ТОП 10:

Билет№1. Основные этапы евразийства.



Билет№1. Основные этапы евразийства.

1. Классическое евразийство. (1920-1939)

2. Евразийство Гумилева (1956-1989)

3. Современные евразийские течения (1989-наст время)

 

Классическое евразийство.

Началом классического этапа считается выход книги князя трубецкого (европа и человечество) в 1920 году в софии. В 1921 году выходит первый сборник евразийцев (трубецкой, сувчинский, флоровский, савицкий) « исход к востоку». Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. В 1922 выходит сборник «на путях утверждения евразийцев». (нам он интересен тем что в нем представлена статья савицкого « степи и оседлость»). В статье отдает должное номадам, на его взгляд сыгравшим важную роль в процессе формирования русского государственности. Евразийцы считали, что России нужно изменить негативное отношение России к азиатам т.е. кочевникам, которым заимствованным из запада.

Евразийство Гумилева.

Отличие Гумилева в том, что он использовал системный подход совместив гуманитарные и естественные науки. Его нельзя считать чистым историком, археологом или биологом, он смотрел на проблему в полном масштабе. Он занимался историей великой степи и народов, не конкретный народ, а народы евразии. Сама идея написать историю Великой степи пришла в голову Л.Н. Гумилеву на 1 курсе истфака. Он хотел заполнить лакуну во Всемирной истории, поскольку история степи была на тот момент своего рода «белым пятном». Считалось, что цивилизацию создали земледельческие народы. А кочевники – варвары, неспособные к ее созданию. Л.Н.Гумилев считал, что не было у народов Великой Степи патологической жестокости и склонности к разрушению достижений культуры. Он указывает среди положительных качеств кочевников то, что представители Великой степи всегда исповедовали убеждение, что «за удаль в бою не судят, а предателей не прощают. Стереотипы поведения кочевых народов были отличными от европейских, но это не значит, что они были хуже – они были просто другими. Но мало того, стереотипы Степи русским долгое время казались предпочтительнее европейских или китайских!»

Неоевразийство.

Характеризуя данный этап, необходимо отметить, что неоевразийство связывают с именем Александра Дугина. Его взгляды относительно евразийской идеи отражены в работах, которые вышли в период с 1993 по 1998 гг.: «Консервативная революция», «Мистерия Евразии», «Конспирология», «Метафизика Благая Вести», «Основы геополитики», «Тамплиеры пролетариата». В это же время постепенно складывается и неоевразийское движение как общественно-политическое, а затем оно перерастает в партию «Евразия» (2002 г.).

В своих работах А.Дугин предлагает возрождение империи на постсоветском пространстве с русским народом во главе, не признавая таким образом суверенитета бывших советских республик.

Совершенно иная модель евразийской идеи представлена у Президента Н.Назарбаева. В 1994 г., выступая в МГУ им. М.В. Ломоносова, он предложил широкой аудитории вспомнить и практически реализовать евразийскую идею, помня о нашей совместной истории, не ущемляя права и сохраняя суверенитет стран, будущего евразийского союза.

Это в крации.

Большинство современных исследователей евразийства связывают дату возникновения этого течения с появлением в августе 1921 г. в Софии сборника статей под названием "Исход к востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев". Его авторами были экономист и географ П.Н.Савицкий, кн. Н.С.Трубецкой, лингвист, впоследствии один из крупных деятелей структурализма в филологии; П.П.Сувчинский, публицист и искусствовед; и Г.В.Флоровский, впоследствии священник и крупнейший православный богослов. Этой книгой четыре эмигранта из России открыли новое идейное и (впоследствии) политическое движение: "евразийство". "Мы не сомневаемся, что смена западноевропейскому миру придет с Востока... Здесь нельзя требовать доказательств. И думающие по-иному вправе называть нас безумцами, как мы их — слепорожденными". Евразийство претендовало на многое и многое хотело осмыслить. Можно называть это широтой, можно амбициями, но суть дела от этого не меняется: евразийство хотело стать и, как нам кажется, во многом стало принципиально новым опытом осмысления русской истории и катализатором новых идей, подходов и побуждений к действию, как в годы своего создания, так и сейчас, в современности.

Билет№2. . В чем проявлялись евразийские взгляды лидера общественно-
политического движения казахского народа Алихана Букейханова?
В 1910 году лидер общественно-политического движения казахского народа Алихан
Букейханов опубликовал в Петербурге, в сборнике «Формы национального движения в
современных государствах» обобщающую работу «Киргизы»54. Он указывает, что с началом 1905
года «вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движе-
ния». Указ Николая II от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости и
вероисповедальной принадлежности» «еще более приподнял настроение». В результате на летних
стоянках и степных ярмарках начались «политические съезды», на которых «обсуждались местные
нужды и нужды 170 всей киргизской народности», где «киргизы обсуждали и подписывали, по-
данные потом на Высочайшее имя, петиции».
В связи с летними съездами казахов 1905 года А. Букейханов характеризует расклад идейных
сил в казахском обществе и отмечает, что в дискуссиях того времени, в составлении петиции
принимали участие представители двух мыслительных течений. С одной стороны, это
«интеллигенция, воспитанная на русской литературе, верующая в европейскую культуру, видящая
счастье родины в здравом претворении плодов западной культуры и считавшая религиозные
вопросы второстепенными, при наличии обещанной 17 апреля свободы веротерпимости». С
другой стороны, пишет он, «выступала и интеллигенция, воспитанная в духе восточной ортодоксии
и национально-религиозной исключительности. Эта последняя выдвигала религию на передний
план: в мусульманской схоластике она видела и продолжает видеть науку, которой никто и никогда
не превзойдет; киргизский народ, и вообще магометан, она ставит выше всех других народов,
искренне и сознательно отождествляя религиозное единство с единством национальным» 55.
Таков, с точки зрения А. Букейханова, расклад сил в казахской интеллигенции, характерный, надо
сказать, не только для казахского общества, но для многих азиатско-сибирских этносов конца XIX -
начала XX века. Исследователи отмечают, что приобщение традиционных обществ к «западной
модели цивилизационного развития приводит к социокультурному расколу внутри
формирующихся национальных элит, отстаивающих альтернативные варианты национального
самосознания»

Билет №3. По мнению Н.С. Трубецкой «Существует особый туранский этнопсихологический тип, присущий кочевым народам Азии». Что он имел ввиду?

Князь Никола́й Серге́евич Трубецко́й (4 (16) апреля 1890, Москва — 25 июня 1938, Вена) — выдающийся русский лингвист; известен также как философ и публицист евразийского направления.

Н.С. Трубецкой отметил и «особый туранский этнопсихологический тип, присущий кочевым народам Азии. Для него, в частности, характерны: приоритет духовного над материальным, стремление к четко очерченным и не допускающим "разброда и шатания" границам мировоззрения, устойчивым ценностям и формам самосознания. Эти черты в равной степени присущи и русскому народу, что позволяет говорить об общности ряда черт этнической психологии русских и туранцев, а так же о туранском элементе в русской культуре».

Под туранским элементом он понимал "урало-алтайские" народы, которые делятся на пять групп: угро-финны, самоеды, тюрки, монголы и маньчжуры[4].

Среди внешних вызовов центральным остаётся вопрос мировой вой-ны, с помощью которой США намерены списать свои финансовые обязательства перед всем миром. Проект «Новая мировая война» позволит решить системные проблемы финансового капитализма, как помогли это сделать Первая и Вторая мировые войны.

Проблема нелегальной миграции, с которой столкнулись Россия, Казахстан и в меньшей степени Белоруссия, также относится к главным вызовам Союза и является периферийным вызовом, который на втором шаге становится внутренней проблемой.

Потребитель, прежде всего, имеет большую возможность выбора товаров и услуг, вследствие чего высокая конкуренция приводит к рыночному сдерживанию цен на импортируемую и местную продукцию. Увеличение импорта влечет за собой приход новой техники и технологий. Основным же плюсом для потребителей нужно считать высокие требования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировым стандартам, из стран, входящих в ЕАЭС и ВТО. Создаются новые рабочие места за счет открытия совместных производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Все это способствует сокращению безработицы и росту благосостояния народа. В целом Таможенный союз позволяет Казахстану вместе с партнерами выступать единым интегрированным экономическим блоком в международных отношениях, что способствует усилению национальных экономик.

Юсуф Акчура

В истории татаро-турецких отношений невероятно интересны роль и судьба Юсуфа Акчуры, ученого-историка, политолога, литератора, издателя и журналиста. Представитель знаменитой династии симбирских купцов и фабрикантов Акчуриных, Юсуф Акчура, многое сделал и для своей родины России, и для Турции, ставшей его второй родиной.

Юсуф Хасанович Акчура родился в 1876 году в Симбирске. После смерти отца мать увезла сына в Турцию (ей врачи посоветовали переменить климат)

Ю.Акчура был известен в Турции как поборник культурного и духовного единения тюркских народов, как инициатор и движитель идей тюркизма . В контексте данной статьи существенно важно подчеркнуть, что именно Ю.Акчура был собирателем культурных и научных сил из числа эмигрантов. Именно благодаря ему получили приглашение в Турцию (от имени Министерства образования) и тюрколог З.Валиди, и писатель Гаяз Исхаки, и ученый-правовед С.Максуди, и другие видные деятели. Без участия и рекомендаций Юсуфа Акчуры, возможно, татаро-башкирским эмигрантам не была бы оказана честь на столь высоком правительственном уровне.

Задачи

· Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования

· Обеспечение свободы движения капитала

· Формирование общего финансового рынка

· Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС

· Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки

· Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования

· Разработка и реализация межгосударственных целевых программ

· Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности

· Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы

· Формирование общего энергетического рынка

· Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон

· Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества

· Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.

· Сближение и гармонизация национальных законодательств

· Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

· Взаимодействие с ООН[2]

 

Задачи

· Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования

· Обеспечение свободы движения капитала

· Формирование общего финансового рынка

· Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС

· Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки

· Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования

· Разработка и реализация межгосударственных целевых программ

· Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности

· Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы

· Формирование общего энергетического рынка

· Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон

· Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества

· Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.

· Сближение и гармонизация национальных законодательств

· Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

· Взаимодействие с ООН

 

Совершенно иная модель евразийской идеи представлена у Президента Н.Назарбаева. В 1994 г., выступая в МГУ им. М.В. Ломоносова, он предложил широкой аудитории вспомнить и практически реализовать евразийскую идею, помня о нашей совместной истории, не ущемляя права и сохраняя суверенитет стран, будущего евразийского союза.

Стратегические инициативы Президента Нурсултана Назарбаева по становлению новой модели экономики представляют собой систему продуктивных предложений мировому сообществу. Этот процесс тесно связан с перспективами евразийской интеграции.

Новый исторический процесс

Мы находимся под глубоким впечатлением от выступления Президента Республики Казахстан в МГУ им. М. Ломоносова, которое прозвучало в апреле нынешнего года. К слову, среди нас есть участники той первой незабываемой встречи (29 марта 1994 года), когда именно в стенах МГУ 20 лет назад Нурсултан Назарбаев впервые предложил идею создания нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза. Его концепция базировалась на истине, близкой и понятной всем гражданам стран СНГ. Общая история, взаимное экономическое притяжение, тесная взаимосвязь культур и близость людских стремлений давали и сегодня дают народам шанс выстроить новый тип многосторонних межгосударственных связей. По мнению Н. Назарбаева, Евразийский союз возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учета прагматических интересов каждой страны-участницы.

Эта «инициатива стала отправной точкой для нового исторического процесса, который сейчас называют евразийской интеграцией».

Эта идея, непонятая и недооцененная большинством политиков того времени в СНГ, сегодня стала широко востребованной в деловых кругах и на общественно-гуманитарном уровне. Отметим, что возникло и сейчас успешно работает множество совместных площадок, укрепляющих евразийскую интеграцию: Евразийский банк развития, Евразийский деловой совет, Евразийский медиа-форум, Евразийская ассоциация университетов и многие другие.

Успешно работают Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. Казахстан, Беларусь и Россия применяют Единый таможенный кодекс, координируют свою макроэкономическую политику. Совокупный объем экономик только трех стран-участниц составляет 2,2 трлн. долларов. Объем выпуска в 2013 году промышленной продукции – почти 1,5 трлн. долларов США. Перспективный интеграционный эффект, отметил Нурсултан Назарбаев, в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить порядка 900 млрд. долларов. Символично, что в год 20-летия идеи создания Евразийского экономического союза в Астане планируется подписать исторический Договор о создании этого интеграционного объединения. Свою заинтересованность участвовать в работе союза проявляют ряд других стран.

Ученые России разделяют мнение Президента РК о том, что «евразийская интеграция обеспечивает нам общее стратегическое преимущество накануне грядущей Третьей глобальной индустриальной революции. Она происходит в условиях драматического акта смены парадигмы мироустройства в сторону многополярности. Нынешняя глобальная нестабильность – это кризис не только экономики, но и международного права, глобальной политики». С ними не справляются G8 и G20. Именно поэтому в 2012 году Нурсултан Назарбаев выдвинул инициативу G-Global, которую интерактивно поддерживают 160 стран. G-Global включает фундаментальные принципы мира в XXI веке: эволюция; справедливость, равенство, консенсус; глобальная толерантность и доверие; глобальная транспарентность; конструктивная многополярность (Нугербеков С. «G-Global – в эпицентре мирового внимания», «Казахстанская правда», 2014, 24 апреля).

G-Global как коммуникативная платформа Астанинского экономического форума (АЭФ) в онлайн-режиме организует дискуссии, обсуждения и видеоконференции по рассмотрению ключевых вопросов глобальной политики, экономики и финансов. Только с июля 2013 года аккумулировано 14 тыс. докладов и исследовательских работ, 45 тыс. экспертных обзоров и комментариев ученых, практиков, деловых людей и заинтересованных представителей большинства стран мирового сообщества. Мы поддерживаем позицию Президента Казахстана о том, что нынешний глобальный вызов будет преодолен, если произойдут глубокие изменения в международном праве, внешнеполитической практике, методах межгосударственных отношений. Поэтому принципы G-Global как никогда полезны мировому сообществу и способны придать развитию мира конструктивный характер. Здесь важны и огромная позитивная роль, и конкретные результаты евразийского интеграционного процесса. Дальнейшее углубление интеграции – это «не только новые возможности, а общий долг перед нынешним и будущим поколениями граждан».

Двадцать лет назад Нурсултан Назарбаев говорил: «Именно Казахстан и Россия должны составить ядро интеграционного процесса, ведущего к созданию Евразийского экономического союза». В МГУ Н. А. Назарбаев отметил важную роль Президента России Владимира Путина в том, что в начале ХХI века евразийская интеграция получила новую динамику развития. Отношения Казахстана и России всегда были и остаются образцовым примером партнерства. Предыдущий, 2013 год стал прорывным – в Екатеринбурге был подписан уникальный Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.

Идея Евразийского экономического союза при широкой общественной поддержке, в том числе научного сообщества, стала стратегической программой практических действий: ЕврАзЭС, зона свободной торговли с участием большинства стран СНГ, Таможенный союз и Единое экономическое пространство Казахстана, Беларуси и России. В ХХI веке, отметил Президент РК, мы стали свидетелями феномена сжатого исторического времени.

Это один из вызовов, с которым сталкивается весь глобализированный мир, как и вопросы евразийской интеграции.

 

Билет№1. Основные этапы евразийства.

1. Классическое евразийство. (1920-1939)

2. Евразийство Гумилева (1956-1989)

3. Современные евразийские течения (1989-наст время)

 

Классическое евразийство.

Началом классического этапа считается выход книги князя трубецкого (европа и человечество) в 1920 году в софии. В 1921 году выходит первый сборник евразийцев (трубецкой, сувчинский, флоровский, савицкий) « исход к востоку». Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. В 1922 выходит сборник «на путях утверждения евразийцев». (нам он интересен тем что в нем представлена статья савицкого « степи и оседлость»). В статье отдает должное номадам, на его взгляд сыгравшим важную роль в процессе формирования русского государственности. Евразийцы считали, что России нужно изменить негативное отношение России к азиатам т.е. кочевникам, которым заимствованным из запада.

Евразийство Гумилева.

Отличие Гумилева в том, что он использовал системный подход совместив гуманитарные и естественные науки. Его нельзя считать чистым историком, археологом или биологом, он смотрел на проблему в полном масштабе. Он занимался историей великой степи и народов, не конкретный народ, а народы евразии. Сама идея написать историю Великой степи пришла в голову Л.Н. Гумилеву на 1 курсе истфака. Он хотел заполнить лакуну во Всемирной истории, поскольку история степи была на тот момент своего рода «белым пятном». Считалось, что цивилизацию создали земледельческие народы. А кочевники – варвары, неспособные к ее созданию. Л.Н.Гумилев считал, что не было у народов Великой Степи патологической жестокости и склонности к разрушению достижений культуры. Он указывает среди положительных качеств кочевников то, что представители Великой степи всегда исповедовали убеждение, что «за удаль в бою не судят, а предателей не прощают. Стереотипы поведения кочевых народов были отличными от европейских, но это не значит, что они были хуже – они были просто другими. Но мало того, стереотипы Степи русским долгое время казались предпочтительнее европейских или китайских!»

Неоевразийство.

Характеризуя данный этап, необходимо отметить, что неоевразийство связывают с именем Александра Дугина. Его взгляды относительно евразийской идеи отражены в работах, которые вышли в период с 1993 по 1998 гг.: «Консервативная революция», «Мистерия Евразии», «Конспирология», «Метафизика Благая Вести», «Основы геополитики», «Тамплиеры пролетариата». В это же время постепенно складывается и неоевразийское движение как общественно-политическое, а затем оно перерастает в партию «Евразия» (2002 г.).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.013 с.)