, и, прежде всего, работающей молодежи.

С 2004 года в Свердловской области работа по оказанию работающей молодежи государственной поддержки проводилась в рамках реализации Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 13.07.2004 г. № 647-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 7-1, ст. 1012). За прошедшее время развитие российского общества и укрепление российского государства, сопровождающиеся формированием соответствующей нормативно-правовой основы, привели к необходимости внесения в Концепцию поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года существенных изменений.

Вместе с тем социальная практика, подтвердившая в целом необходимость формирования на региональном уровне системы государственной поддержки работающей молодежи, выявила в используемых с 2004 года на данном направлении методологических основаниях и технологических подходах серьезные недостатки, которые не позволили до настоящего времени создать эффективную систему включения молодежи Свердловской области в социально-экономические процессы, значительно снизить социальные и экономические риски, связанные с трудовой деятельностью молодежи.

Эти обстоятельства в совокупности обусловили необходимость разработки новой системы государственной поддержки работающей молодежи на уровне региона, отрасли, муниципального образования, предприятия (организации), осуществленной при разработке данной новой редакции Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года.

Концепция поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года (далее − Концепция) определяет принципиальный подход к формированию и развитию региональной системы государственной поддержки работающей молодежи как элемента государственной молодежной политики, основные понятия, цель, принципы, приоритетные направления, этапы и механизмы государственной поддержки социальных процессов, обуславливающих развитие работающей молодежи как субъекта позитивного и инновационного социального действия.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, федеральной Стратегии ГМП, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.

 

Основные понятия, используемые в Концепции

 

В Концепции используются следующие основные понятия:

1) работающая молодежь (молодые работники) – граждане в возрасте от 14 до 30 лет, находящиеся в соответствии с российским законодательством в трудовых отношениях с каким-либо работодателем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

2) государственная молодежная политика – «система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах инновационного развития России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности»;

3) молодежная политика в отношении работающей молодежи на предприятии, в организации и муниципальном образовании – система подходов и определяемых ими последовательных действий, направленных на достижение целей и решение задач по поддержке работающей молодежи, осуществляемых за счет средств предприятия, организации, муниципального образования;

4) молодая семья – семья, в которой супруги не достигли возраста 35 лет, а также родители в возрасте до 35 лет, имеющие несовершеннолетних детей;

5) персонал – категория работников, объединенных по признаку принадлежности к предприятию, организации или профессии.

Таблица 3

 

Основные проблемы молодежи

(проценты опрошенных)

Проблемы Итог В том числе, половозрастные группы молодежи Свердловской области
муж. жен. 14-19 лет 20-24 года 25-30 лет
Трудоустройство            
Жилищная проблема            
Наркомания            
Алкоголизация            
Образование            
Материальное благополучие            
Досуг, спорт            
Девиантное поведение            
Здоровье            
Помощь молодым семьям   0,4 1,3      

 

Приведенные данные показывают, что молодежь Свердловской области в младшей и средней возрастных группах определяет проблему трудоустройства как приоритетную. В старшей возрастной группы молодежи, которая уже фактически решила свою проблему трудоустройства, на первом месте жилищная проблема.

У старшей возрастной группы молодежи приоритет жилищной проблемы связан с тем обстоятельством, что значительная часть старшей возрастной группы молодежи, несмотря на достижение определенного уровня профессионального мастерства, не может за счет своего заработка решить жилищную проблему. Существует проблема соотношения заработной платы молодых работников и стоимости жилья, для решения которой определяющим является низкий уровень заработной платы наиболее квалифицированной старшей возрастной группы работающей молодежи.

Как следует из таблицы 3, наибольшую значимость для молодежных возрастных групп проблема материального благополучия имеет у наиболее профессионально квалифицированной старшей возрастной группы молодежи, которая фактически вся является работающей, а наименьшую – у фактически неработающей младшей возрастной группы молодежи. Таким образом, чем больше и лучше работает молодежь, тем хуже ее ощущение своего социально-экономического положения.

Ключевая роль в определении отношения работающей молодежи к профессионально-трудовой деятельности принадлежит заработной плате: на ее важность при определении своего отношения к труду указали более 85 процентов опрошенных молодых работников. Для сравнения, необходимость соответствия труда своим способностям отметили только 15 процентов респондентов, а уважение к нему со стороны людей – 17 процентов. В то же время работающая молодежь Свердловской области оценивает размер своей заработной платы и ее соответствие своим трудовым усилиям следующим образом:

Рис. 2

Следует отметить, что каждый третий молодой работник Свердловской области считает, что его заработная плата не только низкая, но и «несправедливая».

Важно отметить, что возрастающая готовность молодежи Свердловской области к усилению несправедливости в оплате труда сопровождается снижением ожидания того, что будет больше цениться добросовестный, квалифицированный труд, в том числе и интеллектуальный. Другими словами, в молодежной среде продолжается девальвация ценности профессиональной трудовой деятельности как основы формирования заработной платы и, следовательно, материального благополучия:

Рис. 3

В таких условиях возрастает готовность молодежи к нетрудовым действиям, направленным на решение своих материальных проблем. И в наибольшей степени к таким действиям готова младшая группа молодежи в начале своей профессионально-трудовой деятельности. Вместе с этим сравнение своего уровня жизни с уровнем жизни, пропагандируемым как социальная норма общества потребления, подталкивает к получению нетрудовых доходов старшую возрастную группу молодых работников, которая, с одной стороны, имеет наибольшую квалификацию, с другой – в результате профессионализации частично потеряла способность к смене профессии, с третьей – из-за формирования молодой семьи стала территориально менее подвижной, но более нуждающейся в материальных средствах, в том числе для обеспечения своего соответствия социальным стандартам потребления.

 

Глава 4. Образование и социально-экономический статус

Работаю щей молодежи

 

В социально-экономическом плане образование, особенно профессиональное, выступает как важный фактор достижения молодежью материального благополучия.

Это подтверждается, в частности, данными исследования, представленными в таблице 4:

 

Таблица 4

 

Зависимость материального положения молодежи

от уровня образования (процентов опрошенных молодых людей)

 

Слои населения Незаконченное среднее Среднее полное Среднее специальное Высшее, неполное высшее
Бедные 31,4 8,6 8,8 4,9
Малообеспеченные 37,1 43,5 41,2 28,9
Среднеобеспеченные 22,9 33,5 38,6 46,1
Состоятельные 2,9 11,0 7,6 13,2
Богатые 0,0 1,9 1,5 3,4
Затруднились ответить 5,7 1,4 2,3 3,4

 

Таким образом, фиксируется очевидная связь между субъективной оценкой молодежью своего материального положения и уровнем образования. При этом, чем выше уровень образования, тем выше уровень оценки молодежи своего материального статуса. Имеющие низкий уровень образования (незаконченное среднее) в основном отнесли себя к бедным или малообеспеченным – в совокупности в эти группы попали 2/3 респондентов данной группы. Лишь каждый пятый из имеющих незаконченное среднее образование указал, что доходы позволяют, помимо повседневных нужд, откладывать средства на покупку товаров длительного пользования. Молодые люди, имеющие общее среднее и среднее специальное образование, дали более высокую оценку своего материального положения. В этой образовательной группе большинство определили себя как малообеспеченные (41 – 44 процента) и среднеобеспеченные (36 – 39 процентов). Примерно десятая часть этой группы считает себя обеспеченными. Среди молодых людей, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, только каждый третий отнес себя к малообеспеченным, но уже каждый второй - к среднеобеспеченным. Группа состоятельных и богатых среди молодых людей с высшим и незаконченным высшим образованием составляет более 16 процентов, то есть почти в 2 раза больше, чем даже среди тех, кто имеет среднее специальное образование.

Таким образом, при движении от группы с более низким уровнем образования к группе с более высоким уровнем образования, обнаруживается наполнение состоятельных групп и уменьшение групп бедных и малосостоятельных. Эту социальную реальность молодые люди хорошо понимают. Поэтому для детей из бедных семей получение высшего образования и профессии, пользующейся спросом на рынке труда, это шанс преодолеть семейную бедность. Они представляют успешный вариант своей взрослой жизни следующим образом: высшее образование дает престижную профессию, пользующуюся спросом на рынке труда (адвокат, программист, экономист), и устроиться работать в успешную компанию. Получить такую профессию рассчитывают 43 процента старшеклассников из бедных семей, а работать в успешной (как правило, частной) фирме собираются из них 23 процента.

 

Свердловской области

 

Основной целью поддержки работающей молодежи Свердловской области является создание на территории Свердловской области условий и возможностей для успешного социального развития работающей молодежи в результате эффективной социальной и экономической самореализации ее человеческого потенциала в интересах инновационного социально-экономического развития региона.

Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

1) формирование информационного пространства, ориентирующего работающую молодежь на профессиональное развитие.

Информирование молодежи должно быть нацелено на укрепление в ее сознании связи между количеством и качеством ее профессионально-трудовой деятельности и уровнем доходов (уровнем жизни, качеством жизни). При этом реализация программ поддержки работающей молодежи должна приводить к изменениям социально-экономического статуса, в первую очередь старшей возрастной группы работающей молодежи, обладающей наибольшим профессионально-трудовым потенциалом и наиболее мотивированной на эффективную профессиональную деятельность. Такая поддержка данной группы позволяет другим, более молодым группам работающей молодежи создавать социальное видение перспективного развития своего социально-экономического статуса в результате повышения своего профессионализма и своей трудовой активности;

2) формирование системы социального партнерства по решению задач поддержки работающей молодежи.

Значительную часть работы по улучшению условий труда молодых работников могут взять на себя профсоюзы и общественные объединения работающей молодежи в рамках своей деятельности по развитию в молодежной среде культуры здорового образа жизни. На выработку предложений по улучшение условий труда молодых работников, приводящих к повышению производительности их труда, должна быть направлена также деятельность советов молодых специалистов, групп молодых рационализаторов предприятий и в организаций Свердловской области.

Работодатели, со своей стороны, должны оказывать всемерную поддержку организациям и структурам, формирующим у молодых работников приоритеты здорового образа жизни, не забывая о поощрении конкретных молодых людей, участвующих в работе таких организаций и структур;

3) создание для работающей молодежи Свердловской области системы непрерывного образования.

Наиболее востребовано создание такой системы для старшей возрастной группы работающей молодежи, не только уже имеющей опыт профессионально-трудовой деятельности, но и еще социально подвижной. Следует также учитывать, что решение задач, связанных с переходом к современной производственной культуре, приводящей, в частности, к коренному улучшению условий труда в сфере материального производства, невозможно без участия работающей молодежи, имеющей современное профессиональное образование, обеспечивающее возможности освоения ею современной техники и технологий. Поэтому, учитывая сложившиеся социальные обстоятельства и задачи социально-экономического развития России и Свердловской области, программы поддержки работающей молодежи должны направляться не только на привлечение молодежи в производственную сферу, но и на активизацию ее деятельности по изменению культуры производства в направлении ее гуманизации (приспособление к человеку-работнику) и экологизации (соответствие требованиям экологии труда). Наибольшим потенциалом в данном направлении обладает работающая молодежь среднего и старшего возрастов, не только заинтересованная в улучшении условий своего труда, но и имеющая для формирования компетентных предложений необходимые профессиональные знания и опыт;

4) формирование программ поддержки молодых семей.

Учитывая, что в социальном и демографическом плане наиболее значимы полные молодые семьи, имеющие не менее двух детей, а также особенности социально-экономического статуса различных возрастных групп работающей молодежи, основное внимание должно быть обращено на поддержку семей, образованных работающей молодежью средней и старшей возрастных групп. Приоритет при этом должен отдаваться семьям, имеющим детей, а также тем, в которых молодые супруги (родители) повышают свой образовательный уровень.

Целью поддержки молодых семей работающей молодежи могут быть не только создание условий, позволяющих работающей молодежи повышать свои трудовые доходы, но и развитие системы, помогающей молодым супругам (родителям) грамотно выстраивать семейные отношения, отношения с обществом, родительское поведение. Значительную роль в такой работе могут играть органы местного самоуправления, клубы молодых семей по месту жительства, учреждения социальной поддержки молодой семьи, общественные объединения работающей молодежи, профсоюзы, некоммерческие организации. Следует обратить внимание на развитие механизмов социальной поддержки работодателей, оказывающих содействие в решении проблем семей своих молодых работников;

5) содействие закреплению молодежи на селе.

Анализируя процессы внутренней миграции, следует обратить внимание на то, что сельская молодежь уезжает в «социально напряженный» город, где значительно возрастают ее экономические издержки (оплата жилья, транспортные расходы) на обеспечение своей жизнедеятельности не потому, что в городе больше возможностей для создания современного образа жизни: современные технические возможности позволяют обеспечить современный уровень бытового комфорта и доступа к различным «благам цивилизации» и в сельской местности. Главная причина такой миграции заключается в отсутствии на селе (в том числе в сельскохозяйственном производстве) современных рабочих мест, позволяющих получать молодым работникам «достойную зарплату».

Таким образом, постановка проблемы развития на селе современного рынка труда особенно актуальна в контексте решения задачи развития на территории Свердловской области инфраструктурного комплекса. При этом следует обратить внимание на то, что подавляющее большинство молодых людей, переезжающих из села в город, трудоустраиваются как раз в инфраструктурном секторе экономике: транспорте, торговле, сфере услуг. Кроме этого, как показывают результаты исследований, среди российской сельской молодежи высок имидж профессий, связанных со сферой услуг и требующих получения экономического, информационно-технического и юридического образования;

6) создание программ поддержки различных возрастных групп работающей молодежи.

С учетом особенностей процесса изменения социально-экономического статуса молодых работников разного возраста, наиболее перспективными являются следующие программы их поддержки:

 

Таблица 6

 

Возрастная группа Характеристики программ
Цель Направления

 

     
Младшая Получение профессионального образования развитие работы по профориентации; повышение качества профессионального обучения; информирование о тенденциях развития рынка труда; развитие навыков эффективного поведения на рынке труда
Обеспечение временной трудовой занятости обеспечение рабочими местами в свободное от учебы время; информирование о наличии свободных рабочих мест (мбт[1]); развитие движения студенческих строительных отрядов и трудовых объединений несовершеннолетних
Обеспечение первого трудоустройства развитие взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями; развитие системы наставничества; оказание помощи в адаптации на первом рабочем месте; помощь (информационная, юридическая) в первом трудоустройстве (мбт); соблюдение трудовых прав молодых работников
Средняя Освоение профессии развитие систем непрерывного профессионального образования; поддержка профессиональных инновационных инициатив
Обеспечение постоянной трудовой занятости развитие системы переобучения молодых безработных (мбт); развитие молодежного предпринимательства (самозанятости); оказание социальной и психологической поддержки молодым работникам, находящимся в трудной жизненной ситуации
Обеспечение стабильности молодых семей оказание молодым семьям помощи в приобретении жилья; развитие учреждений социальной и психологической помощи молодым семьям
Старшая Достижение профессионального мастерства снижение текучести кадров данного возраста; развитие систем материального и морального стимулирования повышения профессионального мастерства
Обеспечение постоянной трудовой занятости поддержка деятельности общественных объединений работающей молодежи; информирование потенциальных работодателей о наиболее квалифицированных молодых работниках (мбт)
Развитие позиции «ответственного родительства» поддержка молодых семей, стремящихся улучшить свои жилищные условия; поддержка создания и деятельности клубов молодых семей; развитие сферы услуг (образовательных, рекреационных, досуговых) для молодых семей и их детей; поддержка социальных инновационных инициатив

 

Для решения обозначенных задач в отношении всех возрастных групп работающей молодежи предлагается осуществлять мероприятия по:

проведению научно-исследовательских мероприятий, направленных на определение социально-экономического положения и инновационного потенциала работающей молодежи, эффективности использования профессионально-трудового потенциала работающей молодежи для решения задач социально-экономического развития Свердловской области, муниципального образования, предприятия (организации);

созданию многоуровневых программ, направленных на поддержку различных социальных групп молодежи, работающей в различных территориях и отраслях и проживающей в различных муниципальных образованиях в Свердловской области;

проведению повышения квалификации специалистов, обеспечивающих реализацию многоуровневых программ поддержки работающей молодежи, методической и консультационной поддержки деятельности этих специалистов с использованием подходов, сформированных государством, профсоюзами, общественными объединениями и некоммерческими организациями;

эффективному управлению многоуровневой деятельностью по поддержке работающей молодежи, осуществляемой органами государственной и муниципальной власти, профсоюзами, общественными объединениями и некоммерческими организациями;

обеспечению информационной поддержки реализации программ поддержки работающей молодежи, а также инновационных социальных и экономических инициатив самой работающей молодежи.

Планируя решение обозначенных задач, следует учитывать, что поддержка работающей молодежи в Свердловской области осуществляется на трех уровнях: региональном, муниципальном, предприятия (организации).

На региональном уровне все задачи по поддержке работающей молодежи Свердловской области решаются областными законодательными и исполнительными органами государственной власти Свердловской области, профсоюзами, федеральными и региональными общественными объединениями и некоммерческими организациями, научно-образовательными учреждениями федерального и регионального подчинения. Организационную основу такой работы составляют создание и реализация региональных целевых программ поддержки работающей молодежи.

На региональном уровне также проводится анализ деятельности по поддержке работающей молодежи, осуществляемой в муниципальных образованиях и на предприятиях (в организациях). Основным направлением такого анализа является определение соответствия данных программ стратегическим направлениям государственной молодежной политики и настоящей Концепции.

При создании программ поддержки работающей молодежи на уровне муниципального образования могут быть наиболее полно учтены социально-экономические, демографические и этнокультурные особенности молодых работающих граждан, проживающих на данной территории. Вместе с тем муниципальные программы должны быть предельно конкретны в определении социальной и возрастной группы работающей молодежи, на поддержку которой они направлены. Несомненный приоритет при этом следует отдавать той группе молодежи, профессионально-трудовое участие которой наиболее необходимо для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.

Особое внимание при формировании муниципальных программ, как и программ поддержки работающей молодежи конкретных муниципальных образований, прежде всего, сельских территорий, предлагается уделять поддержке молодежного предпринимательства, направленного на создание малых предприятий инфраструктурного комплекса. Принимая решение о поддержке молодежного предпринимательства, следует учитывать, что оно способствует решению социально-экономических проблем не только самих молодых предпринимателей, но и молодых людей, получающих работу на новых рабочих местах. При этом создаваемые молодыми предпринимателями малые предприятия способны не только увеличить налоговые поступления в местный бюджет, но и могут содействовать своей производственной деятельностью решению задач, закрепленных российским законодательством за органами местного самоуправления.

На муниципальном уровне предлагается также организовать поддержку молодых семей в рамках реализации программ работы с молодежью разных возрастов. Такие программы в отношении младшей возрастной группы работающей молодежи должны быть направлены на развитие у молодежи позиции ответственного супружества и родительства. В отношении средней возрастной группы основное внимание должно быть обращено на создание системы адресной социальной поддержки семей молодых специалистов, в том числе и путем обеспечения этих семей жильем на условиях социального найма. Старшей возрастной группе работающей молодежи должна быть, в первую очередь, оказана поддержка в создании и деятельности клубов молодых семей и муниципальных учреждений дошкольного образования.

Важным направлением муниципальных программ поддержки работающей молодежи является помощь в оформлении и реализации ею своих социальных инновационных инициатив, направленных на развитие муниципального образования. Надо полнее использовать в интересах местного сообщества знания, опыт и социальную активность работающей молодежи, особенно среднего и старшего возраста. Для этого необходимо создавать ей возможность участия в муниципальном управлении, прежде всего, в составе общественных органов и организаций (объединений).

Формирование муниципальных программ поддержки работающей молодежи и их реализация осуществляется под руководством органов местного самоуправления, в распоряжении которых находятся муниципальные учреждения. Эти учреждения способны оказать значительную консультационную, психологическую и организационную помощь как отдельным молодым работающим гражданам, так и их семьям и объединениям. Возмещение затрат на оказание такой помощи за счет средств местного бюджета наиболее эффективно в виде активного участия работающей молодежи и ее местных общественных объединений в реализации планов социально-экономического развития муниципального образования.

На уровне предприятия (организации) поддержка молодых работников должна быть направлена на обеспечение их профессионального развития, результатом которого является повышение производительности их труда. При этом следует учитывать, что профессиональное развитие является сложным многостадийным процессом, изменяющим не только профессионально-трудовую деятельность молодых людей, но и их базовые ценности, определяющие их отношение и к себе, и к трудовому коллективу, и к обществу в целом. И чем выше профессиональный уровень, достигнутый молодым работником, тем выше уровень его самосознания, тем в большей степени он осознает себя не только работником, но и личностью, самостоятельно определяющей свое социальное поведение. Поэтому развитие социальной активности молодых работников предприятия, расширение их участия в деятельности профсоюзов, общественных объединений и некоммерческих организаций должны стать целью деятельности профсоюзов на предприятиях, общественных объединений и некоммерческих организаций. На предприятиях должны развиваться механизмы социального партнерства, прежде всего, профсоюзов и работодателей, нацеленные на обеспечение социальных и профессионально-трудовых перспектив молодых работников, обладающих высоким профессиональным потенциалом.

Необходимым условием профессионального развития молодых работников является получение ими качественного профессионального образования. Поэтому на предприятиях должны создаваться и реализовываться программы, направленные на формирование системы непрерывного профессионального образования. Такие программы должны стать обязательным элементом коллективных договоров. Учитывая особенности социально-экономического положения возрастных групп работающей молодежи, особое внимание необходимо обратить на повышение квалификации и переподготовку молодых работников старшего возраста. Эти работники экономически наиболее заинтересованы в повышении квалификации и, соответственно, повышении заработной платы. При этом опыт профессионально-трудовой деятельности, имеющийся у таких работников, позволяет им грамотно соотносить свой труд и свою заработную плату, учитывая, в том числе, и условия труда. Если заработная плата, по их мнению, оказывается заниженной, они либо меняют место работы, либо снижают производительность своего труда до рестрикционных норм.

Для средней возрастной группы работников наибольший интерес представляют программы вовлечения их в профессионально-творческую деятельность: рационализаторство и изобретательство. Молодые работники данного возраста готовы также активно участвовать в конкурсах профессионального мастерства. При формировании и реализации таких программ следует учитывать, что современные молодые работники ориентируются преимущественно на материальные формы вознаграждения, а также то, что они, как правило, не пользуются авторитетом в трудовых коллективах. Поэтому вознаграждения за профессиональное творчество должно компенсировать молодому работнику не только затраты его труда, но и его морально-психологические издержки. В случае если, по мнению такого творческого молодого работника, вознаграждение оказывается меньше, чем то, на которое он рассчитывал, он либо прекращает профессиональное творчество, либо уходит с предприятия.

Важнейшей проблемой молодых работников младшего возраста является их адаптация в трудовом коллективе. На предприятиях Свердловской области эта проблема традиционно решается путем развития системы наставничества. Однако в современных условиях, подбирая кандидатов на должность наставника, следует учитывать, что система профессионально-трудовых ценностей современной российской молодежи значительно отличается от той, которой руководствуются взрослые и пожилые работники, традиционно выдвигаемые на роли наставников. Поэтому молодые работники, «говорящие на другом языке», не находя понимания у своих взрослых наставников, могут уйти с предприятия. В таких условиях целесообразно подбирать новым молодым работникам наставников из молодых же работников, но имеющих значительный стаж работы на предприятии.

Важную роль в создании системы наставничества, а также развитии профессионального творчества молодых работников, повышении их квалификации и обеспечении норм охраны труда могут сыграть молодежные общественные объединения работающей молодежи, действующие на предприятии. Поддерживая деятельность таких объед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.017 с.)