Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие алгоритма и его свойства↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие алгоритма и его свойства Каждый из нас постоянно решает множество задач: как быстрее добраться на работу, как лучше спланировать дела текущего дня и многие другие. Некоторые задачи мы решаем автоматически, так как на протяжении многих лет привыкли к их выполнению, другие требуют длительного размышления над решением, но в любом случае, решение каждой задачи всегда делится на простые действия. Алгоритм – описанная на некотором языке точная конечная система правил, определяющая содержание и порядок действий над некоторыми объектами, строгое выполнение которых дает решение поставленной задачи. Понятие алгоритма, являющееся фундаментальным в математике и информатике, возникло задолго до появления средств вычислительной техники. Слово «алгоритм» появилось в средние века, когда европейцы познакомились со способами выполнения арифметических действий в десятичной системе счисления, описанными узбекским математиком Муххамедом бен Аль-Хорезми («аль-Хорезми» – человек из города Хорезми; в настоящее время город Хива в Хорезмской области Узбекистана). Слово алгоритм – есть результат европейского произношения слов аль-Хорезми. Первоначально под алгоритмом понимали способ выполнения арифметических действий над десятичными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать для обозначения любой последовательности действий, приводящей к решению поставленной задачи. Любой алгоритм существует не сам по себе, а предназначен для определенного исполнителя (человека, робота, компьютера, языка программирования и т.д.). Свойством, характеризующим любого исполнителя, является то, что он умеет выполнять некоторые команды. Совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнять, называется системой команд исполнителя. Алгоритм описывается в командах исполнителя, который будет его реализовывать. Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия, образуют так называемую среду исполнителя. Исходные данные и результаты любого алгоритма всегда принадлежат среде того исполнителя, для которого предназначен алгоритм. Значение слова «алгоритм» очень схоже со значениями слов «рецепт», «метод», «процесс». Однако, в отличие от рецепта или процесса, алгоритм характеризуется следующими свойствами: дискретность (разрывность - противоположно непрерывности) – это свойство алгоритма, характеризующее его структуру: каждый алгоритм состоит из отдельных законченных действий, говорят: «Делится на шаги»; массовость – применимость алгоритма ко всем задачам рассматриваемого типа, при любых исходных данных. Например, алгоритм решения квадратного уравнения в области действительных чисел должен содержать все возможные исходы решения, т.е., рассмотрев значения дискриминанта, алгоритм находит либо два различных корня уравнения, либо два равных, либо делает вывод о том, что действительных корней нет; определенность (детерминированность, точность) – свойство алгоритма, указывающее на то, что каждый шаг алгоритма должен быть строго определен и не допускать различных толкований; также строго должен быть определен порядок выполнения отдельных шагов. Помните сказку про Ивана-царевича? «Шел Иван-царевич по дороге, дошел до развилки. Видит большой камень, на нем надпись: «Прямо пойдешь – голову потеряешь, направо пойдешь – жену найдешь, налево пойдешь – разбогатеешь». Стоит Иван и думает, что дальше делать». Таких инструкций алгоритм содержать не может; результативность – свойство, состоящее в том, что любой алгоритм должен завершаться за конечное (может быть очень большое) число шагов. Вопрос о рассмотрении бесконечных алгоритмов остается за рамками теории алгоритмов; формальность – это свойство указывает на то, что любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять инструкции алгоритма, действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и лишь строго выполняет инструкции. Рассуждать «что, как и почему?» должен разработчик алгоритма, а исполнитель формально (не думая) поочередно исполняет предложенные команды и получает необходимый результат. Способы описания алгоритмов Рассмотрим следующие способы описания алгоритма: словесное описание, псевдокод, блок-схема, программа. Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке. Например, любой прибор бытовой техники (утюг, электропила, дрель и т.п.) имеет инструкцию по эксплуатации, т.е. словесное описания алгоритма, в соответствии которому данный прибор должен использоваться. Никаких правил составления словесного описания не существует. Запись алгоритма осуществляется в произвольной форме на естественном, например, русском языке. Этот способ описания не имеет широкого распространения, так как строго не формализуем (под «формальным» понимается то, что описание абсолютно полное и учитывает все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе решения); допускает неоднозначность толкования при описании некоторых действий; страдает многословностью. Псевдокод – описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основные этапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и общепринятая математическая символика. Строгих синтаксических правил для записи псевдокода не существует. Это облегчает запись алгоритма при проектировании и позволяет описать алгоритм, используя любой набор команд. Однако в псевдокоде обычно используются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от псевдокода к записи алгоритма на языке программирования. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором используемых слов и конструкций. Блок-схема – описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций. Этот способ имеет ряд преимуществ. Благодаря наглядности, он обеспечивает «читаемость» алгоритма и явно отображает порядок выполнения отдельных команд. В блок-схеме каждой формальной конструкции соответствует определенная геометрическая фигура или связанная линиями совокупность фигур. Рассмотрим некоторые основные конструкции, использующиеся для построения блок-схем. Блок, характеризующий начало/конец алгоритма (для подпрограмм – вызов/возврат): Блок – процесс, предназначенный для описания отдельных действий: Блок – предопределенный процесс, предназначенный для обращения к вспомогательным алгоритмам (подпрограммам): Блок – ввода/вывода с неопределенного носителя: Блок – ввод с клавиатуры: Блок – вывод на монитор: Блок – вывод на печатающее устройство: С Начало j ( Конец J <Действие> Г/ Блок – решение (проверка условия или условный блок): Блок, описывающий цикл с параметром: Нет Да <тело цикла> Блок — границы цикла, описывающий циклические процессы типа: «цикл с предусловием», «цикл с постусловием»: <тело цикла> Соединительные блоки Описания алгоритма в словесной форме, на псевдокоде или в виде блок-схемы допускают некоторый произвол при изображении команд. Вместе с тем она настолько достаточна, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. На практике исполнителями алгоритмов выступают компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке, такой формализованный язык называют языком программирования. Программа – описание структуры алгоритма на языке алгоритмического программирования. С другой стороны, понятие «программа» нельзя трактовать только таким образом, как уже говорилось в главе 5 (п. 5.5.2), программа на языке декларативного программирования представляет собой совокупность описанных знаний и не содержит явного алгоритма исполнения. Пример 6.2. Вывести значение наибольшего из двух чисел. Псевдокод: 1. Ввод двух чисел а, Ь. 2. ЕСЛИ а > Ъ, ТО «выводим а», ИНАЧЕ «выводим Ь». 3. Конец. 297 Ложь (Нет) Рис. 6.3. Неполное ветвление ( Начало J I /Ввод / / «■* / Нет Да Рис. 6.4. Блок-схема к примеру 6.2 В данном примере реализовано полное ветвление. ЕСЛИ значения входных данных таковы, что а > Ь, ТО выполняется линейный алгоритм: 1. Ввод двух чисел а, Ь. 2. Вывод а. ИНАЧЕ, когда а <Ь, выполняется линейный алгоритм: 1. Ввод двух чисел а, Ь. 2. Вывод Ь. Вывод: алгоритм является разветвляющимся и состоит из двух ветвей. Рассмотрим стандартный алгоритм поиска наибольшего (наименьшего) значения среди нескольких заданных. Основная идея алгоритма сводится к следующему: за наибольшее (наименьшее) принимаем значение любого из данных. Поочередно сравниваем оставшиеся данные с наибольшим (наименьшим). Если окажется, что очередное значение входного данного больше (меньше) наибольшего (наименьшего), то наибольшему (наименьшему) присваиваем это значение. Таким образом, сравнив все входные данные, найдем наибольшее (наименьшее) среди них. Алгоритм использует неполное ветвление. Пример 6.3. Заданы три числа. Найти значение наименьшего из них. Заданные числа обозначим: а, Ь, с; результирующее наименьшее — тт. На рис. 6.5 представлена блок-схема алгоритма реше- рИс. 6.5. Алгоритм поиска ния данной задачи. наименьшего значения среди трех заданных КолланЭа «Выбор» Часто при выборе одного из возможных вариантов действий приходится проверять значение выражения на принадлежность заданному набору данных. Для этого существует команда «Выбор». При ее исполнении сначала вычисляется значение некоторого выражения Z. Затем последовательно проверяются условия VI, V2,..., V«относительно Z, начиная с первого, до тех пор, пока не встретится условие, принимающее значение ИСТИНА. Далее выполняется соответствующее этому условию действие (или серия действий), после чего команда выбора завершается. Если ни одно из условий не является истинным, то выполняется действие (или набор действий), идущее по ветви ЛОЖЬ для каждого из условий. На рис. 6.6 представлена блок-схема команды «Выбор» для п = 3.
Рис. 6.6. Команда «выбор» Арифметический цикл В арифметическом цикле число его шагов (повторений) однозначно определяется правилом изменения параметра, которое задается с помощью начального (N) и конечного (К) значений параметра и шагом (h) его изменения. Т.е., на первом шаге цикла значение параметра равно N, на втором - N + h, на третьем - N + 2h и т.д. На последнем шаге цикла значение параметра не больше К, но такое, что дальнейшее его изменение приведет к значению, большему, чем К. Пример 6.4. Вывести 10 раз слово «Привет!». Параметр цикла обозначим /, он будет отвечать за количество выведенных слов. При / = 1 будет выведено первое слово, при / = 2 будет выведено второе слова и т.д. Так как требуется вывести 10 слов, то последнее значение параметра / = 10. В заданном примере требуется 10 раз повторить одно и то же действие: вывести слово «При- 301вет!». Составим алгоритм, используя арифметический цикл, в котором правило изменения параметра / = 1,10,1. Т.е. начальное значение параметра /= 1; конечное значение/= 10; шаг изменения И = 1. На рис. 6.7 представлена блок-схема алгоритма решения данной задачи. Привет! J ( Конец J Рис. 6.7. Блок-схема к примеру 6.4 Цикл с предусловием Количество шагов цикла заранее не определено и зависит от входных данных задачи. В данной циклической структуре сначала проверяется значение условного выражения (условие) перед выполнением очередного шага цикла. Если значение условного выражения истинно, исполняется тело цикла. После чего управление вновь передается проверке условия и т.д. Эти действия повторяются до тех пор, пока условное выражение не примет значение ЛОЖЬ. При первом же несоблюдении условия цикл завершается.
Рис. 6.8. Блок-схема цикла с предусловием Блок-схема данной конструкции представлена на рис. 6.8'двумя способами: с помощью условного блока а и с помощью блока границы цикла б. Особенностью цикла с предусловием является то, что если изначально условное выражение ложно, то тело цикла не выполнится ни разу. Пример 6.5. Одним из наиболее распространенных алгоритмов, встречающихся в литературе по информатике, является алгоритм Евклида -алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел тип (рис.6.9). Рис. 6.9. Блок-схема алгоритма Евклида 303Опишем его на псевдокоде: 1. Ввод натуральных чисел тип. 2. Пока т t- n делать. 2.1. Если т>п, то т=т — п, иначе п— п — т. 2.2. Переход к шагу 2. 3. Вывод т (найденный наибольший общий делитель). 4. Конец. Цикл с постусловием Как и в цикле с предусловием, в циклической конструкции с постусловием заранее не определено число повторений тела цикла, оно зависит от входных данных задачи. В отличие от цикла с предусловием, тело цикла с постусловием всегда будет выполнено хотя бы один раз, после чего проверяется условие. В этой конструкции тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условного выражения ложно. Как только оно становится истинным, выполнение команды прекращается. Блок-схема данной конструкции представлена на рис. 6.10 двумя способами: с помощью условного блока а и с помощью блока управления б. Тело цикла I Условие а Рис. 6.10. Блок-схема цикла с постусловием Пример 6.6. Составим алгоритм игры «Угадай число». Первый игрок вводит задуманное число от 1 до 50. Второй (угадывающий) вводит другое число и получает один из ответов: «Ваше число меньше», «Ваше число больше» или «Вы угадали». Игра продолжается до тех пор, пока второй игрок не угадает задуманное число. Составляя алгоритм игры, обозначим х - число, задуманное первым игроком, у — число, вводимое на очередном шаге вторым игроком. Блок-схема алгоритма приведена на рис. 6.11. С Начало J I / Ввод х / Рис. 6.11. Блок-схема игры «Угадай число» (пример 6.6) 305Рассмотрим стандартные циклические алгоритмы, такие как вычисление суммы и подсчет количества элементов, удовлетворяющих некоторому признаку. Суммирование. Пример 6.7. Для заданного натурального числа N вычислить сумму 2 3 N Подсчет суммы осуществляется следующим образом. Сначала счи- ' таем, что сумма S есть первое слагаемое (S = 1). Далее к первому сла- 1 гаемому прибавляем второе, получаем новую сумму 5 = 1 + —. Но на предыдущем шаге S = 1, поэтому можно записать S = S + —. к сумме двух первых слагаемых прибавляем третье 5 = 1 + — + -. Но на 1 1 предыдущем шагу 5 = 1 + —, поэтому можно записать S = S + - и т.д. 2 3 Получили следующую последовательность шагов: 1) S = 1. 2) 3) 2" 3' Запишем /-и шаг, опираясь на два предыдущих: i Выясним правило изменения номера шага /. В описанной последовательности / = 1, 2, 3 и т.д. В сумме N слагаемых, поэтому последним значением / будет N. Отсюда нашли правило изменения / = 1, N, 1. Сверяя инструкции каждого шага, находим, что выражение на первом шаге отличается от других (однотипных). Чтобы оно стало таким как все, в сумму надо добавить S, т.е. записать: S = S + 1 (учи- 1 тываем, что 1 = 7)- Отсюда для S возникает необходимость задания начального значения, но такого, чтобы S + 1 = 1 (таким должно быть выражение для / = 1), этим числом является нуль, при сложении с нулем сумма не меняется. Так как известно число шагов цикла, то для построения алгоритма используем цикл с параметром /. Алгоритм на псевдокоде: 1. Ввод N.. 2. S = 0. " 3. Для / = 1, N, 1 повторить: 3.1. S = 4. Вывод S. 5. Конец. Блок-схема алгоритма приведена на рис. 6.12. Сформулируем правило суммирования: • начальное значение суммы S = 0; • в теле некоторой циклической конструкции выполнить команду: S = S + <слагаемое>. Упражнения для самостоятельной работы: Для заданного натурального числа N вычислите суммы N-сла-гаемых: 12 3 1. - + - + - +...; 2 3 4 12 3 2. - + - + - +...; 2 4 6 3073. sin 1 sin 2 sin3 + 1 + 2 1+2+3 +... ( Начало J S = 0
s = s + - ( Конец j Рис. 6.12. Алгоритм вычисления суммы Подсчет количества элементов. Произведем счет: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., этот процесс является циклическим, так как каждый раз мы совершаем одно и то же действие: предыдущее натуральное число увеличиваем на единицу. Обозначив через К - счетчик искомых элементов, легко получить правило счетчика: К = К + 1 (на очередном шаге цикла). Но при первом подсчете должны получить значение К, равное единице, а до начала счета счетчик должен быть пуст, следовательно, начальное значение счетчика равно нулю. Правило счетчика: • начальное значение счетчика К = 0; • в теле некоторой циклической конструкции выполнить команду: К = К + 1. Пример 6.8 Задано 20 чисел. Сколько среди них чисел, больших 10? Псевдокод: 1. К = 0 {Счетчик чисел, больших 10}. 2. Повторить 20 раз (для / = 1, 20, 1). 2.1. Ввод числа х. 2.2. Если х > 10, то К = К+ 1. 3. Вывод К. 4. Конец. Блок-схема алгоритма приведена на рис. 6.13. Замечание: в фигурных скобках {....} принято помещать комментарии к алгоритму. Рис. 6.13. Алгоритм примера 6.8 309В каждом из рассмотренных выше примеров использовалась одна циклическая конструкция. В реальных задачах может встретиться любое число циклов. Обозначив цикл квадратной скобкой, схематично представим варианты взаимного расположения циклов (рис. 6.14). а - последовательные б — вложенные в - запрещенные Рис. 6.14. Расположение циклов Алгоритм любой задачи может быть представлен как комбинация представленных выше элементарных алгоритмических структур, поэтому данные конструкции: линейную, ветвящуюся и циклическую, называют базовыми. Рекурсивный алгоритм Рекурсивным называется алгоритм, организованный таким образом, что в процессе выполнения команд на каком-либо шаге он прямо или косвенно обращается сам к себе. Блок-схема Рис. 6.15. Ввод элементов одномерного массива А(10) Пример 6.9. -» Рассмотрим алгоритм вычисления среднего арифметического положительных элементов числового массива А(10). Среднее арифметическое есть отношение суммы к числу ее слагаемых, т.е. среднее арифметическое — Алгоритм решения задачи (рис. 6.16) будет содержать подсчет суммы (обозначим ее S), включающей положительные элементы массива (а. > 0), и количества (обозначим N) ее слагаемых. Псевдокод: 1. Повторить 10 раз (для i = 1, 10, 1). 1.1. Ввод а. 2. Начальное значение суммы: S = 0. 3. Начальное значение счетчика: N = 0. 4. Повторить 10 раз (для /= 1, 10, 1): 4.1. ЕСЛИ а. > 0, ТО S = S + а.; N = N + 1. 5. ЕСЛИ N > 0, ТО вычисление среднего арифметического SA = S/N; вывод SA. ИНАЧЕ: вывод «Положительных элементов в массиве нет». 6. Конец. 313 С Начало 1 " '■'»■■ >-; S = 0 N = 0
Нет Да Положительных элементов нет Рис. 6.16. Блок-схема задачи «подсчета среднего арифметического положительных элементов массива» (пример 6.9) ( Начало J щ т= 1 X^i = 2,10, Пример 6.10. В заданном числовом массиве А(10) найти наибольший элемент и его индекс, при условии, что такой элемент в массиве существует, и единственный. Обозначим индекс наибольшего элемента т. Будем считать, что первый элемент массива является наибольшим (т = 1). Сравним поочередно наибольший с остальными элементами массива. Если оказывается, что текущий элемент массива о. (тот, с которым идет сравнение) больше выбранного нами наибольшего а, то считаем его наибольшим (т = i) (рис. 6.17). Рассмотрим двумерный массив (шкаф с множеством ящиков, положение которых определяется двумя координатами — по горизонтали и по вертикали). В математике двумерный массив (таблица чисел) называется матрицей. Каждый ее элемент имеет два индекса а.., первый индекс / определяет номер строки, в которой находится элемент (координата по горизонтали), а второй j — номер столбца (координата по вертикали). Двумерный массив характеризуется двумя размерностями N и М, определяющими число строк и столбцов соответственно (рис. 6.18). Ввод элементов двумерного массива осуществляется построчно, в свою очередь, ввод каждой строки производится поэлементно, тем ат,т ( -Г Конец Рис 6.17. Алгоритм поиска наибольшего элемента массива и его индекса (пример 6.10) Языки программирования Как мы уже знаем, компьютерная программа представляет собой логически упорядоченную последовательность команд, предназначенных для управления компьютером. Процессор компьютера - это большая интегральная схема. Все данные и команды он получает в виде электрических сигналов. В двоичном коде наличие сигнала описывается понятием «1», а его отсутствие - понятием «0». Команды, обрабатываемые процессором, можно интерпретировать как ряд чередующихся определенным образом единиц и нулей. То есть любая команда преобразуется в двоичное число. Таким образом, процессор исполняет программы, представляющие собой последовательность чисел и называемые машинным кодом. Писать программы в машинных кодах очень сложно, причем с ростом размера программы эта задача усложняется. В компьютерах первого поколения использовались программы, написанные в машинных кодах, причем для каждого компьютера существовал свой собственный машинный код. Числовая кодировка команд, адресов ячеек и обрабатываемых данных, зависимость вида программы от ее места в памяти не давали возможность следить за смыслом программы. Это во многом ограничивало область применения компьютеров первого поколения. В тот период (начало 50-х гг.) средства программирования и программное обеспечение только зарождались и были еще не развиты. Для того чтобы сделать программу читабельной и иметь возможность следить за ее смысловой структурой, придумали символический язык ассемблер, близкий к машинному (конец 50-х -начало 60-х гг.), в котором появилось понятие переменной. Ассемблер стал первым полноценным языком программирования. Благодаря этому заметно уменьшилось время разработки и возросла надежность программ. Для записи кодов операций и обрабатываемой информации в ассемблере используются стандартные обозначения, позволяющие записывать числа и текст в общепринятом виде, для кодов команд приняты мнемонические обозначения. Для обозначения величин, размещаемых в памяти, можно применять имена. После ввода программы ассемблер сам заменяет символические имена на адреса памяти, а символические коды команд на числовые. Использование ассемблера сделало процесс программирование более наглядным. Дальнейшее развитие этой идеи привело к созданию языков программирования высокого уровня, в которых длинные и сложные последовательности машинных кодов были заменены одним единственным обозначающим их словом – операторы. Системы программирования Процесс создания программы включает: • Составление исходного кода программы (рис. 6.21) на языке программирования. • Этап трансляции, необходимый для создания объектного кода программы. • Построение загрузочного модуля, готового к исполнению. Все перечисленные выше действия требуют наличия специальных программных средств. Исходны!П| Трансляция Ц рбГектный Ц Редактор II Загрузочный ^' """ Ч ~ II МОДУЛЬ Код Код связей модуль Рис. 6.21. Процесс создания программы, готовой к исполнению Совокупность этих программных средств входит в состав системы программирования: • Текстовый редактор (необходимый для создания и редактирования исходного кода программы на языке программирования). • Компилятор. • Редактор связей. • Отладчик. • Библиотеки функций. • Справочная система. Языки моделирования При моделировании систем применяются формальные способы их описания - формальные нотации, с помощью которых можно представить объекты и взаимосвязи между ними в системе. Такие системы называют CASE-системами. 4.6. Этапы подготовки и решений на компьютере Компьютер предназначен для решения разнообразных задач: научно-технических, инженерных, разработки системного программного обеспечения, обучения, управления производственными процессами и т.д. В процессе подготовки и решения на компьютере научно-технических задач можно выделить следующие этапы: 1. Постановка задачи – формулируется цель решения задачи, подробно описывается ее содержание; проводится анализ условий, при которых решается поставленная задача, выявляется область определения входных параметров задачи. 2. Формальное построение модели задачи – предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа; анализируется характер и сущность величин, используемых в задаче. 3. Построение математической модели задачи – характеризуется математической формализацией задачи, при которой существующие взаимосвязи между величинами выражаются с помощью математических соотношений. Как правило, математическая модель строится с определенной точностью, допущениями и ограничениями. 4. Выбор и обоснование метода решения - модель решения задачи реализуется на основе конкретных приемов и методов решения. В большинстве случаев математическое описание задачи трудно перевести на машинный язык. Выбор и использование метода решения позволяет свести решение задачи к конкретному набору машинных команд. При обосновании метода решения рассматриваются вопросы влияния различных факторов и условий на конечный результат, в том числе на точность вычислений, время решения задачи на компьютере, требуемый объем памяти и др. 5. Построение алгоритма — на данном этапе составляется алгоритм решения задачи, в соответствии с выбранным методом решения. Процесс обработки данных разбивается на отдельные относительно самостоятельные блоки, определяется последовательность выполнения этих блоков. 6. Составление программы — алгоритм решения переводится на конкретный язык программирования. 7. Отладка программы — процесс устранения синтаксических и логических ошибок в программе. В процессе трансляции программы с помощью синтаксического и семантического контроля выявляются недопустимые конструкции и символы (или сочетания символов) для данного языка программирования. Компьютер выдает сообщение об ошибках в форме, соответствующей этому языку. Затем проверяется логика работы программы в процессе ее выполнения с конкретными исходными данными. Для этого используются специальные методы. Например, в программе выбираются контрольные точки, для них подбираются тестирующие примеры и вручную находятся значения в этих точках, которые затем и сверяются со значениями, получаемыми компьютером на этапе отладки. Кроме того, используются отладчики, выполняющие специальные действия на этапе отладки, такие как удаление, замена или вставка отдельных операторов • или целых фрагментов программы, вывод промежуточных результатов, изменение значений заданных переменных и др. 8. Решение задачи на компьютере и анализ результатов. Теперь программу можно использовать для решения поставленной задачи. Первоначально выполняется многократное решение задачи на компьютере для различных наборов исходных данных. Получаемые результаты анализируются специалистом, поставившим задачу. Разработанная программа поставляется заказчику в виде готовой к исполнению машинной программы. К ней прилагается документация, включающая инструкцию по эксплуатации. В задачах другого типа некоторые этапы могут отсутствовать. Например, проектирование программного обеспечения не требует построения математической модели. Все приведенные этапы тесно связаны между собой. Например, анализ результатов может привести к необходимости внесения изменений в программу, алгоритм, метод решения или даже в постановку задачи.
Понятие алгоритма и его свойства Каждый из нас постоянно решает множество задач: как быстрее добраться на работу, как лучше спланировать дела текущего дня и многие другие. Некоторые задачи мы решаем автоматически, так как на протяжении многих лет привыкли к их выполнению, другие требуют длительного размышления над решением, но в любом случае, решение каждой задачи всегда делится на простые действия. Алгоритм – описанная на некотором языке точная конечная система правил, определяющая содержание и порядок действий над некоторыми объектами, строгое выполнение которых дает решение поставленной задачи. Понятие алгоритма, являющееся фундаментальным в математике и информатике, возникло задолго до появления средств вычислительной техники. Слово «алгоритм» появилось в средние века, когда европейцы познакомились со способами выполнения арифметических действий в десятичной системе счисления, описанными узбекским математиком Муххамедом бен Аль-Хорезми («аль-Хорезми» – человек из города Хорезми; в настоящее время город Хива в Хорезмской области Узбекистана). Слово алгоритм – есть результат европейского произношения слов аль-Хорезми. Первоначально под алгоритмом понимали способ выполнения арифметических действий над десятичными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать для обозначения любой последовательности действий, приводящей к решению поставленной задачи. Любой алгоритм существует не сам по себе, а предназначен для определенного исполнителя (человека, робота, компьютера, языка программирования и т.д.). Свойством, характеризующим любого исполнителя, является то, что он умеет выполнять некоторые команды. Совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнять, называется системой команд исполнителя. Алгоритм описывается в командах исполнителя, который будет его реализовывать. Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия, образуют так называемую среду исполнителя. Исходные данные и результаты любого алгоритма всегда принадлежат среде того исполнителя, для которого предназначен алгоритм. Значение слова «алгоритм» очень схоже со значениями слов «рецепт», «метод», «процесс». Однако, в отличие от рецепта или процесса, алгоритм характеризуется следующими свойствами: дискретность (разрывность - противоположно непрерывности) – это свойство алгоритма, характеризующее его структуру: каждый алгоритм состоит из отдельных законченных действий, говорят: «Делится на шаги»; массовость – применимость алгоритма ко всем задачам рассматриваемого типа, при любых исходных данных. Например, алгоритм решения квадратного уравнения в области действительных чисел должен содержать все возможные исходы решения, т.е., рассмотрев значения дискриминанта, алгоритм находит либо два различных корня уравнения, либо два равных, либо делает вывод о том, что действительных корней нет; определенность (детерминированность, точность) – свойство алгоритма, указывающее на то, что каждый шаг алгоритма должен быть строго определен и не допускать различных толкований; также строго должен быть определен порядок выполнения отдельных шагов. Помните сказку про Ивана-царевича? «Шел Иван-царевич по дороге, дошел до развилки. Видит большой камень, на нем надпись: «Прямо пойдешь – голову потеряешь, направо пойдешь – жену найдешь, налево пойдешь – разбогатеешь». Стоит Иван и думает, что дальше делать». Таких инструкций алгоритм содержать не может; результативность – свойство, состоящее в том, что любой алгоритм должен завершаться за конечное (может быть очень большое) число шагов. Вопрос о рассмотрении бесконечных алгоритмов остается за рамками теории алгоритмов; формальность – это свойство указывает на то, что любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять инструкции алгоритма, действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и лишь строго выполняет инструкции. Рассуждать «что, как и почему?» должен разработчик алгоритма, а исполнитель формально (не думая) поочередно исполняет предложенные команды и получает необходимый результат. Способы описания алгоритмов Рассмотрим следующие способы описания алгоритма: словесное описание, псевдокод, блок-схема, программа. Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке. Например, любой прибор бытовой техники (утюг, электропила, дрель и т.п.) имеет инструкцию по эксплуатации, т.е. словесное описания алгоритма, в соответствии которому данный прибор должен использоваться. Никаких правил составления словесного описания не существует. Запись алгоритма осуществляется в произвольной форме на естественном, например, русском языке. Этот способ описания не имеет широкого распространения, так как строго не формализуем (под «формальным» понимается то, что описание абсолютно полное и учитывает все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе решения); допускает неоднозначность толкования при о
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.193 (0.014 с.) |