Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт 2. Сравнение химической активности цинка и кадмия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В пробирку с 2-3 каплями раствора сульфата кадмия опустить пластинку металлического цинка. Объяснить наблюдаемое. Записать уравнение реакции.
Опыт 3. Растворение цинка в кислотах и щелочах. Поместить в четыре пробирки по одной грануле металлического цинка. В первую пробирку добавить несколько капель разбавленной серной кислоты, во вторую — несколько капель концентрированной серной кислоты, в третью — концентрированной азотной кислоты, в четвертую — несколько капель концентрированного раствора гидроксида натрия, нагреть её. Что происходит? В каждом случае написать уравнения реакций. Почему разбавленная и концентрированная серная кислота по-разному реагируют с цинком? Какой ион является окислителем в том и другом случае?
Опыт 4. Получение и свойства гидроксидов цинка и кадмия. а). Налить в три пробирки по 1-2 капли раствора соли цинка, добавить по 1-2 капли 2н раствора гидроксида натрия до появления осадка. К содержимому первой пробирки добавить несколько капель разбавленного раствора хлороводородной кислоты до растворения осадка, во вторую пробирку — несколько капель 2н раствора гидроксида натрия, в третью пробирку - несколько капель концентрированного раствора аммиака. Написать уравнения реакций, учитывая, что с гидроксидом натрия и аммиаком образуются соответственно гидроксо- и аммиакатный комплексы цинка. б). Аналогично опыту 4а из соли кадмия в трех пробирках получить гидроксид кадмия. Исследовать его отношение к хлороводородной кислоте, гидроксиду натрия, раствору аммиака. Написать уравнения реакций и сравнить свойства гидроксидов цинка и кадмия.
Опыт 5. Гидролиз солей цинка и кадмия. Поместить в одну пробирку несколько кристалликов соли цинка, в другую — столько же соли кадмия и растворить их в 1-2 каплях воды. Определить рН растворов с помощью универсальной индикаторной бумажки. Соль какого металла подвергается гидролизу в большей степени? Записать уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной формах. Можно проделать этот опыт на предметном стекле, используя готовые растворы солей. Для этого полоски индикатора поместить на стекло и коснуться пипеткой с раствором соли. Определить pH среды.
Опыт 6. Получение малорастворимых солей цинка и кадмия. В две пробирки внести по 1-2 капли раствора сульфида натрия. В первую пробирку добавить 1-2 капли соли цинка, во вторую — соли кадмия. Отметить цвет образовавшихся осадков. Добавить в каждую пробирку по одной капле разбавленного раствора хлороводородной кислоты. Какой из сульфидов лучше растворим в кислоте? Объяснить различную растворимость сульфидов цинка, кадмия. Написать уравнения реакций. Контрольные вопросы: 1. Как изменяется химическая активность металлов в ряду: цинк - кадмий - ртуть? 2. Какие степени окисления характерны для цинка, кадмия и ртути? 3. Как относятся цинк и кадмий к разбавленным и концентрированным кислотам - соляной, серной и азотной? 4. Как взаимодействует ртуть с азотной кислотой: а) при избытке ртути; б) при избытке кислоты? 5. Как изменяются кислотно-основные свойства в ряду ZnO - CdO - HgO? 6. Какие соединения образуются при действии недостатка и избытка раствора аммиака на растворы а) ZnCl2, б) CdCl2, в)HgCl2? 7. Какая соль в растворе сильнее всего гидролизуется: ZnCl2, CdCl2, Na2ZnO2 ? Составить уравнения гидролиза. 8. Какой из хлоридов имеет наиболее ионный характер связи: ZnCl2, CdCl2, HgCl2, BaCl2 ? Расположите их в порядке увеличения ионности связи. 9. Как изменяется устойчивость иодидокомплексов [ЭI4]2- в ряду Zn(II) - Cd(II) - Hg(II)? Написать уравнения реакций их получения. 10. При действии цианида калия на аммиакат кадмия образуется комплексный цианид. Какое заключение об относительной устойчивости аммиакатов и цианокомплексов кадмия (II) можно сделать на основании этого факта? 11. Сравнить кислотно-основные свойства гидроксидов Zn(II) и Cd(II). Приведите уравнения реакций, подтверждающих эти свойства. 12. Написать формулы различных типов солей, которые образует цинк. 13. Написать уравнения реакций, протекающих при добавлении щелочи к растворам: а) Hg(NO3)2 б) Hg2(NO3)2 в) Cd(NO3)2. 14. При помощи каких реакций можно отличить находящиеся в растворе ионы: а) Zn2+ и Cd2+; б) Hg2+ и Hg22+? Написать уравнения соответствующих реакций. 15. В чем растворяется сульфид цинка: а) NaOH б) HCl в) HNO3? 16. Закончить уравнения реакций: а). Zn + HNO3(разб.) ® NH4NO3 +... б). HgS + HNO3 + HCl ® H2SO4 + H2[HgCl4] +... 17. Закончить уравнения реакций: а). HgCl2 + NH3(р-р) ® …, б). ZnCl2 + Na2S ® …? 18. Как осуществить следующие превращения:
а) Zn2+ ® Zn(OH)2 ® [Zn(OH)4]2- ® Zn2+, б) Hg2+ ® Hg2Cl2 ® Hg + HgNH2Cl? 19. Написать уравнения реакций для следующих превращений: Zn ® ZnCl2 ® Na2ZnO2 ® Zn(OH)2 ® [Zn(NH3)4](OH)2 20. Написать уравнения реакций для следующих превращений: Zn ® Zn(NO3)2 ® ZnS ® Zn(NO3)2 ® Zn(OH)2 Медь, серебро. Медь и серебро d- металлы IБ подгруппы. Электронные формулы валентных электронов атомов металлов: Cu... 3d10 4s1 Ag... 4d10 5s1 Медь и серебро -мягкие пластичные металлы с высокой тепло- и электропроводимостью, с характерным металлическим блеском и цветом; медь- красноватого, серебро - серебристо-белого цвета. Металлы IБ группы характеризуются высокой энергией металлической связи и высокими энергиями ионизации и, следовательно, относительно низкой химической активностью. Причем медь более активна, чем серебро. Медь непосредственно взаимодействует с кислородом, серой и галогенами, образуя соединения меди (II): 2Cu + O2 = 2CuO Cu + Cl2 = CuCl2 Исключением является реакция с иодом, при которой получается иодид меди (I). Во влажном воздухе изделия из меди покрываются “патиной” - смесью основных сульфатов и карбонатов меди (II). Серебро на воздухе в присутствии сероводорода темнеет в результате образования сульфида серебра (I): Ag + 2H2S + O2 = 2Ag2S + 2 H2O Медь и серебро характеризуются положительными значениями стандартных окислительно-восстановительных потенциалов, поэтому они устойчивы в водных средах различной кислотности (в воде, водн. NaOH, водн. HCl и др. кислотах “неокислителях”). Медь и серебро реагируют с разбавленной и концентрированной азотной и концентрированной серной кислотами: Cu + 2H2SO4 (конц.) = CuSO4 + SO2 + 2H2O Ag + 2HNO3(конц.) = AgNO3 + NO2 + H2O Если в растворе возможно образование комплексного соединения, восстановительные свойства металлического серебра усиливаются, например, в присутствии цианидов серебро окисляется кислородом: 4Ag + O2 + 8CN- + 2H2O = 4[Ag(CN)2] - + 4OH – Диаграмма Латимера для меди: +0,337 0,153 +0,521 Cu 2+ Cu+ Cu X = Cl, + 0,538 +0,137 Cu X X = Br, + 0,640 + 0,033 X = I, + 0,860 – 0,1852 X = CN,» + 1,2» - 0,43
Наиболее устойчивой для меди является степень окисления +2. Соединения меди (I) в растворе неустойчивы и диспропорционируют: 2Cu+ ® Cu2+ + Cu0, а кислородом воздуха окисляются до меди (II). Степень окисления +1 стабилизируется в плохо растворимых соединениях: галогенидах, сульфиде, тиоцианате, оксиде меди (I). Соединения меди (II) являются окислителями средней силы, как правило, восстанавливаются до металлической меди: CuSO4 + Fe¯ ® FeSO4 + Cu¯
Восстановление Cu2+ до Cu1+ возможно, если образуются осадки, например: 2CuSO4 + 4KI = 2CuI + I2 + 2K2SO4, 2CuSO4 + 2Na2S2O3 + 2H2O = Cu2S + S +2Na2SO4 + 2H2SO4 Характерной степенью окисления серебра является степень окисления +1. Серебро (I) в растворе проявляет значительные окислительные свойства и может восстанавливаться до металлического серебра относительно слабыми восстановителями:
Cu+2AgNO3=Cu(NO3)2+2Ag 2AgNO3 + H2O2 + 2KOH = 2Ag¯ + O2 + 2KNO3 + H2O. Диаграмма Латимера для серебра: +0,017 [Ag(S2O3)2]3- +0,7991 Ag+ Ag0 X=CH3COO- + 0,643 AgX X=Cl- + 0,2222 X=Br- + 0,0713 Если серебро (I) входит в состав устойчивого комплекса, например, [Ag(S2O3)2]3- или плохорастворимого соединения, например, AgX, его окислительная способность уменьшается (см. диаграмму). При стандартных условиях устойчивыми являются следующие характеристичные соединения: оксиды: Ag2O¯ Cu2O¯ CuO¯ коричн. красн. черн. гидроксиды: Cu(OH)2¯ голуб. ослабление основных свойств
Гидроксиды меди (I) и серебра (I) термически неустойчивы, поэтому, например, при действии щелочи на раствор соли серебра (I) образуется не гидроксид, а оксид:
2AgNO3 + 2NaOH = Ag2O + 2NaNO3 + H2O Гидроксид меди (II) легко разлагается при нагревании до оксида меди (II): Cu(OH)2 ® CuO + H2O Перечисленные оксиды и гидроксиды плохо растворимы в воде, проявляют основной характер и растворяются в кислотах: Ag2O + 2HNO3 = 2AgNO3 + H2O CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O В водных растворах щелочей оксиды и гидроксиды меди и серебра практически не растворяются. Но при сплавлении, например, с гидроксидом натрия оксид или гидроксид меди (II) проявляют амфотерные свойства и образуют соответствующие соли - купраты: CuO + 2NaOH = Na2CuO2 + H2O купрат натрия Оксиды серебра (I) и меди (II) и гидроксид меди (II) растворяются в концентрированном растворе аммиака с образованием аммиакатных комплексов: Ag2O¯ + 4NH4OH = 2[Ag(NH3)2]OH + 3H2O коричн. бесцв. Cu(OH)2¯ + 4NH4OH = [Cu(NH3)4](OH)2 + 4H2O голуб. фиолет. Плохо растворимые соли слабых кислот (фосфаты, карбонаты) растворяются в сильных кислотах: Ag3PO4¯ + 3HNO3 = 3AgNO3 + H3PO4 (CuOH)2CO3¯ + 4HCl = 2CuCl2 + 3H2O + CO2 Некоторые соли переходят в раствор в результате комплексообразования. Например, хлорид серебра (I) растворяется в избытке аммиака: AgCl¯ + 2NH4OH = [Ag(NH3)2]Cl + 2H2O Бромид и иодид серебра (I) растворяются в растворе тиосульфата натрия: AgBr¯ + 2Na2S2O3 = Na3[Ag(S2O3)2] + NaBr Среда в водных растворах солей сильных кислот и серебра (I) близка к нейтральной, так как гидролиз по катиону Ag+ практически не протекает. Растворимые соли меди (II) в значительной степени гидролизуются по катиону, поэтому среда в их растворах кислая: Iст. Cu2+ + H2O CuOH+ + H+ IIст. CuOH+ + H2O Cu(OH)2 + H+ Кроме средних солей медь (II) легко образует основные соли. Например, малахит (природное соединение) имеет в основном состав (CuOH)2CO3; на воздухе медные изделия покрываются “патиной”, которая является смесью сульфата и карбоната гидроксомеди (II). Серебро (I), медь (I) и медь (II) образуют устойчивые комплексные соединения с аммиаком, этилендиамином, тиосульфат, тиоционат-, цианид-ионами.
Лабораторная работа №6
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.011 с.) |