Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности устройства приводовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Классификация приводов Приводы станков с ЧПУ классифицируются по назначению и принципу работы (основные признаки), по типам двигателей, видам схем управления, месту установки и др. (дополнительные признаки). По назначению выделяют приводы главного движения, подачи и вспомогательных механизмов [25]. Одно из движений, осуществляемых в процессе резания, требует основных (главных) энергетических затрат и называется главным. Привод, реализующий это движение, называется приводом главного движения. Движения, осуществляемые в процессе резания, служащие для взаимного перемещения инструмента и заготовки и требующие меньших (по сравнению с главным движением) затрат энергии, назы- ваются движениями подачи. Приводы, реализующие эти движения, называются приводами подачи. Так, в сверлильных станках главным движением является вращение сверла, а движением подачи — пере- мещение пиноли. Приводы, реализующие движения, имеющие вспомогательный характер (например, в зажимных приспособлениях, загрузочных уст- ройствах, насосах, магнитных сепараторах и т. д.), называются при- водами вспомогательных механизмов. По принципу работы приводы бывают электрические, электро- механические, гидравлические и электрогидравлические. Электрическим приводом называется устройство, преобразую- щее электрическую энергию в механическую и управляющее пара- метрами сформированного при этом движения. Основным элементом электропривода является электрический двигатель, в котором и про- исходит преобразование энергии. Управление параметрами движения осуществляют с помощью преобразователя основного управляющего параметра, датчика обратной связи, задающего устройства, устройст- ва защиты и т. д. На настоящий момент можно выделить несколько типов элек- троприводов для станочного оборудования: частотно-регулируемый электропривод с асинхронным двигателем, вентильный сервопривод (синхронный двигатель на постоянных магнитах со специализиро- ванным частотным преобразователем) и шаговый электропривод с электрическим дроблением шага. Привод с электродвигателем постоянного тока называется элек- троприводом постоянного тока, а привод с асинхронным или син- хронным электродвигателем - электроприводом переменного тока. Преобразователи являются звеньями системы электропривода, в которых происходит изменение параметров тока или напряжения, т. е. преобразователь трансформирует электрическую энергию с одними параметрами в электрическую энергию с другими параметрами. Так, у преобразователя переменного тока в постоянный (так называемого выпрямителя) на входе переменный ток, а на выходе постоянный. Шаговые двигатели в приводах станков с ЧПУ используются чаще всего в комплекте с гидроусилителем момента. Достоинством шагового электропривода является отсутствие обратной связи по пу- ти, что упрощает систему управления в целом, но при этом снижает надежность привода. В практике создания и эксплуатации станков с ЧПУ находят применение также «силовые» шаговые двигатели, не требующие промежуточного гидроусилителя, всевозможные линейные электро- приводы, в том числе шаговые. Наряду с элекродвигателем и преобразователем в состав приво- да входят и механические передачи. Механическая передача — часть системы привода, заключенная между выходным звеном источника движения (например, выходным валом электродвигателя или штоком гидроцилиндра) и звеном по- требления механической энергии и предназначенная для кинематиче- ского преобразования движения на этом пути. Под кинематическим преобразованием понимают изменение направления усилия и скоро- сти при линейном перемещении или изменение плоскости поворота при вращательном движении. Основные функции механических передач: распределение энер- гии (от одного источника движения) между различными звеньями ее потребления; совмещение энергии, поступающей от различных ис- точников движения, и подведение ее к одному звену потребления; понижение или повышение скорости при одновременном повышении или понижении усилий или вращающих моментов; ограничение ско- рости или вращающего момента; регулирование скорости; преобра- зование вида движения (вращательного в поступательное); изменение направления оси вращения и т. д. В перспективе механические передачи в приводе станков будут играть менее значительную роль, так как их функции можно будет реализовывать с помощью электрических или гидроэлектрических устройств. Однако в настоящее время, несмотря на переход к элек- трическим способам управления движениями, механические переда- чи находят применение в станках с ЧПУ, что объясняется их просто- той и надежностью. Для передачи вращательного движения используют ременные, зубчатые и червячные передачи, а для преобразования вращательного движения в поступательное — зубчато-реечные и винтовые. В большинстве приводов станков с ЧПУ для преобразования вращательного движения в поступательное применяют передачу «винт — гайка качения» (рис. 2.5). В корпусе передачи, помимо гай- ки, помещены шарики, которые перемещаются между гайкой и вин- том по замкнутому контуру и позволяют затянуть гайку так, чтобы исключить зазор в передаче. Затягивание при отсутствии шариков создало бы силу трения, препятствующую повороту винта. а)
Рис. 2.5. Передача винт-гайка качения: а – шариковая; б - роликовая
В шариковой передаче шарики циркулируют с возвратом, поте- ри в этой передаче невелики, однако для обеспечения равномерного натяга по длине и исключения зазоров она должна быть выполнена с высокой точностью. В станках с ЧПУ находят применение муфты, электромагнитные фрикционные муфты и тормоза, зубчатые передачи и редукторы (рис. 2.6) [2]. а) б) в)
Рис. 2.6. Редукторы, используемые в станках с ЧПУ: а, б – планетарные; в – циклои- дальные
Приводы главного движения Приводы главного движения и подачи в станках с ЧПУ предна- значены для обеспечения процесса съема металла с максимальной производительностью при заданных точности и качестве обработки. В приводах главного движения иногда возникает необходимость точно и быстро остановить двигатель, например точно остановить шпиндель токарного станка для автоматической выгрузки изделия и загрузки новой заготовки или точно остановить резец алмазно- расточного станка напротив шпоночного паза растачиваемого отвер- стия для вывода резца из отверстия. В этом случае, кроме увеличения диапазона регулирования, используют датчики нулевого положения либо привод выполняется следящим. Для увеличения надежности и долговечности механизмов при- вода следует решать задачу обеспечения безударности его пуска и торможения. В некоторых станках, например токарно-винторезных, необхо- димо обеспечить возможность синхронного движения рабочих орга- нов главного движения и подачи. Для этого на главном приводе уста- навливается круговой импульсный датчик. Регулирование частоты вращения привода главного движения может быть ступенчатым, бесступенчатым и комбинированным. Ступенчатое регулирование явилось исторически первым спо- собом изменения частоты вращения шпинделя станка и было обу- словлено следующими факторами: изначально станки с ЧПУ проек- тировались на основе аналогичного универсального оборудования, имеющего регулирование частоты вращения с помощью коробки скоростей; отсутствие электронной элементной базы, позволяющей реализовать идею бесступенчатого регулирования частоты вращения мощного электродвигателя при сохранении постоянства вращающего момента в широком диапазоне частот. Ступенчатое регулирование имеет следующие преимущества – двигатель главного движения вращается с постоянной оптимальной скоростью, обеспечивая максимальный рабочий момент; применение асинхронного электродвигателя позволяет отказаться от преобразова- теля, что упрощает электрическую схему. Недостатки такого приво- да: требуется наличие сложных автоматических механических уст- ройств изменения частоты вращения, торможения. Ступенчатое регулирование в большом диапазоне осуществля- лось с помощью: – многоваловых коробок (число ступеней 24; диапазон регули- рования и мощность не ограничиваются); – ступенчато-шкивных передач с одинарным или двойным пе- ребором (число ступеней до 12; диапазон регулирования до 30); – многоскоростных асинхронных двигателей в сочетании с мно- говаловыми коробками передач. Автоматическое переключение скоростей в передачах осущест- вляется с помощью электромагнитных фрикционных муфт. Такие системы регулирования имеют следующие существенные недостатки: невозможность в процессе обработки поддерживать оп- тимальные режимы резания, высокая кинематическая сложность ко- робки скоростей, смена частоты вращения требует останова шпинде- ля, низкая надежность и недолговечность электромагнитных фрикци- онных муфт. Появление соответствующей электронной базы привело к соз- данию привода с комбинированным способом регулирования: часто- та вращения вала электродвигателя изменяется в ограниченном диа- пазоне при помощи электронных преобразователей. Расширение диа- пазона регулирования до требуемого при обработке осуществляется при помощи простых (обычно трехступенчатых) коробок скоростей. Такой привод позволяет оптимизировать режимы резания при обра- ботке, поддерживать постоянную скорость резания, однако при пере- ходе с одного диапазона частот вращения к другому требует останов- ки процесса обработки, а в ряде станков такой переход осуществляет- ся вручную (16А20Ф3). Появление новых синхронных и асинхронных двигателей, обес- печивающих постоянство крутящего момента в широком диапазоне частот вращения (синхронные переменного тока - рабочая частота вращения до 40 000 об/мин, асинхронные - до 12 000 об/мин), позво- лило полностью отказаться от коробки скоростей, а в ряде случаев и от всех механических передач в цепи главного движения, и результа- том явилась разработка мотор-шпинделей (непосредственно шпин- дель станка является одновременно и ротором электродвигателя). С целью снижения влияния тепловыделения двигателя на шпиндель станка используется водяное охлаждение электродвигателя. В качестве таких двигателей могут быть использованы асин- хронные электродвигатели 1PH2 фирмы «Сименс» (рис. 2.7)[2]. Встраиваемые двигатели 1PH2 используются на станках с повышен- ными требованиями к качеству обработки, точности и плавности хода (токарные станки, шлифовальные станки). Преимущества от использования: - компактная конструкция, благодаря удалению механических компонентов: балансира двигателя, ременной передачи, редукторной коробки и шпиндельного датчика; - высокая удельная мощность, благодаря водяному охлаждению; Рис.2.7. Фотография асинхронного встраиваемого электродвигателя 1PH2 Siemens - высочайшая точность на детали вследствие спокойного, точно- го вращения шпинделя на малых оборотах, так как нет воздействия поперечных усилий привода; - ускорение разгона и торможения; - полный номинальный момент вращения доступен непрерывно и в состоянии покоя; - повышенная жесткость шпиндельного привода благодаря мон- тажу компонентов двигателя между главными подшипниками шпин- деля; - низкий уровень шума, благодаря удалению многих ранее ис- пользуемых элементов станка; - передача момента вращения на шпиндель происходит без зазо- ра и с силовым замыканием через цилиндрическую ступенчатую прессовую посадку. Ротор монтируется на шпиндель термической стыковкой. Прес- совое соединение может быть разъединено гидравлическим методом без нарушения стыкуемых поверхностей. Находят применение и синхронные электродвигатели (рис. 2.8). Преимущества использования встраиваемого синхронного дви- гателя аналогичны преимуществам применения асинхронного, одна- ко он имеет ряд дополнительных положительных сторон: - максимальная скорость до 40 000 об/мин, моменты вращения до 820 Н·м; - ротор остается холодным вследствие возбуждения постоянны- ми магнитами, как следствие: значительное уменьшение потерь мощ- ности в роторе и меньший нагрев подшипников; - требуется меньший теплоотвод при той же мощности по срав- нению с 1PH2, т. е. увеличение КПД; Рис. 2.8. Фотография встраиваемого синхронного электродвигателя модели 1FE1 Siemens
- только один датчик (измерительная система полого вала) для определения скорости и положения шпинделя; - увеличение производительности станка: мотор-шпиндели с возбуждением постоянными магнитами увеличивают удельную мощ- ность и рентабельность станков с ЧПУ. Синхронные встраиваемые двигатели с водяным охлаждением 1FE1 используются там, где предъявляются повышенные требования к качеству обработки, точности, плавности хода, а также требуется наименьшее время разгона. Основной недостаток синхронных двигателей – невозможность эксплуатации без специального частотно-импульсного преобразова- теля. Структурная схема управления главным приводом с синхрон- ным электродвигателем (рис. 2.9) предусматривает бестрансформа- торное питание и рекуперирование энергии при торможении [25]. 4 1
Uз
Рис. 2.9. Структурная схема управления главным приводом с двигателем пе- ременного тока: Д — синхронный двигатель с возбуждением от постоянных магнитов; ТГ — тахогенератор; ШИМ — блок широкоимпульсной модуляции; ИУ — импульсный усилитель; Us — задание скорости; БР — блок регулятора; У — усилитель; 1 — цепь рекуперативного торможения; 2 — конденсатор; 3 — высоковольтные транзисторы с шунтирующими диодами; 4 — выпрямитель Данный привод обеспечивает постоянную мощность на валу двигателя в достаточно широком диапазоне частот вращения. Двига- тели, благодаря их высокой частоте вращения, позволяют использо- вать понижающую передачу с большим отношением. Транзисторный блок управления в сочетании с вентильным блоком рекуперации ра- ботает так, что при торможении энергия возвращается в питающую сеть переменного тока. Это позволяет реализовать высокую частоту чередования ускорения и замедления и обеспечить высокое качество процесса торможения. Электронный блок регулятора тока позволяет уменьшить вибрации и шум во всем диапазоне частот вращения, а введение в схему управления главным приводом датчика угла пово- рота обеспечивает ориентацию шпинделя и остановку его в фиксиро- ванном положении, что необходимо в станках с автоматической сме- ной инструмента.
Следящий привод подачи Привод подач — один из основных узлов, определяющих про- изводительность и точность станка с ЧПУ. Поскольку УЧПУ практи- чески безынерционно формирует сигналы управления приводом, обеспечивающие движение по заданной траектории или позициони- рование в заданной координате, большое значение приобретает со- вершенствование параметров исполнительного двигателя и схемы управления им с учетом особенностей кинематической цепи привода. По мере совершенствования в УЧПУ увеличения жесткости и точности узлов станка повышаются требования к быстродействию и точности привода подач: скорость быстрых перемещений в совре- менных станках доведена до 50 м/мин, а дискретность перемещений — до 1 нм. Указанным требованиям удовлетворяют приводы и двигатели, разработанные специально для станков с ЧПУ. Высокими показате- лями характеризуется тиристорный привод с низкоскоростным высо- комоментным двигателем постоянного тока и возбуждением от высо- коэнергетических магнитов (рис. 2.10). Двигатель имеет большой момент инерции, обеспечивает хорошие динамические характеристи- ки, полученные в результате использования (для возбуждения) высо- коэнергетических керамических магнитов, выдерживающих 10—15- кратные пиковые моменты без размагничивания. Значительная масса и теплоемкость ротора позволяют достаточно долго (до 30 мин) вы- держивать значительные перегрузки. Рис. 2.10. Конструктивная схема высокомоментного двигателя: 1 — повышаю- щая передача (мультипликатор) револьвера; 2 — резольвер; 3 — тахогенера- тор; 4, 5 — коллекторы; 6 - ротор; 7 — корпус статора; 8 — ферритовыс полюсы; 9 — электромагнитный тормоз
В приводах с высокомоментными двигателями во многих случях исключена необходимость в редукторе или значительно упростилась его конструкция, что уменьшило динамическую нагрузку приводного механизма и ее влияние на переходные процессы. Высокий КПД со- временных винтовых передач и направляющих обеспечивает уско- ренные перемещения при крутящем моменте привода, равном 15—20 % от номинального крутящего момента, необходимого для процесса резания. В то же время резание с большими усилиями возможно лишь при скорости, равной 15—20 % от скорости быстрого переме- щения. Эти особенности и определяют специфику создания привода подач станков. Однако, несмотря на все свои достоинства, высокомоментный двигатель постоянного тока не используется в современных станках. Это обусловлено наличием коллекторных узлов в конструкции двига- теля. Являясь ненадежным и быстро изнашиваемым узлом, коллектор приводит к частым отказам привода. Вследствие этого наибольшее распространение в современных приводах получили синхронные элекродвигатели. Они обладают удовлетворительными характеристи- ками, и в их конструкции полностью отсутствует коллектор, т. к. ро- тор такого двигателя выполнен из высокоэнергетических магнитов, а обмотки расположены в неподвижном статоре. Привод подач управляется по заранее заданной УП, опреде- ляющей входные сигналы в функции времени по каждой координате, что позволяет заранее компенсировать систематические погрешно- сти, а также формировать в УП входные воздействия, минимизирую- щие переходные процессы. Следящий привод имеет, как минимум, два датчика обратной связи — по скорости (тахогенератор) и по пути. Тахогенератор всегда устанавливают на вал двигателя подачи, при этом часто встраивают непосредственно в двигатель. Что касается датчика обратной связи по пути, то существуют три варианта его установки, в зависимости от которых различают и структурные схемы следящих приводов (рис. 2.11).
а)
б)
в) Рис. 2.11. Структурные схемы следящих приводов: а — с полузамкнутым кон- туром обратной связи по пути; б — то же с замкнутым контуром; в — с гиб- ридной схемой обратной связи; 1 — основной блок УЧПУ; 2 — узел управле- ния приводом; 3 — блок привода; 4 — двигатель подачи; 5 —тахогенератор; 6 — стол станка; 7 — круговой датчик обратной связи по пути; 8 — линейный датчик обратной связи по пути В станках нормальной точности датчик обратной связи по пути выполняют круговым и устанавливают на ходовой винт или на вал двигателя (рис. 2.11, а); поскольку пара винт—гайка не охвачена об- ратной связью, погрешности этой пары переносятся на изделие. Сис- тематическую слагаемую этих погрешностей, повторяющуюся ста- бильно, можно компенсировать с помощью заранее программируе- мых корректирующих сигналов. Следящие приводы с такой струк- турной схемой, называемой схемой с полузамкнутым контуром об- ратной связи по положению, обеспечивают точность позиционирова- ния ± 10 мкм. В микропроцессорных системах ЧПУ обратные связи по пути замыкаются в УЧПУ, а обратные связи по скорости — в блоке управ- ления приводом. Таким образом, в следящих системах используют регулируемый привод с введением обратной связи по пути. В прецизионных станках устанавливают на столе станка высо- коточный линейный датчик 8 (рис. 2.11, б). Такая структурная схема называется замкнутой по положению. При этой схеме зазоры в кине- матической цепи и упругие деформации влияют на колебания приво- да. Поэтому в ряде случаев (например, в тяжелых станках) приме- няют гибридную схему обратной связи (рис. 2.11, б), в которой ис- пользуют два датчика: круговой, установленный на вал двигателя или ходовой винт, и линейный, установленный на стол станка. При этом круговой датчик используют для позиционирования, а линейный — для автоматической коррекции погрешностей кинема- тической цепи. Привод подачи выбирают с учетом моментов инерции элемен- тов кинематической цепи и нагрузки, нагрузочных моментов (резания и холостого хода), скоростей перемещения и времени переходных процессов (пуска, торможения, реверса). Для уменьшения величины выбега (т. е. пути, который проходит рабочий орган после получения команды на остановку) используют способы интенсивного торможения. Подходить к позиции точной ос- тановки можно лишь на очень низкой скорости. Поэтому между пер- вой (на торможение) и второй (на отключение) командами в позиции точной остановки приходится вводить промежуточную скорость. В цикловых системах управления при одноступенчатом графике пози- ционирования после получения команды на торможение рабочий ор- ган станка, например координатный стол, может остановиться в лю- бой точке участка, который называется участком разброса тормозно- го пути при одноступенчатой остановке. Если рабочий орган остано- вится в начале этого участка, то весь участок придется проходить на ползучей скорости. Чаще всего остановка происходит в середине это- го участка и оставшуюся половину проходят на ползучей скорости. По сравнению с одноступенчатым двухступенчатый график (показан жирными линиями на рис. 2.12) позволяет значительно (примерно в три раза) сократить время позиционирования: после получения пер- вой команды (на торможение) выполняется переход рабочего органа на промежуточную скорость, с которой он перемещается до получе- ния команды на второе торможение; затем скорость снижается до уровня ползучей и рабочий орган попадает на участок, называемый участком разброса тормозного пути при втором торможении.
V 0
V 1
V 2 Ра зб р о с пу т и то р м о ж ен и я до п р ом е ж ут очно й ск о р о ст и
Ра зб р о с пут и вт ор ог о т о рм ож е н и я
1 2 Ра зб р о с вы б е г а пр и о д н о сту п ен ч а то м т орм ож е н и и
Ра зб р о с вы бе г а - ош и б ка ос т а н о в а
Рис. 2.12. Траектория одноступенчатого и многоступенчатого позиционирования: 1 — команда на торможение; 2 — команда на снижение скорости; 3 — команда на остановку; V0, V1, V2 — скорость быстрого хода, промежуточная и ползучая соответственно Увеличивая число ступеней, переходят к графику с непрерыв- ным позиционированием, который называется «оптимальным» и обеспечивает заданную точность позиционирования при минималь- ных затратах времени. Осуществление оптимального графика реша- ется в системах ЧПУ со следящим приводом; в этих системах реали- зуются также двух- и трехступенчатые циклы позиционирования.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.01 с.) |