Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработки программы исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема исследования – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является целью работы. Пример 1. « В ноябре, когда выпал первый снег, я вышла погулять во двор и увидела, как дети с удовольствием лепили снежные фигуры. Они получились разные:
Мимо проходила пожилая женщина. Она похвалила группу ребят: «Вот молодцы! Снежная баба у вас получилась замечательная!» На это ребята ответили: «Это не снежная баба, а снеговик». Кого же всё-таки мы лепим зимой: снежную бабу или снеговика? Пример 2. «Работа посвящена исследованию поведения зайца – беляка в условиях неволи. В июле 2005 года в нашем доме появился крохотный беспомощный зайчонок (3-4 дня от роду), оставшийся без мамы. Известно, что в условиях неволи зайчата такого возраста обычно гибнут из-за изменения кишечной микрофлоры, которая в природе поддерживается благодаря поеданию зайчатами помёта взрослых зайцев. Возникла проблема кормления и выхаживания зайчонка очень раннего возраста в условиях неволи. Актуальность исследования - характеристика исследовательского этапа работы; определяется несколькими факторами: необходимостью в дополнении существующих теоретических построений, потребностями в новых данных и методах, потребностью практики. Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно изучать.
Пример 1. «Интерес к данной теме возник в результате сочетания нескольких обстоятельств. Во-первых, знакомства с научно-популярными телевизионными программами; во-вторых – наблюдения за электротехническими опытами, проводимыми отцом; в-третьих – осознания необходимости экономии электроэнергии, в том числе и в повседневном быту. Последнее обстоятельство обусловило и актуальность выбранной темы». Пример 2. «Статистические данные указывают на актуальность изучения состояния природной среды города Кирова и возможных последствий его химического загрязнения». Пример 3. «Выхухоли до сих пор изучены не полностью, в их жизни остается много загадок. Кроме того, выхухоль на сегодняшний день – один из редких видов животных на нашей планете Земля. Необходимо разработать охранные меры для сохранения численности этих животных». Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Правила выбора темы 1. Тема должна быть интересна ребенку. 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. 4. Тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро. Кроме того, нужно учитывать: - возможный уровень решения (соответствие возрасту ребенка); - желания и возможности (есть ли для ее решения средства и материалы, наличие литературы, иначе работа примет поверхностный характер).
Примеры: - «Дом древнего вятчанина»; - «Употребление названий частей тела человека во фразеологических оборотах»; - «Живая и мёртвая вода и её воздействие на человеческий организм»; - «История семьи в воспоминаниях моей бабушки»; - «Исследование рациона и структуры питания младших школьников»; - «Влияние органических удобрений на размеры и урожайность корнеплодов моркови». Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и определяет только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Часто практически совпадает с темой исследования. Пример 1. «Объект исследования – осветительные устройства и приборы». «Предмет исследования - преимущества и недостатки различных типов осветительных приборов, а также их экономическая эффективность». Пример 2. «Объект исследования – почва для выращивания комнатных растений» «Предмет исследования – микрофлора почвы, ее влияние на морфофизиологические признаки растений». Пример 3. «Объект исследования – эхо как явление». Предмет – причины возникновения эха и возможности его использования».
Цель – это переформулированная проблема. Формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель, как правило, начинается с глаголов: «выявить», «выяснить», «провести», «обосновать», «сформировать», «установить взаимосвязь» и т.д.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий.
Пример 1. «Цель исследования - собрать и обобщить материал о журнале «Веселые картинки» и его героях. Чтобы легче было проводить исследование, были поставлены следующие задачи: 1) Изучить историю журнала «Веселые картинки». 2) Узнать об истории появления веселых человечков: как зовут этих героев? Когда они появились в журнале? 3) Провести сравнение характеров веселых человечков; узнать, почему все они оказались в одном журнале». Пример 2. «Цель исследования состоит в том, чтобы проследить основные этапы процесса создания человеком различных типов осветительных приборов. В соответствии с этим решались следующие задачи: 1) проследить эволюцию осветительных приборов, начиная с эпохи первобытного общества; 2) составить представление об устройстве разных типов осветительных приборов и об используемых источниках света; 3) выявить преимущества и недостатки разных типов осветительных приборов, свести их в сравнительную таблицу; 4) произвести сравнительный расчет экономичности лампы накаливания и современной люминесцентной лампы; 5) подготовиться к демонстрации некоторых видов осветительных устройств». Гипотеза исследования – это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. В ходе эксперимента гипотеза или гипотезы уточняется, пополняется, развивается или отвергается. Гипотеза не может быть очевидной (например: выбросы выхлопных газов загрязняют воздух), в ней не должно быть ненаучных понятий (например:вредные вещества). Гипотеза, как правило, формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если …, то …», «Чем …, тем …» или со слов «допустим», «возможно», «предположим»). Пример 1. «В начале исследования было выдвинуто предположение, что каждый последующий тип осветительных приборов должен был иметь неоспоримые преимущества по сравнению со своими предшественниками: либо конструктивные, либо в отношении безопасности, либо в отношении экономичности». Пример 2. «Если изменить кислотность почвы известкованием, то произойдет усиление роста листьев фиалки». Методика исследования – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Методы исследования – способы познания явлений действительности и их закономерностей. В общенаучном плане к методам исследования принято относить следующие: · анализа – качественного (методологического, дидактического, психологического, лингвистического) и количественного (факторного, компонентного и т.д.); · обобщения (синтез, описание и т.д.); · проектирования (моделирование, предвидение); · интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия, и т.д.); · сбора фактов (наблюдение, изучение материалов, беседа, интервьюирование, изучение опыта работы и т.д.); · регистрации (хронометраж, запись на магнитную ленту и т.д.); · контроля и измерения (шкалирование, ранжирование, нахождение среднего арифметического, срезы); · обработки (статистико-математические, графические, табличные); · оценивания (самооценка, экспертные методы и др.); · проверки (пробное обучение, опытное обучение и др.).
Сроки исследования – время, достаточное для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования.
Этапы исследования Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования. Второй этап – основной (конструирующий, постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование. Формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение. Третий этап – заключительно-обобщающий. Систематизация материала исследования, обобщение результатов. Пример 1. «Ход исследования включал в себя следующие этапы. 1. Подготовительный: а/ выбор темы, определение цели и задач работы; б/ выдвижение гипотез. 2. Основной: а/ изучение литературы; б/ подбор иллюстраций; в/ сравнительный анализ преимуществ и недостатков разных типов осветительных приборов; г/ составление сравнительной таблицы; д/ составление сравнительного расчета экономичности лампы накаливания и компактной люминесцентной лампы (энергосберегающей); е/ подготовка наглядных материалов, в том числе стенда для демонстрации некоторых видов осветительных устройств. 3. Заключительный. а/ обобщение результатов работы; б/ формулирование выводов. Пример 2. «Исследование осуществлялось в три этапа: 1-й этап – поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы); 2-этап – опытно-экспериментальный (психолого-педагогический эксперимент); 3-этап – заключительно-обобщающий (систематизация материалов исследования, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций прикладного характера». Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели. Формулировка результатов эксперимента связана с целями исследования, а критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента. Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы. Пример. «ВЫВОДЫ» (по теме исследовательской работы «ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: ЭВОЛЮЦИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА): 1. В разные периоды истории человечества обычно параллельно использовалось несколько типов осветительных приборов. Их выбор в конкретной ситуации определялся двумя факторами: тем пространством, которое требовалось осветить, и финансовыми возможностями людей. 2. Все осветительные приборы, применявшиеся до электрической лампы накаливания, имели существенные недостатки. Это могло быть несовершенство или неудобство конструкции, дороговизна материалов, большой риск случайного возгорания. 3. Конкуренцию электрической лампе накаливания, которая сейчас является самым распространённым осветительным устройством в быту, могут составить компактные люминесцентные энергосберегающие лампы. Их удобство заключается в том, что они могут давать различный спектр света, и люди могут выбрать тот, который будет наиболее благоприятным для их глаз. Их экономичность подтверждается расчётами, но экономический эффект проявляется только при достаточно длительном использовании (несколько месяцев) в силу относительной дороговизны самих ламп. В семье автора исследования после завершения данной работы была произведена полная замена ламп накаливания компактными люминесцентными лампами. ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ВЫПОЛНЕНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.252 (0.01 с.) |