Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозное просвещение и проблемы духовной жизни общества.

Поиск

Цель: Рассмотреть религию в контексте социокультурного развития общества и проанализировать основные моменты ее влияния на различные сферы жизнидеятельности общества.

Основные понятия: «Религия», «мировоззрение», «религиозный идеал», «религиозно-нравственная система», «религиозный экстремизм», «духовная жизнь общества».

1. Религия в системе отношений человека и окружающего мира. Религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры.

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление.

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряженности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация, относя к последней все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Учёные предполагают, что уже у неандертальцев (60-100 тысяч лет назад) существовали самые примитивные верования. Из многих версий можно выделить два главных момента. Во-первых, люди пытались объяснить причины явлений, тайны рождения и смерти, удачи и неудачи, изобилия и голода. Во-вторых, считая всё это делом таинственных сил, стремились найти способы воздействия на них, чтобы предотвратить беду и получить пользу. Отсюда колдовство, магия. Религия - это система представлений людей об окружающем мире, связанных с убеждением, что важную и решающую роль во всех событиях играют не материальные причины, а таинственные сверхъестественные духовные силы или существа. В развитых религиях всё объяснялось волей бога. Известны общества, где к религии относились просто, как к необходимости вовремя выполнить какой-нибудь ритуал, чтобы не нажить беды. Зато в других она была центром жизни, морали и всё: от рождения до смерти, от еды до сна - находилось под контролем священнослужителя. Уже в дохристианский период религиозные представления стали основой литературы и искусства, были тесно связаны с философией и наукой. В религии с самого начала ясно выделялись две задачи: объяснить мир, положение в нём человека, общественные обычаи и устрашить тех, то не желал подчиняться.

В мировых религиях ясно выделялись и другие задачи: утешение людей, которые постоянно сталкиваются со страданиями и лишениями в реальном мире. Этому служила идея справедливого воздаяния за добро и зло. Религия теперь не только мучала, но становилась наставницей, учила, как поступать правильно, что есть добро и зло. Сегодня эти её роли особенно важны, чтобы противостоять насилию, захлестнувшему мир, чтобы люди не забывали, что не следует гнаться только за материальным, а надо думать и о духовных ценностях, что кроме денег, есть ещё любовь, дружба, верность, боль, сострадание. Религия, конечно, находилась под неусыпным контролем церкви. В её истории немало примеров подлинного героизма и самопожертвования, но много также жестокости, подавления инакомыслия, стяжательства, преступлений. Поэтому только с утверждением свободы совести, когда вера стала личной проблемой каждого, наступила определенная гармония между обществом и церковью. С другой стороны, как только религия перестала навязывать себя силой, в ней гораздо ярче проявились гуманистические черты. Она не умерла без государственной поддержки, потому что у неё есть глубокие основы и корни в психике людей и она несёт огромную полезную нагрузку.

Каждая из мировых религий имеет свои достоинства и недостатки, но в целом учит хорошему. Поэтому (если, конечно, не слушать фанатиков и властолюбцев от веры) тот, кто следует духу этих учений, обычно живёт в ладу с моралью и совестью.

О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.

2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.

3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.

4. Религиозные противоречия продолжают быть источником кровавых конфликтов, терроризма. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

2. Религия и наука - два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащенных благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется еще и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства. Именно техника придает науке большую значимость, даже в глазах далеких от нее людей.

С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. В древних религиях Греции и Рима - не слишком много внимания уделялось личной морали; в исламе церковь всегда имела меньшее значение, чем светская власть; а в современном протестантизме проглядывает тенденция смягчить догматизм веры. Тем не менее все три элемента - пусть в неодинаковых пропорциях - существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви и влияет на ее доходы; всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых.

В христианском мире было два рода подобных конфликтов. Иногда в Библии рассказывается о каком-нибудь конкретном факте: например, что заяц жует жвачку. Когда такие утверждения опровергаются научными данными, это ставит верующих в трудное положение - ведь большинство христиан в донаучную эпоху верили, что каждое слово Библии вдохновлено богом. Однако если библейским утверждениям не придавать такого существенного значения, то можно без труда объяснить, что авторитет Библии касается только вопросов религии и морали. Конфликт обостряется, когда наука оспаривает какую-нибудь важную христианскую догму или какое-нибудь философское учение, которое теологи считают существенным. Спор между религией и наукой первоначально шел о деталях, но постепенно были затронуты вопросы, которые считаются или считались когда-то жизненно важными с позиций христианского учения.

Сегодня верующие все больше склоняются к мысли, что христианская вера, в том виде, как она существовала в средние века, не нужна и даже мешает религиозной жизни. Если мы хотим понять, с чем пришлось столкнуться науке, то должны представить себе систему идей, на которых была основана оппозиция церкви. Скажем, кто-нибудь спрашивает священника, почему нельзя совершать убийство. Если тот отвечает: "Потому что тебя повесят", то такой ответ нельзя считать адекватным; виселица сама требует обоснования, а полицейские методы настолько ненадежны, что многие убийцы остаются непойманными. Существует, однако, ответ, который - до того еще, как возникла наука, - удовлетворял почти всех: убийство запрещается 10 заповедями, которые бог открыл Моисею на горе Синай. Преступник, увильнувший от земного правосудия, не может избежать божьего гнева, который устанавливает для нераскаявшегося убийцы наказание бесконечно более жестокое, чем виселица. Этот аргумент, однако, покоится на авторитете Библии и может остаться в силе лишь до тех пор, пока этот авторитет является признанным. Если Библия утверждает, что Земля неподвижна, то нам следует верить этому и пренебрегать аргументами Галилея. В противном случае мы будем потворствовать убийцам и всем вообще злодеям.

Мировоззрение образованных людей в средние века обладало логическим единством, в настоящее время утерянным. Фома Аквинский - известный проповедник оспоренных наукой воззрений - считал, что некоторые фундаментальные истины христианской религии могут быть доказаны с помощью одного только разума, без помощи откровения. Среди них - существование всемогущего и благого творца. Из его всемогущества и доброты следует, что он не оставит свои создания без знания своих законов и даст им это знание в той мере, в какой это необходимо людям, чтобы они могли подчиняться его воле. Божественное откровение должно существовать, и оно, содержится в Библии и в установлениях церкви. Остальное можно вывести из Священного писания и декретор вселенских соборов. Доказательство осуществляется дедуктивным путем из посылок, общепринятых в христианских странах; и если такое доказательство кажется нам иногда шатким, то большинство образованных современников Фомы никаких ошибок в нем не замечали.

В логическом единстве средневекового мировоззрения заключены одновременно сила и слабость: сила - поскольку, сделав один шаг в доказательстве, вы обязательно сделаете все последующие шаги; слабость - поскольку, отказавшись от более поздних шагов, следует отказаться и от некоторых более ранних. Церковь в своем конфликте с наукой проявила и силу и слабость, проистекавшие из логической связности ее догм.

Наука приходит к своим выводам иным путем, нежели средневековая теология. Опыт показал, как опасно начинать с общих принципов и выводить из них следствия: принципы могут оказаться ложными, а само рассуждение - ошибочным. Наука начинает не с грандиозных допущений, а с конкретных фактов, устанавливаемых при помощи наблюдения или эксперимента. От определенного числа таких фактов переходят к общему правилу; при этом, если общее правило истинно, факты становятся его частными случаями. Общее правило не считается окончательным, а принимается в качестве рабочей гипотезы. Если гипотеза удачная, то некоторые не наблюдавшиеся ранее феномены будут в определенных обстоятельствах наблюдаться. Если это происходит, то гипотеза в какой-то мере подтверждается; если нет, то ее следует отбросить и придумать новую. Сколько бы фактов в подтверждение гипотезы мы ни обнаружили, это еще не свидетельствует о ее истинности, хотя она может оказаться весьма вероятной; в таком случае ее называют не гипотезой, а теорией. Теории, каждая из которых основана непосредственно на фактах, могут стать основой для новой, более общей гипотезы, из которой, если она истинна, все они следуют; и этот процесс обобщения безграничен. Но если в средневековом мышлении общие принципы были обычно исходным пунктом, то для науки они выступают в качестве заключительных выводов. В дальнейшем эти принципы могут стать частным случаем более общего закона.

Религиозная вера тем и отличается от научной теории, что хочет возвестить вечную и абсолютно достоверную истину, в то время как наука всегда предположительна - она признает, что изменение существующих на данный момент теорий рано или поздно окажется необходимым: сам ее метод не допускает полного и окончательного доказательства. Однако в развитых науках вносимые изменения обычно лишь уточняют старые теории.

Научная истина – объективное количественное описание модели в рамках заданных физических величин, условий и границ применимости. II закон Ньютона - научная истина. Он количественно описывает поведение модели (материальная точка) в рамках заданных физических величин (масса, сила, ускорение), условий (инерциальная система отсчета) и границ применимости (скорость материальной точки - много меньше скорости света). При невыполнении хотя бы одного из требований (не все величины измеряемы, границы применимости не определены) истина утрачивает статус теории (или закона) и переходит в категорию возможных и принципиально доказуемых истин (гипотез).

Научная истина обеспечивает объективное количественное описание некоторых характеристик объектов или процессов наблюдаемой действительности. Так законы классической механики, являющиеся научной истиной для описания механического движения материальной точки, способны обеспечить объективное количественное описание реальных объектов материального мира, например, разреженных газов, которые в условиях поставленной задачи можно заменить системой взаимодействующих материальных точек. При этом выбор модели для описания поведения реальных объектов производится субъектом, т.е. субъективен, и потому может быть и ошибочен. С другой стороны тот же реальный разреженный газ можно описать, используя термодинамику, т.е. другую научную истину.

Технические изобретения, базирующиеся на устаревших теориях, свидетельствуют о том, что эти теории все-таки содержали в себе какую-то практическую истину. Наука отказывается от поиска абсолютной истины и заменяет ее "технической истиной", принадлежащей любой теории, которая успешно используется в предсказаниях или в изобретениях. "Техническая" истина относительна: теория, которая предлагает более удачные изобретения и лучше предсказывает, обладает и большей истинностью. "Знание" перестает быть разумным отображением Вселенной и становится практическим орудием управления материей. Эти следствия научного метода не были замечены пионерами науки, которые применяли новый метод искания истины, считали саму истину абсолютной.

Средневековое и научное мировоззрения принципиально отличаются в том, как они относятся к авторитету. Для схоластов Библия, догмы католической веры и учение Аристотеля не подлежали сомнению; считалось, что подлинное мышление и даже исследование фактов не должны переступать этих вечных пределов спекулятивного дерзания. Существуют ли антиподы, имеются ли у Юпитера спутники, падают ли тела со скоростью, пропорциональной их массе, - все это были вопросы, которые следовало решать не с помощью наблюдения, а с помощью дедукции из учения Аристотеля или из писания. Конфликт между теологией и наукой был одновременно и конфликтом между авторитетом и наблюдением. Ученые утверждали, что суждениям не следует верить единственно по той причине, что какая-то важная персона посчитала их за истину; они апеллировали к свидетельствам чувств и считались лишь с мнениями, основанными на фактах и допускающими проверку. Новый метод достиг таких огромных теоретических и практических успехов, что теология вынуждена была приспособиться к науке. Нелепые библейские тексты были объявлены аллегориями или метафорами; протестанты сдвинули пьедестал авторитета в религии сначала от церкви к Библии, а затем от Библии к индивидуальной человеческой душе. Со временем выяснилось, что религия не зависит от суждений фактического характера, например от суждений о жизни Адама и Евы. Сдав внешние укрепления, религия пыталась удержать саму цитадель.

В религиозной жизни существует один аспект, на который научные открытия повлиять не могут - он не зависит от того, к каким выводам о природе Вселенной мы можем прийти. Религия - это не только вера и церковь, но и личная жизнь верующих. В лучших из святых и мистиков жила не только вера в догмы, они обладали определенным пониманием целей человеческой жизни. В той мере, в какой религия затрагивает чувства, а не убеждения человека, наука никак на нее не влияет. Возможно, наблюдаемое сегодня крушение религиозных догм на время приглушит эти чувства, поскольку они всегда были тесно связаны с верой. Эта связь не должна продолжаться вечно - многие свободомыслящие люди доказали самой своей жизнью, что эти чувства не зависят сколько-нибудь существенно от веры. Подлинное совершенство не может основываться на сомнительных убеждениях; и если теологические убеждения необоснованны, то вряд ли они помогут сохранить то ценное, что содержится в религиозном мировоззрении. Подлинная мудрость возможна лишь в том случае, когда мы достигаем понимания.

3. Религиозное просвещение и проблемы духовной жизни общества. Современные условия развития Казахстана, разрешение вопросов духовного обновления общества создали ряд довольно непростых проблем. Одна из таких проблем — это возникновение новой религиозной ситуации. В ней тесно переплетены как объективные, так и субъективные факторы, исторические и современные, теоретические и практические аспекты, сугубо религиозные и сугубо светские, конфессиональные и национальные.

Сегодня возросшее религиозное самосознание населения стало уже довольно обыденным и привычным явлением, тогда как раньше она объективно была востребована частью общества в качестве необходимого элемента жизнедеятельности. А началом изменения статуса религии и верующих в обществе, создание качественно новой ситуации и формирования в нашей республике новой модели государственно-конфессиональных отношений связано с принятием Конституции, согласно которому все равны перед законом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам социального происхождения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии и т. д.

Принятый Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» признает, что Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий.

Одновременно следует подчеркнуть, что согласно действующему законодательству религиозные объединения обязаны соблюдать требования законодательства и правопорядок. Не допускается деятельность не зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни. Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях.

В настоящее время в нашей республике значительно расширилась сфера деятельности религиозных организаций. Помимо культовой практики, они активно занимаются благотворительностью, религиозным просвещением и образованием, социальным служением, осуществляют издательскую и хозяйственную деятельность, устанавливают и поддерживают международные связи и контакты. Роль религии в обществе постоянно возрастает. Усиливается ее влияние на сознание людей.

Хотя конституционный принцип светскости нашего государства предполагает отделение религиозных организаций от политики, в реальной жизни его трудно реализовать. Религия и государство неизменно взаимосвязаны и требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть степень и специфику участия религиозных организаций в политике, а также использования религии политическими деятелями.

Мы сейчас с вами живем в очень ответственный промежуток времени — массового обращения населения к религиозным ценностям и традициям. Вместе с ростом последователей традиционных вероисповеданий растет число нетрадиционных религиозных общин и организаций, ранее неизвестных неокультов, оккультизма, тоталитарных сект. Сегодня назревает необходимость диалога между государством и религией и обсуждение ее острых моментов, принятия конкретных мер по сложившейся религиозной ситуации в стране.

Понятие «религиозная ситуация» представляет собой обобщающую характеристику всего комплекса религиозных проявлений в обществе, в определенный момент времени. Предполагает содержание оценочного момента, для чего необходимо провести ряд социологических исследований.

Несомненно, современная казахстанская политика в отношении религии направлена на укрепление межцивилизационного и межконфессионального диалога. Реальные шаги государства уже сделаны в этом направлении. Среди них ключевым является «Стратегический план развития нашей страны до 2020 года». В нем особое внимание уделяется укреплению межцивилизационного и межконфессионального диалога. Наша модель толерантности получила широкое международное признание. Казахстанская земля является родным домом для представителей многих национальностей и вероисповеданий. Верующие свободно посещают мечеть, храм, синагогу и католический костел. Мы понимаем, что именно межэтническое и межконфессиональное согласие является важнейшим условием успешного проведения масштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах.

Но вместе с тем в настоящее время в Казахстане складываются благоприятные условия, способствующие изменению устоявшейся религиозной ситуации в республике. В частности, наблюдается возникновение очагов радикальных религиозных сообществ, наметилось развитие нетрадиционных религиозных верований, псевдорелигиозных организаций.

Зачастую они стремятся оторвать человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа, применяя иррациональные, эмоциональные методы, а также психологическое воздействие на человека. Немало таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших граждан. Этим самым они расшатывают не только устои традиционных религий и верований, но и государственные основы общества.

Опасность подобных деструктивных религиозных организаций заключается в том, что их религиозные установки оказывают непоправимый вред психическому и физическому здоровью людей, негативным образом влияет на процесс формирования национальной и гражданской идентичности. Конечно, конституционный принцип светского характера нашего государства реализуется через четкое разделение функций государства и религиозных объединений. На сегодняшний день мы понимаем, что религия становится важнейшей сферой жизни общества, не только фактором этнической принадлежности, но и регулирующей социальное поведение.

Государство сегодня уже более глубоко вникает в содержание и смысл культивируемых учений и сферу подлинных интересов религиозных организаций. Но также хотелось бы предложить проведение соответствующими государственными органами и представителями официального духовенства регулярных пропагандистских и разъяснительных мероприятий с населением на страницах печатных средств массовой информации, а также посредством публичного обсуждения и дискутирования в телерадиопрограммах. В ином случае все это в перспективе может привести к серьезному изменению религиозной ситуации и религиозной структуры населения Казахстана и соответственно усилению религиозной конфликтности в нашем обществе.

К сожалению, надо отметить, что наше общество в силу отсутствия преемственности религиозной культуры, низкого уровня религиоведческого образования, стихийности нынешнего религиозного возрождения становится питательной средой для возникновения религиозных учений, далеко выходящих за рамки любой традиции. Поэтому молодёжь поддерживает идею мирового религиозного духовно-нравственного единства. Эта идея была сформулирована лидерами новых религиозных движений ещё в эпоху «всемирной Иисус-революции» (60-е гг. ХХ в.). Она и по сей день не утратила своей актуальности среди той части подрастающего поколения, которая сознательно стремится изменить этот мир к лучшему.

Педагогам и родителям, которые должны с уважением относиться к выбору молодых людей, следует помнить, что мотивация любого молодого человека, выбирающего те или иные жизненные приоритеты, основывается на естественных человеческих потребностях, таких, как потребность в безопасности. Эта важнейшая для человека любого возраста потребность обосновывается в новых религиозных объединениях следующими факторами.

Все члены общины, церкви или религиозной группы (секты) стоят друг за друга. Они защищают своих собратьев, несмотря на их социальный статус, национальную или расовую принадлежность, государственные барьеры, так как все они единая сплочённая «семья избранных». Потребность в безопасности реализуют не только земные собратья, но и сам Небесный Отец, или Абсолют, или Вселенная — Высший Разум, Учитель. Безопасность гарантируется не только в земной жизни, но и после смерти. Потребность в любви и немотивированной заботе реализуется посредством приобретения в рамках данной конкретной общины, церкви или религиозной группы любящих и заботливых «братьев» и «сестёр»; все они принадлежат Богу; любимы Богом, которому они служат.

Потребность в самооценке, самореализации — ещё два важных фактора. Последователи всех религий верят тому, что они — единственные стоящие на верном пути, их любит Учитель и сам Бог, который им доверяет реализовать самое важное дело — Спасение. Все свои действия и помыслы они посвящают Богу, Высшему Разуму, Учителю. В обществе единомышленников, собранных самим Богом (Учителем, Отцом), раскрывается как потенциал лидера, так и потенциал ведомой личности. Община, церковь или религиозная группа (секта) выступает как организация, аккумулирующая таланты и чаяния последователей, и предоставляет им возможности для самореализации.

Следует признать, что проблема неформальных (в том числе религиозных) объединений отнюдь не открытие последних лет, не внезапно возникший социальный феномен, а постоянный спутник нашего общества. Постоянное воспроизводство религиозных маргиналов и неформалов не является основанием для подмены понятий религиозной свободы и вседозволенности. Именно здесь проходит граница между смыслом общественного порядка и автономией личности, духовным насилием и правом на самовыражение и свободу в выборе мировоззрения.

Отношение самих религиозных организаций к новым религиозным объединениям и их последователям куда более жёсткое. Например, апеллируя к проблеме духовной безопасности, Архиерейский собор Русской православной церкви в 1994 г. принял определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором все «новые» религии объявлены несовместимыми с христианством, а люди, разделяющие учение этих объединений и способствующие их распространению, — «отлучившими себя от православной церкви».

Говоря о духовной безопасности, нельзя обойти стороной сферу образования. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Следует помнить, что международные правовые нормы устанавливает «государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать… чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1952 г.).

В соответствии с Конвенцией ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, которая вступила в силу в 1962 г., любое «различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку… языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования» трактуется как дискриминация.

Основываясь на принципах светского характера государства, в целях обеспечения соблюдения норм международных актов о правах человека система образования может и должна содействовать религиозным объединениям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, содействовать интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Обществу необходимо осознать связь религиозных экспериментов с кризисом традиционных институтов семьи, школы и, конечно, самих традиционных религиозных институтов; с драматическим разрывом между поколениями, глобализацией и унификацией мира и множеством других факторов, развёртывающихся в конкретный исторический период. Поэтому поиски «виноватых» сродни сегодня средневековой «охоте на ведьм». Только толерантное отношение к инакомыслию и наказание лишь за действительные проступки, а не за иноверие или ереси может привести нас к подлинному «миру любви», о котором говорится в Библии, «миру мудрости», которому учат Коран и Тора, «миру упорядоченности», предлагаемому нам буддистами.

þ Методические рекомендации:

Для углубленного понимания сложной системы религии как социокультурного явления, следует обратиться к специальным научным направлениям в социальных и общественных науках. Для формирования целостной картины специфики и направлений человеческого развития и эволюции религиозных представлений необходимо обратить внимание на систему их формирования, а также нужно четко представлять себе, содержание основных понятий по теме в основных подходах, которые существуют в данном научном направлении.

 

& Литература:

1. Религиоведение. Учебное пособие по религиоведению для студентов СПбГУТ всех специальностей / Под ред. М. Ю. Смирнова. СПб., 2004.

2. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

3. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М., 1998.

4. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд. М., 2002 (или любое последующее).

5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. 2-е изд., дополн. М., 2000.

6. Религиоведение для студентов педагогических вузов / Под ред. Под редакцией А. Ю. Григоренко. СПб., 2008.

7. Религиоведение: Учебное пособи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.018 с.)