Инжиниринг инноваций — это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инжиниринг инноваций — это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.



В этот комплекс работ и услуг входят:

§ проведение предварительных исследований рынка и выбор перспективного сегмента рынка для нововведений;

§ установление цели финансовых изменений на рынке и определение задач инноваций;

§ технико-экономическое обоснование инновационного проекта;

§ разработка рекомендаций по созданию нового продукта или операции;

§ определение объема затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности инновационного проекта в целом;

§ оформление проекта в виде документа;

§ консультации работников — исполнителей мероприятий по этому проекту.

Цель инжиниринга инновации — получение максимального экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и выявление перспективных направлений инвестиционной деятельности.

 

Факторинг представляет собой операцию, связанную с переуступкой банку (факторинговой компании) клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований (счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно - права получения платежей по ним [63]. Факторинг включает инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

Факторинговые операции делятся на:

- внутренние, если поставщик и покупатель, а также банк-фактор находятся в одной и той же стране, или международные, когда они находятся в разных странах;

- открытые, если должник уведомлен об участии в сделке банка-фактора, и закрытые (конфиденциальные), если должник не уведомляется об участии в сделке банка-фактора;

- с правом регресса факторинговой компании, т.е. обратного требования поставщику возместить уплаченную сумму, или без права регресса;

- с условием кредитования поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% суммы переуступаемых им долговых требований) или оплаты к установленной дате.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом, если она удовлетворяет двум из следующих четырех признаков:

- наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

- ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

- инкассирование задолженности;

- страхование поставщика от кредитного риска.

Сущность международного факторинга сводится к тому, что внешнеэкономическая деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов нацелена прежде всего на решение проблем рисков неплатежа и оптимизации сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придание этим отношениям большей стабильности. При наличии валютных ограничений на срок платежа страны-экспортера эта услуга становится достаточно выгодной.

1. Франчайзинг.

2. под франчайзингом понимают вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется на основании франчайзингового договора. По договору одна из сторон франчайзер передает в границах определенного рынка другой стороне – франчайзи - право использовать за вознаграждение в своей предпринимательской деятельности франшизу.

3. Франшиза - это комплекс имущественных и неимущественных прав, под которыми понимаются фирменное наименование и товарный знак, технические знания и «ноу-хау», а также иные объекты промышленной и/или интеллектуальной собственности.

4. Договор франчайзинга представляет собой долгосрочный договор, в силу которого сторона, предоставляющая франшизу, обязуется за вознаграждение последовательно осуществлять поставки товаров и оказывать определенные услуги, передавать опыт, знания, навыки в хозяйственной деятельности, а также наделять другую сторону (пользователя) правом использования комплекса исключительных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности.

5. Франчайзинг, как правило, действует в двух основных формах: производственного и торгового франчайзинга. Производственный франчайзинг используется изготовителями для расширения продаж своих изделий. Торговый франчайзинг заключается в предоставлении лицензиату (пользователю) «пакета услуг» (раскрытие секретов производства и торговли, методов сбыта, организации производства и сбыта, накопленных знаний и опыта, товарные знаки и знаки обслуживания).

6. Договор франчайзинга прекращается с отпадением основных элементов комплекса таких прав, предоставленных по договору, в числе которых право на товарный знак, знак обслуживания, промышленный образец (охраняемую внешнюю форму изделия), литературное произведение, программу ЭВМ, базу данных и т.д., фирменное наименование, коммерческое обозначение.

 

33. Международные железнодорожные перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.

Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются международными, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства и т. д. Международные железнодорожные конвенции могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.

Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т. д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.

Многосторонние международные соглашения о железнодорожных перевозках заключаются, естественно, только на региональном уровне

Россия участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действуют в редакции 1992 г.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия СМГС и СМПС – бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

СМГС и СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национальных законов допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях.

34. Международные автомобильные перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.

Международная автомобильная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения – на территории другого, а также перевозки транзитом. Соглашение о международной автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение. Автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юридическим признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.

В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г.; Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г.; Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975 г..

Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ или ЦМР) и Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) 1975 г. (Конвенция МДП).

В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов. Область применения КДПГ – регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.

Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции – книжка МДП, обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления. В государствах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП. В России создана АСМАП – некоммерческая организация, член Международного союза автомобильного транспорта. АСМАП – это гарантийное объединение российских международных автомобильных перевозчиков.

Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Все эти соглашения содержат общие положения, которыми устанавливается разрешительная система международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, разрешаются вопросы перевозок в третьи страны и из них. Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ, членом которой Россия является с 1997 г.

Поскольку автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда. Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности

Подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, может происходить в течение одного года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года. Срок исчисляется:

- в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза;

- в случае потери всего груза - с 30-го дня по истечении установленного для перевозки срока или, если таковой не был установлен, с 60-го дня по принятии груза перевозчиком к перевозке;

- во всех прочих случаях - по истечении 3-месячного срока со дня заключения договора перевозки.

35. Международные воздушные перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.

Правовой режим воздушной транспортной среды – это сфера действия публичного права (национального и международного). Воздушная транспортная среда поделена на суверенное воздушное пространство конкретных государств и международное воздушное пространство.

Чартерные рейсы - это рейсы, выполняемые для перевозки грузов в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком. Каждый чартерный рейс выполняется по особому разрешению компетентных властей соответствующей страны. Чартерные авиаперевозки вошли в практику мировых авиакомпаний в начале 1960-х гг.

Воздушная перевозка оформляется проездным билетом, багажной квитанцией или воздушно-перевозочным документом.

Проездной билет выдается при перевозке пассажиров и должен содержать указание:

- места отправления;

- места остановки;

- места назначения

- суммы платежа.

Основным документом, регулирующим использование международного и национального воздушного пространства, является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Конвенция установила общие правила деятельности гражданской авиации при осуществлении международных сообщений, категории международных полетов (регулярные и нерегулярные); определила понятие международных рейсов и воздушных трасс. Основная цель Конвенции – правовое регулирование международных воздушных сообщений и коммерческой деятельности. В Конвенции закреплен перечень коммерческих свобод воздуха: основные, дополнительные, запрет каботажа. К Чикагской конвенции принято 18 приложений. На основе Конвенции создана ИКАО. В настоящее время в рамках ИКАО разрабатываются международные авиационные регламенты.

Варшавская конвенция 1929 г. – первостепенный международно-правовой источник права международных воздушных перевозок. В Конвенции дано определение международной воздушной перевозки – это перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Сфера применения Варшавской конвенции: перевозки грузов, пассажиров, багажа, комбинированные перевозки. Конвенция не распространяется на воздушные перевозки между государствами – участниками Конвенции и государствами, в ней не участвующими; не применяется к перевозкам почты.

В международном воздушном сообщении часто используются перевозки, выполняемые последовательно несколькими перевозчиками. С точки зрения Варшавской конвенции такая перевозка рассматривается как единая, независимо от того, как оформлена перевозка – одним или несколькими договорами. Основное содержание Варшавской конвенции – это унифицированные материальные нормы императивного характера. Положения Варшавской конвенции в настоящее время имплемен-тированы в национальное законодательство большинства государств мира.

Специфика воздушного сообщения порождает сложности в определении применимого права и установлении юрисдикции. В основном эти вопросы регулируются посредством унифицированных материальных норм международных конвенций. Однако нередки случаи и возникновения коллизионного вопроса, если: перевозка связана с государством, не участвующим в Варшавской конвенции; возникают вопросы, неурегулированные в Варшавской конвенционной системе; условия перевозки, установленные авиакомпанией, не соответствуют национальному праву.

Национальное законодательство большинства государств не содержит специальных коллизионных привязок для воздушного сообщения, поэтому применяются общие коллизионные начала закона перевозчика, закона суда, закона флага. Закон перевозчика в праве международных воздушных перевозок понимается традиционно – это право, с которым воздушное сообщение имеет наиболее тесную связь. Закон места заключения договора понимается специфически – как право страны, где был начат первый участок полета.

Отправитель отвечает за правильность сведений и объявлений, касающихся товара, которые он заносит в воздушно-перевозочный документ. Отправитель будет нести ответственность за всякий вред, понесенный перевозчиком или любым другим лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, по причине неправильности, неточности или неполноты сведений или объявлений, данных отправителем.

Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров.

Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, хранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций по посадке и высадке.

 

Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.

Иск об ответственности должен быть возбужден по выбору истца в пределах территории одного из государств регистрации стороны контракта либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия или по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо в суде места назначения.

Иск об ответственности может быть возбужден в течение двух лет с момента прибытия по назначению или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки. При отсутствии возражений, связанных с обязательствами перевозки в установленные сроки, никакие иски против перевозчика не принимаются

36. Международные морские перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.

Правовое регулирование перевозок грузов морем включает в себя нормы морского судоходства и торгового мореплавания и является подсистемой международного частного права. В доктрине уже довольно давно установились понятия «МЧМП» и «торговое мореплавание». Группы отношений в этой сфере – вещные права на морские суда, договоры морской перевозки, отношения, связанные с риском мореплавания. Коллизионное регулирование правоотношений в этой сфере характеризуется обилием разнообразных коллизионных норм, их развернутой системой. Кроме общих коллизионных привязок действует большое количество специальных (закон флага и т. д.). Характерно видоизменение общих коллизионных начал, их трансформация в специальные: закон порта отправления вместо закона места заключения договора, закон места столкновения судов вместо закона совершения правонарушения и др. Наиболее важными коллизионными принципами для международных морских перевозок являются автономия воли и закон суда.

Основными формами организации морских перевозок являются линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная). Международная линейная перевозка оформляется коносаментом. Коносамент – это специальная расписка, удостоверяющая принятие перевозчиком груза для транспортировки его морем. Первая попытка определения международного статуса коносамента была предпринята в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте. Конвенция вступила в силу под названием Гаагские правила.Ключевые положения Гаагских правил – это нормы об ответственности перевозчика. Правилами установлен обязательный минимум ответственности перевозчика и одновременно защищены его интересы: предусмотрены исключения из правил об ответственности и перечислены основания, освобождающее судно и перевозчика от ответственности. Гаагские правила основаны на принципе презумпции вины перевозчика.

Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила) имеет более широкую сферу действия, чем Гаагские правила. Гамбургские правила установили дополнительно еще 13 обязательных элементов коносамента. Все нормы Правил имеют императивный характер. Установлен принцип презумпции вины морского перевозчика, сформулированный в общей форме (не в виде перечня оснований, исключающих ответственность), расширены пределы его ответственности. Из Гамбургских правил исключены нормы об освобождении от ответственности при навигационной ошибке. По сравнению с Гаагскими правилами увеличены сроки исковой давности по требованиям к перевозчику. Гамбургские правила содержат целый конгломерат норм об арбитраже и юрисдикции: правило о множественности юрисдикции, возможность подсудности по выбору истца, отказ от практики решения вопроса о подсудности на основе пророгационного соглашения сторон, возможность арбитражного рассмотрения спора при наличии арбитражной оговорки.

В отличие от Гаагских правил Гамбургские содержат нормы и о юрисдикции, и об арбитраже. Истец по своему выбору может предъявить иск в суде по месту:

- основного коммерческого предприятия ответчика;

- заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие или агентство, при посредничестве которого был заключен договор;

- порта погрузки или порта выгрузки;

- в любом месте, указанном в договоре морской перевозки.

37. Международные смешанные перевозки: понятие, правовое регулирование, принцип “сетевой ответственности”.

Смешанные перевозки.Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.Существуют следующие виды договоров перевозки. 1. В зависимости от объекта различают: •перевозку пассажиров; •перевозку грузов. 2. В зависимости от того, каким транспортом осуществляется перевозка, различают: •международные автомобильные перевозки; •международные железнодорожные перевозки; •международные воздушные перевозки; •международные морские перевозки. 3. Также различают •перевозки грузов смешанным сообщением (например, автомобильно-водным); •перевозки транзитных грузов через территорию Российской Федерации; •контейнерные перевозки. "Международная смешанная перевозка" означает перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой.

Непрямая смешанная перевозка:

1. Выполняется на основе нескольких договоров.

2. Правовой режим на отдельных этапах следования груза различен (это создает определенные трудности для грузовладельца).

3. Такая перевозка организуется экспедитором.

Прямая смешанная перевозка оформляется одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта.

В 1980 г. была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках и формулярах документа комбинированной перевозки (СТ), применяемых в практике перевозок. Конвенция закрепила концепцию товарораспорядительного (оборотного) мультимодального коносамента и оператора перевозки груза в смешанном сообщении. Конвенция 1980 г. является основным международным договором в области правового регулирования смешанных комбинированных перевозок.

Когда оператор смешанной перевозки принимает груз в свое ведение, он должен выдать документ смешанной перевозки, который по выбору грузоотправителя может иметь оборотную или необоротную форму. Документ смешанной перевозки подписывается оператором смешанной перевозки или уполномоченным им лицом. Если документ смешанной перевозки выдается как оборотный:

a) он должен быть составлен в виде ордерного документа или документа на предъявителя;

b) если он составлен в виде ордерного документа, то он передается посредством передаточной надписи;

c) если он составлен в виде документа на предъявителя, он передается без передаточной надписи.

Ответственность оператора смешанной перевозки за груз охватывает период с момента принятия им груза в свое ведение до момента выдачи груза.

Оператор смешанной перевозки несет ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержки в доставке, если обстоятельства, вызвавшие утрату, повреждения или задержку в доставке, имели место в то время, когда груз находился в его ведении. Оператор смешанной перевозки освобождается от ответственности, если докажет, что он, его служащие или агенты приняли все меры, которые могли разумно требоваться, чтобы избежать таких обстоятельств и их последствий.

Конвенция 1980 г. предусматривает претензионный порядок урегулирования разногласий. Любой иск на основании Конвенции погашается давностью, если судебное или арбитражное разбирательство не было начато в течение двух лет. Лицо, которому предъявлено требование, может в течение срока исковой давности продлить этот срок путем заявления, сделанного в письменной форме заявителю требования (ст. 25).

В случае судебного разбирательства, связанного с международной смешанной перевозкой, истец может предъявить иск в суде того государства, в пределах юрисдикции которого находится одно из следующих мест:

a) место нахождения основного коммерческого предприятия или обычное место жительства ответчика;

b) место заключения договора смешанной перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие, через которое был заключен договор;

c) место принятия груза к международной смешанной перевозке или место выдачи груза;

с1) любое другое место, указанное в договоре смешанной перевозки и подтвержденное в документе смешанной перевозки.

СЕТЕВАЯ ОТВ. ЮНКТАД /МТП о документе смешанной пе- ревозки 1992

 

38. Международные расчетные отношения: правовое регулирование, виды и формы расчетов.

В настоящее время международные расчеты опосредуют, в большинстве своем, внешнеэкономические сделки, заключаемые со стороны российских участников любыми юридическими лицами и предпринимателями. Само понятие «международные расчеты» является комплексным и включает правоотношения по осуществлению платежей в гражданско-правовых сделках, осложненных иностранным элементом. В это понятие могут включаться и валютно-финансовые, и кредитные, и денежные обязательства в зависимости от состава и направленности действий участников правоотношения.

Состав участников международно-расчетных правоотношений не ограничивается продавцом и покупателем. Одну из центральных ролей при осуществлении международных расчетов занимают банки. Функционирование банков в гражданско-правовых отношениях имеет свои особенности, связанные с целевым назначением банков. В законодательстве большинства государств, в том числе и Российской Федерации, предусмотрено специальное регулирование банковской деятельности.

Международные расчеты, изучаемые в аспекте МЧП, предполагают рассмотрение коллизионных вопросов. Учитывая, что, как правило, международные расчеты осуществляются между юридическими и физическими лицами разной национальной принадлежности или находящимися на территориях разных государств, то уместным будет вопрос о праве, применимом для регулирования расчетов сторон согласно международному контракту. В связи с этим следует заметить, что международные расчеты (или, в данном случае, международные денежные обязательства) могут иметь как самостоятельный характер, так и составлять часть внешнеэкономического договора. В обоих случаях надлежит выбрать такой правопорядок, регулирование которого в наибольшей степени обеспечит интересы партнеров по сделке.

Платежные условия внешнеэкономических сделок включают следующие основные элементы: валюту цены; валюту платежа; место платежа; валютные оговорки; форму расчетов; порядок оплаты; санкции при задолженности платежа.

Перечисленные элементы характеризуют определенные стороны выполнения расчетов. Каждый из участников внешнеэкономической сделки имеет право предложить свой вариант регулирования расчетных отношений и платежных условий. Можно подчинить все составляющие элементы платежа одной правовой системе, но можно подойти к этому вопросу дифференцированно. Например, форму расчетов подчинить одному правопорядку (например, выбрав в качестве формы расчетов документарный аккредитив, регулирование которого осуществляется международно-правовыми обычаями, кодифицированными Международной Торговой Палатой в единый документ — свод правил), а ответственность за просрочку или задолженность — другому правопорядку (например, праву страны должника).

В большинстве своем международные расчеты осуществляются на основе типовых соглашений, уже апробированных либо самими партнерами, либо другими участниками при аналогичных ситуациях. Реализация комплексной регламентации (путем подчинения отдельных вопросов международных расчетов разным правовым системам) на практике используется редко. «Дробленое» регулирование осложняется еще и тем, что при определении применимого права достаточно явно проявляется противоположность интересов продавца и покупателя, имеющих свою позицию в отношении каждого элемента платежа.

При формулировании положений международных контрактов, связанных с расчетами сторон, принимается во внимание существующая международная практика. В международных коммерческих отношениях приняты три основные формы расчетов:

• аккредитив;

• инкассо товарных документов;

• банковский перевод.

В практике существуют и другие формы расчетов, например осуществление расчетов путем телеграфных или почтовых переводов. Однако указанные три формы являются наиболее приемлемыми для обеих сторон (экспортера и импортера) и позволяют уменьшить степень коммерческого риска.

Наиболее распространены расчеты, осуществляемые в порядке инкассовых поручений и документарных аккредитивов. При этом документы, предъявляемые к оплате, могут быть выражены в виде аккредитива, чека или векселя. Следует заметить, что квалификация понятия и содержание платежного документа в законодательстве каждого государства имеют свои особенности. Не существует единого регулирования в применении векселей, чеков и аккредитивов при осуществлении международных расчетов.

Наиболее эффективное регулирование международных расчетов опосредуется международными правилами, содержащимися как в специальных международных конвенциях, так и сформулированных в виде свода обычно-правовых норм. Знание и умение правильно применять разработанные высококлассными специалистами международного уровня обычно-правовые нормы, осуществлять адекватное толкование конвенционных положений способствуют развитию международных отношений не только между конкретными партнерами по сделке, но и между государствами, к которым относятся участники ВЭС.

Техника финансовых расчетов обеспечивается экономистами, бухгалтерами, аудиторами и другими лицами, обладающими специальными познаниями в этой области. Юристы должны обеспечивать правовую сторону финансовых отношений: обоснованно рекомендовать конкретную форму расчетов, учитывающую специфику правоотношения, предлагать выбор правовой системы, регулирующей финансовые обязательства сторон. Эта задача не может быть достигнута без специальных знаний соответствующего нормативного «массива», принятого как на международном, так и на национальном уровне в области международных расчетов.

Унификация правил в области кредитовых (банковских) переводов в основном имеет место в рамках lex mercatoria - Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств (1987) и Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых переводах (1992).

 

Типовой закон 1992 г. определяет кредитовый перевод как ряд операций начиная с платежного поручения перевододателя, осуществляемых с целью передачи средств в распоряжение бенефициара. Платежное поручение - это безусловный приказ в любой форме банку-получателю передать в распоряжение бенефициара установленную или подлежащую установлению денежную сумму (ст. 26). Основной признак международного характера кредитового перевода - банки-участники расположены на территории разных государств. Типовой закон регулирует международные переводы, осуществляемые посредством платежных поручений, когда "банк-отправитель и банк-получатель находятся в разных государствах".

Виды международных кредитовых переводов:

- почтовый перевод (почтовое платежное поручение);

- телеграфный перевод (телеграфное или телексное платежное поручение);

- перевод по системе SWIFT (платежное поручение по системе SWIFT).

Аккредитив - это сделка, обособленная от международного коммерческого контракта, на котором основан аккредитив. Расчеты в форме документарных аккредитивов имеют абстрактный характер (юридически не зависят от лежащего в их основе договора купли-продажи). Аккредитив - наиболее дорогостоящая и сложная форма расчетов. По операциям с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, но не с товарами, услугами или другими видами исполнения обязательств.

 

Инкассовая форма расчетов - это банковская операция, при которой банк по поручению клиента получает платеж от импортера за отгруженные в его адрес товары или оказанные услуги и зачисляет эти деньги на счет экспортера. Международные расчеты по инкассо регулируются Унифицированными правилами по инкассо (1995). По своей правовой природе этот документ обладает теми же характеристиками, что Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.

Виды инкассовых операций: "чистое инкассо" и "документарное инкассо". Чистое инкассо - инкассо финансовых документов (векселя, чеки и другие документы, используемые для получения денежного платежа), не сопровождаемых коммерческими документами (счета-фактуры, транспортные документы, товарораспорядительные документы). Документарное инкассо:

 

- инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами;

 

- инкассо коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.

 

Правовой режим банковских гарантий (самостоятельного обязательства гаранта перед бенефициаром; один из способов обеспечения исполнения обязательств) регулируется Конвенцией ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995). Основная цель этого соглашения - единообразное правовое регулирование института собственно банковской гарантии (независимой гарантии) и института резервного аккредитива как ее разновидности. В Конвенции используется термин "обязательство", охватывающий оба института. Конвенция способствует укреплению общих принципов правового регулирования независимых гарантий и резервных аккредитивов.

Наиболее важными источниками, регулирующими институт банковской гарантии, являются международно-правовые обычаи - неофициальные кодификации МТП правил и обыкновений, сложившихся в международной банковской и коммерческой практике: Унифицированные правила по договорным гарантиям (в ред. 1978), Унифицированные правила для гарантий по требованию (в ред. 2010). Использование норм, сформулированных в унифицированных правилах МТП, требует прямого указания на их применение в тексте гарантии.

Правила 1978 г. не раскрывают природу гарантии. В них просто определяются различные типы гарантий, используемых в международной коммерческой практике: гарантия исполнения контракта, тендерная гарантия, гарантия возврата платежей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.116.152 (0.074 с.)