Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лирическая героиня Марины ЦветаевойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Судьба Цветаевой трагична. Она родилась 26 сентября 1892г. в Москве. Отец, Иван Владимирович, был профессором-искусствоведом, основал Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Мать, Мария Александровна, была талантливой пианисткой, она обучала дочь музыке. Марина начала писать стихи с пяти лет. В 1912 г. Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона. Во время Гражданской войны он принял сторону белых, после поражения добровольческой армии Сергей вынужден был покинуть страну. В 1921г. вслед за мужем эмигрировала и Марина. Цветаева не примыкала к влиятельным политическим и литературным направлениям. За границей она испытала одиночество, непонимание, непризнание ее произведений, нищету и унижения. В 1939г. Цветаевы вернулись на родину. Но в России она и ее творчество оказались ненужными, муж и дочь Марины были арестованы, сама она во время войны была эвакуирована в Елабугу и там покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941г. Цветаева - поэт, не похожий на других и обреченный на непонимание. Ее лирическая героиня одинока в своем противостоянии обществу. Она - романтическая героиня. Марина, несмотря на это, верила, что когда-нибудь ее стихи будут поняты. Несмотря на высокие оценки известных поэтов, ни до революции, ни после нее, ни в эмиграции творчество Цветаевой не было известно широкому кругу читателей. Вернувшись в СССР, Марина была вынуждена заниматься переводами, на родине ее стали публиковать только в 60-е годы, почти через 20 лет после смерти. Но, несмотря на это, Цветаева никогда не прекращала писать. Один из циклов стихотворений о творчестве «Стол» изображает искусство как ремесло, тяжелый труд. Цветаева не могла жить без стихов, в любой ситуации находила время для поэзии, ею преодолевала жизнь. Она писала стихи в любых условиях – в болезни, в отчаянии, в нищете. Для нее это было естественным образом жизни. * Марина Цветаева в сознании отечественного читателя предстает гордой и одинокой, противостоящей веку или — конкретнее — системе. Возможность такого противостояния оплачивается самой высокой ценой — ценой жизни. Сегодня по документам, письмам, воспоминаниям подробно восстановлены обстоятельства последних лет и последних дней жизни М. Цветаевой. Равнодушие к ее судьбе литературных чиновников и писателей, непростые отношения с сыном, депрессия — все это вело к трагическому финалу. Как и при объяснении самоубийства С. Есенина, В. Маяковского, делается попытка выявить роль «карающих органов» власти. Все эти расследования не могут повлиять на убеждение в том, что трагедия была неизбежна. Тем важнее понять, в чем секрет поэтической силы М. Цветаевой, что делает ее непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с А. Блоком, А. Ахматовой, Б. Пастернаком, О. Мандельштамом, В. Маяковским. Все исследователи и биографы подчеркивают прежде всего неординарность личности М. Цветаевой. Стихи она начала писать рано. Да и бунтарский дух ее, мятежность тоже проявились еще в отрочестве. За бунтарство и, соответственно, дурное влияние на сверстниц ее дважды исключали из гимназии. На всю жизнь сохранился в М. Цветаевой юношеский максимализм и в дружбе, и в творчестве, и в любви. С детства она боготворила Пушкина, считая себя именно ему обязанной «страстью к мятежникам». Противостояние жизни, противопоставление себя другим — спокойным, покорным, благополучным — постоянный мотив в стихах Цветаевой: Другие — с очами и с личиком светлым. А я-то ночами беседую с ветром. Не с тем— италийским Зефиром младым,— С хорошим, с широким, Российским, сквозным. («Другие — с очами и с личиком светлым...», 1920) Культ Наполеона в юности, очевидно, тоже объясняется увлечением сильной личностью, вставшей «против всех». Жажда жизни, готовность к «поединку» с ней «на равных» характеризовала и настроения в стихах, и особенности лирической героини: Я жажду сразу всех дорог! Чтоб был легендой — день вчерашний. Чтоб был безумьем — Каждый день. («Молитва», 1909) Небывалая энергия, подчеркнутая напряженность, свобода от условностей повседневной жизни воплощалась в особенностях стиля и в жанровых формах. Мятежный дух отразился прежде всего в любовной лирике. Чувства лирической героини настолько сильны, что устоять перед ними нельзя. Ее любовь не назовешь «комнатной», страдание лишь подчеркивает силу: Перестрадай же меня! Я всюду — Зори и руды я, хлеб и вздох. Есть я и буду я, и добуду Губы — как душу добудет Бог. («Провода», 1923) В своем вызове героиня готова предстать «острожной красавицей» — у нее «гордый вид» и «бродячий нрав»: Целоваласьс нищим, с вором, с горбачом, Со всей каторгой гуляла — нипочем! Алых губ своих отказом не тружу. Прокаженный подойди — не откажу. («Целовалась с нищим, с вором, с горбачом...», 1920) Экспрессия подчеркивала «вольный», а не «пленный» дух героини. Г. Адамович писал, что стихи М. Цветаевой «эротичны в высшем смысле этого слова, они излучают любовь и любовью пронизаны, они рвутся к миру и как бы пытаются заключить, весь мир в объятья». Поэт, по М. Цветаевой,— «утысячеренный человек». Его любовь несоизмерима с переживаниями обыкновенных людей. В характеристике М. Цветаевой важно ее понимание Времени, ее отношение к современности, умение связать реальность сегодняшнего дня с вечностью. По-настоящему серьезно современность стала осознаваться М. Цветаевой в годы Первой мировой войны, затем нагрянули революция и гражданская война. Ее муж — Сергей Эфрон — был на фронте. М. Цветаева металась через «взвихренную» Русь — из Коктебеля в Москву, к оставленным там детям. В Москве она отдала дочерей в приют, где младшая дочь умерла, а старшую она забрала домой и едва выходила. Резко негативный образ «свободы» дан в стихах 1917 года (еще до Октября):
Свобода — Прекрасная Дама Маркизов и русских князей... Свобода — гулящая девка На шалой солдатской груди. («Из строгого, стройного храма...»)
Л. Козлова в своей работе о М. Цветаевой приводит выдержки из ее писем 1923 года с воспоминаниями о впечатлениях революционных лет: «...Москва 1917 г.— 1919 г.— что я, в люльке качалась? Мне было 24—26 лет, у меня были глаза, уши, ноги: и этими глазами я видела, и этими ушами я слышала...» Она отрицала насилие, «во имя чего бы оно ни было». «Быть современным,— утверждала М. Цветаева,— значит творить свое время, а не отражать его. Да, отражать его, но не как зеркало, а как щит. Быть современным — творить свое время, то есть с девятью десятыми в нем сражаться». Авторы работ о М. Цветаевой, написанных в советские годы, пытались найти в ее стихах и в прямых высказываниях признание революции. Пусть оно пришло не сразу, как писал В. Орлов, но важно, что пришло и стало одной из причин возвращения на родину. Решилась на возвращение М. Цветаева, потому что в Союз уехали муж и дочь и рвался туда сын. Ее восприятие революции в конце 30-х годов вряд ли могло измениться. Как писал в статье о Цветаевой И. Бродский («Новый мир»,— 1991.— № 2), «она совершила нечто большее, чем не приняла революцию. Она ее поняла». Понимание касалось России, ее судьбы. В стихотворении на смерть Р. М. Рильке, создавая образ «того света», М. Цветаева проводила прямую аналогию: Связь кровная у нас с тем светом. Кто На Руси бывал — тот свет на этом Зрел.
Слова эти продиктованы, размышляет И. Бродский ясным со знанием трагичности человеческого существования вообще – пониманием России как абсолютного к нему приближения Можно ли вернуться В дом, который срыт? Той России — нету, Как и той меня. («Страна», 1931)
Связь с родиной воспринималась не на уровне политики и географии: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти к крови». М. Цветаеву пугало сознание совершенного одиночества в мире отсутствие дома: «Здесь я не нужна. Там невозможна»:
Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — ГДЕ совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма. («Тоска по родине! Давно...», 1934)
Но на самом деле далеко не «все равно» и не «все едино» Потому звучит в стихах щемящая нота тоски и любви: Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст. И все — равно, и все — едино. Но если по дороге — куст Встает, особенно рябина...
М. Цветаева эмиграцию трактует вне зависимости от того где поэту приходится жить. Сама миссия поэта вынуждает его к противостоянию, оппозиции: «Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России. Эмигрант царства небесного и зеленого рая природы. На поэте - на всех людях искусства... особая печать неуюта» Такая позиция не может дать душевного комфорта, но позволяет стать отражением времени: «Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью». Не политика, а природа помогала М. Цветаевой найти себя в современности и, преодолев ее, ощутить вечность: Деревья! К вам иду! Спастись От рева рыночного! Знаю — лечите Обиду Времени Прохладой Вечности. («Деревья», 1922)
Вопросы творчества, как и у любого поэта, в центре внимания М. Цветаевой. Близким по духу авторам она посвящает циклы стихов. Среди таких поэтов «Златоустая Анна» — «Всея Руси искупительный глагол». Духовная близость с Б. Пастернаком воспринимается особенно остро из-за искусственной разъединенности писателей России и русского зарубежья: Расстояния: версты, мили... Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Нас расклеили, распаяли, Не рассорили — рассорили, Расслоили... Расселили нас, как орлов. Не расстроили — растеряли По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. («Б. Пастернаку», 1925)
Особое чувство преклонения испытывала М. Цветаева к немецкому поэту Р.-М. Рильке. Роман в письмах (их заочно познакомил И. Эренбург) не завершился встречей. Рильке умер в 1926 году. Ему посвящены стихотворение-реквием «Новогоднее», «Поэма Воздуха». Любовные признания сочетаются с надгробным плачем. Звучит предельно искренняя исповедь. Так, как раскрывают душу перед священником, М. Цветаева исповедуется перед ушедшим из жизни поэтом. В его творчестве она видит воплощение бессмертия души. Иллюзия соединения другого мира и земного, как замечает И. Бродский, в реальности адреса (над той горой, где похоронен поэт), в указании точного имени адресата и просьбы о вручении ему «в руки». С точки зрения вечности смерть и любовь — одно и то же. Не только в поэзии, но и в прозе М. Цветаевой близок был О. Мандельштам. Ему она щедрой рукой дарила любимый свой город — Москву: Из рук моих- нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат. («Стихи о Москве», 1916)
Дар предвидения и особые слух ценила М. Цветаева в поэтах: О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты Закон звезды и формула цветка. («Стихи растут, как звезды и как розы...», 1918)
Если душа родилась крылатой — Что ей хоромы и что ей хаты! Что Чингизхан ей — и что — орда! («Если душа родилась крылатой...», 1918)
Но мир, в котором живет поэт, не принимает его безмерности. Гора — символ высоты чувств и близости к небу — «застроена дачами»: Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?! («Что же мне делать, слепцу и пасынку...», 1923)
Поэт бескомпромиссен. Он пишет не чернилами, а кровью. Из вскрытых жил хлещет сама жизнь, а жизнь — в стихах поэта: Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлешет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет — мелкой, Миска — плоски- Через край — и мимо — В землю черную, питать тростник Невозвратимо неостановимо, Невосстановим хлещет стих. («Вскрыла жилы: неостановимо...». 1934)
Многие исследователи отмелют приверженность М. Цветаевой к диссонансному стиху, романическому максимализму, сочетанию романтики и реальности, быта и бытия. Среди стихов М. Цветаевой посвященных проблемам творчества,— цикл о верном многолетнем друге — письменном столе. Это не метафорическое очеловечивав предмета, а восприятие вещи как соучастника творческого процесса: Я знаю твои морщины, Как знаешь и ты — мои. Которых — не ты ли — автор? Съедавший за дестью десть, Учивший, что нету завтра, Что только сегодня — есть. («Стол», 1933-1935)
М. Цветаева поэзию воспринимала как великое святое ремесло. Ее стихи трагедийны по содержанию, исповедальны по форме. Исследователи особое внимание уделяют ритму в стихах М. Цветаевой. Судорожный и стремительный их ритм отражает ритм времени. «Мое дело,— писала Цветаева,— срывать все личины, иногда при этом задевая кожу, а иногда и мясо». *
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.147 (0.011 с.) |