Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение жанра антиутопии Е. Замятин (рассказы, повесть, роман)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
*В антиутопиях жизнь общества показывается изнутри. Утопия опровергается не логическими рассуждениями, а доведением до абсурда самих утопических идей. В 1931 году Н. Бердяев писал: «Утопии гораздо более осуществимы, чем это до сих пор думали». Реализованными в XX веке оказались не только смелые технические предвидения, но и социальные идеи, например, уничтожение целых классов. На исходе столетия имеет смысл прислушаться и присмотреться к предостережениям, воплощенным в антиутопиях,— сатира в них направлена и на утопические прожекты, и на идею утопизма, и на определенный социум. Один из энтузиастов революции в период ее ожидания, инженер-профессионал высокого класса и талантливый художник Е. Замятин считается родоначальником жанра антиутопии в русской литературе XX века. Его творчество жанрово разнообразно (романы, повести, рассказы, сказки, пьесы). Исследователи отмечают его приверженность к «сказу», лиризм, безжалостную правдивость сатирика. Одно из самых значительных произведений Замятина — антиутопический роман «Мы» (1924) — можно рассматривать в контексте его собственного творчества, в соотношении с русскими и западными произведениями данного жанра. С романом «Мы» перекликаются в отдельных мотивах повесть «Уездное» (1912), его сказки про Фиту и особенно книга, созданная на материале английской жизни, «Островитяне» (1918). В русской ли глухой провинции, в цивилизованном ли Лондоне — писатель всюду вглядывался в человека, стремился понять уровень его духовной свободы, его отношение к счастью. Роман «Мы» полемически направлен против пролеткультовской поэтизации машин, увлечения идеей равенства. Писатель акцентировал внимание на одинаковости — в жилищах, в одежде, в мыслях,— обезличивании внутреннем и внешнем. Пугала не только запрограммированность поступков и даже желаний, но отсутствие возможности иного, своего отношения, взгляда. Знакомство читателя с героем происходит, когда он, как ему кажется, стал убежденным патриотом Единого Государства. Повествование начинается с первой записи, которую Д-503 — не совсем рядовой представитель общества, а Строитель Интеграла, космического корабля,— решил осуществить, но не для потомков, а для предков. Им еще предстоит проделать путь в будущее, уже достигнутое согражданами Д-503. За автором записок мы видим автора романа — его эксперимент по проверке истинности идей, в которых герой не сомневается. Инженерная мысль Д-503 проявляется в стиле записок, инженерный подход писателя — в характере эксперимента. Нет извечного столкновения долга и чувства. Проверяется способность героя на чувство и истинность содержания понятия долга. Смысл достижений нового государства, вынесенного в будущее на тысячу лет, в полном подавлении личных чувств — они стали лишними. «Радостно маршируют — четыре в ряд по симметричным улицам, по пятьдесят раз, в такт метроному, пережевывают каждый кусок нефтяной пищи, свято верят, что в будущем им удастся под корень извести зависть: ведь даже носы станут одинаковыми...» Состояние свободы представляется характерным для зверей, обезьян, стада. Состояние счастья поддерживается полным слиянием с коллективным «мы», убежденностью во власти над собой Единого Государства, единой государственной науки, которые «ошибаться не могут». Искренне рассказывает герой о своем сопротивлении «вдруг нахлынувшим эмоциям», о раздражении против J, нарушающей его душевный покой. На помощь призывается математика — «единственный прочный и незыблемый остров во всей моей свихнувшейся жизни». Особенно тяжелым представляется герою ощущение своей «отдельности» — «живу отдельно от всех... и за этой стеной — мой мир...» Чувствовать себя для Д-503 становится равносильным физической боли — как «чувствует себя засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб». А потому «личное сознание — это только болезнь». В ходе авторского эксперимента личное чувство героя пропускается через личное сознание. Полный дискомфорт заставляет Д-503 призвать на помощь математику, логику, дабы как-то спастись от самого себя. Но... «Логика шипит на горячих подшипниках и расплывается в воздухе неуловимым белым паром». Женское начало — таинственная J, нежная О — наталкивается постоянно на активное противодействие «технических формулировок», «болезненную компрессию», связанную с ощущением «жалости». Но «абсурдна» компрессия, «абсурдны, противоестественны, болезненны все любви», «жалости» и все прочее, вызывающее такую компрессию». Продолжение авторского эксперимента над интеллектом и душой героя подводит самого Д-503 к осознанию края, за которым «нет уже спасения». Обращаем внимание на конец фразы, в которой звучит признание, что он «не хочет спасения». Несколько кругов испытаний проходит герой — через сомнение, отчаяние, самоосуждение, растерянность, почти готовность к бунту. Но все завершается избавлением от душевной боли — Великой операцией. И вновь торжествует мысль об уже достигнутом счастье, осуществленном рае, совершенной последней революции. Вместо бури чувств — отсутствие желаний, возможность спокойной констатации изменений когда-то дорогого лица женщины, которую видит он через стекло колпака во время пытки. Эксперимент завершен явным поражением героя. Его последние слова: «Разум должен победить» — свидетельствуют о возвращении Д-503 в начальное состояние, в котором он предстал перед читателем до своей «болезни». Еще не было поколеблено «прекрасное иго разума». Лишь после удаления души («фантазии») смогли вернуться холодный разум и убеждение в достигнутом счастье. Замятин как бы еще раз «проигрывает», проверяет в новых обстоятельствах мысли Великого Инквизитора (не сто лет назад, как у Достоевского, а на тысячу лет вперед): «У нас все будут счастливы и не будут более ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как в свободе твоей, повсеместно. О, мы убедили их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей». Лозунги Великих революций — французской и русской — «свобода, равенство и братство». Е. Замятин был в числе писателей, исследующих путь осуществления этих лозунгов, их воплощение в политике и отражение в мировосприятии людей, поверивших в их святость. Он показал, как фабрикуется рабская психология. Своим романом он задавал читателю самый «последний», самый «страшный» вопрос: «А что дальше?»*
11. Историческая проза 20-х годов (повести О. Форш, А. Чапыгина, Ю.Тынянова). Сюжеты, герои, авторская задача Обращение к истории характерно для литературы всего двадцатого столетия, богатого общественными потрясениями. Настоящее соотносится с прошлым, проецируется на него, что помогает разобраться в явлениях современной жизни. Безусловный взлет интереса к истории отмечался в первые послереволюционные годы. Новая жизнь строилась на отрицании, разрушении старой. Гибель «страшного мира» становилась главной пружиной развития конфликтов. Среди первых художественных отражений вчерашних событий революционной эпохи, воспринимаемых как история почти без временной дистанции,— «Падение Дайра» А. Малышкина и «Донские рассказы» М. Шолохова, рассказы и повести А. Неверова и «Железный поток» А. Серафимовича. Насилие и ненависть в них рассматривались как прямое порождение векового угнетения народа. Из истории России извлекалось все, что было связано с освободительной борьбой. Народ как стихия выступал в роли коллективного героя. Личность растворялась в массе до полной потери индивидуальности. Осознание себя отрицало всех, кто «не народ», они зачислялись в разряд угнетателей. Личность, даже стоящая в центре,— Пугачев, Разин — сильна именно своей способностью представительствовать. Если Разин у Чапыгина («Разин Степан») еще как-то выделялся, то Болотников в повести Г. Шторма снижен и обытовлен. Замечательным художником массовых сцен оказался А. Веселый, изобразивший в «России, кровью умытой» бурлящее море народной жизни. Другая тенденция в исторической прозе проявилась во внимании к индивидуальному сознанию. Наиболее интересны в этом плане художественные поиски О. Форш и Ю. Тынянова. Общее для книг этих авторов, созданных в 20-е годы, в связи главных героев с революционным движением. В романе «Одеты камнем» (1925) в центре два персонажа. Михаил Бейдеман отдал жизнь за идею, сознательно пожертвовав собой ради борьбы. Трагизм его гибели в каземате преодолевался силой убежденности, ощущением нравственной победы над мучителями. Второй герой ценой предательства избежал участи Бейдемана, дожил до осуществления их общего идеала юности. Но дожил дряхлым стариком, потерявшим имя, личность и интерес к окружающему. Он непричастен к новой жизни,— в этом авторский приговор герою. В первом историческом романе Ю. Тынянова «Кюхля» (1925) в центре тоже герой, имеющий отношение к революционному движению. Основу романа составляет не биография Кюхельбекера и не история декабризма, а борьба человека за свой идеал с существующим миропорядком. В последующих произведениях О. Форш и Ю. Тынянов пошли разными путями. В «Современниках» (1925) и особенно в «Радищеве» (1932) у О. Форш индивидуальная правда, идея нравственного самосовершенствования не совмещаются с идеалом общественного служения. Радищева потеснил Пугачев,— «герой-интеллигент,— как пишет И. Волович,— не мог быть конкурентоспособным герою — носителю идеи классовой борьбы». Тынянов, заостряя конфликт личности с обществом, показывал бессилие героя (Грибоедов в «Смерти Вазир-Мухтара»), отсутствие у него выбора. К такому решению проблемы личности близок и М. Булгаков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.154.132 (0.008 с.) |