Мировое хозяйство: понятие, этапы становления и развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировое хозяйство: понятие, этапы становления и развития.



Мировое хозяйство: понятие, этапы становления и развития.

Мировое хозяйство — это совокупность национальных хозяйств, связанных между собой системой международного разделения труда и международных экономических отношений.

Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся и постепенно развивающаяся система из национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями, развивающимися на основе международного географического разделения труда.

В своем развитии мировое хозяйство прошло несколько этапов.

Доиндустриальная стадия производства - конец XVII в.

Начало XVIII - середина XIX вв. Характеризуется дальнейшим развитием производства товаров, растущая масса которых поступает в регулярный обмен между странами;

Конец XIX - начало XX вв. Именно в этот период завершилось формирование мировой системы хозяйства на основе крупного машинного производства.

Конец 20-х - середина 80-х годов XX ст. После Первой мировой войны начался процесс качественных изменений системы мирового хозяйства, который завершился падением колониальной системы.

Конец 80-х - начало 90-х годов XX ст. Отличительной особенностью этого этапа является нарастание интеграционных процессов в производстве, развитие их организационно-экономических форм, связанных с производством товаров и комплектующих в разных странах.

Главной тенденцией развития современного мирового хозяйства является интернационализация производства. Основным её фактором стал переход развитых стран в 60 - 80-е годы XX столетия на новую высокотехнологичную базу с преобладанием информационных технологий. Это вызвало бурную интернационализацию воспроизводства процессов в обеих областях - интеграционной (через сближение национальных хозяйств) и транснациональной (через создание межнациональных производственных комплексов).


Соотношение понятий: мировой рынок, международная торговля, мировая торговля.

Мировой рынок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда. Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.

Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Роль мировой торговли сложно переоценить. Являясь преобладающим видом международных отношений, мировая торговля укрепляет связи между странами, служит гарантом стабильности и спокойствия многих регионов. Эмбарго - то есть прекращение торговых взаимоотношений - по-прежнему является одним из наиболее эффективных способов международного давления, сопоставимым по действенности лишь с прямой угрозой вооруженного военного вторжения.

Международная торговля способствует глобализационным процессам, является одним из их результатов. Одной части специалистов в области политологии и международных отношений глобализация по душе, другие называют ее едва ли не откровенным злом - впрочем, как бы не обстояли дела на самом деле, нужно признать, что глобализация приносит каждому вполне определенные и вполне приятные плоды: японский телевизор на стене или же, например, норвежскую семгу на тарелке.

Мировая торговля - институт международных отношений, имеющий первостепенное значение для создания прочных экономико-политических связей между государствами, расположенными в любой точке земного шара. Именно величина мирового товарооборота определяет качество жизни гражданина каждой из стран.


Методы международной торговли: товарные биржи, международные аукционы, международные торги.

Метод торговли - это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли:

- прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);

- косвенный метод (совершение операции через посредника). При прямом методе торговли возникает определенная финансовая выгода, поскольку сокращаются издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику, снижаются риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации.

Товарная биржа — постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

Еще одним способом международной торговли являются аукционы (торги), специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. В международной торговле сложилась весьма ограниченная номенклатура товаров, продающихся с аукционов (например, пушнина, чай, овечья шерсть, цветы, каучук, кожа, антиквариат).

Аукционы – это такие торговые посредники, на которых происходят торговля уникальными товарами или определенными видами товаров (сырья, товары сельскохозяйственной продукции). Аукционы помогают осуществить контакт субъектов спроса и предложения для определенных групп товаров с определенными характеристиками

Товары, продаваемые на аукционах, бывают массовыми и единичными, но их общей чертой является неоднородность партий или отдельных экземпляров, т.е. их нельзя покупать без предварительного осмотра продаваемой единицы товара (лота).

Одной из наиболее распространенных методов современной торговли является размещение заказов через международные торги.

Международные торги – это особый вид посредников, через которых происходит торговля преимущественно новыми товарными формами (товарами-группами и товарами-объектами)

Объектами торгов в настоящее время являются машины и оборудование, выполнение научных, проектных, изыскательских работ, сооружение промышленных и социально-культурных объектов. Законодательства большинства стран разрешают организациям с участием государственного капитала размещать заказы на приобретение товаров и услуг только через торги. Исключение может представлять оборудование уникальных технологических процессов, не имеющих конкурирующих аналогов.


Оферта: понятие, виды.

Офе́рта — формальное предложение некоторого лица (оферента) определенному лицу (акцептанту), ограниченному или неограниченному кругу лиц заключить сделку (договор) с указанием всех необходимых для этого условий. Выпуск оферты связывает оферента обязательством заключить указанный в оферте договор с акцептантом (или любым из группы акцептантов), официально принявшим предложение, то есть акцептовавшим оферту.

Согласно законодательству, оферта должна:

· быть достаточно определённой, то есть должно быть все понятно и недвусмысленно;

· выражать намерение лица заключить договор с адресатом;

· содержать все существенные условия договора или порядок их определения.

Виды оферт

Публичная оферта - Адресованное неопределённому кругу лиц и содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся. Лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта публичной оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств.

Публичной офертой считается реклама товара или услуги в СМИ, то есть обращение к неопределённому кругу лиц.

Свободная оферта - Оферта, которая делается (предлагается) нескольким покупателям и используется продавцом для предварительного изучения рынка.

Твёрдая оферта - Оферта, которая делается (предлагается) продавцом одному возможному, потенциальному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан обязательством продажи. Сделка считается совершённой, если за этот срок последует акцепт (согласие) покупателя.


Форвардный рынок.

ФОРВАРДНЫЙ РЫНОК — внебиржевой рынок, на котором заключаются контракты на продажу (покупку) определенных количеств ценных бумаг, валюты и им подобных товаров по заранее оговоренной цене с поставкой в будущем, в заданный срок. Применяются для устранения (хеджирования) риска потерь, связанных с изменением цен или процентных ставок. Форвардный контракт — один из производных финансовых инструментов.

На форвардном рынке не существует стандарта, связанного с датой расчетов. Продолжительность сделок варьируется от 3 дней до 3 лет. Объемы сделок длительностью более года незначительны, хотя никаких формальных препятствий для совершения подобных сделок не существует. Любой день после спотовой даты в пределах означенного диапазона может быть датой расчета по форвардной сделке, если только он является рабочим днем для обеих валют.

Форвардные рынки являются децентрализованными. Его участники по всему миру вступают в сделки либо непосредственно друг с другом, либо через брокеров. В отличие от форвардных, фьючерсный рынок - централизованный рынок, на котором все сделки происходят в торговых залах специализированных бирж. В то время как на фьючерсном рынке можно торговать лишь несколькими видами валют в стандартных объемах, форвардные рынки открыты для любых валют и любых объемов.

Форвардная сделка аутрайт (forward outright deal) является отдельной сделкой, расчет по которой происходит (как правило) после спотовой даты поставки. Поскольку дата поставки для нее отличается от спотовой даты, то, как подсказывает интуиции, и форвардный курс должен отличаться от спотового.

Своповая сделка (swap deal) является необычной, если ее сравнивать с остальными валютными инструментами, в том, что она состоит из двух сделок, или «ног» (legs). Остальные же инструменты образованы единственной сделкой. В своей исходной форме своповая сделка является комбинацией спотовой сделки и форвардной сделки аутрайт.


Фьючерсный рынок.

В то время как торговля валютными фьючерсами является относительно новым явлением, торговля товарными фьючерсами уже имеет долгую историю. Чикагская товарная биржа (Chicago Mercantile Exchange (CME)), например, была учреждена в 1919 г. и являлась преемником Биржи масла и яйца (Butter and Egg Board), образованной в 1898 г. Именно на регулируемых биржах, таких, как СМЕ, и торгуют валютными фьючерсами.

Валютными фьючерсами торгуют на регулируемых биржах, аналогичных фондовым рынкам. Самые большие валютные фьючерсные рынки находятся в Соединенных Штатах, а наибольшим из американских рынков является Международный валютный рынок (International Monetary Market (IMM)) - подразделение Чикагской товарной биржи.

Торговля фьючерсами на иностранные валюты началась 16 мая 1972 г. Биржа состоит из трех подразделений:

1. Международный валютный рынок (IMM), на котором торгуют валютными и процентными фьючерсами и опционами, с 1287 членами.

2. Чикагская товарная биржа (СМЕ), на которой торгуют аграрной продукцией, с 626 членами.

3. Индексный и опционный рынок (Index and Option Market (ЮМ)), организованный в 1982 г. для торговли фьючерсами и опционами, связанными с акциями, с 812 членами.

 

Фьючерсные сделки обычно используются для страхования (хеджирования) от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. К хеджированию прибегают фирмы, покупающие или продающие реальные товары на бирже или вне ее.

Срочные (фьючерсные) сделки в отличие от сделок на реальный товар не предусматривают обязательств сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю и продажу прав на товар. Фьючерсный контракт не может быть просто аннулирован или ликвидирован. Заключенный контракт может быть ликвидирован либо путем заключения противоположной сделки на равное количество товара, либо поставкой обусловленного товара в срок, предусмотренный в контракте. Результатом таких сделок является не передача реального товара, а уплата или получение разницы между ценой контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения.

В целях максимального ускорения заключения срочных сделок и облегчения ликвидации контрактов, а также упрощения расчетов по ним, биржами были разработаны полностью стандартизированные формы фьючерсных контрактов.

Тарифная эскалация.

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Тарифная эскалация (tariff escalation) — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления. Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.


Классификация демпинга.

 

В коммерческой практике демпинг может быть в следующих формах:

Спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и компания решает: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешний рынок по более низкой, чем внутренняя, демпинговой цене.

Преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров, по 34ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой.

Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко, обычно в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
35.Антидемпинговые расследования: процедура, методы.

Последовательность принятия решения при проведении антидемпингового разбирательства включает в себя:

1. Заявление от местного производителя с просьбой исследовать случай возможного демпинга поступает в соответствующий орган государственного управления.

Структура заявление состоит из разделов:

Общая часть. Указываются юридические реквизиты заявителя и просьба о начале расследования демпинговых поставок в отношении определенного вида продукции.

Раздел I. Исследуемый товар- В этом разделе приводится описание способа получения товара, а также сравнение технических свойств на соответствие стандартам, принятым в стране производителя.

Раздел 2. Демпинг- Приводится констатация факта о демпинге и далее приводятся доводы по следующим категориям.

1. Нормальная стоимость, которая включает в себя цену на товар на заводе изготовителе + транспортные расходы до потребителя.

2. Экспортная цена.

3. Определение демпинговой разницы.

Антидемпинговые меры РБ.

Антидемпинговые меры применяются только на основании результатов расследования, если установлено, что демпинговый импорт причиняет существенный ущерб отрасли белорусской экономики или создает угрозу его причинения.Антидемпинговые меры применяются в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (объединения иностранных государств) с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с указанным иностранным государством.Особенности определения существенного ущерба отрасли белорусской экономики или угрозы его причинения вследствие демпингового импорта устанавливаются Правительством Республики Беларусь. При этом определение существенного ущерба отрасли белорусской экономики или угрозы его причинения вследствие демпингового импорта при проведении расследования должно основываться на анализе объема демпингового импорта, влияния демпингового импорта на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Республики Беларусь, а также на анализе воздействия демпингового импорта на отрасль белорусской экономики.Если определить нормальную цену товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера не представляется возможным вследствие отсутствия в государстве экспортера производства такого товара или его продажи в целях потребления при обычном ходе торговли, то орган, проводящий расследование, может определять демпинговую маржу на основе сопоставления экспортной цены такого товара с его себестоимостью в стране происхождения товара или подходящем третьем государстве с учетом необходимых производственных, торговых и административных затрат, общих издержек, а также прибыли.В случае, если отсутствуют данные об экспортной цене товара или возникли сомнения в отношении сведений о ней, такая цена может быть определена на основе имеющейся информации.Сопоставление экспортной цены товара и его нормальной цены при определении демпинговой маржи должно проводиться применительно к базису поставки товара EXW ("франко-завод") в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.

Попытки создать Всемирную торговую организацию были предприняты сразу по окончании Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке. В 1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой организации.

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт.

Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:

· принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

· принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;

· принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения.


· 40.Классификация и характеристика форм международной торговли.

Теоретики международной торговли приводят такую типизацию международной кооперации:

1. По количеству предметов - однопредметная; - многопредметная;

2. По количеству сторон- двухсторонняя;- многосторонняя;

3. По территориальному охвату- локальная;- региональная;- межрегиональная;- глобальная;

4. По стадиям процесса- производственная;- коммерческая;

5. По структуре связей- внутрифирменная;- внутриотраслевая;- межотраслевая;- горизонтальная;- вертикальная;- смешанная;

6. По организационной форме- договорная;- совместные программы;- совместное предприятие;

7. По объектам связей- производственная;- научно-техническая;- сбытовая;- маркетинговая;

- промышленное сотрудничество.

Популярной разновидностью международной торговли в последнее время стала компенсационная торговля в форме товарообменной (бартерной торговли), встречной торговли в виде обратной закупки продукции или компенсационных соглашений. Последние могут заключаться в виде: собственно, компенсационных соглашений, обратной закупки, соглашения, предусматривающие возмещение.

Говоря о регулировании мирового рынка сырья, необходимо отметить, что оно происходит двумя методами это заключение международных товарных соглашений (Маракерское соглашение по созданию Мировой организации торговли) с учетом программ развития, стабилизации, административного управления и создание международных отраслевых организаций, как например объединений стран экспортеров нефти (ОПЕК).


41.Понятие и специфические черты международной торговли услугами. Отличия от международной торговли товарами.

Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке. Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде. Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся: · регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства; · отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта; · услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются; · производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства; · международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами; · не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).

Международное страхование.

Страхование внешнеэкономических связей осуществляется посредством проведения различных международных страховых операций. Между­народные страховые операции – это система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран по реализации страхового фонда.

В международном страховании резко выделяется английская страховая корпорация "Ллойд", которая сегодня является международным страховым рынком и крупнейшим издательским центром информации по морскому судоходству и коммерции.

Прямые международные договорные операции означают, что полисо­держатель (страхователь) одной страны заключает договор страхования со страховщиком другой страны. Данные операции заключаются как непосредственно главной конторой иностранного страховщика, так и через страховых брокеров.

Прямые страхования означают, что договоры страхования заключаются через агентские организации страховщика за границей. Эти операции осу­ществляются, когда отсутствует национальный страховой рынок, имеются конкретные финансово-коммерческие преимущества (более низкие тарифы, большой объем страхового покрытия, валютные факторы и т.п.) или факты юридического (фактического) принуждения (например, в соответствии с внешнеторговым контрактом на условиях СИФ), когда экспортер принимает обязательства застраховать товар у иностранного страховщика, назначенного импортером.

Посреднические страхования означают, что договоры страхования заключаются юридическими самостоятельными страховыми компаниями за границей, т.е. дочерними страховыми компаниями.

Перестрахование – это система экономических отношений, в соответ­ствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости страховых операций.


Виды аккредитивов

· Отзывной аккредитив — это аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его.

· Безотзывный аккредитив — аккредитив, который не может быть отозван

· Аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму до представления торговых документов.

· Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

· Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива. И т.д. (Аккредитив подтвержденный; Аккредитив револьверный; Аккредитив циркулярный; Резервный аккредитив; Кумулятивный аккредитив)


Формы валютного курса

· Колеблющийся — свободно меняется под влиянием спроса и предложения и основан на использовании рыночного механизма.

· Плавающий — разновидность валютного курса, который колеблется, что обусловлено использованием механизма валютного регулирования.

· Фиксированный — официально установленное отношение между национальными валютами, основанное на определенных в законодательном порядке валютных паритетах.

Международная торговля ведется в денежных единицах. В каждой стране функционирует своя валюта. Перед тем как купить товары, услуги или финансовые активы за рубежом, необходимо купить или обменять валюту своей страны на нужную на валютном рынке. Основные массы валюты для международной торговли обмениваются в крупнейших финансовых центрах мира. По способу расчета: паритетный и фактический


Виды валютных операций.

Под валютными операциями понимают операции, совершаемые с использованием валютных ценностей. Валютные операции банков Беларуси включают расчетные операции, операции по покупке, продаже и конверсии иностранной валюты, кредитные и депозитные операции, операции с ценными бумагами, операции по инвестиционной деятельности и другие банковские операции, совершаемые в валюте, между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами на территории Беларуси.

Валютные операции, которые происходят между резидентами и нерезидентами, делятся на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся: расчеты по сделкам, если срок между датой поступления денежных средств и датой отпуска товара не превышает 180 дней; предоставление и получение кредита или займа на срок до 180 дней; перевод и получение процентов, дивидендов; операции неторгового характера. Последние включают выплату заработной платы, пособий, наследства, компенсации и другие платежи, не отражающие движения товаров.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся операции по приобретению акций и других ценных бумаг, расчеты по сделкам, если срок между датой поступления денежных средств и датой отпуска товара превышает 180 дней, переводы для расчетов за передаваемое недвижимое имущество, а также предоставление и получение кредита или займа на срок свыше 180 дней.

Основными среди валютных операций являются расчетные операции, связанные с внешней торговлей.


Мировой рынок рабочей силы.

 

МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ - перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране. Различают экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы. К первой относятся: безработица и национальные различия в уровнях оплаты труда. Вторая связана с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и иными факторами. По терминологии ООН мигрантами считаются лица, находящиеся в стране въезда для того, чтобы найти работу на срок, превышающий один год. В последнее время увеличивается число нелегальных мигрантов, т. е. лиц, въезжающих в страну нелегально, или въезжающих в нее легально (туристы, по приглашению и т. п.), а потом и нелегально трудоустраивающихся.

Начал формироваться в середине XIX в. Основными регионами притяжения мигрантов стали индустриально - развитые страны и прежде всего США. Особенность современной международной миграции рабочей силы заключается в значительном ее росте, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех стран. К настоящему времени обозначились четыре центра мирового рынка рабочей силы: США, Ближний Восток, Западная Европа и Латинская Америка. После распада СССР проблема перемещения трудовых ресурсов возникла в России. В середине 90-х гг. за ее пределами проживало русских: на Украине - 11,4 млн человек, в Средней Азии и Казахстане - 10 млн человек, около 3 млн - в странах Балтии и Молдавии, Белоруссии - 1,3 млн, Закавказье - 800 тыс. человек. Имеет место отток рабочей силы из России в США, Западную Европу и другие страны. Возникла проблема «утечки умов» - высококвалифицированных работников и деятелей искусства. Способ решения проблемы - укрепление экономики.


Мировой рынок капиталов.

Мировой рынок капитала - это неотъемлемая часть мирового хозяйства, которая на международном уровне играет все более возрастающую роль. С функциональной точки зрения международный капитала представляет собой сложный экономический механизм, систему рыночных отношений, которая обеспечивает аккумуляцию и перераспределение финансовых средств между странами и регионами.

По широкому определению, мировой рынок капитала - это совокупность национальных рынков капитала, международных организаций и международных финансовых центров мира. По узкому определению, это только те финансовые ресурсы, которые используются в международных экономических отношениях, т.е. отношениях между резидентами и нерезидентами.

Мировой рынок капиталов характеризуют движение капиталов между национальными экономиками. Различают две формы капитала:

Реальный капитал материально-вещественный капитал, денежный капитал (в денежной форме). Неосязаемы активы - интеллектуальная собственность, деловая репутация.

Фиктивный капитал - его движение это движение как титула собственности. Движение облигации, ценных бумаг.

Структура субъектов международного рынка состоит из трех элементов:

1. Государство - государственный сектор экономики, правительственный сектор, государственные компании - могут быть как инвесторами так и заемщиками

2. Частный сектор - как юридические лица - компании, банки, так и физические лица - индивидуальные граждане и предприятия индивидуальные частные и товарищества.

3. Международные организации - как кредиторы так и заемщики - международные экономические (МВФ, мировой Банк).

Мировой рынок капиталов регулирует движение долгосрочных активов в форме инвестиций. Инвестиции - прежде всего иностранные инвестиции, связанные с трансграничным движением. Иностранные инвестиции это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях реализации определенных интересов. Главный интерес - это получение максимальной прибыли.


Мировое хозяйство: понятие, этапы становления и развития.

Мировое хозяйство — это совокупность национальных хозяйств, связанных между собой системой международного разделения труда и международных экономиче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.094 с.)