Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дееспособность и правоспособность иностранных граждан.

Поиск

В МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособ­ности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находя­щимся на территории Российской Федерации, либо применительно к рос­сийским гражданам, пребывающим за рубежом.

Понятием «иностранные лица» обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в ка­честве предпринимателей.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно находящихся на территории России.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России граждан­ской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Но в ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельнос­ти.

В отличие от гражданской правоспособности иностранцев, которая определяется российским законодательством, гражданская дееспособ­ность определяется их личным законом. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую дея­тельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец Для лиц без гражданства гражданская дееспособ­ность устанавливается по праву постоянного места жительства.

В российском законодательстве определены ситуации, при которых гражданская дееспособность иностранцев и лиц без гражданства будет определяться только по российскому праву.

Из указанного классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону существуют исключения.

Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ. Это означает, что иностранец, за­ключая в России сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссыла­ясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, со­ответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препят­ствия для участия в сделке.

Во-вторых, по российскому праву будет определяться гражданская дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обяза­тельств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Феде­рации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российско­му праву решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.

22. Виды иностранных граждан и контроль за их пребыванием на территории РФ.

Основа правового статуса иностранных граждан заложена в части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Согласно законам и договорам иностранных граждан, находящихся на территории России, можно отнести к нескольким категориям, правовой статус которых отличается друг от друга. Необходимо выделить эти категории (виды) иностранцев, что позволит определить различия в их правовом статусе.

Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны в специальной дефинитивной норме в ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

· «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

· лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства»1.

Иностранец может находиться на территории Российской Федерации законно, либо незаконно4. Понятно, что иностранный гражданин, пребывающий на территории государства без законных на то оснований, не может рассчитывать на признание его прав в полном объеме, предусмотренном для легального иностранца. Тем не менее, будучи человеком и обладая естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, такой иностранец может заявить свои претензии на правовую защиту как к стране пребывания, так и к государству, гражданином которого он является.

Незаконно пребывающих на территории государства иностранцев можно, исходя из способа проникновения на территорию государства, подразделить на два вида:

· прибывшие на законных основаниях, но не убывшие после окончания действия этого основания (по истечении срока действия визы, по истечении срока действия разрешения на временное проживание либо аннулирования этого разрешения, после аннулирования вида на жительство и т.д.);

· незаконно пересекшие границу и прибывшие на территорию Российской Федерации.

Лицо (иностранец), которое имеет действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, признается законно находящимся в Российской Федерации.

Действующее законодательство выделяет следующие категории иностранцев:

· временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

· временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание5;

· постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие вид на жительство6.

Очевидно, что в данном случае законодатель в качестве критерия легальной классификации иностранных граждан на виды использовал такое обстоятельство, как правовые основания и срочность пребывания на территории России.

В зависимости от цели пребывания в России иностранных граждан можно подразделить на следующие категории:

· сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений, члены их семей;

· сотрудники международных организаций;

· аккредитованные в Российской Федерации журналисты;

· туристы;

· лица, прибывшие по приглашению с частным срочным визитом (без деловой цели);

· иностранные работники. Понятие иностранного работника дано в ст. 2 Федерального закона. (Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность);

· индивидуальные предприниматели. Иностранные граждане, зарегистрированные в России в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;

· лица, являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;

· члены семьи (супруги, ближайшие родственники) граждан Российской Федерации;

· студенты и учащиеся;

· лица, прибывшие с деловым визитом (представители иностранных юридических лиц, бизнесмены и т.п.);

· лица, прибывшие с творческим визитом (артисты, приехавшие с концертной программой, лекторы и т.п.);

· члены спортивных делегаций, прибывшие на соревнования;

· члены экипажей морских и воздушных судов, водители автотранспортных средств, доставившие на территорию Российской Федерации грузы или пассажиров.

Приведенное выше основание классификации иностранных граждан носит достаточно условный характер, поскольку цель визита иностранца на территорию России зачастую сугубо индивидуальна. Возможны комбинации целей (например, иностранец - член семьи гражданина России - может прибыть как для воссоединения семьи, так и с целью начала трудовой деятельности, с перспективой получения вида на жительство). Тем не менее, классификация необходима, так как зачастую от цели пребывания зависят особенности правового статуса (например, значительным своеобразием отличаются права и обязанности дипломатов и членов их семей, иностранных работников, студентов и учащихся и др.).

Как представляется, приведенный выше перечень категорий пребывающих на территории России иностранных граждан, определенных на основе преследуемой ими «легальной» цели, необходимо дополнить теми категориями иностранцев, которые имеют цель незаконную:

· лица, прибывшие с целью осуществления преступной или иной незаконной деятельности;

· лица, скрывающиеся от правосудия иностранного государства.

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

Основные источники правового регулирования въезда иностранцев в РФ и выезда из РФ – Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Въезд и выезд иностранцы осуществляют по действительным документам, удостоверяющим их личность, при наличии виз РФ. Иной порядок может быть предусмотрен международными договорами и национальным законодательством. Не только въезд, но и выезд осуществляется при наличии визы.

Въезд в РФ не разрешается, если: при обращении за российской визой иностранцы не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ; в пункте пропуска через Государственную границу иностранцы нарушили правила пересечения Государственной границы РФ; иностранцы сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения; это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; в период предыдущего пребывания в РФ иностранцы были осуждены в соответствии с законодательством РФ за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке; иностранцы не представили документы, необходимые для получения российской визы; иностранцы ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.

Выезд из РФ иностранцам может быть ограничен, если: иностранцы в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления; привлечены в качестве обвиняемых либо осуждены за совершение преступления на территории РФ; уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, либо не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов.

Депортация – принудительная высылка иностранногоражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания или проживания в РФ. В случае если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение трех дней. В случае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение 15 дней. Если иностранец не выезжает в течение этих сроков добровольно, то он подлежит принудительному выдворению. Депортация иностранцев осуществляется за счет его средств, а в случае их отсутствия – за счет пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, национальность которого имеет иностранец, международной организации или ее представительства, а также за счет средств пригласившего депортируемого иностранца лица.

Полномочия по контролю за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, а также по борьбе с нарушителями режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ переданы силовикам, а именно ФМС МВД РФ.

Также к этой борьбе могут привлекаться сотрудники налоговых инспекций и ФСБ. Раньше с иностранцами «разбирался» департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

После вступления в силу нового КоАП РФ у ФМС МВД РФ появились определенные рычаги воздействия на нелегалов. Хотя штрафы, установленные кодексом, очень низкие, а, учитывая, что работодатели, незаконно привлекающие иностранцев на работу, тем самым уходят от налогов, ответственность должна быть более существенной. С нелегалами необходимо бороться совместно с МНС и уже сейчас между ФМС МВД РФ и МНС РФ налаживается сотрудничество, чтобы вместе выявлять незаконных мигрантов и лиц, уклоняющихся от налогообложения. Все иностранцы и работодатели должны надлежащим образом оформлять свои отношения, получить разрешения и легализовать свой статус. Если этого не сделано, то налицо нарушение, влекущее наложение определенных санкций.

 

23. Юридические лица как субъекты МЧП: статут юридического лица, критерии определения личного закона юридического лица. Правовой статус транснациональных корпораций.

 

«Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к определенному государству, право этого государства компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правоспособностью юридического лица. Такое право получило название «личный закон» или «личный статут» юридического лица.

Правовое положение юридических лиц. Правовое положение юридических лиц в разных государствах, определяется по законодательству государства, где оно образовано.

В некоторых странах используется иной метод. Там определяется правоспособность юридических лиц по закону местонахождения руководящего органа.

Третий возможный вариант – это определение статуса юридического лица по месту его деятельности. Надо сказать, что если первые два варианта широко известны праву разных государств в течение длительного периода времени, то последний появился где-то после Второй Мировой войны, и связано это было с деятельностью транснациональных корпораций, то есть когда оказывалось, что юридическое лицо учреждено в одном государстве, а всю свою деятельность ведет в каком-то другом государстве.

Именно в законодательстве практически всех арабских государств указано, что правоспособность юридического лица определяется по закону места его деятельности.

Регистрация юридических лиц:

нормативно-явочный порядок. Нужно представить необходимые документы и зарегистрироваться в специальном органе - торговые и промышленные палаты. Иногда формальности сведены к минимуму.

- разрешительный - есть специальный орган, который уполномочен выдавать разрешение - министерство и др. До тех пор, пока разрешение не выдано, юридическое лицо не считается созданным.

Вопрос о его национальности - это то, какому государству принадлежит юридическое лицо. По принципу домицилия, - это место, где находится управляющий центр юридического лица; в соответствии с принципом резиденции, - это место, где совершаются основные операции. Разные государства придерживаются разных критериев при определении национальности юридического лица:

- инкорпорация - юридическое лицо подчиняется законодательству того государства, где оно зарегистрировано.

- критерий оседлости - место нахождения управленческого центра.

- доктрина центра эксплуатации - закон места осуществления основной деятельности.

- доктрина контроля - тот, кто владеет этой фирмой (имеет контрольный пакет акций), несмотря на то, что эта фирма зарегистрирована в той или иной стране.

При осуществлении деятельности возникают два вопроса: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних договоров. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства.

Транснациональные корпорации. Конвенции о транснациональных корпорациях

Имеется основная холдинговая фирма которая начинает образовывать дочерние предприятия за рубежом. Эти дочерние предприятия или филиалы регистрируются по праву соответствующего государства и являются юридическими лицами по праву этого государства. Кроме того, могут быть еще промежуточные звенья в структуре ТНК. Иногда они образовывают конторы по сбыту, которые занимаются сбытом, или они занимаются снабжением. Иногда такие промежуточные звенья образуются по определенным регионам.

ТНК представляет собой практически новое явление на международной арене, образования, которые появились объективно в силу развития интеграционных связей, в силу экономической интеграции, в силу развития рыночных отношений, и поэтому они представляют собой определенное единство и являются самостоятельным субъектом МЧП, субъектом, который по значимости иногда равен государству, потому что бюджет ряда ТНК оказывается значительно больше, чем бюджет отдельных государств.

24. Международные юридические лица как субъекты МЧП: правовой статус, специфика участия в частноправовых отношениях.

Учитывая роль, которую юридические лица играют в международных, хозяйственных отношениях, именно они являются основными субъектами международного частного права. Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц является основой их личного статута. Понятие личного статута юридических лиц известно праву всех государств и практически везде определяется сходным образом: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 1202 Гражданского кодекса). Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места со вер ше ния сдел ки, за ис клю че ни ем случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п. 3 ст. 1202 Гражданского кодекса).

Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования – системы национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Именно коллизионный критерий «личный закон» в конечном счете предопределяет национальность (государственную принадлежность) юридических лиц.

 

25. Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц: понятие, виды, особенности применения.

Правовые режимы. В международном частном праве принято выделять четыре вида режимов иностранных физических и юридических лиц: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим и режим недискриминации.

Национальный режим - предоставление иностранным лицам тех же прав, которые предоставлены отечественным гражданам и юридическим лицам. Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных законом (Конституция РФ). Согласно ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, национальный режим фиксируется в торговых договорах России с зарубежными странами, в договорах о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Например, Минская конвенция 1993 г.

НО! Законодательство РФ содержит изъятия в отношении предоставления нац-го режима иностранным лицам:

1. В некоторых случаях национальный режим предоставляется на условиях взаимности. Например, в соотв. с Патентным законом РФ иностранные ФЛ и ЮЛ пользуются правами, предусмотренными Законом, наравне с российскими ФЛ и ЮЛ в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности.

2. Для иностранных граждан установлены ограничения в отношении занятия определенных должностей. В соответствии с законодательством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления), не могут находиться на государственной или муниципальной службе, занимать гос. должности, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста и т.д.

3. Для иностранных лиц установлены ограничения в отношении занятия определенной деятельностью. Так, иностранные лица могут заниматься архитектурной деятельностью в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Если такого договора нет, то архитектурной деятельностью в РФ иностранные лица могут заниматься лишь совместно с архитектором - гражданином РФ или ЮЛ РФ, имеющими лицензии.

4. Установлены ограничения в отношении владения собственностью. В частности, не могут находиться в собственности иностранных лиц: а) участки континентального шельфа, недр, лесного фонда (только в пользовании); б) земельные участки, предоставляемые членам крестьянского (фермерского) хозяйства, участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ; в) земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ. Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут находиться у иностранных лиц только на праве их аренды. В соответствии с законом земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность иностранным лицам только за плату.

5. Установлены ограничения для участия в приватизации государственного и муниципального имущества. Иностранным лицам необходимо получать разрешения местных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, бытового обслуживания, мелких предприятий промышленности и строительства. Специальные разрешения Правительства РФ и субъектов РФ требуются для допуска иностранных лиц для участия в приватизации предприятий оборонной, нефтяной, газовой промышленности. Для иностранных лиц установлен запрет на участие в приватизации предприятий, находящихся в границах закрытых территориальных образований.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - предоставление одним государством гражданам и ЮЛ другого государства обращения не менее благоприятного, чем то, которым пользуются на его территории граждане и ЮЛ любого третьего государства. В силу данного режима иностранные лица пользуются в государстве максимумом тех прав, которые предоставлены лицам любого третьего государства. РНБ определяется в международных договорах (как правило, в договорах о торгово-экономическом сотрудничестве), причем только с государствами, с которыми складываются договорные отношения. Практически для установления РНБ необходимо проанализировать все международные договоры данного государства и выбрать из них положения, которые касаются прав иностранных граждан и ЮЛ. Совокупность наиболее благоприятных для иностранных лиц норм и составляет РНБ. Таким образом, в отличие от национального режима, в котором положение иностранных граждан и ЮЛ сравнивается с положением отечественных лиц, в РНБ правовое положение одних иностранных ФЛ и ЮЛ сравнивается с положением других иностранных лиц.

Специальный режим - предоставление одним иностранным лицам определенных преимуществ по сравнению с другими иностранными лицами. Как правило, преимущества вытекают из участия государства в таможенных союзах, зонах свободной торговли, международных организациях и разного рада интеграционных объединениях. Такими преимуществами в России обладают, например, граждане и ЮЛ СНГ в соответствии с международным соглашениям в рамках СНГ. Другой пример: в странах Европейского Союза (ЕС). Граждане стран ЕС пользуются гораздо большим объемом прав на территории других стран ЕС, чем иные иностранцы. По существу, специальный режим делает изъятия из РНБ.

Режим недискриминации. Согласно такому режиму государство вправе требовать от других государств создания таких же условий для своих граждан и ЮЛ, которыми пользуются граждане и ЮЛ других государств. В отличие от РНБ, при котором для иностранцев создаются наиболее благоприятные условия, в силу режима недискриминации создаются общие и одинаковые условия для всех (усредненные условия). РНБ всегда устанавливается в международных договорах. Режим недискриминации не нуждается в договорном закреплении - это норма общего международного права, вытекающая из принципа равенства государств.

Реторсии. В некоторых случаях государства вводят ограничения прав иностранных граждан и ЮЛ, когда по отношению к их субъектам права или к товарам в соответствующих иностранных государствах введены дискриминационные меры. Такие ограничения носят ответный характер и именуются реторсиями. Их целью является восстановление взаимности. Применение реторсий допускает и российское законодательство. Согласно ГК РФ они могут быть установлены правительством РФ. Кроме того, предусматривают установление ответных ограничений процессуальных прав в отношении иностранных лиц также ГПК РФ и АПК РФ. Реторсии могут применяться лишь в ответ на специальные ограничения прав российских лиц. Так, если в иностранном государстве принимается нормативный акт, ограничивающий права всех иностранных граждан (а не только российских), то нет оснований для введения ответных ограничений.

Если вдруг спросят: В литературе можно встретить и более широкое понимание реторсий как ответных ограничений, которые могут касаться не только прав иностранных лиц, но и в целом всего комплекса торговых отношений с соответствующим государством. В частности, в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство России может вводить меры ограничения внешней торговли (ответные меры) в случае, если, например, иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства. Так, в США до сих пор действует пресловутая поправка Джексона - Вэника к Закону о торговле 1974 г., ограничивающая торговлю с Россией.

26. Собственность в МЧП: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование. Национализация в МЧП.

Нормы о праве собственности устанавливают принадлежность того или иного имущества определенным лицам, закрепляют полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей права того или иного государства.

Исходным началом для разрешения большинства коллизионных вопросов права собственности в МЧП является использование привязки lex rei sitae (закон местонахождения вещи). Именно в соответствии с ней определяется, в частности, круг и содержание вещных прав, условия их возникновения, прекращения, изменения и перехода, субъектный состав собственников и т. п.

Практически во всех странах мира коллизионная формула lex rei sitae признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество (земельные участки, строения). Применительно же к движимому имуществу (ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. д.) это правило не является таким безусловным.

Страны общего права распространяют действие принципа lex rei sitae главным образом на отношения, связанные с вещными правами на недвижимое имущество. Применительно же к движимому имуществу в этих государствах принято использовать особую группу привязок, основной из которых является привязка «личный закон собственника» (lex personalis). Однако, в общем, и статутном праве этих стран в последние десятилетия наметилась тенденция перехода от принципа личного закона к принципу места нахождения вещи. Только в Аргентине и Бразилии принцип личного закона собственника до сих пор является главенствующим в отношении всех вопросов, возникающих в сфере отношений собственности.

Нормативные правовые акты других стран мира, включая Россию, связывают момент перехода риска непосредственно с моментом перехода права собственности (res peril domino – риск несет собственник).

Особые сложности в международной деловой практике вызывают случаи, когда предметом сделки выступает товар, находящийся в пути (res in transitu). В такой ситуации стороны, заключая договор в отношении вещи, перевозимой по морю, воздуху или по суше, могут и не знать с достаточной степенью точности, где в настоящее время эта вещь находится.

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация – это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имуществав частную собственность.(см. далее)

 

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам – членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.

 

В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов «каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними… включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права».

 

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.014 с.)