Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянская тема.

Поиск

 

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1.

Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос»);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с

1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого

начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно

мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси?

Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога

сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам. Некрасов чётко наметил схему по которой должен был развиваться сюжет и

находиться ответ в повторяющимся рефрене. Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»— итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив

работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным,

подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной

жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом

пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. Уже зачин поэмы «В каком году

— рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской

земле.Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали

счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень,

названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть — “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые

м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. 2я часть — “Крестьянка”.

В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с

крестьянами убеждаемся, что “не дело — между бабами счастливую искать!”. 3я часть — “Последыш”— посвящена описанию жизни помещика послереформенной России.

Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора,

талант.

Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка — Гришу

Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” — гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней

главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует

авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков,

 

например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские

идеи несет и странник Иона.Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году —

рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь — зачин, характерный для русских былин и

сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! Сам ритм поэмы

близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре:

уменьшительно-ласкательные — хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место

 

занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в

поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой лит-ре. Финал: происходит

окончательное изменение в осмыслении счастья: у каждого из героев поэмы свои личные представления о счастье, автор же приводит нас к идее счастья всеобщего,

хотя финал поэмы открыт в будущее и не разрешен до конца. Это один из признаков эпопеи как жанра.

20. Роман Тургенева «Рудин». Работу над “Рудиным” Тургенев начал в 1855 году. Сначала роман назывался “Гениальная натура”. Под гениальностью Тургенев понимал

способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под натурой — твердость воли, острое чутье к потребностям общественной

жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворять Тургенева, поскольку по отношению к Рудину оно зазвучало иронически: “натуры” в нем вышло

мало, не хватало воли к практическому делу, хотя “гениальность” в нем была. Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и

среди читателей. Критик “Отечественных записок” рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы — Онегина, Печорина,

Бельтова. Но ему возражал Чернышевский, отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи. Главный герой романа во многом

автобиографичен: это человек тургеневского поколения, который получил хорошее философское образование за границей. Характер Рудина раскрывается в слове. Он —

гениальный оратор. В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою

жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Просвещение, наука, смысл жизни — вот о чем говорит Рудин так увлеченно,

вдохновенно и поэтично. Высказывания главного героя произведения вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к героическим свершениям. Не признает достоинств

Рудина лишь Пигасов от обиды за свое поражение в споре.

Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о

будущем, о смысле жизни, о назначении человека — и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно

одного возражения удивленной Натальи — и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор в душе читателя уже посеял

сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения — с поступками.

Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию любовью. Это чувство у Тургенева — то светлое, то трагичное и

разрушительное, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут-то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи его полны

энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем сердце и душу. Преобладание в главном герое рационального начала ощущается нами уже в сцене

первого любовного признания.

В романе главному герою противопоставлен Лежнев: Рудин красноречив —Лежнев обычно немногословен; Рудин не может разобраться в самом себе — Лежнев превосходно

 

понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря своему душевному такту и чуткости; Рудин ничего не делает — Лежнев всегда чем-то занят.

Но Лежнев не только антипод Рудина, он еще и оценивает главного героя, причем его оценки неодинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они

 

помогают читателю понять сложный характер героя и его место в жизни.

В Рудине отражена трагическая судьба человека тургеневского поколения.

Уход от реальности не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной жизни.

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из его письма к Наталье: “Я кончу тем, что пожертвую

 

собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду...”

Сюжетное развитие романа «Рудин» отличается лаконизмом, точностью и простотой. Действие укладывается в короткий временной срок. Впервые главный герой,

Дмитрий Николаевич Рудин, появляется в поместье богатой барыни Дарьи Михайловны Ласунской. Встреча с ним становится событием, привлекшим самое

заинтересованное внимание обитателей и гостей имения. Складываются новые взаимоотношения, которые драматически прерываются. Спустя два месяца развитие сюжета

продолжается и снова укладывается меньше чем в два дня. Дмитрий Рудин объясняется в любви Наталье Ласунской, дочери хозяйки имения. Эту встречу выслеживает

приживал Пандалевский и доносит ее матери. Разгоревшийся скандал делает необходимым второе свидание у Авдюхина пруда. Встреча заканчивается разрывом

влюбленных. В тот же вечер герой уезжает.

На втором плане, параллельно, в романе разворачивается другая любовная история. Соседний помещик Лежнев, товарищ Рудина по университету, объясняется в любви

и получает согласие молодой вдовы Липиной. Таким образом, все события происходят в течение четырех дней! В композицию входят элементы, призванные раскрыть характер и историческое значение образа Рудина. Таков своеобразный пролог, первый день повествования. На

протяжении этого дня появление главного персонажа тщательно подготавливается. Роман не заканчивается расставанием Рудина с Натальей Ласунской. За ним следует

и два эпилога. Они дают ответ на вопрос, что стало с героем дальше, как сложилась его судьба. Мы еще дважды встретимся с Рудиным – в русской глубинке и в

Париже. Герой по-прежнему скитается по России, с одной почтовой станции на другую. Его благородные порывы бесплодны; он – лишний при современном порядке

 

вещей. Во втором эпилоге Рудин героически гибнет на баррикаде во время парижского восстания 1848 года.Гениальность» и «натура» в образе РудинаИван Сергеевич Тургенев (1818-83). «Рудин» (1855). В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, богатой помещицы, бывшей столичной львицы, ждут некоего барона, эрудита и знатока философии. Собрались

 

Пигасов (небогатый, циничный человек), Пандалевский (учитель детей Ласунской), и юная Наталья Ласунская. Вместо знаменитости приезжает Дмитрий Николаевич

Рудин, 35 лет, одет заурядно, неправильное, но выразительное и умное лицо. Завязывается беседа, Рудин спорит с Пигасовым. Рудина просят рассказать о себе, и

он, обладая красноречием, всех покоряет. Рудин остаётся ночевать у Ласунской и на утро она начинает за ним ухаживать. Проходит 2 месяца, Рудин живёт у

Ласунской, которая рада его обществу, т.к. после столицы провинциальное общество ей наскучило. Рудин проводит много времени с Натальей, беседует с неопытной

девушкой, которая жадно слушает его монологи. В конце концов, Рудин признаётся ей в любви, и она отвечает ему тем же. Наталья рассказывает обо всём матери,

но та не даёт благословения на такой брак. Девушка хочет идти против матери, но Рудин трусит и ему приходится уехать. Спустя 2 года Наталья соглашается выйти

замуж за Волынцева. Рудин в это время скитается по стране, нигде не находит себе занятия, во всём терпит неудачу. 26 июля 1848 во время французской революции

 

на баррикаде возникает фигура седого человека с саблей и знаменем в руках. Его пристреливают. Это был Рудин. Рудин – образованный человек, но он не замечает, что не понимает людей. Не может выдержать испытание любовью. Его сердце очерствлено образованностью, он всё

анализирует и сравнивает. После отъезда от Ласунской он начинает заниматься практичными делами, но пытается сделать невозможное – сделать реку пригодной для

судоходства, перестроить систему преподавания в гимназии – он парит в облаках. Лежнев – его антипод, он наоборот жмётся к земле. Рудин – богато одарённый

человек, стремится к истине, любит философию, блестящий оратор и полемист. Но на нём лежит печать исторической обречённости, он не готов к практической

деятельности, похож на Манилова – не может довести начатое до конца. Тургеневу близок Лежнев – практичный человек. Тургенев испытывает героя любовью.

Противоречивой натуре Рудина противопоставлена цельность и мужественность Натальи Ласунской. В момент объяснения с ней Рудина как будто подменяют – в его

обычно страстных монологах появляется слабость и безволие. Финальная сцена – гибель Рудина на революционной баррикаде – подчёркивает трагизм и историческую

обречённость характерного героя романтической эпохи. Прототипом Дмитрия Рудина стал Бакунин – радикальный западник и анархист. Поэтому герой и получился

личностью противоречивой, так как сам Тургенев противоречиво относился к Бакунину, с которым был дружен в юности, и не мог оценивать его абсолютно

беспристрастно.

 

21. Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1858-1859). Проблематика и поэтика. После выхода романа «Рудин», Тургенев задумывает новый роман. Писатель

очень долго обдумывал сюжет повести, в течение длительного времени не принимался за нее, все вертел сюжет в голове, как сам Тургенев напишет на обложке

рукописи. Центральной проблемой повести стала проблема нравственного долга. Забыв о нравственном долге, личность впадает в пучину индивидуализма, считает

Тургенев, и навлекает на себя возмездие в лице законов природы, стоящих на страже мировой гармонии. В «Дворянском гнезде» проблема нравственного долга

получает социально-историческое обоснование. Эта повесть - последняя попытка Тургенева найти героя своего времени в дворянской среде. Во время создания

романа революционеры-демократы и либералы еще выступали вместе в борьбе против крепостного права. Но признаки будущего разрыва, который произошел в 1859

году, уже были заметны и тревожили Тургенева. Эта тревога нашла отражение в содержании романа. Тургенев понимал, что русское дворянство подошло к переломному

моменту, к определенному рубежу, за которым будет ясно, сможет ли оно удержать роль ведущей исторической силы. В центре произведения, на первый взгляд, история, далекая от исторических преобразований, - история любви Лизы и Лаврецкого. Герои встречаются, у них

возникает симпатия друг к другу, потом - любовь, они боятся признаться в этом самим себе, потому что Лаврецкий связан браком. Лаврецкий - то герой,

воплотивший в себе лучшие качества патриотически и демократически настроенного русского дворянства. Он появляется в романе не один, а вместе с историей

своего рода. В «Дворянском гнезде» Тургенева интересуют злободневные вопросы современной жизни, он вверх по течению реки доходит до ее истоков. Поэтому и

герои романа показаны с их «корнями», с той почвой, на которой они выросли. Речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, но и об исторической судьбе

целого сословия. Недаром родословная героя рассказана от самого начала - с XV века. Тургенев критикует дворянскую беспочвенность, его отрыв от народа, от

родной культуры, от русских корней. Но Лаврецкий не только потомственный дворянин, он также и сын крестьянки. Он этого никогда не забывает, ощущает в себе

«мужицкие» черты, и окружающие удивляются его необыкновенной физической силе. Впервые Тургенев много места уделяет предыстории героев. Тургеневу были близки и понятны герои, вышедшие из дворянских гнезд; он относится к ним и изображает их с трогательным участием. Это нашло отражение в

подчеркнутом психологизме образов главных действующих лиц (Лаврецкого и Лизы Калитиной), в глубоком раскрытии богатства их духовной жизни. Любимые герои

 

писатели способны тонко чувствовать природу и музыку. Для них характерно органическое слияние эстетического и нравственного начал.Важное место занимает в «Дворянском гнезде» лирическая тема России, сознание особенностей ее исторического пути. Эта проблематика наиболее отчетливо выражена

в идейном споре Лаврецкого с «западником» Паншиным. Показательно, что Лиза Калитина полностью на стороне Лаврецкого: «Русский склад ума ее радовал».

Нравственная проблематика «Дворянского гнезда» тесно связана с двумя повестями, написанными Тургеневым ранее: «Фаустом» и «Асей». Столкновение таких понятий,

как долг и личное счастье, определяет существо конфликта романа. Сами эти понятия наполняются высоким нравственным и, в конечном счете — общественным

смыслом, становятся одними из важнейших критериев оценки личности.

 

 

22. Роман И.С. Тургенева «Накануне». Проблема поиска «идеала». Художественное осмысление проблемы деятельного начала в человеке Иван Сергеевич Тургенев дал в

романе «Накануне». В произведении заложена «мысль о необходимости сознательно-деятельных натур» для движения общества к прогрессу. Инсаров же возвышается над

всеми действующими лицами романа (исключая Елену - с ней он вровень). Он возвышается как герой, вся жизнь которого освещается мыслью о подвиге. Самой

привлекательной чертой Инсарова для автора является любовь к родине — Болгарии. Душа его полна одним чувством: состраданием родному народу, находящемуся в

турецкой кабале. Все произведение И. С. Тургенева проникнуто «величием и святостью» идеи освобождения страждущей отчизны. Инсаров — своеобразный идеал

самоотречения. Его в высшей степени характеризует самоограничение, наложение на себя «железных цепей долга». Он смиряет в себе все другие желания, подчиняя

свою жизнь служению Болгарии. Однако его самоотречение отличается от смирения перед долгом Лаврецкого и Лизы Калитиной: оно имеет не религиозно-этическую, а

идейную природу. В соответствии с принципом объективного отображения действительности Тургенев не хотел и не мог затушевать те качества (пусть и не всегда

привлекательные), какие виделись ему в герое — не абстрактном образе, а в живом человеке.

В «Накануне» явственнее, чем в других романах Тургенева, ощущается присутствие самого автора, его раздумий и сомнений, слишком ясно отраженных в раздумьях

многих персонажей, в их помыслах и интересах. Тургенев выразил себя даже в тихой и светлой зависти к любви главных героев.Есть один потаенный сюжет в романе «Накануне», никак не связанный с общественно-политическими борениями в предреформенной России. В поступках, размышлениях,

высказываниях героев постепенно совершается развитие авторской мысли о счастье. «Жажда любви, жажда счастья, больше ничего,— похвалил Шубин...— Счастья!

Счастья! Пока жизнь не прошла... Мы завоюем себе счастие!». Недаром вопросы эти заданы в самом начале романа, они требуют ответа. Дальше каждый из героев

будет находить свое счастье. Шубин — в искусстве, Берсенев — в занятиях наукой. Инсаров не понимает личного счастья, если родина в скорби. Счастье и долг,

таким образом, совпадают. И оно вовсе не то разъединяющее благополучие, о котором говорит в начале романа Берсенев. Но позже герои осознают, что даже их

альтруистическое счастье греховно. Перед самой смертью Инсарова Елена ощущает, что за земное — какое бы оно ни было — счастье человек должен нести наказание.

Для нее это — смерть Инсарова. Автор раскрывает свое понимание закона жизни: «...счастье каждого человека основано на несчастии другого».Нет ответа и на вопрос, звучащий в самом названии романа — «Накануне». Накануне чего? Возможно, в появлении русских Инсаровых. Гениальность же Тургенева

заключается в том, что он сумел увидеть актуальные проблемы времени и отразить в своем романе, не потерявшем свежести и для нас. Сильные, смелые,

целеустремленные личности нужны России во все времена.

23. Роман Тургенева «Отцы и дети». Сюжет и композиция. Само название "Отцы и дети" подсказывает, что роман построен на антитезе - большую роль играют споры

героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги.

В центре повествования фигура Базарова, и романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы он не участвовал; и в двадцати восьми глав

он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров - кончается роман. Сопоставление героя с другими персонажами произведения раскрывает его и добавляет новых

штрихи к портрету. Но в романе образ Базаров оказывается масштабнее любого из действующих лиц, и в результате Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или

группу героев, а саму жизнь.

Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька - и в ту же обстановку, в схожие ситуации, к

тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, безуспешно пытающийся

отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией.

Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров

последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа.

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую "попробуй отрицать", она сама "тебя отрицает", и в эпилоге нигилизм Базарова

показывает всю свою несостоятельность перед законами жизни.Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Молодые люди

отдыхают. Аркадий «сибаритствует» после защиты диплома, Базаров – на каникулах продолжает опыты. То они в Марьино, то заглянут в «небольшую деревушку»

родителей Базарова, то вдруг сорвутся в губернский город, то к новой знакомой Анне Сергеевне в Никольское проедутся. Сюжет тургеневского романа предвосхищает

заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают. А в это время

слагается их счастье, и разбиваются их жизни». В предшествовавших романах героя судили люди – намеренно и не всегда беспристрастно. Пользуясь правом старой

дружбы (Лежнев), любви (Наталья) или жизненной мудрости (Пигасов) выступали герои в оппозиции Рудину. В «Отцах и детях» никто, кроме Павла Петровича, не

стремится опровергать намеренно идеи Базарова. И, тем не менее, основы его мировоззрения подвергаются серьезнейшей проверке. Против выступает сама правда

жизни, обычный порядок вещей. Это любовь (во всех проявлениях), дуэль, наконец, смерть.

 

24. Роман Тургенева «Отцы и дети». Проблематика, образная система. Роман "Отцы и дети ” создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских

восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую

реформу. Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на

противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и

другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне. Уже в названии отражена одна из таких проблем — взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали

между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять “отцов”, их

жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. “Да стану я их баловать... Ведь это

все самолюбие, львиные привычки, фатовство...”. По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно

поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к “бесполезной” природе. Он считает, что гораздо полезнее

 

отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. “В теперешнее время полезнее

всего отрицание — мы отрицаем”, — говорит Базаров.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться (“Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы...

искусство...”). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе. Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.

В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим

влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и

аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство

натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления. Расхождения проявляются уже в портретах героев. Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные

испытания. И сильнейшее из них — испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. Анна Сергеевна Одинцова

отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства. А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему. Базаров — сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он

предлагает своему герою — смерть. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг

теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу.

Известно, что И.С.Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной

 

сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров — мое любимое детище".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.012 с.)