Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эхо и его роль в жизни животных и человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Шелыгина Александра, 4 класс МОУ Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского Введение
Летом я ездила отдыхать в Евпаторию. Нас возили на экскурсию в горы. Мы с девчонками кричали и слышали в ответ окончания наших слов. Я знала, что такое явление в науке называется эхо. А когда я была в лесу, я проверила, есть ли здесь эхо. Может быть, оно бывает только в горах? Оказалось, что есть. Интересно, люди задумывались над тем, что же такое эхо? Я узнала, что Эхо – древнегреческая нимфа. Она жила в лесу и была очень болтлива. Богам это не понравилось, и в наказание они лишили ее речи. Но не совсем, нимфа могла повторять только окончание чужих слов. Со временем Эхо похудела и превратилась в невидимку. Конечно, это древнегреческий миф. А как рассматривают данный вопрос в науке? Есть ли немифологическое объяснение этому явлению? Я еще не знала ответов на эти вопросы, и у меня возникло собственное предположение: звук каким-то образом долетает до предметов и отскакивает от них. Я решила проверить предположение и поставила цель: узнать, что же такое эхо. Задачи: раскрыть понятие и сущность эха, определить, как оно образуется, и, главное, выяснить, а вдруг его можно использовать для решения каких-либо проблем. Объект исследования – эхо как явление. Предмет – причины возникновения эха и возможности его использования. Наше исследование (а мне помогала мама и учительница Екатерина Владимировна) проводилось в течение 2 месяцев, так как работа проводилась в различных условиях (в библиотеке, в горах, в лесу, для эксперимента – специальные условия и т.д.) Кроме наблюдений, пришлось изучать и анализировать литературу по физике и естественным наукам, синтезировать и обобщать полученные данные, учиться анализировать графики и даже проводить опытно-экспериментальную работу. В результате, работа принесла пользу как в приобретенных знаниях и умениях, так и в определении дальнейших планов исследовательской работы.
Основная часть
Глава 1. Эхо и его роль в жизни животных и человека
1.1. Почему возможно появление эха?
Удалось узнать, что эхо – это отражение звука. Звук отражается от встретившегося ему на пути препятствия (от деревьев, от скал, от стен) (4). Стало интересно: что же такое звук, почему он может отражаться? На примере линейки можно увидеть, как рождается звук. Один конец затрепетал, получился звук. Так и другие предметы – создают звук коротким или долгим колебанием. Колеблющиеся тела создают вокруг себя зоны разрежения и сжатия. Например, внутри громкоговорителя конус колеблется вперед и назад. Когда конус двигается вперед, он сжимает частицы воздуха. Отодвигаясь назад, он разрежает частицы (Приложение 1). Итак, звук – это форма энергии, которая переносится колеблющимися частицами (7). Можно в этом убедиться, проделать опыты, предложенные в книгах (7, 2). 1) Почувствовать колебание звука можно с помощью надувного шарика и радио. Для этого я включила радио и держала воздушный шарик на расстоянии примерно 10 см от громкоговорителя. Звуковые колебания заставили воздух колебаться и внутри воздушного шарика. 2)Для этого эксперимента потребовались пластиковая пленка, картонная трубка (например, от рулона туалетной бумаги), несколько зерен риса. Туго натянула пластиковую пленку на один конец трубки и закрепила ее. Положила сверху на пленку несколько зерен риса и взяла в одну руку (так, чтобы пластик с зернами был сверху, а открытый конец картонной трубки снизу), мама хлопнула в ладоши снизу под трубкой. Вибрация воздуха заставила колебаться пленку, а она в свою очередь, привела в движение рисовые зерна. Так же, при помощи колеблющихся частиц, звук передается в воде. Но вода плотнее воздуха, ее частички быстрее передадут разрежение и сжатие (3). Поэтому звук в воде передается быстрей. Самую большую скорость звук имеет в твердых телах. Например, если приложить ухо к рельсу на железной дороге, то расслышим перестук колес далеко идущего поезда. Звуковые волны не проходят через вакуум, так как в вакуумном пространстве нет частиц, которые могли бы колебаться. Например, исследователь Роберт Гук опустил на дно сосуда часы. Часы громко тикали. Потом ученый выкачал воздух из сосуда, и часы замолчали, хотя стрелки двигались (5). Если нет среды, способной передавать колебание – нет звука. По этой причине звук не может передаваться в космическом пространстве. И если оказаться, например, на Луне, мы ничего не услышим (там нет атмосферы). Сами по себе колебания не заметны. Но есть пример, который может подсказать, как происходит распространение звука. Если опустить в воду поплавок, а недалеко бросить камушек, то из точки попадания кругами пойдут волны. Поплавок качается, но остается на месте. Так и волна, она бежит, а передающие ее частицы топчутся на месте. Звуковые колебания могут быть представлены в виде волнистой линии (Приложение 2). Звук при распространении затухает. Громкие звуки с большой амплитудой колебания, по мере удаления звука амплитуда меньше, звук – тише (3). Звук так же описывают с помощью понятий – длина волны и частота. Если большая длина волны – низкая частота, звук низкий (например, звук двигателя грузовика). Если короткая волна – высокая частота, звук тонкий (птичьи трели) (3,7). Частота измеряется в герцах. У человека диапазон слышимости от 16 до 20000 Гц. Звук с частотой меньше 16 Гц называется инфразвук, а больше 20000 Гц- ультразвук (1,2,3). Человек ультразвука не слышит, но многие животные его легко воспринимают. Летучие мыши, дельфины и некоторые другие животные обладают способностью испускать и принимать ультразвук (в виде эха).
1.2. Использование эха животными
Так, летучая мышь испускает ультразвук с частотой 30000 Гц. Для такого звука даже мошка отразит сигнал. Летучие мыши испускают ультразвук через рот или ноздри, а улавливают сигнал (эхо) ушами (1). Поэтому даже в полной темноте мыши ориентируются и охотятся (Приложение 3). Открытие того, что летучие мыши ориентируются с помощью ушей было сделано еще в ХVIII веке. Итальянский исследователь Спалланцани решил выяснить, как летучие мыши находят дорогу в темноте. Он поймал несколько летучих мышей, заклеил им глаза и выпустил в комнате, где были натянуты нити. Мыши спокойно летали по комнате. А когда закупорил им уши – мыши беспомощно натыкались на все предметы (6). Лишь в ХХ веке ученые смогли объяснить, что значит «видеть ушами». Ныряльщики, которые плавали перед стаей дельфинов, рассказывали, что чувствовали сильную вибрацию во всем теле. Это потому, что дельфин также определяет объекты в воде при помощи ультразвукового сигнала. Особенность ультразвука заключается еще и в том, что его легче, чем обычный звук сфокусировать. Дельфин всплывает на поверхность воды, чтобы набрать воздух через дыхало. Накопленный воздух выпускается через воздушные мешки, связанные с носовым каналом. В результате производится звук. Жировая подушка фокусирует сигналы, и виде звукового пучка направляет на объект. Отраженный звук улавливается жировым мешком и передается через среднее ухо в мозг (1). Эхо доставляет дельфину информацию о размере объекта и расстояние до него (Приложение 3). Некоторые птицы, живущие в пещерах, при помощи такого метода ориентируются в темноте, даже землеройки пользуются «эхолокацией». Слово «эхолокация» произошло от 2 слов: греческого «эхо» - звук и латинского «локацио» - размещение (1).
1.3. Использование эха людьми С помощью эха и человек может определять расстояние до объектов. Можно провести опыт. Встать на некотором расстоянии от стены здания. Хлопнуть один раз в ладоши и послушать эхо. Отойти подальше и хлопнуть в ладоши еще раз. Обнаружится, что чем дальше от стены стоять, тем дольше возвращается эхо. Однако в случае, если между Вами и стеной будет другой предмет, то эха не будет, предмет поглотит звук. Так же, если в пустом стадионе крикнуть что- нибудь, то звук, отразившись от трибун, возвратится в виде эха. Но эхо родится только тогда, когда трибуны пусты. Если же много болельщиков, то эха не будет, люди поглотят звук. То же самое в просторной комнате. Если пусто – то звук мечется между стенами, рождается звук – «порхающее» эхо. А если есть мебель, ковры, то эти вещи звук поглотят. Хорошо отражают звук столы, стены домов, колодцев, деревьев. Поглощение и отражение звука различными материалами в зависимости от их плотности нужно учитывать как при постройке жилых домов, так и при сооружении театров и концертных залов. Этими вопросами занимается акустика (3). Эхо может помогать людям. Есть такой прибор «эхолот». Его устанавливают на кораблях. Посылая с корабля звуки в море, эхолот принимает эхо. Все неровности будут замечены, и отраженный сигнал сообщит о них приемнику на корабле. Так эхолот измеряет глубину морского дна, ищет затонувшие корабли. С помощью радиоэха моряки на далеком расстоянии обнаруживают айсберги, засекают другие судна. Эхо используется также при ультразвуковом сканировании (УЗИ), позволяющем заглянуть внутрь человеческого тела. Кости мышцы и жир отражают звуковые волны по-разному. Компьютер преобразует отраженные звуки и создает изображения нужного органа (2, 3,7).
Заключение
Итак, эхо – это отражение звука, которое бывает слышно спустя некоторое время после выхода звуковой волны и источника. Эхо появляется, когда звуковая волна, образуемая колеблющимися частицами, отражается от поверхности с определенной плотностью. Скорость возвращения эха будет зависеть от расстояния до поверхности и от скорости звука, а возможность возникновения эха – от плотности поверхности и от частоты звука. Возможно практическое использование эха. Эхо ультразвука используют животные (для ориентировки и нахождения пищи) и люди (так же для ориентировки, определения расстояния, в медицинских целях). Я надеюсь, что исследования возможностей использования эха ультразвука будут продолжаться и далее. Например, я хочу, чтобы был изобретен прибор, который бы помог слепым людям ориентироваться. Этот прибор мог бы создавать ультразвук и помогать преобразовывать его эхо в нужную информацию в человеческом мозге. А может быть эхо звука другой частоты также может быть полезно? Очень хочу узнать.
Список литературы 1. Большая книга знаний. Природа./ Д.Бейли, Д. Элфик и др.- М., 2003 г. 2. Большая книга о природе вещей и явлений.- М., 2005 г. 3. Дитрих А., Юрмин Г. и др. Почемучка.- М., 1987 г. 4. Маар Е. Воздух, которым мы дышим.- М., 1972 г. 5. Плешаков А.А. Зеленые страницы.- М., 1995 г. 6. Роджерс К., Хауэлл Л. и др. Школьная энциклопедия. Естественные науки.- М., 2001 г. 7. Я познаю мир. Физика. - М., 1987 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.55.29 (0.008 с.) |