Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление о «Внутренней картине болезни»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В рамках соматопсихического направления в советской клинической психологии разрабатывалась концепция "субъективной картины болезни",автором которой стал отечественный психолог А. Р. Лурия /28/. Он развил идеи А. Гольдшейдера об "аутопластической19 картине болезни", сделав акцент на зависимости формирования устойчивости к заболеванию и характера течения болезни от активности отношения больного к своему заболеванию, к собственному внутреннему миру и к окружающей реальности. Для изучения субъективной стороны расстройства в клинической психологии используется целый ряд терминов: "переживание болезни", "сознание болезни", "соматонозогнозия". Каждое из этих понятий выделяет какую-то одну из сторон психологической реакции на болезненное состояние. "Переживание болезни" делает акцент на. эмоциональной стороне отношения человека к своему расстройству. "Сознание болезни" - на рациональном компоненте отношения, интеллектуальной интерпретации своего состояния. "Соматонозогнозия" - на познавательной оценке степени тяжести прогноза своего состояния, оценке значения болезни во временной перспективе (кем был до болезни, кем являюсь сейчас, что со мной будет). Понятие ВКБ охватывает все три аспекта отношения человека к расстройству здоровья. В. В. Николаева предлагает выделять в структуре внутренней (субъективной) картины болезни следующие уровни: - сензитивный (болезненные ощущения и состояния); - эмоциональный (непосредственные эмоциональные реакции на болезненные ощущения и эмоциональные реакции на последствия болезни в жизни человека); - интеллектуальный (знания о болезни и оценка своего состояния); - мотивационный (возникновение новых мотивов и перестройка прежней мотивационной структуры). Р. Конечный и М. Боухал предлагают выделить во внутренней картине болезни также и волевую сторону,связанную со стремлением совладать с болезнью /23/. Содержание субъективной картины болезни зависит от влияния ряда факторов: - характер расстройства (острое или хроническое, наличие или отсутствие боли, косметических дефектов, сохранение или ограничение прежних возможностей в поведении и деятельности и т. п.); - обстоятельства жизни с расстройством (появление новых проблем, стигматизация, дискриминация и т. д.); - личностные особенности пациента; - социальный статус до развития расстройства. Клинико-психологический анализ субъективной картины болезни осуществляется в терминах психопатологических нарушений, регистрируемых в каждой из сторон. С понятием субъективной картины болезни в отечественной клинической психологии связана вся система отношений личности пациента, включая поведенческие паттерны ее проявления. В зависимости от содержания ВКБ у личности могут развиваться разнообразные типы отношения к своему заболеванию, среди которых наиболее часто выделяют следующие (табл. 1).
Знание структуры ВКБ позволяет выбрать адекватную программу психокоррекционных мероприятий, направленную либо на снятие дискомфортных ощущений, либо на изменение модальности переживаний, либо на активизацию усилий по конструктивному приспособлению к болезненному состоянию, либо на коррекцию когнитивных установок и способов рационализации своего состояния. Общими целями психологического сопровождения ребенка с хроническим соматическим расстройством выступают: - предоставление адекватной информации о болезни; - эмоциональная поддержка (родственников, специалистов, сверстников, "товарищей по болезни"); - развитие и поощрение навыков самообслуживания в различные моменты и этапы болезни для избегания "выученной беспомощности"; - постановка новых адекватных текущему и прогнозируемому состоянию жизненных целей и задач.
Влияние косметического дефекта на структуру ВКБ
При косметических дефектах лица в зрелом возрасте (Шамов) вызываются тяжелые переживания и выраженные психогенные нарушения, клинические проявления которых преимущественно обусловлены преморбидными личностными особенностями пациентов. Формирование невротических расстройств начинается с чрезмерной фиксированности больных на возникшем косметическом дефекте и соответствующих переживаний. Невротические реакции могут принимать затяжную форму течения и в этом случае проявляются невротической депрессией с астеническими, обсессивными и истерическими синдромами, а также в виде декомпенсации преморбидно существующих личностных нарушений. Глубина и выраженность психогенных расстройств определяется реакцией личности на
Интрацепция в структуре ВКБ Первые попытки выделения субъективного компонента общей картины соматического заболевания были предприняты А. Гольдшейдером, предложившим назвать этот компонент “аутопластической картиной болезни”, в отличие от “аллопластической картины болезни”, Связь между выделенными частями мыслилась как построение “интеллектуальной” части по поводу “сенситивной”. Обратная связь, хотя и В. В. Николаевой (1976) схема ВКБ была дополнена эмоциональным и мотивационным компонентами, дифференцирующими ее 1. Уровень непосредственно-чувственного отражения болезни (обусловленные болезнью ощущения и состояния). 2. Эмоциональный уровень (непосредственные эмоциональные реакции на обусловленные болезнью ощущения и эмоциональные реакции на последствия болезни в жизни человека). 3. Интеллектуальный уровень (знания о болезни и рациональная оценка заболевания). 4. Мотивационный уровень (возникновение новых мотивов и перестройка премобидной мотивационной структуры). Предложенная схема учитывает весьма важный факт, что болезнь — это не только болезненные ощущения и их переживание, но и изменения мотивации. Тем не менее, чувственное отражение в ней остается непосредственным и совершенно не обсуждается связь выделенных уровней, возможности их взаимовлияния. Близкое понятие — “соматонозогнозия” использовалось А. Б. Квасенко и Ю. Г. Зубаревым (1980). Это — процесс познания болезни у психически здоровых людей и реакция на нее. Болезненные ощущения, понимание Реальные модели болезни более или менее адекватно отражают наличные расстройства и динамику заболевания. Для объяснения искажений авторами на равных основаниях привлекаются и анатомические и физиологические и психологические аргументы. Это могут быть нарушения функциональной асимметрии головного мозга, поражение таламо-париентальной системы, динамичность или ригидность “операций образами”, нарушения “интрацептральной” регуляции мозга, состояние функциональных систем, внушаемость, тревожность, конституциональные особенности, ситуационные моменты, тип эмоционального отношения, чувствительность детектора, психологическая защита, мода, волевые функции и пр. Замечательно, что их воздействие происходит прямо, для авторов не существует никаких преград Мы столь подробно остановились на данной модели потому, что она, на наш взгляд, очень хорошо демонстрирует все ловушки и противоречия объективного метода. Онтологически удаленный субъект превращается в гомункулуса, растворенного в анатомических конструкциях. Психическое есть простое продолжение анатомического: матрицы -..влияют на мозг и “следовательно на психику”, детектор -психофизиологический аппарат —нес; качества субъекта: выделяет, улавливает и одновременно зависит от “личностного настроя” моды. Механизм связи в такой логике, в сущности, ничем не отличается от представлений о том, что мозг “выделяет мысль как Несмотря на значительный разброс взглядов авторов, занимающихся проблемами ВКБ, содержательные споры ведутся, в основном, либо о
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.012 с.) |