Особенности содержания летных полей снежно-ледовых аэродромов на крайнем севере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности содержания летных полей снежно-ледовых аэродромов на крайнем севере



 

5.3.1. Снежно-ледовые аэродромы на Крайнем Севере могут создаваться временными на зимний период и постоянно-восстанавливаемыми по завершении периода положительных температур воздуха.

Участки, пригодные по рельефу для аэродромов в арктических районах, могут располагаться на тундровой поверхности, прибрежных песчаных косах, реках и озерах.

5.3.2. Ледовые аэродромы, расположенные на водоемах, имеют покрытие, состоящее из естественного или искусственного льда с возможным защитным слоем из уплотненного снега. Ледовые аэродромы используются в период благоприятной ледовой обстановки.

5.3.3. Основной принцип создания снежного летного поля на тундровом участке состоит в выравнивании неровностей выпадающим снегом, его разравнивании и уплотнении с последующим созданием сплошного покрова из уплотненного снега, имеющего прочность для эксплуатации расчетного типа ВС.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПОКРЫТИЯМ АЭРОДРОМОВ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ОЦЕНКА ПРИГОДНОСТИ АЭРОДРОМОВ

 

5.3.4. Для каждого типа ВС устанавливается эксплуатационная и минимально допустимая прочность уплотненного снега, которая должна обеспечиваться в процессе производства полетов ВС.

5.3.5. Перед началом эксплуатации аэродрома устанавливаются фактическое состояние, качество, показатели несущей способности снежно-ледовых покрытий: толщина, прочность и плотность. Эти показатели определяются по оси и продольным краям ВПП через каждые 200 м, а также на участках наибольшей глубины колеи от уплотняющих средств.

5.3.6. Для оперативной оценки снежно-ледовых покрытий аэродромов допускается определение толщины и прочности конструктивных слоев с помощью кернов и динамическим зондом пенетрометром конструкции Ленаэропроекта.

5.3.7. Для обеспечения коэффициента сцепления покрытиям аэродрома придается шероховатость путем подсыпки или намораживания снега, а также рифлением.

 

ПОДГОТОВКА АЭРОДРОМОВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

5.3.8. Подготовительные работы по созданию основания включают: снегонакопление, планировку и уплотнение снега, пропитку снега водой, уплотнение водонасыщенного слоя в начальной стадии промерзания.

Оценка прочности основания выполняется в процессе уплотнения снега.

5.3.9. Снегонакопление рекомендуется применять как доступное средство исправления рельефа, не нарушающее экологию района. Для этого следует выполнять следующие мероприятия:

- расстановку снегозадерживающих щитов;

- создание снегозадерживающих валиков.

При наличии мохоторфяного слоя необходимо создание упрочненного основания в верхней его части для обеспечения уплотнения нижнего слоя снега на участке подготавливаемой ВПП. Для этого в начальный период зимы осуществляют полив водой заснеженной поверхности мохоторфа с последующей его прикаткой легкими катками в начальной фазе промерзания.

Степень водонасыщения, массу и количество проходов катков необходимо определять опытно-экспериментальным путем. После подготовки основания необходимо проведение испытаний его прочности с целью уточнения конструкции снежного покрытия, поскольку толщина конструкции будет зависеть от прочности основания.

При отсутствии мохоторфа пропитка снега водой может быть исключена.

 

УСТРОЙСТВО СНЕЖНОГО ПОКРЫТИЯ

 

5.3.10. Устройство снежного покрытия включает в себя следующие технологические операции:

- снегонакопление;

- планировку снежной поверхности;

- предварительное уплотнение снега легкими механизмами;

- окончательное уплотнение снега тяжелыми катками;

- выглаживание поверхности покрытия.

Все технологические операции рекомендуется последовательно повторять до достижения проектных отметок ВПП. На всех этапах работ обязателен геодезический контроль, а также контроль физико-механических характеристик и толщины снежного покрытия.

5.3.11. Уплотнение снежного покрова производится в две стадии. Hа первой стадии применяются гладилки с пригрузом и резино-бетонные катки. В качестве тяговых средств могут использоваться различные тягачи и тракторы на гусеничном ходу. Уплотнение производится в четыре - пять проходов по одному следу гладилки с последовательным увеличением пригруза. После двух проходов гладилки производится чередование проходов гладилки с резино-бетонным катком.

На второй стадии уплотнение производится пневмокатками типа ДУ-39Б. В качестве тяговых средств должны применяться тракторы на колесном ходу. Пневмокатки последовательно пригружаются по мере уплотнения снега. В зависимости от температуры и толщины уплотняемого слоя снега может потребоваться от пяти до десяти проходов по одному следу. Для заглаживания колей от пневмокатков рекомендуется использовать легкие гладилки, а перемещение объемов снега с обочин на рабочую часть ВПП выполнять шнекоротором.

5.3.12. Подготовка аэродромов на ледяной поверхности водоемов заключается в выравнивании микронеровностей поверхности и повышении ее шероховатости.

При этом необходимо вести систематический контроль за толщиной ледяного покрова и проверку его соответствия требованиям эксплуатации расчетного типа ВС, а также проводить работы по созданию на ВПП уплотненного слоя снега в целях снижения интенсивности таяния льда и повышения коэффициента сцепления.

 

СПОСОБЫ ПРОДЛЕНИЯ ЭСПЛУАТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

 

5.3.13. Продление эксплуатационного периода снежно-ледовой ВПП возможно при соблюдении требований по ее эксплуатации и проведении мероприятий по защите поверхности ВПП от растопления и текущему ремонту появляющихся участков с проталинами.

Для предотвращения протаивания не допускается загрязнение поверхности покрытий ГСМ, посторонними предметами и т. п.

В весенний период поверхность заглаживается волокушами для создания глянцевого снежного покрова с максимальным альбедо. В местах проталин наносится снег в необходимом количестве и уплотняется с последующей отделкой поверхности.

В период эксплуатации в зоне стартового участка оплавленные участки покрытия необходимо засыпать снегом и прикатывать.

5.3.14. В процессе эксплуатации ледовой ВПП необходимо проведение следующих мероприятий:

- фрезерование ледовой поверхности ВПП с последующим выравниванием и уплотнением;

- подсыпка слоя снега толщиной 5 - 6 см с выглаживанием для снижения интенсивности таяния в весенний период;

систематический контроль за толщиной ледяного покрова.

При расположении ВПП на глубоких участках водоема в случае снижения толщины льда под слоем снега его следует удалять за пределы ВПП.

5.3.15. Эксплуатация ледового аэродрома должна быть прекращена, если толщина льда ниже расчетной; при появлении трещин, промоин, возникновении торошения и разнонаправленного дрейфа, вызывающих разрушение ледового поля.

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОДООТВОДНЫХ УСТРОЙСТВ

 

5.3.16. Особенности устройства систем и сооружении водоотвода на Крайнем Севере обусловлены особыми природно-климатическими и мерзлотно-гидрогеологическими условиями этой зоны.

Водоотводные устройства предназначены:

- для сбора и отвода поверхностных вод с искусственных покрытий, грунтовых элементов аэродрома и прилегающей к аэродрому территории;

- перехвата грунтовых вод с помощью дренажа и защиты оснований термоизоляционных насыпей от подтопления;

- отвода талых и ливневых вод из.замкнутых пониженных участков;

- защиты приаэродромной территории от затопления паводковыми водами;

- организации противоналедных мероприятий и создания противоналедных устройств;

- выполнения мероприятий по охране окружающей территории от проявлений и развития мерзлотно-геоморфологических процессов.

5.3.17. Применяются следующие водоотводные устройства:

- водоотводящие канавы и лотки;

- нагорные канавы и защитные валики;

- противопаводковые дамбы и валы;

- противоналедные заграждения и устройства;

- водоперепускные сооружения;

- перехватывающие закромочные дрены и дренирующие прорези.

Пример устройства водоотвода аэродрома Северной зоны приведен на рис. 5.5.

 

 

 

Рис. 5.5. Пример решения поверхностного водоотвода аэродрома:

1 - противопаводковая дамба; 2 - водоотводящая канава; 3 - открытый лоток; 4 - водоперепускная труба; 5 - нагорная канава; 6 - безтрубчатый дренаж

 

5.3.18. Эксплуатация устройств водоотвода осуществляется путем:

- поддержания их в постоянной эксплуатационной готовности и обеспечения функционирования;

- контроля за процессом поверхностного стока и отвода воды с искусственных покрытий и грунтовых участков летного поля;

- наблюдения за состоянием прилегающей к аэродрому территории с целью предупреждения мерзлотно-геоморфологических явлений;

- наблюдения за процессом снегопереноса и снегоотложения и зоне водоотводных сооружении и борьбы со снегоотложениями в нежелательных местах, регулирования таяния снега в весенний период;

- выполнения плановых и капитальных ремонтов;

- выполнения природоохранных мероприятии.

5.3.19. В целях устранения повреждений устройств водоотвода проводятся систематические их осмотры. Периодичность осмотров зависит от местных природных условий и от времени года (табл. 5.15). Наиболее часто осмотры рекомендуется проводить весной, с началом снеготаяния, и летом (осенью), в период затяжных дождей.

Таблица 5.15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.018 с.)