Опыт 1.Получение и свойства гидроксида марганца (II). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт 1.Получение и свойства гидроксида марганца (II).



В две пробирки внести по 2 капли раствора соли марганца (II) и по 2-3 капли 2 н. раствора гидроксида натрия. Перемешать образовавшийся осадок стеклянной палочкой и отметить его побурение вследствие окисления Mn(OH)2 до MnO2 кислородом воздуха. Составить уравнение реакции. Во вторую пробирку с осадком гидроксида марганца (II) добавить 2-3 капли 2 н. раствора серной кислоты. Что наблюдается? Какие свойства характерны для гидроксида Mn (II)? Растворится ли он в избытке щелочи? Составить уравнения реакции.

 

Опыт 2.Восстановительные свойства соединений Mn(II).

а) Внести в пробирку 1-2 капли раствора соли марганца (II), 2-3 капли 2 н. раствора гидроксида натрия и 1-2 капли перекиси водорода. Отметить изменение осадка. Составить уравнение реакции.

б) Внести в пробирку немного диоксида свинца, так, чтобы было покрыто только дно пробирки, добавить туда же несколько капель конц. азотной кислоты и одну каплю раствора соли марганца.(II) Смесь кипятить 1-2 мин. С чем связано появление фиолетовой окраски? Составить уравнение реакции. Эта реакция может быть использована, как качественная, для обнаружения иона Mn2+.

в) В пробирку налить 1-2 капли раствора соли марганца (II) и 1-2 капли перманганата калия. Отметить наблюдаемое. Составить уравнение реакции.

Опыт 3.Свойства оксида марганца (IV).

а) Испытать действие на оксид марганца (IV) концентрированных растворов серной и азотной кислот; концентрированного раствора гидроксида натрия. Сделать вывод о свойствах диоксида марганца, его растворимости.

б) В пробирку поместить 1 микрошпатель диоксида марганца и 2-3 капли конц. хлороводородной кислоты. По цвету и запаху определить, какой выделяется газ. Написать уравнение реакции.

 

Опыт 4.Окислительно – восстановительные свойства соединений марганца (VI).

а) Поместить в пробирку 2-3 капли темно – зеленого раствора манганата натрия и добавить 2-3 капли 2 н. раствора уксусной кислоты. Наблюдать появление в растворе фиолетово – розовой окраски и бурого осадка. В какой среде устойчив манганат (VI)? Составить уравнение реакции диспропорционирования манганата натрия.

б) В пробирку с 2-3 каплями раствора манганата (VI) натрия добавить 1-2 капли свежеприготовленной хлорной воды. Объяснить появление фиолетово-розовой окраски в растворе. Окислителем или восстановителем является Mn(VI) в этом процессе? Написать уравнение реакции.

в) Внести в пробирку 1-2 капли соли железа (II), 1-2 капли 2 н. раствора серной кислоты и 1-2 капли манганата (VI) натрия. Объяснить происходящие изменения. Написать уравнение реакции. Какие свойства проявляет манганат (VI)натрия?

г) К 2-3 каплям раствора манганата (VI) натрия добавить несколько кристалликов сульфита натрия. С чем связано обесцвечивание раствора и появление бурого осадка? Какие свойства проявляет в данном случае Mn (VI)? Написать уравнение реакции.

 

Опыт 5.Окислительные свойства перманганата калия.

В три пробирки внести по 1-2 капли раствора перманганата калия. В одну пробирку добавить 2 капли 2 н. раствора серной кислоты, в другую – столько же воды, в третью – 3-4 капли 2 н. раствора щелочи. Во все три пробирки прибавить по одному микрошпателю кристаллического сульфита натрия. Отметить различное изменение первоначальной окраски раствора перманганата в каждом случае.Составить уравнения реакций учитывая, что перманганат превращается в кислой среде в Mn2+, в нейтральной – в MnO2, в щелочной в MnO42-.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие степени окисления характерны для марганца. Привести примеры соответствующих соединений с кислородом?

2. Используя значения стандартных окислительно – восстановительных потенциалов, сделать вывод о возможности или невозможности окисления металлического марганца до марганцевой кислоты под действием азотной кислоты.

3. Охарактеризовать кислотно–основные свойства оксидов и гидроксисоединений марганца в различных степенях окисления.

4. Как объяснить, что Mn2O7 более легкоплавок (в обычных условиях жидкость), чем MnO и MnO2 (оба твердые вещества)?

5. Составить уравнения реакций. Охарактеризовать свойства гидроксида марганца (II), учитывая возможность протекания следующих реакций

а).Mn(OH)2 + H2SO4 (разб.) ®

б).Mn(OH)2 + NH4Cl ®

в).Mn(OH)2 + KOH + O2 ® K2 [Mn(OH)6] + ….

г).Mn(OH)2 + O2 ® MnO2 + ….

д).Mn(OH)2 ® MnO + ….

6. Написать уравнения реакций, в которых из сульфата марганца (II) получается: а). диоксид марганца; б). марганцевая кислота.

7. К раствору сульфата марганца (II) на воздухе добавлен: а). гидроксид калия; б). сульфид аммония; в). перманганат калия. Какое соединение марганца получается при этом в каждом случае? Написать уравнения реакций.

8. Закончить уравнения реакций образования манганатов (VI) щелочных металлов при щелочном сплавлении соединений марганца (II) и (IV):

а).MnSO4 + KClO3 + KOH ®

б).MnO2 + NaNO3 +NaOH ®

9. Что получится при насыщении углекислым газом раствора K2MnO4? Написать уравнение реакции.

10. Закончить уравнения реакций:

а).MnSO4 + (NH4)2S2O8 + H2O ®

б).Mn(NO3)2 + NH4HSO5 + H2O ®

Указать другие окислители, которые, подобно пероксосульфатам переводят в кислой среде Mn2+ в MnO4-.

11. В какой среде окислительные свойства MnO2 выражены сильнее: в кислой или щелочной?

12. Оценить возможность окисления сульфид – ионов до сульфат – ионов действием MnO2 в кислой среде.

13. Написать уравнения реакций взаимодействия диоксида марганца а) с концентрированной хлороводородной кислотой; б) с концентрированной серной кислотой.

14. Сравнить окислительную способность перманганата в кислой, нейтральной и щелочной средах. В какой среде перманганат – ионы способны окислить хлорид - ионы?

15. Какие реакции протекают при действии на кристаллический перманганат калия: а) концентрированной серной кислотой; б) концентрированной хлороводородной кислотой; в) при нагревании?

16. Закончить уравнения реакций:

а).K2MnO4 + Cl2 ® …

б).KMnO4 + NaNO2 + Ba(OH)2 ® BaMnO4 ¯ + …

в).KMnO4 + KI + H2O ® I2 + …

г).KMnO4 + KI + H2 SO4 ® I2 + …

17. Какую среду имеют водные растворы MnSO4, K2MnO3, K2MnO4, KMnO4?

18. Составить уравнения реакций взаимодействия а) MnO2 с CaO, б) KMnO4 с Na2SO3 в разных средах.

19. Можно ли перманганатом калия в кислой среде окислить: а) соединения хрома (III) до соединений хрома (VI)? б) соль висмута (III) до соединений висмута (V)?

20. Написать уравнения реакций

а) получения осадков хромата марганца (II), карбоната марганца (II); сульфида марганца (II);

б) растворения этих солей в разбавленной соляной кислоте.

 

 

Железо, кобальт, никель.

Железо, кобальт, никель - металлы VIIIB подгруппы периодической системы Д.И.Менделеева. Электронные формулы валентных слоев этих металлов:

Fe... 3d64s2

Co... 3d74s2

Ni... 3d84s2

У d- элементов VIII B группы по мере заполнения d-орбиталей предвнешнего уровня усиливается горизонтальное сходство с соседним по периоду d- элементом. Поэтому железо, кобальт и никель выделены в триаду железа (семейство железа).

S- Орбиталь внешнего уровня этих элементов заполнена двумя электронами (4s2), а 3d-подуровни заселены d-электронами. В образовании химических связей кроме внешних 4s2 - электронов участвуют и 3d- электроны. Однако, ни один из элементов триады железа в соединениях не достигает высший степени окисления +8, соответствующей номеру группы. Для них наиболее характерны степени окисления +2 и +3, причем для кобальта и никеля более типична степень окисления +2 (см. диаграмму).

В ряду Fe - Co - Ni химическая активность металлов понижается, о чем свидетельствует повышающиеся величины энергий ионизации (I2): Fe - 16,2 эВ; Co -17,1 эВ; Ni - 18,15 эВ, а также электродных потенциалов:

j0 Fe2+/Fe = -0,440B; j0 Co2+/Co = -0,277B; j0 Ni2+/Ni = -0,250B

.При обыкновенной температуре железо очень медленно окисляется кислородом воздуха. Кобальт и никель более устойчивы, так как покрыты защитными оксидными пленками. В ряду стандартных электродных потенциалов эти металлы стоят левее водорода.

С разбавленными соляной и серной кислотами железо, кобальт, никель взаимодействуют с выделением водорода и образованием солей железа (II), кобальта (II), никеля (II).

Fe + 2HCl ® FeCl2 + H2

Ni +2HCl ® NiCl2 + H2

Концентрированные азотная и серная кислоты на холоде пассивируют железо, а при нагревании окисляют его с образованием солей железа (III):

Fe + 6HNO3 (конц) = Fe(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O

Но кобальт и никель окисляются азотной и концентрированной серной кислотой только до двухвалентного состояния:

Co + 4HNO3 = Co(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Металлы семейства железа образуют оксиды и гидроксиды состава:

MeO Me(OH)2 усиление

Me2O3 Me(OH)3 основных свойств

Все они плохо растворимы в воде, но различаются устойчивостью и другими свойствами.

 

Диаграмма Латимера для триады Fe - Co – Ni:

 

+2,20 +0,771 -0,4402

FeO43- Fe3+ Fe2+ Fe

+0,36 -1,5

[Fe(CN)6]3- [Fe(CN)6]4-

+1,808 -0,277

Co3+ Co2+ Co

-0,250

Ni2+ Ni

-0,49

[Ni(NH3)6]3+

Оксиды и гидроксиды двухвалентных металлов проявляют свойства средних оснований (по I-ой стадии диссоциации) и легко взаимодействуют с кислотами с образованием солей металлов (II):

Fe(OH)2 + 2HCl ® FeCl2 + 2H2O

Co(OH)2 + 2HCl ® CoCl2 + 2H2O

Гидроксид железа (II) очень быстро окисляется кислородом воздуха до Fe(OH)3. Окисление Со(ОН)2 идет очень медленно, а получить Ni(OH)3 из Ni(OH)2 можно только при действии сильных окислителей, например Br2.

Таким образом, восстановительные свойства в ряду Fe2+ - Co2+ - Ni2+ уменьшаются.

Отношение гидроксида железа (III) к кислотам отличается от отношения к кислотам гидроксидов Со(ОН)3 и Ni(OH)3. При действии кислоты на Fe(OH)3 образуется соль Fe3+ и вода, т.е. происходит реакция обмена, в которой гидроксид железа (III) проявляет основные свойства.

Fe(OH)3 + 3HCl ® FeCl3 + 3H2O

При действии же раствора кислоты на Со(ОН)3 или Ni(OH)3 происходят окислительно-восстановительные реакции и образуются соли Со2+ и Ni2+.

Например: 2Co(OH)3 + 6HCl ® Cl2 + 2CoCl2 + 3H2O

2Ni(OH)3 + 6HCl ® Cl2 + 2NiCl2 + 6H2O

Некомплексные соли Со3+ и Ni3+ не существуют. Таким образом, в ряду Fe3+ - Co3+ - Ni3+ усиливаются окислительные свойства (см. диаграмму).

Fe3+ - окислитель средней силы(j°Fe3+/ Fe2+ =0,77 в), например, способен окислить сульфид- или иодид-ион: 2Fe3+ + 2I- ® 2Fe2+ + I2, но в отличие от Со3+ и Ni3+ не окисляет хлорид-ион (см. выше).

Амфотерный характер гидроксида железа (III) чрезвычайно слабо выражен в водных растворах, но при сплавлении с сильными основаниями он образует соли - ферриты:

Fe(OH)3 + NaOH = NaFeO2 + 2H2O

феррит натрия

В растворах соли катионов металлов (Меn+) семейства железа подвергаются гидролизу с образованием кислой среды. Особенно сильно гидролизуется Fe3+:

I ст. Fe3+ + H2O FeOH2+ + H+

II ст. FeOH2+ + H2O Fe (OH)2+ + H+

III ст. Fe(OH)2+ + H2O Fe (OH)3 + H+

По этой причине соли Fe(III) и некоторых слабых кислот в водной среде не существуют, так как разлагаются с образованием основных солей или гидроксида железа (III). Ферриты при растворении гидролизуются по аниону, поэтому их растворы имеют щелочную среду:

FeO2- + H2O FeO(OH) + OH-

Для металлов семейства железа очень характерно образование устойчивых нейтральных, катионных и анионных комплексов с СО, CN-, NH3 и другими лигандами. Например: Ni + 4CО ® [Ni(CО)4]0.

Гидроксиды кобальта (II) и никеля (II) легко растворяются в избытке аммиака с образованием аммиакатов:

Co(OH)2¯ + 6NH4OH ® [Co(NH3)6](OH)2 + 6H2O

 

Лабораторная работа №10

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.031 с.)