Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкурсной исследовательской работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Примечание: 0 баллов – отсутствие показателя 1 балл – недостаточно соответствует 2 балла - соответствует 3 балла – ярко проявляется или соответствует в значительной степени
Иногда для участия в заочных конкурсах или для публикации в разного рода печатных изданиях требуется аннотация к работе или тезисы. Аннотация – это краткая информация о работе, включающая: - цели и задачи; - краткое содержание; - использованные методы и приёмы; - полученные данные; - выводы; - назначение (желательно указать возможные области применения результатов исследования и кем оно может быть использовано). Аннотация печатается на одном стандартном листе в следующем порядке: заголовок; посередине слово «Аннотация», далее – с красной строки – текст аннотации.
Тезисы – краткое представление содержания работы. Отражают подтверждённые результаты исследований и обобщают материал. Примерный объём – 1-3 страницы. Тезисы имеют чёткую структуру, где выделяются: - вступление; - основное тезисное положение; - заключительный тезис.
БИБЛИОГРАФИЯ по проблемам методологии организации и предметного содержания исследовательской деятельности учащихся 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001. - С. 64-68. 2. Алексеева Л.Н., Копылов ГГ., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников.- 2003. - № 4. - С. 25-28. 3. Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников // Исследовательская работа школьников.- 2003. - № 1.- С. 48-51. 4. Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998. 5. Бруднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников. - 1996. - № 2. № 3. - С. S-7. 6. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков 7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 8. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2001. - № 6. 9. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 10. Леонтович А.В. Каждый человек - исследователь // «Алхимия проекта». Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего». - М., 2004. 11. Леонтович А.В. Экспертиза исследовательской деятельности учащихся // Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. («Образовательные технологии»). Выпуск 2. - М., 2005. - С. 8-17. 12. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. – № 4. - С. 12-17. 13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. 14. Ляшко Л.Ю. Педагогические условия развития учебно- исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании: Автореф. дис., к.п.н. М., 2003. 15. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. – 64 с. 16. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. - 2003. №4. С. 18-23. 17. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2005. 18. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. 19. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000. 20. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. - М., 2005. - С. 51-58. 21. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции //Народное образование. - 1999.- № 10.- С. 162-164. 22. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 34-45. 23. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М., 2006. 24. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. - М.: Генезис, 2005.- 203 с. 25. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. - М., 2005. 26. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80 с. 27. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов.- М., 1990. 28. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996. ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ СНЕГОВИК ИЛИ СНЕЖНАЯ БАБА? Воронина Варвара, 3 класс МОУ «Вятская гуманитарная Гимназия» с углубленным Изучением английского языка
Введение
В ноябре, когда выпал первый снег, я вышла погулять во двор и увидела, как дети с удовольствием лепили снежные фигуры. Они получились разные:
Рис.1. Снежные фигуры Мимо проходила пожилая женщина. Она похвалила группу ребят: «Вот молодцы! Снежная баба у вас получилась замечательная!» На это ребята ответили: «Это не снежная баба, а снеговик». Мне стало интересно, кого слепили дети? Так появилась тема моего исследования – «Снеговик или снежная баба?» Заинтересовавшись темой, я, во-первых, обратилась к произведениям детской литературы. Прочитав стихи, сказки, рассказы русских и зарубежных авторов XIX – XX веков[1], я определила, что в них чаще встречается персонаж снеговик (66 %), чем снежная баба (33 %).
Рис.2. Использование персонажей снежная баба и снеговик в литературных произведениях Во-вторых, я предложила своим одноклассникам нарисовать, как они себе представляют снеговиков и снежных баб. Только у 37 % ребят рисунки совпадали с заданием. Остальные нарисовали снежных баб там, где нужно было снеговиков, и наоборот.
Рис. 3. Диаграмма. Анализ рисунков учащихся начальной школы
«Я нарисовала «Я нарисовал снеговика» «Я нарисовала снежную бабу» снежную бабу» Рис. 4. Рисунки моих одноклассников.
В-третьих, я провела опрос, попросив ребят назвать изображённую на рисунке снежную фигуру. Рис. 5. Диаграмма. Данные опроса одноклассников
54 % моих одноклассников назвали её снеговиком, 46 % снежной бабой. Таким образом, выявилась проблема: часто трудно определить, кого же всё-таки мы лепим зимой: снежную бабу или снеговика? Объект исследования – снежные фигуры. Предмет исследования – исторические и культурные корни обычая лепить снежные фигуры в России. Гипотезы: У нас возникло 5 предположений: · Первое: В России издревле лепили снежную бабу, в Европе - снеговика. · Второе: Снеговик и снежная баба олицетворяли духов зимы, которых почитали и которым поклонялись. · Третье: Снеговик и снежная баба были созданы по подражанию человеку – он (мужской пол) – она (женский пол), и это отличие было закреплено во внешнем виде. · Четвёртое: В Россию, где он и получил русское имя, снеговика привёз Пётр I. · Пятое: В XX веке снеговик становится популярным новогодним персонажем. · Шестое: В наше время в России эти фигуры смешивают как по внешнему виду, так и по названию, и чаще называют снеговиком. Цель нашего исследования: установить исторические и культурные корни обычая лепить снежные фигуры в России. Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи: 1. Узнать об истории возникновения снежных баб и снеговиков. 2. Выявить их сходство и различие во внешнем виде. 3. Определить время и причины появления мужской снежной фигуры в России. 4. Выяснить причины популярности снеговика как символа Нового года в XX веке. 5. Определить положение снеговика и снежной бабы в наши дни. Наше исследование проходило по следующему плану: 1) Наблюдение и опрос одноклассников. 2) Анализ рисунков и употребления названий снежных фигур. 3) Чтение книг и статей, отбор материалов, работа со словарями. 4) Подбор фотографий, создание рисунков по снежной бабе и снеговику. 5) Создание презентации и обработка результатов исследования с помощью родителей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ По теме нашего исследования литературы было немного. Мы прочли в Интернете статью Ю. Винниковой о праздновании Нового года в России и главных новогодних героях и предметах этого праздника, газетные статьи «Снеговик – друг детства» Ю. Лебедева, «Мистическое значение снежной бабы», «Не лепите снеговика в полнолуние» [2], в которой содержатся интересные заметки этнографа Т. Прутиковского о снеговиках в Европе. Однако о снеговиках и снежных бабах в статьях рассказывалось отрывочно и неполно. Мы использовали также материалы книги Е. А. Покровского «Детские игры», энциклопедию М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия». Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия» помогла нам узнать о жизни и творчестве художников В. Сутеева и В. Зарубина. Чтобы уточнить или найти значение нужного слова, мы обращались к толковым словарям В. И. Даля, Н. Д. Ушакова, С. И.Ожегова и Н. Ю. Шведовой[3]. Также мы познакомились с произведениями фольклора (пословицами, поговорками, сказками, загадками), рассказами и стихами русских и зарубежных писателей о снеговиках и снежных бабах[4].
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СНЕЖНЫХ БАБ И СНЕГОВИКОВ (гипотеза №1)
Первая наша гипотеза связана с происхождением снеговика и снежной бабы. Мы предположили, что в России лепили снежную бабу, а в большинстве стран Европы только снеговика.
Рис. 6. Происхождение снежных баб и снеговиков
В пользу этой гипотезы говорят следующие факты: Во-первых, проанализировав литературные произведения русских и зарубежных писателей, мы пришли к выводу, что у европейских писателей и поэтов герой - только снеговик (Х. К. Андерсен «Снеговик», Д. Крюс «Снеговик на маскараде», У. Де Ла Мер «Снеговик», Ж. Превер «Зимняя песенка», М. Карем «Снеговик»), снежная баба – только у русских авторов (Ю. Кушак «Ночное приключение», С. Чёрный «Снежная баба», Г. Лебедева «Про снежную бабу», А. Бродский «Снежная баба», В. Орлов «Снежная баба»)[5]. Во-вторых, на происхождение фигур указывает их название. Познакомившись со словарными статьями в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой и В. И. Даля, мы узнали, что бабой называли особу женского пола, женщину, часто из низших слоёв общества, из простонародья. Дословно название снежной мужской фигуры переводится на русский язык как «снежный человек, мужчина» (Der Schneemann – в немецком языке, Snowman – в английском, Sneemandel – в датском). В-третьих, на Руси, как и у других славян, снежные бабы символизировали мать-прародительницу, от которой произошёл род человеческий. Об этом говорит как название (баба), так и внешний вид каменной и снежной баб. Им молились, приносили жертвы.
Каменная баба. Юг России. Снежная баба. Север нашей страны.
Рис.7. Внешний вид каменной и снежной бабы Снеговиков лепили народы Европы. В основном это были воинственные племена, у которых рано утратился или отсутствовал вообще (например, в англосаксонской традиции) культ матери-прародительницы.
2.2. СНЕЖНЫЕ ФИГУРЫ КАК СИМВОЛЫ ДУХОВ ЗИМЫ (гипотеза № 2)
Из литературных источников и Интернет-материалов мы узнали, что обычай складывать фигуры из снега возник очень давно, когда наши предки представляли себе мир населённым множеством богов, добрых и злых духов. Снежные фигуры на Руси и в Европе символизировали зимних духов, которых почитали и которым поклонялись.
Рис. 8. Снежные фигуры как символы зимних духов
СНЕЖНАЯ БАБА
Снежные бабы издревле были известны на Руси. Первое упоминание катания снежных шаров для этих фигур в летописях относится к X веку. Однако фольклор и исследования историков говорят о том, что обычай складывать фигуры из снега возник гораздо раньше. Снежные бабы почитались как зимние божества: · в северных районах России почитали Деву зимы, которая, по поверьям, обитала в воздушных массах и повелевала туманами, облаками и снегами. Она представлялась древним людям могучей красавицей. Создавая снежных баб, наши предки хотели задобрить и возвеличить Дев. · Снежная баба также была для древних славян символом зимы, суровой, злющей, владеющей северными ветрами и метелями, женой не очень доброго русского Деда Мороза. Она представлялась им большухой, хозяйкой, дородной в теле. И на голове у нее, как у всякой бабы в деревне, красовалась кика[6]. О том, что снежная баба - символ матушки зимы, говорят пословицы: «С Матрены зима на ноги встает», «Зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит», ведь снежные бабы появлялись с первым снегом. Снежных баб лепили всю зиму по разным поводам: · В начале зимы – молили об обильном снеге, ведь он – крестьянское богатство: коли снег на полях велик, то и урожай с полей велик будет, сусеки в будущем полны будут. · В середине зимы - жгли крестьяне костры за деревней 31 декабря. Водили круги, лепили из снега трех снежных баб, приговаривая: Мороз, мороз, через тын перерос, В зимние святки - так в стародавние времена называли в народе срок от Рождества до Крещения - по народным поверьям Рязанской и Московской земель в новый год спускался на землю славянский Бог плодородия - Овсень. Овсень ехал на поросенке, а следом за ним с рожками, с колокольцами, рогатинами - потешные. Дети пели и славили Овсеня. Овсень в ответ осыпал головы хозяйки, хозяина, снежной бабы у двора зерном, желая и предвещая: "Ново счастье, уродись! С земли хлебом поднимись!" На севере, ближе к Вологде, к Архангельску, пекли стряпню в виде головы домашнего животного и вкладывали испеченное в руку снежной бабе, заклиная её о здоровье скота. · В конце зимы наряжали снежную бабу Зимой-боярышней и провожали её с почестями.
Рис.9. Зима-боярышня В ходе исследования у нас появилось дополнение к первой гипотезе. Оно связано с образом мужской снежной фигуры на Руси. На Руси, конечно, был мужской дух зимы по имени Трескун (он же — Студенец и Мороз), повелитель холода, бурана, метели. В славянских сказаниях и былинах его называли ещё Морозко или Мороз Морозович, Позвизд, Зимник, Карачун[8]. Он был предшественником строгого, льдистого Деда Мороза. Древние земледельцы его боялись и одновременно почитали. Он представлялся людям в виде сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой можно закрутить пургу, вьюгу. Подарков он тогда не дарил. Наоборот, крестьяне, чтобы задобрить сурового зимнего духа, во время снежных бурь выбрасывали на улицу съестные припасы. Нам кажется, что его образ очень точно передан в стихотворении современной поэтессы Э Богуславской «Дед Мороз»: Мороз, Красный нос, Его образ отражен в древнеславянских сказаниях, русских народных сказках, песнях, пословицах, поговорках, загадках русской литературе (пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Возможно, древние славяне лепили мужские снежные фигуры, как и снежных баб, но мы не нашли подтверждения этой версии. Своё мнение о том, каким зимним духам поклонялись на Руси и какие снежные фигуры им соответствовали, мы показали в таблице:
Рис. 10. Русские духи Зимы СНЕГОВИК
Существовало 2 вида снежных фигур мужского пола: 1) Злой, суровый дух зимы, которому молились, к которому обращались с просьбами о помощи, старались умилостивить. В европейских странах он часто считался связанным со злыми силами. "Снежные домовые, по мнению средневековых колдунов, действовали в зимнее время года, в основном в горных заснеженных районах»[10], - пишет кандидат исторических наук, этнолог Тимофей Прутиковский. Рис. 11. Снежные фигуры мужского пола Жители Норвегии снеговиков недолюбливали, называя их белыми троллями, и советовали ночью обходить чужих снеговиков и не разглядывать их из-за занавески. В Германии снеговика называли Шмуцли и рубили его на куски, т.к. считали слугой дьявола. Хотя согласно одной из легенд, первый немецкий снеговик был сделан из шоколада, который был вынесен мальчиком во двор, где фигурка покрылась снегом. Также не следует катать снеговиков в полнолуние и давать им в руки метлу на длинной палке. Если вы его всё-таки слепили, нужно до наступления носи непременно разрушить снежного монстра, иначе вам будут сниться дурные сны и будет болеть голова, а также могут начаться болезни, травмы и всякие неприятности. Их принято было разрушать. В Европе до сих пор существует игра «Снежный великан»[11], в результате которой дети уничтожают снежную фигуру. 2) Охранитель снежного богатства, оберег дома своих хозяев от всего дурного, также, как лесовик, домовик."В Румынии, - говорит кандидат исторических наук Тимофей Прутиковский, - гирлянда из чеснока на шее снеговика защищала домочадцев от вампиров, вурдалаков и оборотней»[12]. Снеговика устанавливали рядом с домом и украшали уже не нужной в хозяйстве домашней утварью. После того как на Руси приняли христианство, стали преследоваться люди, которые верили в других богов, кроме Иисуса Христа. Поэтому древние славяне люди превратили своих богов и обряды в игры. После принятия христианства в некоторых европейских странах снеговиков стали сравнивать с ангелами – они такие же белые, хрупкие, чистые. Они спускаются на землю, дарят людям свет и радость общения, а потом, тая, улетают обратно. По преданию, святой Франциск Ассизский, борясь с бесами, начал лепить снеговиков и называть их своими женой и детьми. Лепка снеговика похожа на сотворение человека, только теперь это может делать сам человек. Снеговик – сотворенный, рукотворный, сделанный руками. Рис. 12. Снеговик 2.3. СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ СНЕГОВИКОВ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ И НАЗВАНИЮ (гипотеза №3) Как же выглядели снеговики и снежные бабы? Ответ на этот вопрос содержит следующая наша гипотеза: снеговик и снежная баба были созданы по подражанию человеку – он (мужской пол) – она (женский пол), и это отличие было закреплено во внешнем облике фигур. У снеговиков и снежных баб также было много общего не только в назначении, но и во внешнем виде. Сопоставив большое количество фотографий и рисунков, мы создали следующие модели: Рис. 13. Общие признаки снежной бабы и снеговика Внешне снеговик и снежная баба отличались друг от друга. Рис. 14. Отличительные признаки Следует вывод: снежная баба была похожа на женщину, снеговик был похож на мужчину. СИМВОЛИКА СНЕЖНЫХ ФИГУР
Многие детали снежных фигур также имели общее значение и общую символику: · Снежные круги защищали от всего дурного. · Метла отгоняла злых духов. Но с метлой снеговика нужно было быть осторожным, ведь в древности люди верили: на метлах ведьмы летают, солнце замести хотят. Потому метелку, что стоит рядом со снежной бабой в сени заносят, чтобы ведьма её себе не забрала, защиты хозяев не лишила.
· Ведро или горшок на голове обозначало достаток и изобилие хозяев. · Нос в виде морковки делали, чтобы умилостивить духов плодородия.
Для удобства эти данные мы обобщили в таблице.
Таблица 4. Символика снежных фигур
Так, снеговик и снежная баба изначально были двумя самостоятельными снежными фигурами, которые обозначали мужчину и женщину.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.133 (0.012 с.) |