Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэма Некрасова «Мороз, Красный нос».

Поиск

 

Поэма проникнута знанием русского человека и русской жизни. Поэма поражает как раз концентрированностью и сжатостью, не описанием быта, а ощущением его.

Разные стороны жизни народа, его психологии встают за кратким упоминанием, иногда за одним точным определением. На первый взгляд произведение Некрасова может показаться не слишком масштабным: ведь речь идёт об одной крестьянской семье и, по сути, об одном, хотя и

драматическом, эпизоде из её жизни. Рассказ о жизни крестьянской семьи стал этапом в художественной летописи целого народа. Первоначально она была задумана как рассказ о смерти крестьянина. В процессе работы складывалось эпическое произведение, на первый план которого вышла

героиня.

В первой части в центре она – женщина. Однако начав рассказ о жене умершего крестьянина, поэт сразу же уходит от деталей, от быта, переводя наши мысли и

чувства в область глубоких раздумий о русской жизни, о судьбе русской женщины.

Не просто житейский рассказ ведёт поэт, а живописует национальный тип. Вот почему так значима здесь жизнь, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.

Мы видим родителей Прокла, предавшихся человеческой скорби.Герои поэмы немногочисленны, но значимости произведения как эпопеи народной жизни это не снижает, так как немногие эти герои есть типы крестьянской,

народной, национальной жизни. В то же время то обстоятельство, что героев немного, позволило нарисовать их полно и выявить главный идейный пафос поэма как

героического произведения, который с особой полнотой раскрывается во второй части. Здесь в центре образ Дарьи, мир её мыслей, чувств, настроений. Они

переданы то как воспоминания, то как мечты, то в реальности, то в состоянии забытья. Картины светлого радостного труда с любимым мужем и детьми впечатляют

тем больше, что мы воспринимаем их на фоне уже совершившийся трагедии смерти Прокла и ещё свершающейся трагедии гибели самой Дарьи.

Некрасов возвращает нас к прасюжету народной сказки, к мифу, где выступал могучий и величественный образ духа природы. Мороз в поэме не просто аллегория,

выдумка, ибо за ним, как в древнем эпосе, стоит целое народное мироощущение. Вот каким силам становится сопричастна героиня в поэме.

 

 

КОРАБЕЙНИКИ И МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС (15 и 16 вместе)))!!!!!!!!!!

Жанровое новаторство «крестьянских» поэм Н.А.Некрасова(«Коробейники», «Мороз Красный нос»).

«Коробейники»(1861)- первая народная поэма, великолепная стилизация. В ней поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его творчество было

адресовано в основном читателю из образованных слоев общества. В «К.» есть и любовь и тоска разлуки, и насильственная смерть.В "Коробейниках" он

смело расширил предполагаемый круг своих читателей и непосредственно обратился к народу, начиная с необычного посвящения: "Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни

 

Шоды,Костромской губернии)". Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии "Красные книжки" и распространял ее в

народе через коробейников - торговцев мелким товаром."Коробейники" - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый

Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного

времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами

народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой

торжествует искусство некрасовского "многоголосия", искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней -

"Коробушкой". Главные критики и судьи в поэме - не патриархальные мужики, а "бывалые", много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые

типы "умственных" крестьян, деревенских философов и политиков. Некрасов поднял в поэме вопрос о народном языке и стиле применительно к большому жанру поэмы-

концепция некрасовской народности.

"Мороз, Красный нос" 1863-след. Поэма, обращалась тоже к проблемам народности. Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не

выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так

как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего

влияние на судьбу нации. Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил,но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со

смертью крестьянина, с потерей "кормильца и надежи семьи", уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на

многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной

традиции. Семья - основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого.

Идея семейного, родственного единения возникла перед нами как самая насущная еще на заре русской истории. И первыми русскими святыми оказались не

герои-воины, а скромные князья, братья Борис и Глеб, убиенные окаянным Святополком. Уже тогда ценности братской, родственной любви возводились у нас

в степень национального идеала. Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз,

показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным

монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу

войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность,

достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную

красоту. Мороз-воевода- вносит в поэму элемент сказочной фантастики.

 

 

17. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья, образы «счастливцев».

Задача поиска счастливого тесно сопрягается в поэме с двумя проблемами: освещением результатов крестьянской реформы 1861 года и осмыслением сути счастья, как

его понимают встреченные странницами люди, сами мужики и автор. В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными. В зарисовке «За городом» поэт противопоставляет беднякам «сильных и сытых». В «Размышлениях у парадного подъезда» Некрасов констатирует: «счастливые глухи к

добру». В поэме «Несчастные» упоминаются жилища «счастливцев мира». Ныне же они, эти «счастливцы», испытывают глубокое разочарование. И чтобы доискаться до

истинных причин этого парадоксального положения, пытливые странники бродят по дорогам России, ища новых и новых встреч с представителями всех социальных её

слоёв. Параллельно в поэме идёт глубинное осмысление природы и основ счастья, тех начал, из которых оно слагается. Та трактовка счастья, которую предлагает

крестьянам поп – «покой, богатство, честь», - по здравом размышлении правдоискателей оказывается несостоятельной, поскольку за этими мнимыми слагаемыми

счастья нередко стоят праздность, грабёж, бесчестье.Принципиально иное понимание счастья странники встречают в гуще народной, где ценится труд, свобода, заступничество за обездоленных, красота, дар жизни,

атеринство, семейное благополучие, доброта. Мудрую мысль высказывает дьячок, что «счастие не в пажитях…не в дорогих камнях», а в вере, в христианском

чувстве любви. Каменотёс вносит свою лепту в народное представление о счастье: оно в здоровье, силе и неустанном труде. Наконец, читатели некрасовского эпоса

узнают о новом толковании счастья: оно в самоотверженном служении землякам, всему народу, Отчизне. В этой связи в поэме рисуется подлинный счастливец из

разночинной среды – Гриша Добросклонов, о переживаниях которого так и не довелось узнать странствующим мужикам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.009 с.)