Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общественного процесса 1840-1850-х гг западники и славянофилы. «официальная народность».

Поиск

Особенности общественного процесса 1840-1850-х гг Западники и славянофилы. «Официальная народность».

 

После французской революции 1848 года, которая отозвалась у нас политическим процессом по делу социалистического кружка Петрашевского, в стране наступила

жестокая реакция, вошедшая в историю под названием «мрачного семилетия» (1848-1855).

Система, потерявшая всякий контакт с живой жизнью страны, неминуемо вела общество к катастрофе. Эту катастрофу ускорила начавшаяся Крымская война,

обнаружившая бессилие крепостной России. После смерти Николая 1, в стране назревала революционная ситуация. В 1840-1850 гг продолжается борьба между либералами-западниками и славянофилами. Первые приписывали России великое будущее, считая её молодой нацией, не

обременённой тысячелетними культурными традициями. Их отсутствие, с точки зрения западником, облегчало процесс перехода страны на западноевропейские пути

развития. Представители: Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин и др. Славянофилы подвергали решительной критике все общественные теории, не опирающиеся на опыт исторического прошлого; они утверждали идею культурно-исторической

самобытности России. Видными представителями славянофильства были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.

Творчество славянофилов:

• Идеализация древней Московской Руси

• Примеры гармонии человека и государства

• Критика городской культуры

• Появляются образы-символы (например: образ Древнего Рима – идея государственного величия; Киев – общественное единство; Новгород – символ прежней

 

славы)

• Близка идея уединения

Громадное значение в духовном развитии русского общества, в литературно-общественной борьбе 40-х годов приобретают журналы. Возникают журналы для читателей

 

разных слоёв общества, например «Чтение для солдат» (1847-1897), «Журнал для воспитанников военно-учебных заведений» (1836-1863), журнал карикатур «Ералаш».

«Отечественные записки», возобновлённые в 1839 году, сразу стали наиболее популярным журналом, в особенности после прихода в него Белинского. Журнал собирал

вокруг себя всё передовое, разоблачая защиту буржуазного общества, пропагандируя утопический социализм. Журнал «Современник» с приходом в 1847 году Писарева и Некрасова начал для себя новую эпоху. Новые издатели дали ярко выраженное демократическое направление,

начав печатание целой серии антикрепостнических произведений натуральной школы (Тургенев «Записки охотника», «Кто виноват?» Герцен).

Теория официальной народности — государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали

консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и

самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать

иностранное влияние.

Творчество И.А. Гончарова 1840-х годов. Роман «Обыкновенная история».

 

В 1842 году Гончаров пишет очерки «Иван Саввич Поджабрин» - в жанре распространённого в литературе 40-х годов физиологического очерка. В очерках даны

юмористические зарисовки быта большого петербургского дома, выразительные образы дворника, слуги, колоритные жанровые сценки. Описательность физиологического

очерка дополняется у Гончарова драматической историей горничной Маши, обманутой барином. В очерках появилась наблюдательность писателя, принуждённый комизм.

Основным конфликтом «Обыкновенной истории» стало столкновение юноши-романтика с человеком буржуазного склада, единоборство племянника и дяди. Молодой дворянин Александр Адуев по окончании университета возвращается в свою усадьбу Грачи, но не задерживается здесь и отправляется в Петербург. Его

влекут романтические идеалы, поэтическая слава. Он живёт абстрактными фантазиями. Детство и юность героя прошли в условиях праздности, безделья, в окружении

слуг и нянек, призванных в любую минуту выполнить любые прихоти. Беспочвенную мечтательность юноши поддерживает и укрепляет его мать. Анна Павловна сулит ему

 

вымолить «и здоровье, и чинов, и крестов, и небесных и земных благ». Другим источником романтической настроенности Александра было университетское

образование, во многом оторванное от реальной жизни. В Петербурге Александра ожидает цепь глубоких разочарований. Дядюшка героя и приобщение к суровой петербургской жизни обнаружили полную несостоятельность его

идеалов, ребячество его мечтаний. Оказывается, стихи его бездарны и никому не нужны. Выясняется, что дружба – в аудуевском понимании – несостоятельна, что

женщины могут обманывать. Пережитые Александром истории с Наденькой и Тафаевой его подтвердили. В финале герой понимает: в его неудачах виновата не «толпа»,

а он сам. Жизнь Адуева-младшего оказалась бесполезной. Гончаров сталкивает племянника саркастическим дядюшкой и показывает ловкое перерождение Александра в финальной части романа. По Гончарову, это перерождение

вполне естественно в условиях чиновничьей канцелярии, мотивированно для индивидуалиста, это достаточно «обыкновенная история». Пётр Адуев противопоставлен Александру Адуеву. Адуев-старший иронизирует по поводу романтической восторженности племянника, саркастически высмеивает его

проекты и иллюзии, непримиримо отвергает его переживания и страсти. Их полемика создаёт многочисленные драматизированные сценки. Другая роль, которую играет дядюшка в произведении, заключается в апологии, дела, инициативы, противопоставленных праздной мечтательности и безделью. Пётр

Адуев наделен рядом положительных качеств. Он не жалеет времени на «вразумление» своего племянника, он весьма умён, образован, высоко ценит искусства,

итирует Пушкина. Он человек деятельный. Однако жизненные задача его весьма ограниченны: его увлекают прежде всего богатство, комфорт и карьера. Высокие

цели он называет бредом. В финале романа, когда Адуев-младший становится искажённым вариантом Адуева-старшего, Гончаров устанавливает жизненный парадокс» «обыкновенной истории»: её

антиподы уподобляются друг другу. В эпилоге сообщается, что Александр женится без любви, но с расчётом. Произведение наносило двойной удар: по романтизму и бездушному буржуазному делячеству, забывающему о человеке. Оно нарисовало образ «героя времени».

Композиция «Обломова»

Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться

Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа

соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг,

ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «он рассказал ему, что здесь

написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?Стремление «к точке зрения» — так выстраивается композиция романа* Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо

искусства», это особый мир, живущий по своим художественным законам. Одним из главных законов композиции является отчетливая мотивированность всех действий,

поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Н.Г.Чернышевского, дает писателю возможность «безукоризненно группировать фигуры», то есть самой

группировкой персонажей отражать жизненную правду. Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана.

Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует об-становку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное

даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку,

которая задает общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра

на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей,

лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе Гончарова почти ничего не происходит, но композиционная

структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна — жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного

письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры но мысли об этом

постоянно отравляют ему существование «Трогает жизнь, везде достает», — сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди

из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, в них нет ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и

пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да потому лишь, что,

во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция

приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточноясно.

8. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщины», основные образы.

 

Обломовщина: инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство.

Во сне Обломова даётся описание Обломовки. С одной стороны, жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью, безмолвием, бездеятельностью, примитивностью,

сосредоточенностью на еде. С другой стороны, в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы, красоте народных праздников, ласке

матери. Возникает некая идиллия.Обломовщина как порождение крепостничества заражала нравственным рабством не только Обломовых, но и окружающих, прививая им свои отрицательные черты. Таков

Захар.

Обломов. Большой выразительностью отличается портрет Обломова, в котором отмечена и приятная наружность и отсутствие сосредоточенности в чертах лица. Целыми

днями лежит он на диване в халате.

Но его характер отличается многосторонностью. Он отличается душевностью, совестливостью, мягкостью, чистосердечием. Он добр, не может причинить человеку зло.

Мечты героя отличаются неосуществимостью, иделличностью. Штольц. Будучи антагонистом героя, он пытается расшевелить друга. С детства в Штольце воспитывалась привычку к труду, самостоятельность, воля к достижению

цели, бесстрашие перед трудностями. Штольц сам пробивает себе дорогу в жизни. Он не отрицает романтических переживаний. Но самое главное его достоинство в

том, что он отрицает любые проявления обломовщины. Именно он точно поставил диагноз болезни друга и нашёл точное слово: «это…обломовщина». Ум Штольца

преобладает над сердцем. Ольга Ильинская. Она является по-настоящему положительной героиней. Её образ развивает действо романа, объединяет центральные мужские образы, выявляет

достоинства и изъяны обоих главных героев-антиподов. Наиболее ярков характер и человеческое обаяние Ольги проявляется во взаимоотношениях с Обломовым.

Обладая нежной и одновременно горячей натурой, она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича. В Ольге возникает желание воскресить интересного для

неё, хотя и безвольного человека. Результатом первой встречи с Ольгой становится распоряжение Обломова протереть у себя окна и смахнуть паутину. После второй

встречи он чувствует прилив душевных сил. Третья встреча и напряжённое восприятие пения девушки рождает первое признание в любви. Все лучшие свойства Ольги

раскрываются в её любви к Обломову: благородство, желание быть «путеводной звездой», решительность, душевная красота. В ней нет ничего буржуазного, её влечёт

к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл. Пшеницына. Женщина из мещанской среды, простая, заурядная, необразованная. Гончаров иногда сравнивает её с лошадью. Субъективно она любит Илью Ильича,

трогательно заботится о нём, обеспечивая покой. Добрая и мягкая женщина нашла в своём преданном чувстве к Обломову смысл своей жизни.9. Роман Гончарова «Обрыв». Изображение «патриархальной идиллии».

В «Обрыве», как и в первых двух романах, Гончаров рисует широкую обобщающую картину русской жизни переломной эпохи. В первой части романа Гончаров рисует облик столичной светлой среды, её бездушный и холодный аристократизм, ханжество и высокомерие высших

дворянско-бюрократических кругов, представленных в романе в образах старого светского жуира Пахотина, эпикурейца-бюрократа Аянова, Беловодовой и другие.

Гончаров считала, что большой свет давно порвал с русскими нравами, русским языком, пропитан эгоизмом и космополитическими настроениями. Аянов – тот же

обломовец, для которого цель жизни – чин тайного советника, спокойная служба с высоким окладом в каком-нибудь ненужном комитете. В образе Беловодовой

представлена стена замкнутости в собственных фамильных преданиях рода.

Малиновка изобр. как типичный оплот патриархальной идиллии, с установившимися обычаями, веками вытраданными ценностями, едиными и для дворян этого поместья,

и для крестьянской избы. Патриархальность эта противится всему новому. Воплощением её в "Обрыве" явл. бабушка. Патриархальность - первобытная простота;

традиционность, консервативность. Некий застой обычаев, взглядов, ценностей, защищаемый такими представителями людей 40-60-х гг., как бабушка.

Особенности общественного процесса 1840-1850-х гг Западники и славянофилы. «Официальная народность».

 

После французской революции 1848 года, которая отозвалась у нас политическим процессом по делу социалистического кружка Петрашевского, в стране наступила

жестокая реакция, вошедшая в историю под названием «мрачного семилетия» (1848-1855).

Система, потерявшая всякий контакт с живой жизнью страны, неминуемо вела общество к катастрофе. Эту катастрофу ускорила начавшаяся Крымская война,

обнаружившая бессилие крепостной России. После смерти Николая 1, в стране назревала революционная ситуация. В 1840-1850 гг продолжается борьба между либералами-западниками и славянофилами. Первые приписывали России великое будущее, считая её молодой нацией, не

обременённой тысячелетними культурными традициями. Их отсутствие, с точки зрения западником, облегчало процесс перехода страны на западноевропейские пути

развития. Представители: Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин и др. Славянофилы подвергали решительной критике все общественные теории, не опирающиеся на опыт исторического прошлого; они утверждали идею культурно-исторической

самобытности России. Видными представителями славянофильства были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.

Творчество славянофилов:

• Идеализация древней Московской Руси

• Примеры гармонии человека и государства

• Критика городской культуры

• Появляются образы-символы (например: образ Древнего Рима – идея государственного величия; Киев – общественное единство; Новгород – символ прежней

 

славы)

• Близка идея уединения

Громадное значение в духовном развитии русского общества, в литературно-общественной борьбе 40-х годов приобретают журналы. Возникают журналы для читателей

 

разных слоёв общества, например «Чтение для солдат» (1847-1897), «Журнал для воспитанников военно-учебных заведений» (1836-1863), журнал карикатур «Ералаш».

«Отечественные записки», возобновлённые в 1839 году, сразу стали наиболее популярным журналом, в особенности после прихода в него Белинского. Журнал собирал

вокруг себя всё передовое, разоблачая защиту буржуазного общества, пропагандируя утопический социализм. Журнал «Современник» с приходом в 1847 году Писарева и Некрасова начал для себя новую эпоху. Новые издатели дали ярко выраженное демократическое направление,

начав печатание целой серии антикрепостнических произведений натуральной школы (Тургенев «Записки охотника», «Кто виноват?» Герцен).

Теория официальной народности — государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали

консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и

самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать

иностранное влияние.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.77 (0.014 с.)