Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм развития дефицитных анемий.

Поиск

В процессе роста и развития ребенка для полноценного кроветворения требуется большое количество железа, полно­ценного белка, витаминов, микроэлементов. Потребность в железе у детей раннего возраста обеспечивается двумя путя­ми: поступлением его с пищей и использованием депониро­ванного железа печени.

Железо входит в состав гемоглобина, миоглобина и ряда ферментных систем, а также депонируется в организме в ви­де ферритинового и гемосидеринового комплексов. Недоста­точное поступление железа приводит к нарушению транс­порта кислорода, уменьшению запасов его в печени, мышцах, костном мозге.

Белковый дефицит, в свою очередь, снижает транспорт железа и

 

образование гемоглобина.

Дефицит витаминов (особенно недостаток витамина В12, РР, С) нарушает процессы эритропоэза, вследствие чего в кровь выходят незрелые эритроциты с укороченным сроком жизни.

Следовательно, железодефицитные состояния приводят к снижению синтеза гемоглобина, транспорта кислорода, вы­зывают гипоксемию и нарушение иммунитета.

Различают 3 степени тяжести анемии по основным показателям крови:

1. Легкая.

2. Средней тяжести.

3. Тяжелая.

Критерии оценки степени тяжести анемии по основным показателям крови

Степени тяжести Гемоглобин Эритроциты Цветной показа­тель Сыворо­точное же­лезо
Легкая 90- 110 г/л 3,0x10/л 0,7 - 0,8 9,1 мкмоль/л
Средней тяжести 70 - 90 г/л 2,5-3,0х10 /л 0,6 - 0,7 7,7 мкмоль/л
Тяжелая ниже 70 г/л ниже 2,5х10 /л ниже 0,6 ниже 7,1 мкмоль/л

Основные клинические проявления анемии.

Начальный период. Признаки анемии часто остаются не­замеченными, но при этом у ребенка выявляются:

Ø снижение аппетита, извращение вкуса;

Ø замедленная прибавка массы тела;

Ø повышенная раздражительность.

Постепенно развиваются симптомокомплексы, которые могут в разных вариантах сочетаться между собой:

2.

1. Эпителиальный синдром (связан с несостоятельностью покровного эпителия): бледность кожи и слизистых обо­лочек, прозрачность и восковид-ность ушных раковин, су­хость, шелушение, эрозии, трещины, особенно в углах рта, ломкость ногтей, выпадение волос, анулярный стоматит, атро-фия сосочков языка, бессимптомный кариес зубов.

Астено-невротический синдром: эмоциональная неус­тойчивость с преобладанием негативизма, повышенная возбудимость, сменяющаяся вялостью и апатией, голов­ная боль, головокружение (у детей старшего возраста).

3. Сердечно - сосудистый синдром: зябкость, похолодание конечностей, сердце-биение, тахикардия, гипотония, при­глушение тонов сердца, функциональный систолический шум («шум волчка»).

4. Гепато-лиенальный синдром (увеличение печени и селе­зенки).

5. Синдром иммунодефицита (подверженность интеркуррентным заболеваниям).

6. Диспептические расстройства (гастрит, дуоденит, неус­тойчивый стул).

Особенности течения анемии у недоношенных детей.

Различают раннюю и позднюю анемию.

Ранняя анемия у недоношенных детей развивается на первом месяце жизни и расценивается, как физиологическая анемия.

Причины развития ранней анемии недоношенных детей:

Ø незавершенность цикла формирования депо (железа фор­мируется в последние два месяца беременности);

Ø незрелость костного мозга;

Ø усиленный гемолиз эритроцитов в периоде новорожден­ности.

Поздние анемии недоношенных развиваются на 3-4 ме­сяце жизни, вследствие истощения неонатальных запасов железа и массивного гемолиза эритроцитов.

Клинические признаки анемии у недоношенных детей мало выражены, лабораторные данные свидетельствуют о преимущественном дефиците железа, ведущий синдром - снижение иммунитета.

Хлороз - своеобразная форма анемии, встречающаяся у девочек в период полового созревания. Развивается на фоне эндокринных нарушений.

Основные клинические проявления хлороза:

Ø эпителиальный синдром: алебастровая бледность кожи с зеленоватым оттенком;

Ø сердечно-сосудистый синдром: обмороки, сердцебиение, головокружение, слабость, утомляемость;

Ø со стороны органов пищеварения: боли в эпигастрии, из­вращение аппетита, неустойчивый стул;

Ø нарушение менструального цикла.

Белководефицитные анемии выявляются при сниже­нии уровня сывороточного белка (менее 55г/л), преимущест­венно за счет альбуминов.

Витаминодефицитные анемии (недостаток витамина B12, фолиевой кислоты), характерный признак - обнаружение в крови (мегалоцитов) незрелых эритроцитов больших раз­меров).

Основные принципы лечения анемии.

1. Организация правильного, рационального, соответст­вующего возрасту питания с включением в рацион про­дуктов, богатых витаминами и железом (желток, фрукто­вые и овощные соки, пюре овощные с мясом или печенью и др.).

2. Заместительная терапия: препараты железа (лактат желе­за, феррокаль, ферроплекс, гемостимулин, ферамид, гемофер, ферросанол, феррум-лек, феркофен, эркофер).

Для лечения хлороза применяют препараты железа с пролонгированным действием - ферроградумет, тардиферон. Помните! Препараты железа дают черную окра­ску стула, вызывают диспептические расстройства, реже запоры.

3. Препараты для стимуляции эритропоэза (витамины С, группы В, РР, фолиевая кислота).

4. Ферментотерапия.

5. Организация правильного режима: достаточное пребыва­ние на свежем воздухе, ежедневное проведение ванн (че­редование гигиенических и лечебных), массаж и гимнастика, активные физические упражнения (детям старшего возраста).

Профилактика.

1. Рациональное питание с достаточным содержанием витаминов беремен-ной женщины, кормящей матери и ре­бенка.

2. Профилактическое назначение препаратов железа бере­менным и кормящим матерям, детям группы риска.

3. Профилактика респираторных и желудочно-кишечных заболеваний и др.

4. Профилактика преждевременных родов.

Прогноз. При своевременно начатом лечении, адекватном пита­нии и уходе, прогноз, как правило, благоприятный.

 

Сестринский процесс при анемии

 

Своевременное выявление настоящих и потенциальных проблем, нарушен-ных жизненно важных потребностей па­циента и родителей.

 

Возможные проблемы пациента:

Ø нарушение питания, вкуса;

Ø дистрофические изменения со стороны кожи и слизистых;

Ø нарушение жизненно важных функций;

Ø эмоциональная неустойчивость;

Ø диспептические расстройства;

Ø риск развития иммунодефицитного состояния;

Ø высокий риск присоединения интеркуррентных инфекций;

Ø отставание в психомоторном развитии (при тяжелом те­чении).

Возможные проблемы родителей:

Ø дефицит информации о заболевании;

Ø недостаточное внимание к ребенку;

Ø дефекты в организации режима, рационального вскарм­ливания и ухода;

Ø чувство вины перед ребенком.

Сестринское вмешательство

1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах раз­вития анемии, особенностях течения, профилактике и мето­дах лечения, прогнозе. Помочь родителям проанализировать причины развития анемии, по возможности, устранить их.

2. Создать комфортные условия для ребенка: поддержи­вать оптимальную температуру воздуха в помещении – 22-24°С; обеспечить регулярное проветри-вание. Предупреждать охлаждение и перегревание ребенка во время прогулок в хо­лодное время года (использовать дополнительное утепление – грелкой, шерстяными варежками, носочками).

3. Убедить родителей максимально дольше сохранить грудное вскармливание. Проконсультировать по вопросам организации рационального вскармливания ребенка и правильного подбора продуктов, богатых железом, белком, ви­таминами, микроэлементами. Продуктами выбора для детей в I полугодии являются - тертое яблоко, овощное пюре, яич­ный желток, гречневая каша, антианемический энпит. Во II полугодии - мясное суфле и гаше, пюре из печени, свекла, кабачки, зеленый горошек, капуста, гранатовый, лимонный, яблочный соки. Необходимо ограничить в пищевом рационе коровье молоко, злаковые продукты, так как они образуют нерастворимые комплексы железа. Обучить родителей витаминосберегающей технологии приготовления пищи (гото­вить овощи при закрытой крышке, не использовать алюми­ниевую посуду, при приготовлении блюд использовать пре­рывистый метод и пр.).

 

4. Научить родителей правильно применять назначенные препараты железа (запивать их соком цитрусовых или соля­ной кислотой с пепсином, пользоваться соломинкой, так как некоторые препараты разрушают эмаль зубов).

5. Рекомендовать регулярно проводить курсы массажа, лечебной физкультуры, закаливающие процедуры, ежедневно проводить ванны (чередовать гигиеничес-кие и лечебные).

6. Контролировать физическое и психомоторное развитие ребенка (весоросто-вые показатели, статические функции, навыки, умения). Постоянно поощрять игровую деятельность, брать его на руки, поддерживать телесный контакт, подбирать игрушки, проводить игры по возрасту.

7. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребен-ком врачом-педиатром для контроля состояния и гематологических показателей (гемоглобин, эритроциты, цветной показатель, сывороточное железо).

 

ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ У ДЕТЕЙ

Нарушение нормальных физиологических соотношений в системе гемостаза лежит в основе развития геморрагиче­ских синдромов у детей.

Недостаточность одного из звеньев гемостаза может быть наследственной или приобретенной. Вначале наруше­ния могут быть компенсированы усилением активности дру­гих звеньев, но при воздействии провоцирующих факторов развивается геморрагический синдром (повышенная кровото­чивость).

Факторы риска развития геморрагических синдромов:

Ø семейно-наследственная предрасположенность;

Ø перенесенные инфекционные заболевания;

Ø хронические очаги инфекции;

Ø нарушение обмена веществ;

Ø гиповитаминозы;

Ø дисбактериоз;

Ø неблагоприятная экологическая обстановка;

Ø воздействие физических, лекарственных, химических и неспецифичес-ких факторов (перегревание, солнечная ин­соляция, переохлаждение, при-менение медикаментов, вакцин, сывороток и др.).

Различают несколько типов геморрагических синдромов (диатезов):

1. Вазопатии.

2. Тромбоцитопенический синдром.

3. Тромбоцитопатии.

4. Коагулопатии.

Геморрагические синдромы характеризуются общно­стью основных этио-логических факторов, механизмов разви­тия заболеваний, но имеют некоторые клинические и лабораторно-диагностические отличия.

 

ВАЗОПАТИИ

Вазопатии - это заболевания, при которых отмечается поражение сосудистой стенки капилляров и мелких крове­носных сосудов.

Различают вазопатии:

1. Приобретенные (аллергические, гиповитаминозные и др.).

2. Наследственные.

Это тяжелые, длительно протекающие заболевания, не­редко заканчива-ющиеся инвалидностью. Наиболее распро­страненной вазопатией у детей является геморрагический васкулит, входящий в группу приобретенных системных васкулитов.

ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ВАСКУЛИТ

Геморрагический васкулит (синонимы болезнь Шенлейн-Геноха, анафилактическая пурпура, капилляротоксикоз) - это системное инфекци-онно-аллергическое заболева­ние мелких сосудов (капилляров, артериол, венул) с преиму­щественным поражением кожи, суставов, желудочно-кишечного тракта, почек, сопровождающееся кровоизлия­ниями на коже и слизистых оболочках.

Течение заболевания может быть острым или рецидиви­рующим.

Отмечается значительная распространенность заболева­ния - 20-25 на 10 000 детей до 14 лет. Пик заболеваемости приходится на возраст от 6 месяцев до 7 лет. Мальчики бо­леют в два раза чаще, чем девочки.

Основные факторы риска возникновения геморрагиче­ского васкулита:

Ø острые вирусные и бактериальные инфекционные забо­левания (ангины, ОРВИ, скарлатина и др.);

Ø хронические очаги инфекции (хронический тонзиллит, отит, гайморит, кариес зубов);

Ø иммунопатологические реакции (лекарственная, пище­вая аллергия и пр.);

Ø гельминтозы;

Ø переохлаждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.009 с.)