Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трактовка проблем личности в «Тихом Доне» М. ШолоховаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
*Писатель с самого начала как бы соглашался на компромисс классовых и общечеловеческих идей, допускал возможность приспособления к революционным лозунгам ради сохранения в человеке природного, нутряного. Трудно сказать, на какой стадии частные уступки и компромиссы с властью повлекли за собой измену таланту. Письма М. Шолохова, свидетельствующие о понимании антинародности коллективизации, только подчеркивают факт его приспособленчества, а его выступления в защиту конкретных людей, несправедливо арестованных, оклеветанных, не меняют представления о его общественной позиции. Очевидно, не оказалось у него внутренних сил, которые помогли бы противостоять натиску требований новой власти. Если сопоставить писателя с его любимым героем, то Григория Мелехова революционная система принять не могла, не могла не только простить ему заблуждений, метаний, но и самобытности натуры, самостоятельности взглядов, а создатель Мелехова отдал на закланье свой талант и свою неповторимость. Платой за это со стороны государства были слава, почет, материальное благосостояние. Как предрекала Л. Чуковская в открытом письме М. Шолохову, судьба покарала его высшей мерой — творческим бесплодием в расцвете физических сил. Используя работы современных отечественных и зарубежных исследователей, выделим те особенности «Тихого Дона», которые характеризуют эту книгу как одно из самых значительных произведений XX века. Революция и гражданская война в 20-е годы стали предметом изображения для многих писателей. В советской литературе бытовал образ партийного руководителя, того, кто ведет за собой, указывает путь, способствует превращению стихийного движения в сознательную борьбу. А. Фадееву принадлежат слова: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все растущее из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе». Подобная идейная установка стала определяющей и для литературоведов. Е. Тамарченко при анализе романа («Новый мир».— 1990.— № 6) обращает внимание на тот аспект, в котором раньше «Тихий Дон» не рассматривался: произведение интерпретируется как «роман идеи», идеи народной правды. Цельный человек вписывается в трагически разорванное время. Своеобразие главного героя в том, что он одновременно народный персонаж и «лишний» человек. «Лишних», отторгнутых жизнью героев мы привыкли видеть в людях другой среды. Подтверждая силу и яркость натуры Григория, исследователи отмечают его поразительную чуткость, душевную тонкость, сочетающуюся со страстностью. «В мире, охваченном ненавистью, он хотел утвердить справедливость, доброту, человеколюбие, согласие»,— резюмирует свои наблюдения В. Лавров. «Тихий Дон» при всем обилии военного, кровавого материала может быть прочитан и как удивительная книга о любви. Любовь Григория к Аксинье выдержала немало испытаний: страсть и семейные цепи, измены и бесконечные разлуки. После долгих мучений они оказываются вдвоем — и здесь Григорий теряет свою Аксинью уже навсегда, а с ней привязанность к жизни, надежду. Черное небо, диск черного солнца венчают этот поединок с судьбой. Советские литературоведы пытались объяснить судьбу Григория трагедией классового заблуждения, в то время как налицо неизбежная несовместимость яркой личности и революции, любви и революции, справедливости и революции. Народная среда рождает не только Мелеховых, но и Кошевых. Михаил Кошевой, в отличие от Григория, принял правду большевиков, а потому готов за идею мстить и убивать бывших друзей. Писатель показывает не только душевную ущербность Михаила. В идейной твердости Кошевого обнаруживается принцип новой власти: «Не дюже большая беда будет, ежели я на сволочей и наговорю немножко. Все одно они сволочи, и им от этого не убудет, а нам явится польза». Чем искреннее Григорий идет на примирение в последней их встрече, тем активнее Михаил отталкивает его, уже как бы и не от себя только действуя, но от имени советской власти, которой такие, как Мелехов, не нужны и опасны.*
главой перед читателем открывается ясная картина трагедии этой сильной личности. Он мечется, ищет, ошибается и всеми силами пытается найти правду, которую так и не находит. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажая борьбу различных чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия. Григорий стремится постигнуть смысл жизни, историческую правду времени.
Трагизм судьбы Григория Мелехова усиливает другая линия романа, а именно личная жизнь казака. Он не только не может разобраться с политическими вопросами, но и сердцем со своим не сможет сладить. С дней своей молодости он всем сердцем любит Аксинью Астакову, жену своего соседа. Но он женат на другой, на Наталье. Хотя и после многих событий в семье воцарился мир, появились дети, но к ней он так и остается холоден. Григорий ей так и говорит: «Холодная, ты, Наталья». В сердцах казака постоянно Аксинья. «В нем цвело, бродило чувство, он любил Аксинью прежней изнуряющей любовью, он ощущал это всем телом, каждым толчком сердца, и в то же время сознавал перед его глазами, что это сон. И радовался сну, и принимал его, как жизнь». История любви пронизывает весь роман. Куда бы Григорий не бежал, как бы не пытался порвать с этой женщиной, всегда пути их опять сходятся. И до женитьбы, несмотря на все угрозы отца, и во время военных действий, когда жизнь Григория и Натальи уже наладилась, и после смерти жены, они воссоединяются вновь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.235 (0.007 с.) |