Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минская конвенция и Киевское соглашение.

Поиск

 

В российском законодательстве общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Для исполнения иностранных судебных поручений на территории РФ не требуется взаимности. Дипломатический путь - основной способ передачи судебных поручений. Общее правило - процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется российским процессуальным правом. Современная тенденция - по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

53. Судебное поручение в международном гражданском процессе: правовые основания, способы и порядок его направления, форма, содержание, применимое право при исполнении судебных поручений.

Судебное поручение - вид правовой помощи.

Под С/П понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства. По общему правилу суд может выполнять процессуальные дей­ствия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государст­ва, в котором они должны быть совершены. Поэтому процес­суальные действия за пределами своей страны могут быть про­изведены лишь в порядке С/П.

Порядок выполнения С/П устанавливается в каждой стране ее внутренним законодат. и международными соглашениями. исторически сложившиеся процедуры: 1) непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства; 2) обращение суда в министерство иностранных дел своего государства, которое через посольство или консульство обращается к министерству иностранных дел соответствующего государства с нотой. После этого министерство направляет С/П суду своего государства; 3) выполнение С/П в одном государстве специально уполномоченным органом, назначенным судом другого государства; 4) выполнение С/П путем передачи их центральным органам юстиции.). Как иностранные, так и рос. суды выполняют С/П.

Основной многосторонней конвенцией, регулирующей порядок исполнения С/П, является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года. Конвенция допускает возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их компетентным властям государства пребывания.

436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с С/П об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений рос. судов с иностранными судами определяется законодательством РФ и ее международными договорами.

В соответствии с ч. 1 ст. 407 ГПК суды в России исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, С/П иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.). Перечень процессуальных действий, совершаемых в порядке судебного С/П, носит неисчерпывающий характер. Иностранные государства направляют П/С рос. судам, как правило, через Министерство юстиции РФ. Однако в международных договорах могут предусматриваться некоторые исключения. Например, в соответствии с Договором между Россией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (1999 г.) учреждения юстиции данных Договаривающихся Сторон в приграничных районах по отдельным вопросам могут сноситься друг с другом непосредственно (п. 4 ст. 3).

С/П должно быть снабжено апостилем – специальным штампом. Проставление апостиля компетентным органом государства, в котором документ был совершен, удостоверяет подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Апостиль может быть проставлен па самом документе или на отдельном листе, скрепленном с документом (ст. 3, 4 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5октября 1961 г.).

Исполнение поручений иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий осуществляется на основе рос.о права, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 407 ГПК).

Суды в РФ могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в РФ с иностранными судами определяется международным договором РФ или федеральным законом (ч. 4 ст. 407 ГПК).

В судебном поручении должно быть указано: «а) запрашивающий орган и, если возможно, запрашиваемый орган; Ь) фамилии и адреса сторон судебного разбирательства и, в случае необходимости, их представители; с) характер и предмет судебного разбирательства и краткое изложение фактической стороны дела; d) доказательства, которые требуется получить, или иные судебные действия, которые необходимо выполнить.

54. Порядок исполнения судебного поручения, уведомление о его исполнении или отказе в исполнении. Основания для отказа в исполнении судебного поручения.

Под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.

 

По общему правилу суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. Поэтому процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения.

 

Часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства.

 

Первый случай - вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей.

 

Второй случай - выполнение отдельных процессуальных действий и, в частности, допрос свидетелей, находящихся за границей. Если суд считает, что для выяснения обстоятельств по данному делу необходимо допросить свидетеля, проживающего за границей, он заранее составляет список вопросов, которые должны быть поставлены свидетелю. Допрос производится через судебные органы той страны, в которой проживает свидетель.

 

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившихся порядка:

 

- непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б;

 

- дипломатический порядок. Он заключается в том, что суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в министерство иностранных дел государства Б с нотой. Министерство иностранных дел государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении;

 

- выполнение судебных поручений в государстве Б специальным уполномоченным, назначенным судом государства А;

 

- выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т.п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.

 

Порядок выполнения судебных поручений устанавливается в каждой стране ее внутренним законодательством и международными соглашениями. Основной многосторонней конвенцией, регулирующей порядок исполнения судебных поручений, является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года. Конвенция допускает возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их компетентным властям государства пребывания. При присоединении к Гаагской конвенции 1954 года СССР сделал заявление о том, что судебные поручения должны направляться в СССР в дипломатическом порядке через МИД СССР (соответственно в РФ через МИД РФ).

 

Исполнение в РФ судебных поручений иностранных судов и обращение судов РФ с поручениями к иностранным судам регулируются Гражданским процессуальным кодексом. В соответствии со ст. 436 ГПК суды РФ исполняют переданные им в установленном порядке судебные поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и т.д.), за исключением случаев, когда исполнение поручений противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности РФ либо когда исполнение судебных поручений не входит в компетенцию суда. Исполнение судебных поручений осуществляется судами на основе российского законодательства. Применяются правила Гражданского процессуального кодекса.

Ст 407гпк Суды в РФ исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие).

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившиеся процедуры: 1) непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства; 2) обращение суда в министерство иностранных дел своего государства, которое через посольство или консульство обращается к министерству иностранных дел соответствующего государства с нотой. После этого министерство направляет поручение суду своего государства; 3) выполнение поручений в одном государстве специально уполномоченным органом, назначенным судом другого государства; 4) выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции.). Как иностранные, так и рос. суды выполняют С/П

Отказ в исполнении иностранного С/П, противоречащего основным правовым принципам государства места оказания правовой помощи, представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Отказ в оказании правовой помощи по причине некомпетентности судебного органа произволен от публично-правового характера процессуального права, пределы вторжения в которое ограничены во всех правовых системах.

Отказ в исполнении иностранного С/П, противоречащего суверенитету и безопасности России (нарушающего основополагающие принципы рос. права - ст. 256 АПК РФ), представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Поручение не может быть исполнено, если такое исполнение (а не само поручение) противоречит публичному порядку РФ. В данном случае речь не идет об ограничении применения норм иностранного закона, как это имеет место при применении оговорки о публичном порядке в материальном смысле.

Рос. суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут в порядке, установленном международными договорами РФ или федеральными законами, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

С/П составляется на языке запрашиваемого органа или сопровождается переводом на этот язык.

В исполнении С/П может быть отказано только в случае, если: (ст. 407 ГПК п. 2)

а) исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебной власти или

б) запрашиваемое государство находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету и безопасности.

В исполнении не может быть отказано по тому только мотиву, что согласно внутреннему законодательству запрашиваемое государство заявляет о своей исключительной компетенции по существу предъявленного иска или внутреннее законодательство не предусматривает права на иск в данном случае.

Документы, подтверждающие исполнение судебного поручения, пересылаются запрашиваемым органом запрашивающему органу тем же способом, который был использован этим последним.

В каждом случае, когда поручение не исполняется полностью или частично, запрашивающий орган должен быть тем же способом незамедлительно извещен об этом с объяснением причин неисполнения.

3. Вручение извещений и других документов в отношениях между судами различных государств регулируется Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г., к которой РФ присоединилась в 2001 г.

5. По общему правилу суды не применяют норм иностранного процессуального права, в т.ч. при исполнении С/П. Исключения могут быть установлены международным договором. Так, согласно ст. 9 Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам судебный орган, исполняющий судебное поручение, применяет законы своего государства в отношении методов и процедуры исполнения. Однако в случае, если запрашивающий компетентный орган власти просит о соблюдении особой формы, такая просьба удовлетворяется при условии, если данная форма не противоречит законодательству запрашиваемого государства или если ее применение не будет невозможным ввиду несовместимости с внутригосударственной практикой и процедурой или из-за практических трудностей. С/П исполняется без промедления.

В рос. законодательстве общий порядок исполнения иностранных С/П установлен в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Для исполнения иностранных С/П на территории РФ не требуется взаимности. Дипломатический путь - основной способ передачи С/П. Общее правило - процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется рос. процессуальным правом. Современная тенденция - по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

55. Обеспечительные меры в международном гражданском процессе: понятие, основания и порядок предоставления. Предварительные обеспечительные меры.

Под обеспечительными мерами в гражданско-процессуальном законодательстве обычно понимаются временные меры, принимаемые по постановлению суда с целью обеспечить в будущем исполнение решения в случае его вынесения, или же меры, препятствующие стороне в споре уменьшить имущество, на которое может быть обращено взыскание, или же иным образом уклониться от выполнения своих обязательств.

 

В сфере международного гражданского процессуального права вопрос о применении обеспечительных мер возникает обычно в двух случаях:

 

- во-первых, если необходимо принять такие меры в отношении иностранного имущества, под которым понимается имущество недвижимое и движимое (морские суда, счета в банках и т.п.), право собственности на которое принадлежит иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам или же иностранному государству, а иск предъявляется в суде страны, в которой это имущество или имущественные ценности находятся;

 

- во-вторых, если иск предъявляется в одной стране, а такие меры нужно принимать в отношении имущества, находящегося в другой стране.

 

В современных условиях интенсификации торгового оборота, использования новейших технических средств коммуникаций в банковском деле, в кредитных отношениях, на транспорте должник может очень быстро перевести свои активы или переместить свое имущество из одной страны в другую, сделав тем самым исполнение решения вообще невозможным или во всяком случае усложнить его исполнение. В частности, в области охраны прав на интеллектуальную собственность только срочный характер таких мер может обеспечить эффективность борьбы с "пиратством" (см. гл. 14).

 

Таким образом, эти меры выполняют функцию двоякого характера. С одной стороны, они призваны обеспечить возможность исполнения решения, а с другой - способствовать сохранению отношений между сторонами, существовавших до начала процесса.

Обеспечительные меры носят временный характер. Они обычно действуют в течение определенного ограниченного срока, установленного судом.

Особенность предварительных обеспечительных мер, а именно порядка представления в арбитражный суд заявления организации или гражданина, направленных на обеспечение имущественных интересов заявителя, состоит в том, что заявление о принятии судом данных мер подается до предъявления иска. Заявление о предварительных обеспечительных мерах может быть представлено в арбитражный суд по месту нахождения заявителя, а также по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер, либо по месту нарушения прав заявителя. Для принятия арбитражным судом данного заявления должно быть также обеспечено встречное обеспечение.

В теории международного гражданского процесса выделяются четыре вида обеспечительных мер:

1) предварительные обеспечительные меры;

2) меры по обеспечению иска (меры по обеспечению заявленных исковых требований);

3) меры ситуационного характера (включая меры по обеспечению доказательств);

4) меры по обеспечению исполнения не вступившего в силу решения суда <3>.

Предварительные обеспечительные меры предпринимаются до предъявления исковых требований, когда претензии не сформулированы. По мнению А.М. Треушникова, недостатком традиционных мер обеспечения иска является то, что они применяются в рамках уже возбужденного процесса, в связи с чем ответчик может сразу предпринять усилия для сокрытия имущества и денежных средств от взыскания, например, после получения претензии или искового заявления <4>. Следовательно, права кредитора в подобных случаях могут быть защищены только путем принятия судом безотлагательных, оперативных мер в отношении имущества еще до предъявления иска <5>.

Меры по обеспечению заявленных исковых требований направлены на обеспечение последующего исполнения решения суда и принимаются в ходе уже начавшегося гражданского судопроизводства по ходатайству заинтересованной стороны, т.е. inter partes в отличие от предварительных обеспечительных мер, принимаемых до возбуждения дела в суде ex parte.

Меры по обеспечению доказательств и иные меры ситуационного характера позволяют качественно подготовить дело к судебному разбирательству.

Меры по обеспечению исполнения судебных актов не нашли самостоятельного закрепления в российском процессуальном законодательстве. Правоприменительная практика в России придерживается правила, согласно которому судебные акты иностранных судов о применении обеспечительных мер (как предварительных, так и обеспечения иска) не подлежат признанию и принудительному исполнению на территории России, поскольку не являются окончательными судебными актами по существу спора, вынесенными в состязательном процессе.

Предварительные о/м предпринимаются до предъявления исковых требований, когда претензии не сформулированы. они применяются в рамках уже возбужденного процесса, в связи с чем ответчик может сразу предпринять усилия для сокрытия имущества и денежных средств от взыскания, например после получения претензии или искового заявления.

О предварительном обеспечении защиты исключительных прав суд выносит определение. В определении устанавливается срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения определения, для подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя. Исковое заявление о защите исключительных прав подается заявителем в указанный суд (п. 3–6 ст. 144.1 ГПК РФ). Если заявителем не было подано исковое заявление в срок, установленный определением суда о предварительном обеспечении, последнее отменяется тем же судом. Об отмене предварительного обеспечения выносится определение. Организация или гражданин, права и (или) законные интересы которых нарушены принятием мер по предварительному обеспечению, до предъявления иска вправе требовать по своему выбору от заявителя возмещения убытков, если заявителем в установленный судом срок не было подано исковое заявление по требованию, в связи с которым судом были приняты указанные предварительные О/М, или если вступившим в законную силу судебным актом в иске отказано (п. 7, 9 ст. 144.1 ГПК РФ).

 

56. Порядок признания и исполнения иностранных судебных решений: международно-правовые и национальные источники, экзекватура, порядок и сроки рассмотрения заявлений о признании и принудительном исполнении иностранных судебных решений в РФ.

Признание и исполнение иностранных судебных решений осу­ществляется в РФ в соответствии с положениями договоров о право­вой помощи и конвенций по вопросам гражданского процесса, а также нормами гражданского процессуального права.

Государства — участники конвенций признают и исполняют ре­шения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, вынесенные на территории других сторон, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения реше­ния подается в компетентный суд стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения реше­ния и приложенные к нему документы снабжаются заверенным пере­водом на язык запрашиваемой стороны.

Суд государства, на территории которого должно быть осущест­влено принудительное исполнение, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ог­раничивается установлением того, что условия, предусмотренные конвенциями, соблюдены. В случае, если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении.

Порядок принудительного исполнения определяется по законо­дательству стороны, на территории которой должно быть осущест­влено принудительное исполнение.

Суд, рассматривающий ходатайство, проверяет соблюдение ука­занных условий и выносит решение о принудительном исполнении, которое производится по закону страны, где осуществляется прину­дительное исполнение.

Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. Юридические последствия признания иностранного судебного решения – признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т. е. приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства).

Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание. Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств – принцип взаимности как условие принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

  1. для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения;
  2. необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина;
  3. регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность).

Экзекватура – документ, санкционирующий исполнение иностранного судебного или арбитражного решения, придающей ему принудительную силу в государстве суда, выдавшего Экзекватуру.

Система экзекватуры – это принятие судебного постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое. Варианты системы экзекватуры:

  1. допустимость ревизии дела по существу – суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу;
  2. возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, – суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
  3. экзекватура выдается только при условии взаимности. Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства. Основания отказа в выдаче экзекватуры перечислены в законодательстве. Экзекватура представляет собой специальное постановление только для исполнения решения или и для его признания.

По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ в порядке международных договоров и федеральных законов РФ (ст. 409 ГПК и ст. 241 АПК). Решения, не подлежащие принудительному исполнению, признаются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором или законодательством РФ (ст. 413, 415, 416 ГПК). Основания отказа в признании иностранных судебных и арбитражных решений (ст. 414 ГПК и ст. 244 АПК): решение не вступило в законную силу; сторона, против которой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения дела; дело относится к исключительной подсудности правоприменительных органов РФ; по данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ; признание решения противоречит публичному порядку РФ.

Общий порядок принудительного исполнения решений иностранных судов определен в ст. 409 ГПК и ст. 246 АПК. Для рассмотрения дела о возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК и ст. 242 АПК). Основания отказа в разрешении принудительного исполнения иностранных судебных решений в принципе совпадают с основаниями отказа в признании (ст. 412 ГПК и ст. 244 АПК). Юридическое значение признания иностранных судебных решений заключается в том, что оно подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле, что и решения российского суда.

Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают взаимную обязанность признания и исполнения решений органов юстиции договаривающихся государств. В договорах определен широкий круг решений, подлежащих признанию и исполнению. Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения входит в компетенцию органов того государства, на территории которого решение должно быть исполнено. Решения подлежат признанию и исполнению без пересмотра их по существу. В случаях простого признания решения признаются независимо от времени их вынесения и момента возникновения правоотношений. Признание без принудительного исполнения осуществляется без дальнейшего производства. Основной принцип принудительного исполнения – применение законодательства страны места исполнения. Принудительное исполнение осуществляется на основе принципа экзекватуирования (договоры Российской Федерации с Чехией, Польшей, Грецией, Кубой).

В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ закреплено, что каждое из договаривающихся государств обязано признавать и исполнять вынесенное на территории других договаривающихся стран решение по гражданским и семейным делам. Решения, не требующие исполнения, признаются без дальнейшего производства при соблюдении определенных условий. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения подается в компетентный орган государства места исполнения. Конвенция перечисляет основания отказа в признании и исполнении судебных решений.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при этом установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

57. Признание и исполнение решений государств-членов СНГ. Признание и исполнение иностранного решения на основе взаимности. Основания для отказа в признании и исполнении иностранных судебных решений.

Признание и исполнение решений в настоящее время в Российской Федерации допускается в соответствии с многосторонними соглашениями стран СНГ и с двусторонними договорами о правовой помощи, заключенными с государствами - участниками СНГ, Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, КНР, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Чехословакией, Эстонией, Югославией, а также с Алжиром, Аргентиной, Грецией, Ираком, Испанией, Италией, Кипром, Тунисом и с некоторыми другими странами.

Признание и исполнение решений по отдельным категориям дел могут иметь место в соответствии и с некоторыми многосторонними международными соглашениями.

Каждая из Договаривающихся Сторон(СНГ) на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон:

а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее - решений);

б) решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.

В российском законодательстве основание для взаимности при исполнении решений иностранных судов закреплено в ст. 1 О несостоятельности (банкротстве)". Допущение взаимности является более оправданным с точки зрения взаимной вежливости в международных правовых отношениях, поскольку и при отсутствии договора оно допускает исполнение иностранного решения при условии соответствия определенным требованиям национального законодательства и соблюдения определенной юридической процедуры.

следует различать полную и частичную взаимность, когда в ее основе будет лежать исполнимость не всех, а большой, значительной группы судебных решений иностранного государства.

Основания отказа в признании и исполнении решений:

а) в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой вынесено решение, оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;

б) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд;

в) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории Договаривающейся Стороны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением этой Договаривающейся Стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;

г) согласно положениям настоящей Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения;

д) отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;

е) истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством Договаривающейся Стороны, суд которой исполняет поручения.

58. Международный коммерческий арбитраж: понятие, правовая природа, особенности правового регулирования, виды международного третейского разбирательства.

МКА представляет собой особый механизм рассмотрения международных коммерческих (хозяйственных) споров част­ноправового характера. Стороной спора может быть и госу­дарство, но спор по своему содержанию обязательно имеет частноправовой характер и второй стороной обязательно вы­ступает лицо частного права. МКА, или третейский суд, — это суд, избранный в соответствии с волей сторон для разре­шения спора между ними. Спор рассматривается независи­мым арбитром, избранным сторонами на основе его профес­сиональных качеств в целях вынесения окончательного и обязательного для сторон решения. МКА изымает споры по вопросам толкования и исполнения коммерческих договоров из компетенции национальных судов общей юрисдикции. МКА имеет третейский характер и учреждается в соответствии с национальным правом. Его деятельность — это деятельность национального право­применительного органа на основе норм национального за­конодательства. Преимущества третейского разбиратель­ства заключаются в следующем: непродолжительность рассмотрения дела; меньшая сумма расходов и сборов; со­блюдение коммерческой тайны; свободный выбор сторона­ми арбитров, процедуры, места и языка арбитражного раз­бирательства; окончательный и обязательный характер арбитражного решения; обеспечение принуди­тельного исполнения иностранных арбитражных решений международно-правовым договорным механизмом.

Международный коммерческий арбитраж существует в на­стоящее время в двух видах: 1)изолированный, создаваемый для рассмот­рения конкретного спора. При этом стороны самостоятельно определяют порядок его формирования и процедуру рассмот­рения спора. Понятие «конкретный спор» понимают доста­точно широко — это может быть уже возникший спор, по отношению к которому стороны договорились о рассмотрении его специально создаваемым для этого составом (или единолично арбитром). Порядок на­значения арбитров может быть согласован при определении в договоре либо в отдельном соглашении об условиях рас­смотрения спора. Поскольку и в данном случае при возник­новении спора состав арбитража формируется на основании специального соглашения, такой арбитраж считается создан­ным для рассмотрения конкретного спора; после вынесения решения по делу арбитраж прекращает свое существование; 2)институционный арбитраж — существует в форме постоянно действующих институций. Этот постоянно действующий ор­ган имеет собственный аппарат, положение о нем, регламент, на основании которого он осуществляет свою деятельность, и в ряде случае реестр (список) арбитров. Институционный арбитраж создается преимущественно при национальных тор­говых (торгово-промышленных) палатах, биржах, ассоциаци­ях и других организациях.

Правовое регулирование коммерческого арбитража осущ на международном уровне посредством заключ международных конвенций и двусторонних договоров, а на внутригосударственном уровне путем принятия законов, регулирующих международный ком<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.34 (0.019 с.)