Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование данных вопросов в настоящее время осуществляется посредством внутренних законов страны и ряда международных договоров.

Поиск

В Российской Федерации в соответствии со ст. 1224 Гражданского кодекса РФ отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, – по российскому праву.

Способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

В других странах правовое регулирование данного вопроса также осуществляется на основе кодексов или законов.

Основную роль в регулировании данной сферы отношений все же играют конвенции. Вопросы наследования подробно рассмотрены в Минской конвенции 1993 г.

В вопросах наследования обычно иностранным гражданам предоставляется национальный режим.

Конституция Российской Федерации в одной из своих статей говорит, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Такую же норму содержит Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Несмотря на то что для иностранных граждан имеются определенные изъятия и ограничения в отношениях, например, права собственности, они могут пользоваться земельными участками, перешедшими к ним в порядке наследования. Однако имеется ограничение в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Правила, установленные российским законодательством, устанавливаются и международными договорами. В качестве примера можно привести Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.), в соответствии с которым граждане одной Договаривающейся Стороны могут получать на территории другой Договаривающейся Стороны имущество и другие права путем наследования по закону или по завещанию на тех же условиях и в том же объеме, как и граждане этой Стороны.

 

45. Правовое регулирование трудовых отношений в МЧП: трудовые права иностранцев в РФ, порядок привлечения и использования в России иностранной рабочей силы.

К отношениям гражданско-правового характера, подпадающим под действие международного частного права, относятся и трудовые отношения с иностранным элементом. Система норм, регулирующих такие трудовые отношения, образует самостоятельную отрасль международного частного права – МЧТП, состоящую из материально-правовых и коллизионных предписаний.

Коллизионное регулирование трудовых отношений предполагает применение общих категорий коллизионного права. Поскольку трудовой контракт – это договор, то к нему достаточно широко применяется автономия воли как генеральная коллизионная привязка всех договорных обязательств. Законодательство большинства государств предусматривает возможность соглашения сторон о применимом праве при заключении трудового контракта как любого гражданско-правового договора. Однако далеко не все вопросы контракта могут регулироваться автономией воли сторон. Самое существенное ее ограничение – необходимость соблюдения императивных норм трудового законодательства и страны места работы, и страны места заключения трудового контракта, и государства гражданства работника.

Коллизионно-правовые проблемы международных трудовых отношений: 1) возможность регулирования трудового контракта по принципу автономии воли; 2) государственное регулирование трудовых прав и обязанностей иностранцев и апатридов; 3) возможность ограничения трудовых прав граждан по нормам двусторонних международных договоров.

Основными общими и специальными коллизионными привязками являются законы: 1) места заключения трудового договора; 2) места производственной деятельности; 3) флага на морском и воздушном транспорте; 4) личный закон работника; 5) места нахождения работодателя; 6) места постоянной работы; 7) места нахождения предприятия, пославшего работника в служебную командировку; 8) места регистрации транспортных средств; 9) перевозчика.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, то есть законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.
законодательство пред-усматривает в отношении разных групп иностранных лиц специальные правила, касающиеся порядка их вступления в трудовые правоотношения на территории России, особенностей заключаемых с иностранцами трудовых договоров и некоторых ограничений на осуществление иностранными лицами отдельных видов трудовой деятельности. Особенности правового положения иностранцев зависят главным образом от двух факторов: цели и оснований пребывания на территории РФ и наличия между РФ и страной происхождения иностранного лица (страной его гражданства или места жительства) договоров, регулирующих вопросы трудовой деятельности.

1 иностранцы, постоянно проживающие в России. могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением - случаи, когда в соответствии с российским зак-вом определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России. для лиц, находящихся на гос.службе, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, патентных поверенных, работников прокуратуры, членов экипажей воздушных судов.
2 иностранцы, признанные беженцами, и иностранные лица, которым в РФ предоставлено политическое убежище. их трудовые права аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам России, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ. Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. огв обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.
3 иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности наем на работу производится в общем разрешительном порядке. они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. работодатель обязан получить разрешение ФМС России на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец -- подтверждение на право работы в России.
Работодатель должен доказать, что привлечение иностранной рабочей силы необходимо и целесообразно. Для этого он должен представить заключение оив субъекта РФ, обосновывающее целесообразность привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы на его территории. Заключение должно исходить из приоритетного права российских граждан на занятие вакантных должностей и учитывать наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы, а также возможность перераспределения трудовых ресурсов из других регионов, чтобы предотвратить негативное влияние найма иностранных лиц на занятость российских граждан. За привлечение иностранной рабочей силы без разрешения работодатели несут ответственность в порядке, установленном российским законодательством.
Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории России только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения. ФМС России направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной и выездной визы с правом найма на работу. Работодатель, получивший разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, должен заключить с иностранными лицами трудовые договоры. условия, оплата и охрана труда, а также социальное обеспечение и страхование иностранных работников определяются нормами законодательства РФ с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами России.
4 временно пребывающие в РФ иностранные лица, привлекаемые для работы в России в соответствии с международными договорами РФ. Это могут быть как специальные соглашения, предусматривающие принципы и условия направления граждан иностранного государства на работу в России, так и договоры, предусматривающие участие граждан соответствующих государств в реализации определенных проектов (в строительстве предприятий, освоении природных ресурсов и т.д.) на территории России. общий разрешительный порядок найма иностранцев на работу в России не действует. Такие международные договоры определяют порядок привлечения иностранной рабочей силы и устанавливают пределы применения как российского трудового законодательства, так и законодательства страны-партнера по международному договору. В зависимости от конкретной ситуации договоры предусматривают либо применение законодательства страны, направившей работников в Россию, либо применение в сочетании двух правовых систем. В последнем случае закон места выполнения работы применяется в отношении условий труда, которые тесно связаны с производственным процессом (рабочее время, время отдыха, правила техники безопасности и охраны труда). Что же касается других условий (оплата труда, отпуска, основания для увольнения, выплаты пособия и т.д.), то соотношение между применением российского права (права страны выполнения работы) и иностранного права может быть различным. объем и гарантии прав, предоставляемых работникам-иностранцам могут быть меньше, нежели предусмотренные законодательством РФ.
2. Общий разрешительный порядо к и, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. исходит из принципа применения права страны места выполнения работы, даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом.
СП в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ, обязаны уплачивать взносы на обязательное медицинское страхование и социальное страхование (за исключением пенсионного) в соответствующие российские организации. взносы на пенсионное страхование, уплачиваются не в Пенсионный фонд России, а в соответствующие организации в стране иностранца. Законодательство возлагает также на всех без исключения работодателей обязанность соблюдать российские нормы по охране труда.
5 работники иностранных предприятий, учреждений н организаций, командированные для работы в РФ. Трудовые договоры заключаются за границей и отношения между работниками-иностранцами и иностранными работодателями в целом подчиняются иностранному праву. иностранные работодатели, ведущие деятельность на территории России, обязаны и в этом случае соблюдать требования законодательства РФ по охране труда.
4. Заключенные РФ договоры с другими странами, предусматривающие участие граждан этих стран в строительстве и монтаже предприятий и совместном освоении сырьевых ресурсов, сооружении совместных объектов (нефтепроводов и др.), рейдируют также и трудовые отношения. Договоры наряду с материально-правовыми положениями устанавливают применение к трудовым отношениям либо российского закона как закона страны места выполнения работы, либо закона страны, направившей работника, либо по одним вопросам трудовых отношений -- законы страны места выполнения работы, а по другим -- закона страны, направившей работника.
Закон места выполнения работы применяется, как правило, в отношении условий труда, наиболее тесно связанных с производственным процессом, а именно рабочего времени, времени отдыха, охраны труда и техники безопасности.

46. Международный гражданский процесс: понятие, предмет, особенности правового регулирования.

Международный гражданский процесс (МГП) — это доктринальное понятие, обозначающее систему норм, регулирующих деятельность суда и других юрисдикционных органов при рассмотрении гражданско-правовых дел, осложненных иностранным элементом.

Однако необходимо подчеркнуть, что общепринятого определения МГП в науке не существует. В учебной литературе по МЧГТ международный гражданский процесс определяется преимущественно как совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев в судах, и далее авторы перечисляют те вопросы, которые характеризуют особенности процессуальных отношений, связанных с рассмотрением гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом.

В результате можно сделать следующий вывод:
• термин «международный» в МГП означает, что предметом рассмотрения суда или вопросом разрешения нотариуса, органа опеки и попечительства (или любого другого юрисдикционного органа) выступают частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом;
• словосочетание «гражданский процесс» в МГП созвучно понятию, разработанному в отечественной науке гражданского процесса, но не идентично ему, поскольку процессуальные отношения (или отношения процессуального характера) возникают не только при рассмотрении частноправовых трансграничных споров в судах;
• международный гражданский процесс является составной частью национального гражданского процесса каждого государства, поскольку сам суверен определяет специфику процессуальных норм, учитывающих особенности рассмотрения гражданских дел, осложненных иностранным элементом, или регламентирующих различные вопросы, связанные с реализацией частноправовых отношений международного характера;
• отсутствие законодательного определения МГП дает возможность достаточно широкого доктринального толкования МГП.
В связи с этим в учеб ной литературе иногда высказывается мнение о том, что к МГП можно относить и вопросы рассмотрения споров в порядке третейских судов, включая рассмотрение споров в порядке международного коммерческого арбитража.
Однако МГП — это система норм, регулирующих деятельность государственных юрисдикционных органов. Третейские суды и международный коммерческий арбитраж являются «антиподом» государственной системы правосудия. Поэтому даже сближающие их общие черты процедурных вопросов и одинаковых категорий дел (гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом) не придают им равенства в статусе.

Круг вопросов, изучаемых по данной теме, составляют следующие:
• процессуальные права и обязанности иностранных лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному законодательству);
• определение международной юрисдикции;
• порядок и способы исполнения судебных поручений;
• признание и исполнение иностранных судебных решений;
• установление содержания иностранного права;
• совершение нотариальных действий;
• оказание правовой помощи по гражданским и торговым делам.

По вопросам МГП принято достаточно большое количество универсальных и региональных международных конвенций. К универсальным относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г. Во всех названных конвенциях участвует Российская Федерация.

Примером регионального сотрудничества государств по вопросам МГП являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Протокол к этой Конвенции 1997 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (Кишиневская конвенция); Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г.; Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества 1998 г.

Для государств — членов Европейского Союза результатом унификации правил по вопросам МГП явилось принятие двух параллельных (называемых так из-за одинакового содержания) конвенций: Брюссельской конвенции о подсудности, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г. и Луганской конвенции о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г.

Единственным принципиальным отличием Луганской от Брюссельской конвенции является возможность присоединения к Луганской конвенции любого государства, не участвующего в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

В гражданско-процессуальном законодательстве Российской Федерации вопросам МГП посвящен специальный раздел V «Производство по делам с участием иностранных лиц» в ГПК РФ 2002 г. (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.) и раздел V с аналогичным названием в АПК РФ 2002 г. (вступил в силу с 1 сентября 2002 г.). В отличие от ГПК, в АПК, помимо указанного раздела, еще имеется глава 31 «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений». В ГПК этот вопрос тоже получил закрепление, однако нормы, регулирующие признание и исполнение иностранных решений, помещены в раздел V. В АПК осуществлен несколько иной подход к структурированию разделов, и вопрос о признании и приведении в исполнение иностранных решений выведен из общего раздела V.

48. Юрисдикция в международном гражданском процессе: системы определения подсудности дел с иностранным элементом, конкуренция юрисдикций.

Понятие «юрисдикция» в аспекте МПП означает сферу суверенной власти государства в области законодательства, суда и управления. В данном случае термин юрисдикция равнозначен термину государственная власть. В аспекте МЧП и МГП понятие «юрисдикция» имеет другое содержание. Это понятие употребляется как тождественное понятию «международная подсудность», т. е. компетентности судебного аппарата и административных органов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом. От понятия международной подсудности необходимо отличать понятие международной подведомственности – компетенции определенных звеньев судебной системы данного государства рассматривать конкретные категории гражданских дел с иностранным элементом.

В национальном праве для определения компетенции судов и международной подсудности употребляются различные коллизионные критерии: закон гражданства сторон; закон места жительства ответчика; закон места нахождения спорной вещи; принцип наиболее тесной связи; личное присутствие ответчика на территории данного государства (закон суда). Пределы компетенции национальных судебных органов определяются национальным гражданско-процессуальным законодательством.

Одной из самых сложных проблем МГП является конфликт юрис-дикций. Он может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт – два и более государства отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; положительный – два и более государства претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам. Правила о международной подсудности представляют собой наилучший способ разрешения конфликта юрисдикций. Конфликт юрисдикций необходимо отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором – по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.

Укажем виды международной подсудности:

1) исключительная – спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;

2) альтернативная – стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;

3) договорная – определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.

Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях. Дерогационное соглашение – это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение суду иностранного государства. Про ро га ци он ное соглашение – дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), в соответствии с соглашением сторон передается на рассмотрение именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является де-рогационным. По общему правилу пророгационное соглашение не может изменить родовую (предметную) подсудность.

Международная подсудность по законодательству РФ установлена в гл. 44 ГПК и гл. 32 АПК. Толкование основных принципов ГПК позволяет сделать вывод о том, что компетенция российских судов общей юрисдикции включает в себя и рассмотрение гражданских дел с иностранным элементом. Основное правило для установления подсудности – это территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК). В законодательстве закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК). Возможен и выбор подсудности по желанию истца. Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК). В российском МГП признается договорная подсудность (ст. 404 ГПК). Однако из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения (п. 2 ст. 404 ГПК). Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 16 °CК).

Правила о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило – российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу: нахождение филиала или представительства иностранного юридического лица либо имущества ответчика на территории РФ; исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ; деликтное обязательство связано с территорией РФ и др. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК. Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации). Допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов – соглашения о компетенции (ст. 249 АПК). Для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК).

Многие международные соглашения также содержат правила установления международной подсудности. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ содержит расширенный круг норм о международной подсудности (разграничении компетенции): общие положения о подсудности и специальная подсудность отдельных видов гражданских и семейных дел. Конвенция закрепляет правила об исключительной компетенции. Установлена и возможность договорной подсудности на основе письменного соглашения сторон.

49. Соглашения о выборе юрисдикции. Компетенция судов РФ по делам с участием иностранных лиц.

В МЧП подсудность – компетенция судов конкретного государства по разрешению гражданских споров, осложненных иностранным элементом. Определение подсудности необходимо отграничивать от определения права, подлежащего применению.

Существует 3 основных метода определения подсудности:

161.По признаку гражданства сторон спора в некоторых правовых системах, в которых личный закон юридического или физического лица рассматривается как закон гражданства, а не закон места жительства, признается возможность рассмотрения спора, в котором участвовал гражданин данной страны, судом данной страны независимо от места совершения сделки.

162.Применение правил внутренней территориальной подсудности – подсудность определяется по месту жительства ответчика.

163.Подсудность определяется по месту заключения договора, совершения сделки.

Договорная подсудность – стороны заключают договор, в котором определяют, в каком суде какой страны может быть рассмотрен их спор.

Пророгационные соглашения – соглашения о выборе подсудности. Есть 2 варианта заключения таких соглашений:

164.Стороны договариваются о подсудности в соответствии с принципом свободы воли.

165.Государства заключают соглашения между собой.

В 1992 году государства СНГ разработали и заключили Соглашение “О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хоз. деятельности”. Пророгационные положения включают + двусторонние договоры о правовой помощи, заключаемые РБ.

В п. 1 Соглашения 1992 года указано: хоз. субъекты государства-участника СНГ на территории других государств СНГ пользуются защитой наравне с местными субъектами. По общему правилу хоз. субъект должен обращаться в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Споры о заключении, изменении и расторжении договора рассматриваются по месту нахождения поставщика.

Право на судебную защиту. Процессуальные права иностранных физических и юридических лиц.

В большинстве стран действует принцип национального режима. Иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются такие же права, как и национальным. В некоторых странах устанавливаются специальные требования, которые должны соблюсти иностранные физические и юридические лица (внесения определенной суммы до подачи иска и...).

Иностранцы имеют право на переводчика, право на обеспечение ведения процесса на понятном ему языке и т.д. Перечень прав иностранцев содержится в материальном праве соответствующей страны.

В гражданском процессе под иностранными лицами понимаются как иностранные лица, так и лица без гражданства, иностранные и международные организации. Правовое положение иностранных граждан в РФ определяет Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранная организация – организация, учрежденная за границей. В науке международного публичного права выделяются признаки международных организаций, в соответствии с которыми можно дать определение международной организации.

Международная организация – объединение государств или национальных обществ, ассоциаций, граждан различных государств, учрежденное на постоянной основе, имеющее органы управления и действующее для достижения определенных целей.

Согласно ст. 62 Конституции РФиностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Согласност. 398 ГПК РФиностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Однако ГПК РФ предусмотрено и такое положение, что Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Иностранные граждане не могут быть в суде представителями или выступать в защиту прав и законных интересов граждан РФ.

В ГПК РФ закреплено, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом. Согласно ст. 399 ГПК РФ личный закон – это право страны, гражданство которой гражданин имеет.

При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет местожительство.

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет местожительство. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Правоспособность иностранной и международной организации определяется в соответствии с личным законом иностранной организации или с международным договором. Согласно ст. 400 ГПК РФ личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность.

50. Особенности рассмотрения государственными судами дел с участием иностранных лиц. Подтверждение статуса иностранного участника процесса.

Статья 253 РФ предусматривает, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражными судами РФ по правилам российского процессуального законодательства. Отдельные немногочисленные особенности рассмотрения дел с участием иностранцев регламентируются гл. 33 АПК РФ. Специальные правила производства по делам с участием иностранных лиц могут также устанавливаться международными договорами РФ. Например, Соглашением стран СНГ от 24.12.1993 "О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств" и протоколом к нему от 01.06.2001, ратифицированным Федеральным законом от 25.10.2002 № 124-ФЗ.

В ч. 1 ст. 254 АПК РФ нашел отражение принцип "национального режима" при осуществлении арбитражного судопроизводства с участием иностранных лиц. Это означает, что они пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. При этом международным договором РФ иностранным лицам могут предоставляться отдельные процессуальные льготы. Как правило, это происходит на основе взаимности. Правительством РФ, напротив, могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских граждан и организаций.

Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды РФ по общим правилам подведомственности и подсудности для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Эти субъекты должны представлять в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Юридический статус иностранных лиц определяется на основании их личного закона. В соответствии с ч. 1 ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет, а с ч. 1 ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе (ч. 3 ст. 254 АПК РФ).

Положения российского законодательства о сроках рассмотрения и разрешения гражданских дел применяются при условии, что иностранные лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации.

Если иностранные лица, участвующие в деле, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. Например, по смыслу ст. 15 Гаагской "Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" от 15.11.1965, к которой Российская Федерация присоединилась 01.05.2001 (Федеральный закон от 12.02.2001 № 10-ФЗ), достаточный срок для вручения судебной повестки не может составлять менее шести месяцев. При отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии договора срок рассмотрения дела продлевается не более чем на шесть месяцев.

В ч. 1 ст. 255 АПК РФ перечисляются требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения. По сути, в ней идет речь о трех основных способах признания иностранных документов, применяемых российскими судами в зависимости от наличия и содержания международного договора с государством, от которого исходит представленный документ.

Первый способ – легализация иностранных документов. Она представляет собой процедуру, предусматривающую удостоверение подлинности подписи, полномочий лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Легализация осуществляется в соответствии со ст. 27 Консульского устава РФ (Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ) и Приказом МИД РФ от 26.05.2008 г. № 6093 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по консульс<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.38 (0.014 с.)