ТОП 10:

Билет 78. Предпосылки и этапы становления Единого экономического пространства



 

Последние два десятилетия характеризуются всплеском интереса к региональной интеграции. Более половины мировой торговли сегодня осуществляется в рамках существующих или находящихся в процессе становления торговых блоков, и почти каждая страна в мире является членом одного или нескольких соглашений о региональной интеграции. Региональная интеграция влияет на экономические и политические взаимоотношения между странами, ставя их перед выбором, какую из форм интеграции предпочесть на данном этапе.

Побудительным мотивом возникновения региональных торговых объединений на просторах СНГ было стремление к сохранению или восстановлению существовавших хозяйственных связей, а также желание удержаться на традиционных экспортных рынках, ограничивая внешнюю конкуренцию.

Процесс интеграции на евразийском пространстве имеет более чем 20-летнюю историю. Фактически попытки на новых принципах сохранить существовавшие десятилетиями хозяйственно-экономические связи начались сразу после распада СССР.

Объективным стимулом тому служил высокий уровень взаимных кооперационных связей в самых разных отраслях национальных экономик новых независимых государств: в промышленности и сельском хозяйстве, транспорте и энергетике. К этому необходимо добавить во многом общее социальное и гуманитарное пространство.

Для каждого нового государства стремление к обретению полноценного политического и экономического суверенитета стало важнейшим приоритетом. Но было и понимание того, что без сохранения связей успеха в деле развития экономики и повышения качества жизни граждан будет достичь сложнее.

Первый этап – формирование зоны свободной торговли (ЗСТ). Предполагает свободное движение товаров, произведенных на территориях государств-участников, в пределах ЗСТ.

В Соглашении о создании зоны свободной торговли, в которое в 1994 году вступили Беларусь, Казахстан, Россия и другие государства – участники СНГ, исходя из поэтапности создания Экономического союза, создание зоны свободной торговли было определено как переходный этап к формированию Таможенного союза.

Новый международный договор – Договор о зоне свободной торговли – государства – участники СНГ заключили в октябре 2011 года, определив одной из основных целей формирование условий для свободного движения товаров и констатировав необходимость интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Второй этап экономической интеграции – создание Таможенного союза. Образуется единая таможенная территория. В ее пределах во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.

Соглашения о Таможенном союзе между Беларусью, Казахстаном и Россией были подписаны главами правительств государств в январе 2007 года, в октябре того же года главы государств подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Формирование Таможенного союза шло в соответствии с утвержденным планом действий. К 1 января 2010 года были созданы необходимые правовые условия для начала его функционирования. Функции внешнеторгового регулирования были переданы Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с международными договорами с этого момента полномочия Комиссии стали распространяться на:

· изменение ставок ввозных таможенных пошлин;

· ведение Товарной номенклатуры внешне – экономической деятельности Таможенного союза;

· установление тарифных льгот и тарифных квот;

· определение системы тарифных преференций;

· введение мер нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года Комиссии были переданы полномочия по проведению расследований и иных процедурных действий, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Заработала единая система таможенного регулирования на таможенной территории трех стран.

Приняты нормативные документы по таможенному администрированию, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы. Применяются единые правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров.

Организовано ведение таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов.

Применяется порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в Таможенном союзе, и формируется практика обмена между налоговыми органами трех государств информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов.

Действует Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа того государства-члена, в котором они подлежат уплате. Уплаченные пошлины распределяются в бюджеты трех стран согласно нормативам распределения: Беларусь – 4,7%, Казахстан – 7,33%, Россия –87,97%.

С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Беларусью, Казахстаном и Россией. Все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза. Завершено формирование единой таможенной территории.

В пределах единой таможенной территории свободно перемещаются товары, транспортные средства Таможенного союза и третьих стран после их выпуска для внутреннего потребления на территории любого государства-члена.

К концу 2011 года сформирована договорно-правовая база Таможенного союза, которая насчитывает свыше 70 международных договоров и более 900 решений Комиссии Таможенного союза.

Важнейшим направлением работы стала деятельность по разработке и принятию технических регламентов Таможенного союза, которая явилась ключевым элементом формирования единого рынка без технических барьеров с едиными требованиями к безопасности товаров и унифицированной базой стандартов. Согласованная политика в этой области позволяет в равной степени обеспечить безопасность для граждан продукции, попадающей на единый рынок Таможенного союза, а также стимулировать технологическое развитие предприятий трех государств.

На сегодняшний день Евразийской экономической комиссии, начавшей функционировать 2 февраля 2012 года, переданы все необходимые полномочия в этой сфере.

К началу октября 2012 года принят 31 технический регламент Таможенного союза, определяющий требования к безопасности обращающейся на единой таможенной территории продукции – машинам и оборудованию, топливу, пиротехническим изделиям, парфюмерно-косметической продукции, продукции легкой и пищевой промышленности и т.д.

16 июля 2012 года Совет Евразийской экономической комиссии утвердил новую редакцию Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Единого таможенного тарифа Таможенного союза с учетом условий присоединения России к Всемирной торговой организации. По предварительным расчетам при переходе на новую редакцию Единого таможенного тарифа средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины будет снижена с 9,6 до 7,8%.Создание Таможенного союза означает появление единого рынка для 170 млн. потребителей, на котором применяются нормы единого Таможенного кодекса, действуют Единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, осуществляется единое техническое регулирование. Уже сегодня мы можем наблюдать конкретные результаты его функционирования.

Следующий этап интеграции – формирование Единого экономического пространства. Это означает обеспечение четырех свобод – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Единого экономического пространства. Кроме того, функционирование Единого экономического пространства предполагает координацию экономической политики государств-членов в отношении ключевых отраслей – макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли и др.

Согласно Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 ЕЭП – это пространство, состоящее из территорий стран-участниц, на котором:

– функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на:

рыночных принципах;

применении гармонизированных правовых норм;

– существует единая инфраструктура;

– проводится согласованная политика (налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика), обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Согласно Договора о ТС и ЕЭП целями ЕЭП являются:

– эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

– создание условий стабильного развития и структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

– проведение согласованной политики (налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной);

– развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

– создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

19 декабря 2010 года решением Высшего органа Таможенного союза принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров.

Ровно через год решением Высшего евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство. [12]

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств – участников и повышения уровня жизни населения (рисунок 2.2)

Государства-участники стремятся содействовать:

· развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающих устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;

· созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

· интеграции и наращиванию экономического потенциала государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.

Таким образом, в отличие от Таможенного союза, в ЕЭП:

– будет образован общий рынок товаров, услуг, капитала, труда;

– предполагается не только торговая, но и производственная интеграция, поскольку со временем будет обеспечена свободная миграция капитала, что позволит более интенсивно осуществлять слияние и поглощение компаний, создание совместных производственных объединений, структурную перестройку производственных систем стран-участниц и формирование на их основе единой производственной системы ЕЭП, в которой будут постепенно реформированы неэффективные предприятия, дублирующие друг друга предприятия. Крупные совместные компании трех стран могут оказаться более устойчивыми в конкурентной борьбе на мировых рынках. Страны ЕЭП смогут осуществлять совместный выход со своей продукцией на рынки третьих стран, не конкурируя на них;

– общий рынок предполагает единую инфраструктуру – транспортную, телекоммуникационную и т.д., что отчасти также предусмотрено соглашениями ЕЭП;

– единое рыночное пространство предполагает согласование макроэкономической политики (валютной, налоговой), гармонизацию законодательства, проведение единой конкурентной политики (общий рынок требует общих условий конкуренции на нем);

– поскольку сфера действия ЕЭП намного шире, чем у Таможенного союза (только внешнеторговая политика), то параллельно будет происходить и усложнение регулирующих институтов.

Согласно классической схеме этапов экономической интеграции ЕЭП можно определить как общий рынок. Данный этап следует за такими этапами интеграции, как преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли и Таможенный союз. Таким образом, создание ЕЭП является эволюционным и последовательным. Страны планируют к 01.01.2015 создать Евразийский экономический союз, что представляет собой уже следующий за общим рынком этап интеграции.

Следующий этап евразийской интеграции – создание Евразийского экономического союза. Такую цель обозначили президенты Беларуси, Казахстана и России в Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года. Ее достижение предполагает формирование законодательной базы качественно иного уровня.

В настоящее время договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства составляют более 100 международных договоров, подписанных в период с 1995 по 2012 год. В целях ее систематизации главы трех государств поручили провести кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и подготовить договор о Евразийском экономическом союзе.

Кодификация придаст комплексный, системный характер всем существующим между странами соглашениям в области макроэкономики и финансов, торговли и инвестиций, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.009 с.)