Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Натуральная школа» в русской литературе, ее сущность и значение в развитии реализма.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Появление натуральной школы в русской литературе было исторически обусловлено сближением литературы с жизнью, начавшимся ещё в первом десятилетии 19 века. (Термин «натуральная школа» выдвинул Бугарин с целью цнизить писателей гоголевской школы). Основатель натуральной школы – Белинский.Сочувствие и сострадание бедному, униженному человеку, раскрытие духовного мира «маленького человека» - крестьянина, мелкого чиновника, бедного горожанина, антикрепостнические и антидворянские мотивы – вот отличительные признаки натуральной школы. Жизненная правда, связь литературы с общественной борьбой – лозунги писателей и критиков натуральной школы. Писатели натуральной школы главным содержанием своих произведений сделали воспроизведение народной жизни, правдивое и точное изображение действительности. Преобладающим жанром в первый период развития натуральной школы был очерк, получивший название физиологический очерк. Его особенностью было описание жизни с натуры, так, как она непосредственно протекала у определённых социальных групп населения. Это отражалось даже в заглавиях произведений: «Петербургский шарманщики», «Петербургский дворник», «Ямщик» (главы повести «Тарантас»). Для всех писателей натуральной школы характерны гоголевские приёмы письма: юмор и ирония, применение бытовых деталей для раскрытия характера, использование канцелярского стиля в комических целях и т.д. Физиологический очерк к середине десятилетия перестаёт удовлетворять потребности читателем, на смену ему приходят социальная повесть и роман. Вершинными для развития натуральной школы в 40-е годы были роман Гончарова «Обыкновенная история», повести Салтыкова, первые рассказы «Записок охотника».. Натуральная школа в развитии русского реализма Натуральная школа (термин Булгарина, 1846) – ставка не на гениев, а на обыкновенных, рядовых беллетристов (Герцен, Гончаров, Достоевский, Некрасов). Образовалась в начале 40-х годов на основе русского реалистического направления 30-х годов. Теоретическое обоснование школы – Белинский, статья «Взгляд на русскую литературу 1847 года». «Натуральность стремления к действительности, к жизни, как она есть». Литература попадает под влияние естественных наук. Герцен «Записки молодого человека», Сологуб «Большой свет» - первые произведения натуральной школы. 1845-1848 – расцвет. Начало 50-х – распад (смерть Белинского). Эстетическая программа школы: обращение к русской действительности, интерес ко всему национальному, литература – проводник общественных интересов, господство отрицательного направления, обнажение жизненных противоречий. Жанр физиологического очерка – описание фрагмента действительности во всей полноте. Конфликты: идеологический (сталкивается 2 персонажа с разными взглядами на мир, имеющими отношение к современности – например, «Обыкновенная история», «Кто виноват»), ретроспективное исследование сложившихся аномалий (поступки героев обусловлены обстоятельствами их прежнейжизни – «Кто виноват»), превращение – коренное изменение образа мыслей, мироощущения персонажа, внешне практически не мотивированное, обычно от романтической мечтательности к прагматизму («Обыкновенное чудо»). Герои – «маленький человек», «обыкновенный человек».
4. Творчество А.И. Герцена.
Творчество Герцена началось с повестей в романтической манере и драматических диалогов на социальные и философские темы – «Лициний» и «Вильям Пен». Белинский не одобрил первые произведения Герцена за их условно романтическую форму и мистические тенденции. В конце 1840 года в «Отечественных записках» появилось первое печатное произведение Герцена «Записки одного молодого человека» за подписью Искандер, в дальнейшем ставший псевдонимом писателя. Особо ярко обозначился поворот писателя к реализму в последнем рассказе – «Патриархальные нравы города Малинова». Здесь романтическая патетика, свойственная всем ранним его опытам, уступает место иронии и сатире. Герцен обличает убогое существование Малинова. Малиновцы представлены как толпа людей с узкими понятиями, забывшими всякое достоинство. Им противостоит герой повести Трензинский, мечтающий о счастье человечества. Он быстро поднял благосостояние своих крестьян. Но всё же Трензинский оказался бессильным перед трудностями, сделался скептиком.Над романом «Кто виноват?» писатель работал шесть лет. В своём романе он затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. Он решает эти вопросы в свете идей гуманизма и свободы. В основе романа лежит тяжёлая драма, которую переживают муж и жена Круциферские: мечтательная незаконнорожденная дочь помещика-крепостника Негрова Любонька и восторженный идеалист, домашний учитель Негрова Дмитрий Круциферский. Вторая сюжетная линия связана с трагической судьбой Владимира Бельтова («лишний человек»). Рассказывая о трагической судьбе Круциферского и его жены Любови Александровны, полюбившей Бельтова, писатель вскрывает всю путаницу, которая разбила жизнь этих людей. Он хочет, чтобы учитель знал, кто виноват в трагической судьбе. Виновата самодержавно-крепостническая система. Она представлена в романе генералом в отставке помещиком-крепостником Негровым; уездным предводителем Карпом Кондратьевичем и его женой.Уродливому крепостническому миру в романе противопоставлена Любонька Круциферская. Любонька чувствует любовь к крестьянам, к родной сельской природе. По словам Горького, это первая женщина в русской литературе, поступающая как человек сильный и самостоятельный. Но именно вследствие своей сильной натуры Любонька не могла не разочароваться в своём ограниченном счастье. В постоянном полумраке тихой жизни Любонькаи Бельтов блеснул ярким лучом.Бельтов был действительно человеком богатого духовного и нравственного содержания. В нём отразились типические черты и идейные искания передовой дворянской молодёжи после разгрома декабристов. Его трагедия заключалась в том, что он не мог и ему некуда было приложить свои богатые задатки и познания. Талантливый и думающий человек сделался в крепостническом обществе умной ненужностью. Герцен рисует образ «лишнего человека», показывая столкновение одарённой и умной личности с окружающей отсталой, но сильной в своей косности средой. Роман Герцена был новым и оригинальным не только по богатству идей, но и по художественной манере. Особенность стиля состоит прежде всего в сложном сплетении различных приёмов художественного письма. Своеобразно и композиционное строение романа (это ряд биографий, связанных в одно целое). Из всех повестей Герцена 40-х годов «Сорока-воровка» выделяется наибольшей резкостью и смелостью в раскрытии противоречия между «крещённой собственностью» и её владельцами Ирония служит для разоблачения лицемерия богатого помещика-крепостника. В образе актрисы отражена трагедия русского народа при крепостной системе.Наряду с повествовательными произведениями Герцен вёл дневник и обширную переписку с близкими лицами; всё, что не могло войти в произведения, находило место в этих дневниках и письмах. Деятельность Герцена способствовала пробуждению разночинцев, подготавливала второй этап освободительного движения в нашей стране. 4. «Былое и думы» Герцена. Жанровое своеобразие.Автобиографическая книга. Начинается с рассказов его няньки о мытарствах семьи в Москве 1812 года, занятой французами, заканчивается европейскими впечатлениями 1865-68. Всего 8 частей, первые 5 – воспоминания, остальные – очерки, публицистика. Некоторые главы печатались как самостоятельные
произведения. Сам Герцен сравнивал книгу с домом, который постоянно достраивается, с «совокупностью пристроек, надстроек, флигелей». Первая часть – «Детская и университет» (1812-1834) – описывает жизнь в доме отца. События 1825 года оказали значительное влияние на Герцена. В 1827 он знакомится с дальним родственником Огаревым, будущим поэтом, с которым позже будет вести русскую типографию в Лондоне. Оба любят Шиллера, смотрят на дружбу как на союз политических заговорщиков. Герцен поступает на физмат МГУ. Вторая часть – «Тюрьма и ссылка» (1834-1838). По сфабрикованному делу об оскорблении его величества Герце, Огарев и другие члены университетского кружка арестованы и сосланы. Герцен служит в канцелярии в Вятке. В 1838 его переводят во Владимир. Третья часть – «Владимир-на-Клязьме» (1838-39). Романтическая история любви Герцена и Натальи Захарьиной, незаконной дочери дяди Герцена. Родственники не дают согласия на их брак. Герцен приезжает в Москву, не смотря на запрет, увозит девушку и тайно женится на ней. Четвёртая часть – «Москва, Петербург и Новгород» (1840-47). Описание московской интеллектуальной атмосферы эпохи. Герцен и Огарев сближаются с кружком Станкевича (Белинским, Бакуниным). Далее рассуждает о славянофильстве, западничестве, русской общине и социализме. В 1846 Герцен и Огарев по идеологическим причинам отдаляются от многих товарищей, и Герцен решает уехать из России. Пятая часть – «Париж – Италия – Париж; перед революцией и после неё» (1847-52). Рассказ о первых годах Герцена в Европе, о национально-освободительном движении в Риме, о революции 1848. Воспоминания начинают прерываться очерками и статьями. «Западные арабески» - о гибели западной цивилизации. Единственный выход – в социальном государстве. Заканчивается часть рассказом о последних днях жены, на которую повлияли французская революция и болезнь дочки. В 1851 в кораблекрушении погибают мать Герцена и маленький сын. «Русские тени» - очерки о русских эмигрантах, губящими свои силы, невостребованные в России. Шестая часть – «Англия» (1852-64) После смерти жены Герцен переезжает в Лондон, принимается за типографию и «Былое и думы». Страдает одиночеством, пишет очерки об эмиграции разных стран, о характерах разных национальностей. Седьмая часть. Русская эмиграция, история типографии и «Колокола».Восьмая часть (1865-68) – впечатления от разных стран Европы. Европа – «царство мёртвых», единственное место, где можно жить – Швейцария. Тексты писем от Белинского, Чаадаева. Свою книгу "Кто виноват?" Герцен назвал "романом в двух частях". Но он называл эту книгу и повестью: "Кто виноват?" была первая повесть, которую я написал". Это и был роман в нескольких повестях, имеющих внутреннюю связь, последовательность и единство. "У Искандера, - отмечал Белинский, - мысль всегда впереди"Композиция романа "Кто виноват?" в высшей степени оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романическую форму экспозиции и завязки действия - "Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту". Далее следуют: "Биография их превосходительств" и Биография Дмитрия Яковлевича Круциферскаго". Глава "Житье-бытье" являет я главой из правильной формы повествования, ио за ней следует "Биография Владимира Вельтова".При видимой отрывочности повествования, когда рассказ от автора сменяется письмами героев, выдержками из дневника, биографическими отступлениями, роман Герцена был строго последователен. "Повесть эта, несмотря на то, что она будет состоять из отдельных глав и эпизодов, имеет такую целость, что вырванный лист испортит все", - пашет Герцен. Свою задачу он видел не в том, чтобы "разрешить вопрос", а в том, чтобы его верно обозначить. Поэтому он избрал "протокольный" эпиграф: "А случай сей за неоткрытием виновных предать воле божей, дело же, почислив решенным, сдать в архив, Протокол".Среди героев Герцена нет "злодеев", которые бы сознательно и преднамеренно творили зло своим ближним. Ею гаров - дета века, не лучше и не хуже других; скорее даже лучше многих, а в некоторых из них есть залоги удивительных способностей и возможностей. Даже генерал Негров, владелец "белых рабов", крепостник а деспот по обстоятельствам своей жизни, изображав как человек, в котором "жизнь задавила не одну возможность". Мысль Герцена была социальной по существу, он изучал психологию своего времени а видел прямую связь характера человека с его средой. Герцен называл историю "лестницей восхождения". Эта мысль означала прежде всего духовное возвышение личности над условиями жизни определенной среды. Так, в его романе "Кто виноват?" только гам в тогда личность заявляет о себе, когда она отделяется от -своей среды; иначе ее поглощает "пустота" рабства и деспотизма. И вот на первую ступень "лестницы восхождения" вступает Круциферский, мечтатель и романтик, уверенный в том, что в жизни нет ничего случайного. Он подает руку Любе" дочери Негрова, помогает ей "подняться". И она поднимается вслед за ним, но ступенькой выше. Теперь она видит больше, чем он; она понимает, что Круциферский, робкий и смятенный человек, не сможет больше сделать ни шагу "вперед и выше", А когда она поднимает голову, то взор ее падает на Бедь-това, который был на той же "лестнице" гораздо выше, чем она. И Люба сама протягивает ему руку... "Красота и вообще сила, но она действует по какому-то избирательному сродству", - пишет Герцен. То же он мог бы сказать и об уме. Вот почему Любовь Круциферская и Владимир Бельтов не могли не узнать друг друга: в них было 8ТО сродство, которое действует избирательно. Все то, что было известно ей лишь как острая догадка, ему открывалось как цельЪое знание. Это была натура "чрезвычайно деятельная внутри, раскрытая всем современным вопросам, энциклопедическая, одаренная смелым и резким мышлением". Но в том-то,и дело, что эта встреча, "случайная" и вместе с тем "неотразимая", ничего не изменила в их жиЗни, а лишь увеличила тяжесть действительности, внешних препятствий, обострила чувство одиночества и отчужденности. Жизнь, которую они хотели изменить своим "восхождением", была неподвижна и неизменна. Она похожа на ровную степь, в которой "ничто не колышется". Первой это почувствовала Люба, когда ей показалось, что она вместе с Круциферским потерялась среди безмолвных просторов: "Они были одни, они были в степи". Герцен разворачивает метафору и применительно к Бельтову, выводя ее из народной пословицы "Один в поле не воин": "Я точно герой народных сказок... ходил по всем раа-путьям и кричал: "Есть ли а поле жив человек?" Но жив челоч век не откликался... Мое несчастье!.. А один в поле не ратник. Я и ушел с поля..." "Кто виноват?" - интеллектуальный роман. Его герои - люди мыслящие, но у них есть свое "горе от ума". И состоит оно в том, что со всеми своими "блестящими идеалами" они принуждены были шить "в сером свете", оттого и мысли их кипели "в действии пустом". Даже гениальность не спасает Бельтова от этого "мильона терзаний", от сознания того, что "серый свет" сильнее его "блестящих идеалов", если его одинокий голос теряется среди безмолвия "степи".В этой повести Герцен говорил не. только о "внешних преградах", но и о внутренней слабости человека, воспитанного в условиях рабства. "Кто виноват?" - вопрос, который не давал однозначного ответа. Недаром поиски ответа на гер-ценовскнй вопрос занимали самых выдающихся русских мыслителей - от Чернышевского и Некрасова до Толстого и Достоевского. "Сорока-воровка" - самая известная повесть Герцена с очень сложной внутренней театральной структурой. Сначала на сцене появляются три беседующих лица - "славянин", "европеец" и "автор". Потом к ним присоединяется "известный художник". И сразу, как бы в глубине сцены, поднимается второй ранавес, и открывается вид на театр Скалинского. Причем "известный художник" переходит на эту вторую сцену в качестве действующего лица Но и это еще не все. В театре Скалинского есть своя сцена, на которой, в самой глубине и в центре этой тройной перспективы, в возникает фигура главной героини, выступающей в рола Айеты из знаменитой в те годы пьесы "Сорока-воровка" [В 1816 году была написана Кенье и д'Обиньи пьеса "Сорока-воровка", а в 1817 году Дж. Россини создал оперу по мотивам этой пьесы]. Рассказ был написав в самый разгар споров между западниками и славянофилами. Герцен вывел ах аа сцену как самые характерные типы времени. И предоставил возможность каждому высказаться сообразно со своим характером и убеждениями. Рассказ посвящен М. Щепкину, он и является на "сцене" под именем "знаменитого художника". Это придает "Сороке-воровке" особенную остроту. Ведь и щепкин был крепостным; его случай избавил от рабства.весь рассказ о крепостной актрисе был вариацией на тему "Сороки-воровки", вариацией на тему о виноватых 6eз вины... Анета из "Сороки-воровки" по своему характеру и по своей судьбе очень близка к Любе Круциферской из романа "Кто виноват?". И для нее пробуждение обернулось гибелью. Вот правда, перед которой умолкают споры: "Молодые яюди молчали: они представляли прекрасную надгробную группу Анете", Это был драматический финал герценовской повести.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.01 с.) |