Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие закономерности функций анализаторов.

Поиск

Представления об анализаторных системах развиты и экспериментально обоснованы И.П. Павловым. Каждый анализатор есть определенная анатомическая локализованная структура – от периферических рецепторных образований до проекционных зон коры головного мозга. Анализаторы выполняют функцию приема и переработки сигналов внешней и внутренней среды организма.

Сенсорной системой (анализатором по И.П. Павлову) называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов – рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию.

Рецептор – периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой воздействие раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма трансформируется в процесс нервного возбуждения.

Сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует ее.

Работа любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга физической или химической энергии, трансформацией ее в нервные сигналы и передает их в мозг через цепи нейронов.

Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированием и завершается высшим анализом и синтезом (опознанием образа), после чего формируется ответная реакция организма.

Информация, поступающая в мозг, необходима для программирования и реализации простых и сложных рефлекторных актов вплоть до психической деятельности человека. И.М.Сеченов писал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения». Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение – одна из основных функций.

Переработка сенсорной информации может сопровождаться, а может не сопровождаться осознанием стимула. Если осознание происходит, говорят об ощущении. Ощущение – отражение в сознании свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Различие ощущений приводит к восприятию. Восприятие – целостное отражение свойств предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Каждый анализатор настроен на определенную модальность сигнала и в то же время обеспечивает описание нескольких признаков воспринимаемых раздражителей. Так, зрительный анализатор, выделяя определенный участок электромагнитных колебаний, позволяет дифференцировать яркость, цвет, форму, удаленность и другие признаки объектов. Вместе с тем анализатор отражает связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени.

В зависимости от вида чувствительности различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный анализаторы. В процессе филогенеза под влиянием окружающей среды анализаторы специализировались и совершенствовались путем непрерывного усложнения центральных и рецепторных систем.

Изучение высшей нервной деятельности привело И.П. Павлова к представлению об анализаторах как системах, состоящих из рецепторов, афферентных проводящих путей и соответствующих участков коры больших полушарий.

Введением термина «анализатор» И.П. Павлов подчеркивает, что анализ раздражений, начинающихся в органах чувств и заканчивающихся в коре больших полушарий, представляет собой единый процесс.

Основными общими принципами построения сенсорных систем высших позвоночных животных и человека являются следующие:

1) многослойность, то есть наличие нескольких слоев нервных клеток, первый из которых связан с рецепторами, а последний – с нейронами моторных областей коры большого мозга. Это свойство дает возможность специализировать нейронные слои на переработке разных видов сенсорной информации, что позволяет организму быстро реагировать на простые сигналы, анализируемые уже на первых уровнях сенсорной системы. Создаются также условия для избирательного регулирования свойств нейронных слоев путем восходящих влияний из других отделов мозга;

2) многоканальность сенсорной системы, то есть наличие в каждом слое множества (от десятков тысяч до миллионов) нервных клеток, связанных с множеством клеток следующего слоя;

3) разное число элементов в соседних слоях, что формирует «сенсорные воронки»;

4) дифференциация сенсорной системы по вертикали и по горизонтали. Дифференциация по вертикали заключается в образовании отделов, каждый из которых состоит из нескольких нейронных слоев. Дифференциация по горизонтали заключается в различных свойствах рецепторов, нейронов и связей между ними в пределах каждого из слоев.

Основные функции сенсорной системы

Сенсорная система выполняет следующие основные функции, или операции, с сигналами:

– обнаружение;

– различение;

– передачу и преобразование;

– кодирование;

– детектирование признаков;

– опознание образов.

Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается рецепторами, а детектирование и опознание сигналов – нейронами коры больших полушарий. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех слоев сенсорных систем.

Обнаружение сигналов начинается в рецепторе – специализированной клетке, эволюционно приспособленной к восприятию раздражителя определенной модальности из внешней или внутренней среды и преобразованию его из физической или химической формы в форму нервного возбуждения.

Различение сигналов. Важная характеристика сенсорной системы – способность замечать различия в свойствах одновременно или последовательно действующих раздражителей. Различение начинается в рецепторах, но в этом процессе участвуют нейроны всей сенсорной системы. Оно характеризует то минимальное различие между стимулами, которое сенсорная система может заметить (дифференциальный, или разностный, порог).

Передача и преобразование сигналов. Процессы преобразования и передачи сигналов в сенсорной системе доносят до высших центров мозга наиболее важную (существенную) информацию о раздражителе в форме, удобной для его надежного и быстрого анализа.

Кодирование информации. Кодированием называют совершаемое по определенным правилам преобразование информации в условную форму – код.

Детектирование сигналов – это избирательное выделение сенсорным нейроном того или иного признака раздражителя, имеющего поведенческое значение. Такой анализ осуществляют нейроны-детекторы, избирательно реагирующие лишь на определенные параметры стимула.

Опознание образов представляет собой конечную и наиболее сложную операцию сенсорной системы. Она заключается в отнесении образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, то есть в классификации образов. Синтезируя сигналы от нейронов-детекторов, высший отдел сенсорной системы формирует «образ» раздражителя и сравнивает его с множеством образов, хранящихся в памяти. Опознание завершается принятием решения о том, с каким объектом или ситуацией встретился организм. В результате этого происходит восприятие, то есть мы осознаем, чье лицо видим перед собой, кого слышим, какой запах чувствуем.

 


ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

ЗАНЯТИЕ № 1

 

ТЕМА: Нервная клетка, строение и функция.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции нейрона, нервных волокон и синапса. Ознакомиться с методикой изучения данной темы в средней школе.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989.

2. Анатомия человека. 2 тома / Под ред. Сапина М.Р. М., 1993.

3. Липченко В.Я., Самусов Р.П. Атлас нормальной анатомии. М., 1965.

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М., 2тома.

5. Мозг / Под ред П.В. Симонова, М.,1984.

6. Морфология нервной системы / Отв. ред. В.П Бабминдра, 1986.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Строение нервной клетки, функция.

2. Самостоятельная работа студентов при активной консультации преподавателя:

а) Изучить строение нейрона по таблицам.

б) Рассмотреть и зарисовать микропрепараты – биполярные, вставочные, двигательные нейроны, по характеру выделяемого ими медиатора; по электрофизиологическим свойствам (возбуждающие и тормозные).

в) Рассмотреть и зарисовать нервные волокна: миелиновые и безмиелиновые.

г) Рассмотреть и зарисовать строение синапса.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Таблицы: нервная клетка, синапс, нервные волокна.

2. Микропрепараты: нервная клетка.

 

ВОПРОСЫ

1. Строение и функция нервных клеток.

2. Нейроглия: макро- и микроглия. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты.

3. Нервная ткань и ее строение.

4. Нервные волокна: миелиновые и безмиелиновые волокна.

5. Строение синапса, свойства и функция. Медиаторы.

В начале занятия с помощью таблиц и препаратов рассмотреть различные нейроны, нервные волокна и синапс.

Под микроскопом рассматривают нейроны, нервные волокна, особенности миелиновых нервных волокон.

ЗAHЯТИЕ № 2

 

ТEМА: Спинной мозг, топография, строение, функции.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции спинного мозга, места от хождения и выхода спинномозговых нервов, области их иннервации. Понять рефлекторный характер деятельности нервной системы, усвоить понятие о рефлексе, простой и сложной рефлекторной дуге, цепи нейронов и нервных центрах. Ознакомиться с методикой изучения данной цепи в средней школе.

 

Литература: см. занятие №1.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Общий обзор строения спинного мозга, его оболочек, нервных сплетений.

2. Самостоятельная работа студентов при активной консультации преподавателя:

а) Изучить макро- и микроскопическое строение спинного мозга по таблицам, влажным препаратам, муляжам.

б) Рассмотреть и зарисовать микропрепараты: поперечный срез спинного мозга, межпозвоночный ганглий.

3. Разбор самостоятельной работы студентов.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Таблицы: спинной мозг (вид спереди и сзади), схема сегментов спинного мозга, поперечный разрез спинного мозга, схема рефлекторной дуги.

2. Микропрепараты: спинной мозг, межпозвоночный ганглий.

 

ВОПРОСЫ

1. Какое строение имеет нейрон, спинной мозг. Сегмент спинного мозга.

2. Как расположены в спинном мозге серое и белое вещество.

3. Нервные центры, их расположение в спинном мозге и функция.

4. Сколько существует различных типов нейронов в спинном мозге. Какие функции они выполняют.

5. Спинномозговые нервы, как они образуются, на какие ветви распадаются.

6. Какие четыре парных сплетения образуют передние ветви спинномозговых нервов.

7. Какими спинномозговыми нервами образовано шейное сплетение, каковы его главные ветви и области иннервации.

8. Какими спинномозговыми нервами образовано крестцовое сплетение, каковы его главные ветви и области иннервации.

9. Онто- и филогенез спинного мозга.

10. Оболочки спинного мозга. Спинномозговая жидкость, количество, функция.

ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: Отделы головного мозга и их функции.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции продолговатого мозга, моста (Варолиева моста), мозжечка, IV желудочка, ретикулярной формации. Ознакомиться с методикой изучения данной темы в средней школе.

 

ЛИТЕРАТУРА: см. занятие №1.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

1. Обзор строения и функций вышеперечисленных отделов головного мозга.

2. Самостоятельная работа по теме занятия:

а) Изучить макроскопическое строение отделов головного мозга по влажным препаратам, муляжам, таблицам.

б) Зарисовать отделы мозга на срединном продольном разрезе головного мозга: ствол, продолговатый мозг, мост, IV желудочек.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Модели: головной мозг (разборная модель); череп человека.

2. Влажные препараты: головной мозг (сагиттальный разрез), мозговой ствол со вскрытым IV желудочком.

3. Таблицы: основание мозга, головной мозг (сагитальный разрез) стволовая часть мозга.

4. Микропрепарат мозжечка.

 

 

ВОПРОСЫ

1. Строение и функция продолговатого мозга.

2. Ядра продолговатого мозга, их функция.

3. Какие структуры относят к перешейку ромбовидного мозга.

4. Строение и функция моста: ядра, проводящие пути, борозды.

5. Строение и функция мозжечка. Кора, серое и белое вещество.

6. Ядра мозжечка. Проводящие пути.

7. Возрастные особенности мозжечка.

8. Строение и функция ретикулярной формации.

 

ЗАНЯТИЕ № 4

 

ТЕМА: Отделы головного мозга и их функции (продолжение).

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции среднего промежуточного мозга, III желудочка.

 

Литература: см. занятие №1.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обзор строения и функции вышеперечисленных отделов головного мозга.

2. Самостоятельная работа студентов:

а) Изучить макроскопическое строение отделов головного мозга по влажным препаратам, муляжам и таблицам.

б) Зарисовать средний мозг на поперечном разрезе на уровне верхних холмиков.

в) Зарисовать промежуточный мозг и III желудочек на срединном продольном разрезе головного мозга.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Модели: головной мозг (разборная модель); череп человека.

2. Влажные препараты: головной мозг (сагитальный разрез).

3. Таблицы:

а) Головной мозг (сагиттальный разрез).

б) Средний мозг. Поперечный разрез на уровне верхних холмиков.

в) Головной мозг на срединном продольном разрезе головного мозга.

 

ВОПPOCЫ

1. Строение и функция среднего мозга.

2. Какие скопления серого вещества (ядра) расположены в среднем мозге.

3. Водопровод (Сильвиев водопровод). Центральное серое вещество.

4. Строение и функция таламуса (зрительного бугра), эпиталамуса. Ядра.

5. Строение и функция метаталамуса и гипоталамуса. Ядра, их функция.

6. Чем образован III желудочек, его значение.

 

ЗАНЯТИЕ № 5

 

ТЕМА: Отделы головного мозга и их функции.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции больших полушарий, коры больших полушарий.

 

Литература: см. занятие №1.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обзор строения и функций больших полушарий, коры больших полушарий.

2. Самостоятельная работа студентов:

а) Изучить доли, борозды и извилины головного по муляжам.

б) Зарисовать доли головного мозга.

в) Изучить строение коры головного мозга по таблицам.

г) Зарисовать схему строения коры большого мозга.

д) Зарисовать оболочку головного мозга.

 

Оборудование

1. Модели: головной мозг (разборная модель), череп человека.

2. Влажные препараты: головной мозг (сагиттальный разрез).

3. Таблицы:

а) Головной мозг.

б) Кора больших полушарий.

в) Оболочки головного мозга.

4. Микропрепараты: кора полушарий.

 

Вопросы

1. Большие полушария, строение и функции.

2. Доли, борозды и извилины, их значение.

3. Белое вещество головного мозга. Какие волокна в нём проходят. Каково их значение. Базальные ядра.

4. Назовите основные поля больших полушарий и их значение

5. Боковые желудочки (I и II), их значение.

6. Микроскопическое строение коры головного мозга.

7. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. Корковые ядра анализаторов.

 

ЗАНЯТИЕ № 6

 

ТЕМА: Проводящие пути головного и спинного мозга.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить проводящие пути головного и спинного мозга.

 

Литература: см. занятие №1.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Общий обзор строения и функции проводящих путей головного и спинного мозга.

Самостоятельная работа по теме:

а) Изучить строение проводящих путей головного и спинного мозга по таблицам.

б) Зарисовать схему пирамидных путей.

в) Зарисовать схему проводящих путей проприоцептивной чувствительности коркового направления.

 

Оборудование

1. Модели: головной мозг (сагиттальный разрез), спинной мозг.

2. Таблицы:

а) Головной мозг (сагиттальный разрез).

б) Спинной мозг.

в) Проводящие пути головного и спинного мозга.

 

Вопросы

1. Проводящие пути, их строение.

2. Нервные волокна: ассоциативные, комиссуральные и проекционные.

3. Нисходящие проекционные пути: пирамидные и экстрапирамидные.

4. Восходящие проекционные пути: экстрорецептивные, проприоцептивные, интероцептивные.

5. Развитие головного мозга в фило- и онтогенезе.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ № 7

 

ТЕМА: Периферическая нервная система.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции периферической нервной системы. Рассмотреть черепно-мозговые нервы.

 

Литература: см. занятие №1.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

 

1. Общий обзор строения и функции ПНС (12 пар черепных и 31 пара спинномозговых нервов).

2. Самостоятельная работа по теме:

а) Изучить строение ПНС по таблицам.

б) Изучить строение периферических нервов (нервных стволов) по препаратам.

 

Оборудование

1. Модели: головной мозг, череп человека, позвоночник человека.

2. Влажные препараты: головной мозг (сагиттальный разрез)

3. Таблицы.

а) Головной мозг.

б) Спинной мозг.

в) ПНС.

г) Выход черепных нервов на основании мозга.

 

Вопросы

1. Строение ПНС.

2. Черепные нервы, их строение в зависимости от функции и расположения.

3. Строение и функции обонятельных нервов (I пара).

4. Особенности строения и функции нервов, обеспечивающих движение глазного яблока (глазодвигательный, блоковой, отводящий нервы).

5. Строение и функции тройничного нерва. Ветви тройничного нерва, их формирование.

6. Назовите ветви лицевого нерва. Какие из этих ветвей отходят от основного ствола нерва в толще пирамиды височной кости. Какие двигательные ветви отходят от лицевого нерва. Как называется каждая из них и какие мышцы иннервируют.

7. Строение и функции отводящего преддверноулиткового нерва.

8. Перечислите ветви языкоглоточного нерва. Какая из ветвей этого нерва содержит преганглионарные парасимпатические волокна, иннервирующие околоушную и слюнную железы.

9. Строение блуждающего нерва. Перечислите ветви, отходящие от него в головном, шейном и грудном отделах.

10. Из каких корешков формируется добавочный нерв. Какие ветви отходят от него. Строение подъязычного нерва, иннервация.

11. Из каких корешков формируются спинномозговые нервы. На какие ветви они делятся (передняя, задняя, менингеальная, соединительная).

12. Как называются задние ветви спинномозговых нервов в разных отделах тела. Какие органы они иннервируют.

13. Формирование шейного сплетения, его основные ветви.

14. Плечевое сплетение и его характеристика. Образование мышечно-кожного нерва.

15. Назовите межрёберные нервы, особенности их образования и топография ветвей, зоны иннервации.

16. Ветви поясничного сплетения (мышечные, подвздошно-подчрев­ный, подвздошно-паховый, бедренно-половой, латеральный, кожный нерв бедра, запирательный, бедренный, подкожный).

17. Крестцовое сплетение, его расположение. Длинные и короткие ветви крестцового сплетения и зоны иннервации.

 

ЗАНЯТИЕ № 8

 

ТЕМА: Вегетативная нервная система (ВНС).

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение, топографию и функции ВНС. Усвоить части ВНС, расположение их центров в различных отделах головного и спинного мозга. Усвоить понятие о рефлексах, простой и сложной рефлекторной дуге. Современные представления о рефлекторном кольце. Ознакомиться с методикой изучения данной темы в средней школе.

 

Литература: см. занятие №1.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Общий обзор и строение ВНС. Топография и функции.

2. Самостоятельная работа студентов:

а) Изучить строение ВНС по таблицам и муляжам.

б) Разбор самостоятельной работы студентов.

в) Рассмотреть предузловые (преганглионарные) и послеузловые (постганглионарный) нервные волокна по таблицам.

 

Оборудование

1. Микропрепараты:

а) Миелиновые нервные волокна.

б) Безмеилиновые нервные волокна.

2. Таблицы:

а) Схема строения ВНС.

б) Рефлекторная дуга.

 

Вопросы

1. Общая характеристика ВНС и её составных частей.

2. Назовите центры (ядра) ВНС. Укажите, где каждое из этих ядер располагается.

3. Топография симпатической нервной системы, особенности формирования симпатического ствола и его характеристика.

4. Какие нервы отходят от шейного, грудного и брюшного отделов симпатического ствола. Куда эти ветви направляются.

5. Топография, формирование головного и крестцового отделов ВНС.

6. Узлы, входящие в состав парасимпатической части ВНС (ресничный, поднижнечелюстной, подъязычный, ушной, тазовые узлы).

7. Рефлекс, рефлекторная дуга: простая и сложная.

8. Современные представления о рефлекторном кольце.

ЗАНЯТИЕ № 9

 

ТЕМА: Итоговое занятие по теме «Анатомия ЦНС».

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Систематизировать знания по анатомии мозга.

 

Вопросы

1. Строение и функция нервной клетки.

2. Нейроглия: макро- и микроглия. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты.

3. Нервная ткань и её строение.

4. Нервные волокна: миелиновые и безмиелиновые.

5. Строение синапса, свойства и функция. Медиаторы.

6. Строение спинного мозга. Сегмент спинного мозга.

7. Как расположены в спинном мозге серое и белое вещество.

8. Нервные центры, их расположение в спинном мозге и функции.

9. Сколько существует различных типов нейронов в спинном мозге. Какие функции они выполняют.

10. Спинномозговые нервы: как они образуются, на какие ветви распадаются.

11. Какие четыре парных сплетения образуют передние ветви спинномозговых нервов.

12. Какими спинномозговыми нервами образовано шейное сплетение, каковы его главные ветви и области иннервации.

13. Какими спинномозговыми нервами образовано крестцовое сплетение, каковы его главные ветви и области иннервации.

14. Онто- и филогенез спинного мозга.

15. Оболочки спинного мозга. Спинномозговая жидкость, количество, функция.

16. Строение и функция продолговатого мозга.

17. Ядра продолговатого мозга, их функция.

18. Какие структуры относят к перешейку ромбовидного мозга.

19. Строение и функция моста: ядра, проводящие пути, борозды.

20. Строение и функция мозжечка. Кора, серое и белое вещество.

21. Ядра мозжечка. Проводящие пути.

22. Возрастные особенности мозжечка.

23. Строение и функция ретикулярной формации.

24. Строение и функция среднего мозга.

25. Какие скопления серого вещества (ядра) расположены в среднем мозге.

26. Водопровод (Сильвиев водопровод). Центральное серое вещество.

27. Строение и функция таламуса (зрительного бугра), эпиталамуса. Ядра.

28. Строение и функция метаталамуса и гипоталамуса. Ядра, их функция.

29. Чем образован III желудочек, его значение.

30. Большие полушария, строение и функция.

31. Доли, борозды и извилины, их значение.

32. Белое вещество головного мозга. Какие волокна в нём проходят. Каково их значение. Базальные ядра.

33. Назовите основные поля больших полушарий и их значение.

34. Проводящие пути, их строение.

35. Нервные волокна: ассоциативные, комиссуральные и проекционные.

36. Нисходящие проекционные пути: пирамидные и экстрапирамидные.

37. Восходящие проекционные пути: экстрорецептивные, проприоцетивные, интероцептивные.

38. Развитие головного мозга в фило- и онтогенезе.

39. Строение периферической нервной системы.

40. Черепные нервы, их строение в зависимости от функции и расположения.

41. Строение и функции обонятельных нервов (I пара).

42. Особенности строения и функции нервов, обеспечивающих движение глазного яблока.

43. Строение и функции тройничного нерва. Ветви тройничного нерва, их формирование.

44. Назовите ветви лицевого нерва. Какие из этих ветвей отходят от основного ствола нерва в толще пирамиды височной кости. Какие двигательные ветви отходят от лицевого нерва. Как называется каждая из них и какие мышцы иннервируют.

45. Строение и функции отводящего и преддверноулиткового нервов.

46. Перечислите ветви языкокглоточного нерва. Какая из ветвей этого нерва содержит преганглионарные парасимпатические волокна, иннервирующие околоушную и слюнную железы.

47. Строение блуждающего нерва. Перечислите ветви, отходящие от него в головном, шейном и грудном отделах.

48. Из каких корешков формируется добавочный нерв. Какие ветви отходят от него. Строение подъязычного нерва, иннервация.

49. Как называются задние ветви спинномозговых нервов в разных отделах тела. Какие органы они иннервируют.

50. Формирование шейного сплетения, его основные ветви.

51. Плечевое сплетение и его характеристика. Образование мышечно-кожного нерва.

52. Назовите межрёберные нервы. Особенности их образования и топография ветвей, зоны иннервации.

53. Ветви поясничного сплетения. Мышечные, подвздошно-подчревный, подвздошно-паховый, бедренно-половой, латеральный, кожный нерв бедра, запирательный, бедренный, подкожный.

54. Крестцовое сплетение, его расположение. Длинные и короткие ветви крестцового сплетения и зоны иннервации.

55. Общая характеристика ВНС и её составных частей.

56. Назовите центры (ядра) ВНС. Указать где каждое из этих ядер располагается.

57. Топография симпатической нервной системы, особенности формирования симпатического ствола и его характеристика.

58. Какие нервы отходят от шейного, грудного и брюшного отделов симпатического ствола. Куда эти ветви направляются.

59. Топография, формирование головного и крестцового отделов ВНС.

60. Узлы, входящие в состав парасимпатической части ВНС (ресничный, поднижнечелюстной, подъязычный, ушной, тазовые узлы).

61. Рефлекс, рефлекторная дуга: простая и сложная.

62. Современные представления о рефлекторном кольце.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ

 

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М., Высшая школа, 1989. – С. 405-483.

2. Анатомия человека. 2-х томах / Под ред. Сапина М.Р. – М., Медицина, 1993. – С. 268-471.

3. Липченко В.Я., Самусов Р.П. Атлас нормальной анатомии. М., Медицина, 1985.

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т. 1-3. – М., Медицина, 1978-1981.

5. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека.2 том. – Санкт-Петербург, 1994. – С. 3-47.

6. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М., Медицина, 2001. – Т. 1. С.51-63, Т. 2. С. 201-209.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1. Мозг / Под ред. П.В. Симонова. – М., Мир. 1984. –278с.

2. Морфология нервной системы / Отв. ред. Б.П. Бабминдра. – Л., 1986. – 160 с.

3. Гистология, цитология и эмбриология / Под. ред. О.В. Волковой, Ю.К. Елецкого. – М., Медицина, 1996. – С. 105-123.

4. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., Провещение, 1987. – 303 с.

 


О Г Л А В Л Е Н И Е

Предисловие………3

Клеточная теория. Строение нервной клетки………4

Нервная клетка………20

Топография и строение спинного мозга………44

Большие полушарии: доли, борозды, извилины. Серое и белое вещество. Полость полушарий………50

Онто- и филогенез головного мозга………59

Оболочки головного и спинного мозга………59

Строение ствола мозга. продолговатый мозг, задний мозг (мост и мозжечок), средний мозг………60

Строение и функции промежуточного мозга (таламус, эпиталамус, метаталамус и гипоталамус)………68

Ретикулярная формация и лимбическая система………74

Кора головного мозга………77

Асимметрия полушарий большого мозга………82

Проводящие пути головного и спинного мозга………88

Вегетативная (автономная) нервная система………92

Общие принципы развития и строения сенсорных систем………94

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ………98

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………109

 


 

Учебно-методическое издание

 

 

Аминет Аскеровна Псеунок

 

 

Анатомия мозга

Спецкурс

 

 

 

Подписано к печати 16.09.2002 г. Бумага типографская №1. Формат 84х108/32.

Гарнитура Таймс. Печать офисная. Усл.-печ.л. 7,2.

Тираж 500 экз. Заказ 146.

 

Отпечатано в ООО «Аякс». 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 243.

Лицензия ПД №10-10007 от 29.07.2000 г.

 

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.52 (0.017 с.)