Конкуренция – это экономическая борьба или соперничество между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли и продажи товара, за сферу приложения капитала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция – это экономическая борьба или соперничество между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли и продажи товара, за сферу приложения капитала.



В условиях свободной рыночной экономики различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая – конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Современные экономисты различают 2 формы конкуренции: совершенная и несовершенная. Совершенная соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объёмы идентичной продукции. Для неё характерны черты: 1.наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть небольших размеров и объём производимой продукции должен быть незначителен; 2.однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора; 3.возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секторам; 4.хорошие знания рынка продавцами и покупателями.

Существует несколько моделей несовершенной конкуренции: 1. монополия – наличие одного продавца, отсутствие близких заменителей товара. Здесь цены диктуются производителем, и вступление в отрасль заблокировано. 2. монополистическая конкуренция – присуще наличие большого числа фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, экономич.соперничество влечет за собой ценовую и неценовую/упор на рекламу,торговые марки/ конкуренцию. 3. Олигополия – отличается наличием нескольких фирм, ограничением контроля над ценой. Тип продукта стандартизированный, наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль.

Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

Структуру рынка можно классифицировать:

- по экономическому назначению (товарный рынок, финансовый рынок, рынок труда);

-по географическому положению (местный, региональный внутри страны, национальный, региональный по группе стран, мировой);

- по отраслям (автомобильный, нефтяной, и т. д.);

- по характеру продаж (оптовый, розничный).

Для эффективного функционирования рынка важно нали­чие развитой рыночной инфраструктурысовокупности ин­ститутов, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.Сюда относятся товарные, фондовые биржи и биржи труда,торговые дома; коммерческие банки и др.финансовые учреждения; аудиторские фирмы, информационно-коммерческие центры, страховые компании,аукционы, ярмарки и др.

Как известно, субъектами рынка являются:

- домашние хозяйства (индивидуумы);
- фирмы;

- государство.

Фирмы занимаются производством благ, в процессе которого используют ресурсы, покупаемые у домашних хозяйств. Домашние хозяйства, получив доходы от продажи на рынке своих ресурсов, тратят их на покупку благ, производимых фир­мами. Так осуществляется кругооборот доходов и товаров в эко­номике

Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике

В экономической науке выделяют ситуации «фиаско рын­ка», в которых общественное благосостояние не может быть максимизировано исключительно рыночными механизмами и требует вмешательства государства.

В качестве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов, или экстерналий.

Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц — людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все дохо­ды получает продавец товаров. Таково проявление отрица­тельного внешнего эффекта.

Но существуют и положительные внешние эффекты. Например, цветовод, разбивая клумбу око­ло своего дома ради удовлетворения собственных эстетических потребностей, одновременно доставляет удовольствие соседям, и им не надо за это платить. К положительным экстерналиям также относят образование: обучаясь, человек преследует соб­ственные интересы, но чем больше квалифицированных специ­алистов в стране, тем эффективнее работает экономика в целом, и выгоды получают все граждане.

Роль государства заключается в регулировании внешних эффектов — устране­нии отрицательных последствий (например, борьба с загрязне­нием окружающей среды) и стимулировании положительных (например, государственные расходы на образование).

Еще одним фиаско рынка является монополизм.

Госуд.-ое вмешательство состоит в проведении антимонопольной политики.

В проблеме асимметричности рыночной информации так­же проявляется несовершенство рынка. Проблема асимметричности информации заключается не в том, много или мало знают продавец и покупатель, а в том, имеют ли они одинаковую информацию.

В качестве важной задачи государственного регулирования экономических процессов рассматривается снижение трансакционных издержек, т.е. издержек, которые несут рыночные агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сде­лок. Например, покупая товар в магазине, мы кроме самого то­вара оплачиваем проезд до магазина и обратно

Все отмеченные направления государственного регулирова­ния экономики связаны с повышением эффективности ее функ­ционирования. Однако существуют и другие цели, стремясь к которым государство вмешивается в рыночные процессы. Та­кой целью является социальная эффективность (или социаль­ная справедливость), для обеспечения определенного уровня которой государство может даже пойти на некоторое снижение экономической эффективности. В связи с этим следует выде­лить два направления государственной политики — перерас­пределение доходов и регулирование структуры потребления населения.

24.Модели рыночной экономики. Особенности бел. экономической модели.Выделяют различные модели рыночной экономики. Либеральная рыночная экономика предполагает минимальное вмешательство государства в рыночные процессы с целью выравнивания возможностей экономических субъектов. Социальная рыночная экономика допускает большую степень государственного регулирования, при котором не только уравниваются возможности, но и сглаживаются различия в результатах.

Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики.Здесь активно поощряется предпринимательство, а высокий уровень экономич.развития позволяет за счет частичного перераспределения национального дохода поддерживать приемлемый жизненный уровень для малообеспеченных слоев населения.

Функционирование японской модели больше основано на исторических традициях этой страны, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников. Рефор­мирование послевоенной экономики Японии осуществлялось по американским либеральным лекалам, но очень быстро про­явились национальные особенности развития.

В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную эконо­мику.

Наряду с европейской моделью обычно выделяют модель скандинавского социализма. Для этой модели характерны прежде всего сильная социальная направленность и мощное государственное регулирование.

Белорусская экономическая модель официально характе­ризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. О сновные особенности белорусской модели.

Процессы разгосударствления и приватизации, формиро­вания рыночных отношений носят в нашей стране постепен­ный, эволюционный характер.

Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным ре­гулированием цен.

Система планирования в Беларуси частично сохранила чер­ты советской системы. Распределение доходов постепенно либерализируется.(уменьшение роли гос-ва)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.185.207 (0.009 с.)