Специальные принципы дополняют общие и позволяют более четко применять нормы международного частного права. Проанализируем эти принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные принципы дополняют общие и позволяют более четко применять нормы международного частного права. Проанализируем эти принципы.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и предмет МЧП. Место и роль МЧП в системе права.

Международное частное право регулирует гражданско-правовые отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в условиях международного общения.

Важнейшим признаком международного частного права является наличие иностранного элемента в правоотношении. Иностранный элемент в правоотношении может выступать в виде:

 субъекта, обладающего иностранным гражданством (иностранные физические или юридические лица);

 объекта, находящегося за границей (наследственное имущество);

 юридического факта, имевшего место за границей (причинение вреда, заключение сделки).

Для возникновения международных частноправовых отношений достаточно одного из указанных видов иностранного элемента. Но часто в правоотношении они сочетаются.

Например, после смерти иностранного гражданина за границей осталось имущество, наследником которого является гражданин Республики Беларусь (юридический факт - смерть гражданина - произошел за границей, где находится и объект - наследственная масса).

Таким образом, предметом международного частного права являются общественные отношения частноправового (гражданско-правового) характера, осложненные иностранным элементом.

Международные частноправовые отношения очень разнообразны. Они могут быть гражданскими, брачно-семейными, трудовыми, финансовыми.

С учетом изложенного в общем виде международное частное право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с иностранным элементом.

В юридической литературе термин <международное частное право> впервые был употреблен американским юристом Джозефом Стори в работе <Комментарии к иностранному и внутреннему конфликтному праву> (1834 г.).

В настоящее время он является общеупотребительным.

В глобальной правовой системе МЧП занимает особое место. Его основная специфика заключается в том, что МЧП – это отрасль национального права, одна из частноправовых отраслей права любого государства (российское МЧП, французское МЧП и т. д.). Оно входит в систему национального частного права наряду с гражданским, торговым, коммерческим, семейным и трудовым. Понятие «международное» имеет здесь совсем иной характер, чем в МПП, оно означает только одно: в гражданском правоотношении есть иностранный элемент (при этом не имеет никакого значения, один или несколько и какой именно вариант иностранного элемента). Однако МЧП представляет собой весьма специфическую подсистему национального права отдельных государств.
Особый характер и парадоксальность его норм выражены в самом термине «внутригосударственное МЧП». С первого взгляда эта терминология кажется абсурдной. Не может быть отрасли права, одновременно являющейся и внутригосударственной (национальной), и международной. На самом деле здесь нет ничего абсурдного. Просто речь идет о правовой системе, предназначенной регулировать непосредственно международные отношения негосударственного характера (возникающие в частной жизни). Парадоксальность норм МЧП выражается еще и в том, что одним из его основных источников непосредственно выступает МПП, которое играет чрезвычайно важную роль в формировании национального МЧП. Принято говорить о двойственном характере норм и источников МЧП. Действительно, это, пожалуй, единственная отрасль национального права, в которой МПП выступает как непосредственный источник и имеет прямое действие. Именно поэтому к МЧП вполне применимо определение «гибрид в юриспруденции».

2. Соотношение МЧП с национальным правом и международным публичным правом.

Сходство и внутренняя связь международного частного и международного публичного права проявляются в том, что:

 регулируют правовые отношения, возникающие в международной жизни общества;

 в число источников входят международно-правовые договоры;

 в международном частном праве используется ряд общих начал международного публичного права (принципы суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела, недопущение дискриминации) и понятийный аппарат (оговорка о публичном порядке, взаимность).

Отличия между международным частным правом и международным публичным правом можно провести:

1. По содержанию регулируемых отношений: в международном публичном праве главное место занимают политические взаимоотношения государств (вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств). Удельный вес правовых вопросов международной торговли, вопросов урегулирования экономического сотрудничества в международном публичном праве возрастает, но регламентируемые им отношения носят не гражданско-правовой, а межгосударственный характер. Международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.

2. По субъектам отношений: основными субъектами международного публичного права являются государства. Признается правосубъектность межгосударственных организаций и наций, борющихся за свое освобождение. В международном частном праве основными субъектами являются отдельные лица - физические и юридические. Государство как таковое может быть субъектом гражданско-правовых отношений, но эти случаи не являются для международного частного права типичными. (Государство выпускает заем, становится наследником имущества за границей).

3. По источникам регулирования: в международном публичном праве основным источником является международный договор. В международном частном праве международные договоры применяются к участникам отношений после санкционирования их государством и большое значение принадлежит источникам внутреннего законодательства.

Мат/коллиз

Проблема соотношения международного публичного, национального и международного частного права - одна из самых сложных. Основные концепции по вопросу соотношения международного публичного, национального и международного частного права:

1) МЧП входит в структуру международного права. Вопросы международного частного и международного публичного права относятся к одной отрасли права - международному праву в широком смысле слова. Международное публичное и международное частное право являются подотраслями одной отрасли права;

2) МЧП - часть внутригосударственного, национального права. В "национальной концепции МЧП" можно выделить точки зрения:

а) МЧП - самостоятельная отрасль в системе национального частного права. Оно входит в систему внутреннего (национального) права государства и в этой системе выступает как самостоятельная отрасль со своим специфическим предметом и методом регулирования;

б) МЧП - подсистема, особое правовое образование в системе национального права. МЧП - это явление юридически более сложное, чем обособившаяся в отрасль внутригосударственного права совокупность норм. Оно имеет статус особой подсистемы внутригосударственного права;

3) МЧП - независимая правовая система, самостоятельное правовое образование, полисистемный комплекс. "Абсолютно очевиден комплексный характер природы МЧП, невозможность втиснуть МЧП ни в рамки национального, ни в рамки международного публичного права. МЧП - совершенно самостоятельная правовая система";

4) МЧП - это "искусственное образование". МЧП "является искусственным образованием, которое нельзя рассматривать ни как часть международного, ни как часть внутригосударственного права. Не образует оно и собственной системы права, так как само состоит из норм этих правовых систем".

МЧП входит в национальную правовую систему, но занимает в ней специфическое место. Особый характер и парадоксальность МЧП выражены в самом термине - "национальное международное частное право". С первого взгляда эта терминология производит абсурдное впечатление - не может быть отрасли права, одновременно являющейся и национальной, и международной. Однако здесь нет ничего абсурдного - речь идет о правовой системе, предназначенной регулировать международные отношения, возникающие в частной жизни.

Парадоксальность МЧП выражается и в том, что одним из его основных источников выступает международное публичное право, играющее особую роль в формировании МЧП. Принято говорить о двойственном характере норм и источников МЧП. Это, пожалуй, единственная отрасль национального права, в которой международное публичное право выступает как непосредственный источник и имеет прямое действие.

Соотношение международного публичного и международного частного права.

Субъекты международного публичного права - это прежде всего государства. Международная правосубъектность всех остальных образований имеет вторичный характер и производна от правосубъектности государства. Перечень субъектов МЧП такой же, но основные его субъекты - физические и юридические лица; государства выступают как лица частного права.

1. Объект регулирования международного публичного права - межгосударственные (властные) отношения. Объект регулирования МЧП - частноправовые (невластные) отношения, связанные с правопорядком двух и более государств.

2. Метод регулирования в международном публичном праве имеет координационный, согласительный характер. Это метод согласования воль государств. Основные методы регулирования в МЧП - автономия воли частных лиц и применение коллизионных норм, направленных на определение компетентного национального права.

3. Источники международного публичного права - международные договоры и обычаи, общие принципы права цивилизованных народов, резолюции и рекомендации международных организаций, акты международных конференций. Основной источник МЧП - национальное законодательство; международно-правовые акты регулируют отношения сферы МЧП после их имплементации в национальное право.

4. Сфера действия международного публичного права имеет глобальный характер. Существует универсальное (общее) и локальное международное право. МЧП имеет прежде всего национальную сферу действия - в каждом государстве действует собственное МЧП. Одновременно существует региональное МЧП (Кодекс Бустаманте, МЧП Европейского Союза), нормы которого имеют международно-правовую природу.

5. Ответственность в международном публичном праве имеет международно-правовой характер. Ответственность в МЧП наступает по нормам национального права, имеет деликтный или контрактный характер.

На сегодняшний день МЧП целесообразно квалифицировать как самостоятельную подсистему национального права. Одновременно можно предположить, что в перспективе основным инструментом развития МЧП будут выступать международные договоры и наднациональные нормативные правовые акты. Потенциально можно прогнозировать обособление МЧП в самостоятельную систему, занимающую в глобальной правовой системе промежуточное положение между международно-правовой и национально-правовой системами. "Система МЧП формируется по мере "расширения" предмета МЧП и повышения роли этой отрасли науки и права в условиях глобальных интеграционных процессов, что приводит к возникновению новых институтов (подотраслей) МЧП, формирующихся в условиях разнообразных частноправовых коллизий национальных норм и юрисдикции различных государств".

3. Методы регулирования в МЧП: понятие, особенности применения.

Существует общий метод МЧП – это совокупность конкретных приемов, способов и средств, юридического воздействия направленного на преодоление коллизии права разных государств. Он объединяет способы регулирования, выраженные в юридических нормах. Таких способов два: коллизионно-правовой и материально-правовой.

Коллизионному методу МЧП обязано своим возникновением и развитием. При правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух сталкивающихся законов подлежит применению (действующий на территории, где находиться суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, т.е. закон страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле). В МЧП решение коллизионной проблемы (несовпадение норм законов различных стран и необходимость выбора между ними при рассмотрении спорного правоотношения с иностранным элементом) – одна из основных целей. Коллизия может быть устранена путем использования коллизионных норм, указывающих, какой закон подлежит применению в том или ином случае => коллизионная норма носит отсылочный характер и не решает вопрос по существу.

При помощи материально-правового метода происходит регулирование непосредственно спорного материального правоотношения. При этом методе всегда применяется специальное регулирование, а при коллизионном – общее регулирование. Объединение в составе МЧП коллизионных и материально-правовых норм основывается на необходимости двумя различными методами регулировать однородные по своему характеру отношения.

Помимо материально-правовых норм международных соглашений МЧП включает материально-правовые нормы внутреннего законодательства, специально предназначенные для регулирования гражданских отношений с иностранным элементом. Сюда относятся: нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность; нормы, определяющие правовое отношение различных предприятий с иностранными инвестициями, учрежденных на территории РФ; нормы, касающиеся режима инвестиций, инвестиционной деятельности российских организаций; нормы, определяющие статус граждан РФ за рубежом; нормы, определяющие права и обязанности иностранных граждан и организаций в РФ в сферах гражданского, семейного, трудового и процессуального права.

Формы осуществления методов МЧП:

• национально-правовая, путем принятия государством коллизионных норм;

• национально-правовая, путем принятия государством материальных норм частного права;

• международно-правовая, посредством унифицированных коллизионных норм, принятых международными договорами;

международно-правовая, путем создания одинаковых по содержанию гражданско-правовых норм, т.е. унифицированных материальных норм.

4. Унификация и гармонизация в МЧП. Международные организации, участвующие в процессе создания норм МЧП, их обобщении и кодификации.

Унификация (uniefacere — делать единым) - объединение аналогичных норм разных государств, для образования материально правовых норм, с целью избежания регулирования споров коллизионными нормами. (Гаагская конвенция, Комиссия ООН по МЧП, ЮНЕСКО).

Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах—в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т. д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права —в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам).

Гармонизация- приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным. Это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация-взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права,ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация — более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации.

Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Выводы: Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т. е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация — более простой и более ≪мягкий≫процесс,оннеопосредуетсятвердымимеждународно-правовымиобязательствами.Чащевсегоэтоодностороннийпроцесс.Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать,осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

Гаагские конференции по международному частному праву;

- Международная торговая палата (МТП);

- Всемирная торговая организация (ВТО);

- Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ); Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров;

- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

- Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИД-РУА);

- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

- Международный союз для охраны литературных и художественных произведений;

- Международное бюро интеллектуальной собственности;

- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;

- Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА);

- Международный центр патентной документации (ИНПАДОК) и др.

 

5. История развития зарубежной доктрины МЧП. Современные доктрины МЧП.

Приспособление и адаптация римского права к новым общественным отношениям шли доктриналь-ным путем. Так, в XI—XIII вв. в итальянских университетах активно изучалось римское право, при этом средневековые профессора, стремившиеся по любому вопросу права, в том числе и коллизионному, найти в нем ответ, писали заметки к Кодексу Юстиниана — глоссы. Первый закон первой книги Corpus juris civilis содержал положение из Конституции Грациана, Валентиниана и Феодосия (380 г.): «Мы желаем, чтобы все народы, управляемые властью нашей милости, пребывали в той вере, которую божественный апостол Петр передал римлянам». Данное положение составило предмет глоссы, вошедшей в историю, именно историю МЧП, как «глосса Аккурсия» (1228г.). Глоссатор задавался коллизионным вопросом: а может ли гражданин Болоньи, прибывший в Модену, быть судим по законам Модены? И отвечал: нет, не может, поскольку, как следует из нормы Конституции, «по мысли императоров, закон обязателен для тех народов, которыми они правят, и необязателен для тех, кто им не подвластен».

Школа глоссаторов сменилась течением постглоссаторов (комментаторов), которые, не удовлетворяясь глоссами, снабжали римские источники права более пространными своими комментариями (XIV—XVI вв.). Такие вопросы коллизии права различных общ-ностей, как форма договора, действие статутов в области наследования по закону и по завещанию, брачно-семейных отношений и т.д., впервые получили свое разрешение в комментариях Бартола (1314—1357гг.) и Бальда (1327—1400гг.).

 

Следующий этап в развитии международного частного права связывается с деятельностью представителей новой его школы — статутариев (XVI—XVIII вв.) Это связано с царившей в Европе феодальной раздробленностью. Французский юрист Аржантрэ (1519— 1590гг.), изучая провинциальные статуты распределил их по категориям: вещных, или реальных, и личных, или персональных. К числу первых он отнес те статуты, которыми определялось, например, установление права собственности, особенно недвижимости. Персональные же статуты отвечали на вопрос о дееспособности (брачном возрасте, способности заключать сделки и т.д.). Характер статута позволял установить и сферу его действия: реальные статуты, связанные с территорией, действуют в ее пределах, персональные же — «следуют за лицом» даже при его переезде на другую территорию.

В дальнейшем с победой буржуазных революций в Европе рост значения и расширение сферы действия персонального статута шли рука об руку с изменением положения иностранца — от полностью бесправного до наделения соответствующими правомочиями, обусловленными, скажем, интересами международного оборота, и до закрепления равенства, за некоторыми изъятиями, с национальными гражданами (подданными).

Американская доктрина рассматриваемого периода замечательна прежде всего тем, что именно в этот момент истории МЧП Джозеф Стори (1779—1845гг.) предложил нынешнюю формулировку его наименования, получившую распространение практически во всем мире, — «международное частное право».

Доктрина международно-правовой общности. Ф.К. фон Савиньи В фундаментальном труде «Система современного римского права» получило отражение его учение «о пространственных границах власти правовых норм над правоотношениями», которым он предложил совершенно новую теорию коллизионного права, отвергнув статутарную теорию и деление статутов на реальные и персональные. Савиньи находил, что для определения того, какой из территориальных законов должен быть применен, нужно исследовать природу данного отношения и выяснить, в какой юридической сфере оно пребывает (seinen Sitz), т.е. с каким из правопорядков связано данное правоотношение основополагающим образом. Если это начало приводит к иностранному закону, применяется последний, и местный закон тем самым уступает ему свое место.

«Универсалисты» стремились построить систему коллизионных норм, основываясь на международно-правовых началах, которые закономерно заставляли их ставить задачи унификации международного частного права. Унификационные устремления были связаны с объективными потребностями международного торгового оборота, что и проявилось в Гаагских конференциях.

международная организация, которая создавалась с целью содействия постепенной унификации норм международного частного права (МЧП). Создана в 1893 году по инициативе Т. Асера[уточнить]. В числе участников первой конференции от России был Ф. Ф. Мартенс. Согласно уставу, который вступил в силу в 1955 году, Гаагская конференция функционирует под эгидой Государственной комиссии Нидерландов по кодификации МЧП. Россия официально оформила свое членство в 2001 году.

6. История развития российской доктрины МЧП.

В широкий научный оборот термин «МЧП» ввел Н.П. Иванов, употребив его в работе «Основания частной международной юрисдикции». Большой вклад в развитие российской науки МЧП внес известный российский ученый юрист-международник Ф.Ф. Мартенс. Ученики его школы, А.А. Пиленко, Б.Э. Нольде, Л.А. Шал-ланда, исследовали в своих работах многие вопросы коллизионного права. В первые десятилетия XX в. российская наука МЧП пополнилась работами М.И. Бруна и В.А. Краснокутского, Г.Ф. Шершеневича.

Советская концепция МЧП развивалась, с одной стороны, на началах преемственности дореволюционной науки МЧП, а с другой — складывалась с учетом особенностей социалистической экономики. Так, в трудах основоположников советской науки МЧП И.С. Перетерского, В.М. Корецкого нашли подтверждения постулаты ученых-юристов Российской империи о связи с гражданским правом, основных коллизионных принципах правового регулирования, оговорки о публичном порядке и т.д. Вместе с тем механизмы МЧП были ими значительно приспособлены к нуждам участия Советского государства в международных хозяйственных связях.

Безусловно, в условиях переориентации российской экономики на рыночные отношения МЧП определенным образом трансформировалось. Однако в своем развитии оно продолжает опираться на тот фундамент, который заложили советские ученые-юристы: И.С. Перетерский, В.М. Корецкий, Л.А. Лунц и др. В Советском Союзе сложилась выдающаяся школа МЧП. Широкую известность, и не только в СССР, получили труды М.М. Богуславского, А.С Комарова, И.С. Зыкина и др. Исследования этих авторов, опубликованные еще во времена СССР, и по сей день используются в качестве учебной литературы.

Последние годы отмечены все возрастающим вниманием российской правовой мысли к проблемам международного частного права. Главные причины «всплеска» исследовательского интереса к институтам международного частного права — в самих реалиях политической и экономической жизни, изломах современной российской истории.

7. Общепризнанные принципы международного права как источник МЧП.

Принципы международного частного права - это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики; юридически закрепленные начала международного частного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений.

Принципы международного частного права выполняют одновременно две функции:

способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками;

закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.

К общим принципам международного частного права относятся принципы международного публичного права:

1. - принцип суверенного равенства государств;

2. - принцип неприменения силы и угрозы силой;

3. - принцип нерушимости государственных границ;

4. - принцип территориальной целостности государств;

5. - принцип мирного разрешения международных споров;

6. - принцип невмешательства во внутренние дела;

7. - принцип всеобщего уважения прав человека;

8. - принцип самоопределения народов;

9. - принцип сотрудничества;

10. - принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Кроме общих принципов международного публичного права, указанная отрасль права оперирует и специальными принципами:

- принцип автономии воли сторон;

- режим наибольшего благоприятствования;

- национальный режим;

- принцип взаимности;

- реторсия.

При толковании и применении основных принципов международного частного права необходимо учитывать, что все они взаимно связаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Принцип суверенного равенства государств составляет основу современных международных отношений. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников,

Основное значение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. Демократизация международных отношений с неизбежностью приводит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые этот принцип был закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций (Устав ООН подписан в Сан-Франциско 26 июня 1945 года), выработанном в период освободительной борьбы против фашизма и отразившем демократические устремления и надежды народов на справедливое послевоенное устройство международных отношений.

В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:

запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права; запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы; предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства; организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Нарушением принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, а также ряд других насильственных действий.

Принцип территориальной целостности государств утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будут признаваться законными».

Принцип мирного разрешения споров относится к числу норм, лежащих в основе международного сообщества. Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Принцип обязывает каждое государство решать любые международные споры мирными средствами. Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования и не могут исключить из-под действия принципа какие бы то ни было споры. Принцип не распространяется на споры, касающиеся дел, входящих, по существу, во внутреннюю компетенцию любого государства (принцип невмешательства).

Предупреждение и решение споров осуществляются на базе принципов суверенного равенства и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Содержание принципа равноправия и самоопределения народов впервые раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 года, принятой в период, когда процесс деколонизации достиг апогея. Это предопределило основную направленность принципа: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН». Более того, государства обязаны способствовать осуществлению принципа в целях содействия дружественным отношениям между государствами и ликвидации колониализма.

Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т. п. традициям и представлениям.

Принцип международного сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем.

Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Как принцип, она была сформулирована в Декларации о принципах международного права 1970 года.

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права. Согласно п. 2 ст. 2 Устава «все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации».

Развитие международного права подтверждает универсальный характер рассматриваемого принципа. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Более того, участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

В качестве самостоятельного принцип уважения прав человека был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. В рассматриваемой области принят ряд важнейших актов, к которым относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 года и два пакта о правах человека 1966 года, один - о гражданских и политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 года), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 года), о ликвидации всех форм дискриминации в качестве самостоятельного принцип уважения прав человека был сформулирован отношении женщин (1979 года), о правах ребенка (1989 года) и др.

Обход закона в МЧП.

Иногда возникает необходимость в обходе законов одного государства и подчинении законам другого государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.243.45 (0.095 с.)