Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
п.7. Показательная форма записи комплексного числа↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обозначение. Для " w Î R обозначим . n (1) Равенство (1) называют формулой Эйлера. При этом обозначении, запись комплексного числа z ¹ 0, z = | z | (cos w + i sin w) в показательной форме принимает вид . (2) Из равенства (1) и правил действия с комплексными числами, записанными в тригонометрической форме, следует справедливость следующей теоремы. Теорема 5. Для " u, w Î R, " n Î Z справедливы равенства: 1/ ; 2/ ; 3/ ; 4/ ; 5/ ; 6/ ; 7/ n п.8. Связь между тригонометрическими И гиперболическими функциями Из формул Эйлера следует, что для R Складывая и вычитая эти равенства находим, что для R:
(1) ; (2) . Как известно, из курса математического анализа, гиперболические косинус, синус, тангенс, котангенс, соответственно, , для R, определяются равенствами: ; ; ; . Если, в формулах (1), (2), заменить w на iw, то мы получим формулы для определения значений . Эти формулы выражают гиперболические формулы через тригонометрические. Для R: ; ; ; .
П.9. Корни из комплексных чисел Определение. Пусть z Î C, n Î N. Комплексное число x называется корнем степени n из z, если n Теорема 6. Пусть n Î N, root (n) - множество всех корней степени n из 1. Тогда алгебра (root (n), ×, , 1) - группа, (которая называется группой корней степени n из 1). Доказательство. Пусть x, y Î root (n). Проверим, что умножение - бинарная операция. Имеем xy - корень степени n из 1. Проверим, что -унарная операция. Имеем - корень степени n из 1. Очевидно, что 1 - корень степени n из 1. Доказано, что (root (n), ×, , 1) - алгебра. То, что алгебра (root (n), ×, , 1) - группа, следует из свойств комплексных чисел. n Теорема 7. Для " n Î N существует точно n различных корней степени n из 1, (1) , . Все корни расположены в вершинах правильного n - угольника, вписанного в окружность единичного радиуса, одна из которых расположена в точке с координатами (1,0). Доказательство. Проверим сначала, что числа , заданные равенством (1), являются корнями степени n из 1. Действительно,
Докажем, что любой корень x степени n из 1 может быть вычислен по формуле (1). Т. к. x ¹ 0, то x можно записать в показательной форме
Имеем
Поэтому , где t Î Z. По теореме о делении с остатком, существуют такие q, r Î Z, что t = nq + r, где 0 £ r < q. Значит
т.е. x вычисляется по формуле (1). Изобразив числа, заданные формулой (1), на комплексной плоскости, мы увидим, что они расположены в вершинах правильного n - угольника, вписанного в окружность единичного радиуса, одна из которых расположена в точке с координатами (1,0). В частности, числа заданные формулой (1), попарно различны. n Теорема 8. Пусть n Î N, z Î C, z ¹ 0, Тогда существует точно n различных корней степени n из z, (2) , Доказательство. Проверим сначала, что числа , заданные равенством (2), являются корнями степени n из z. Действительно,
Пусть - корень степени n из z. Докажем, что он вычисляется по формуле (2). Рассмотрим число ,где определено формулой (2). Имеем . Следовательно - корень степени n из 1, т.е. совпадает с одним из чисел . Имеем
. Из выше доказанного следует, что числа попарно различны. n
П.10. Мультисекция Теорема 1. (о мультисекции многочлена) Пусть - многочлен с числовыми коэффициентами, q Î N , m Î N, 0£ q < m. Тогда , (1) где . Доказательство. Для m = 1 равенство (1) очевидно выполнено. Докажем (1) для m > 1. Имеем . (2) Если - целое, то и . Если - не целое, то и по формуле суммы членов геометрической прогрессии . Поэтому в (2) суммирование нужно вести только по тем r для которых N . Отсюда следует (1). n Заметим, что равенство (1) справедливо не только для многочленов, но и для рядов.
Следствие 1. Пусть n, m Î N, q Î N , 0£ q < m. Тогда . (3)
Доказательство. Рассмотрим многочлен . Применяя мультисекцию к многочлену получим, что , где . Полагая x = 1 в последнем равенстве получим, что . (4) Имеем
Приравнивая действительные части обеих частей равенства (4) получаем равенство (3). n
П.11. Упорядоченные поля
Определение. Упорядоченным полем называется алгебраическая система (P, +, ×, -, 0, 1, £) такая, что: 1/ алгебра (P, +, ×, -,0, 1) - поле; 2/ £ - линейный порядок на P; 3/ для " a, b, c Î P a £ b ® a + c £ b + c; 4/ для " a, b Î P a £ b Ù c > 0 ® ac £ bc. n Другими словами, упорядоченное поле - это поле на множестве элементов которого определён линейный порядок £ согласованный, условиями 3/,4/, с операциями сложения и умножения. Нетрудно проверить, что для упорядоченного поля выполнены обычные свойства неравенств, известные для действительных чисел. Примерами упорядоченных полей являются поле рациональных и поле действительных чисел. Теорема 9. Если (P, +, ×, -,0, 1, £) - упорядоченное поле, то для " a Î P из условия a ¹ 0, следует, что a > 0. Доказательство. Т.к. £ - линейный порядок, то a > 0 или a < 0. Если a > 0, то, по условию 4/, a > 0. Если a < 0, то - a > 0 и по условию 4/, a = = (- a) (- a) > 0. n Теорема 10. Если (P, +, ×, -,0, 1, £) - упорядоченное поле, то для " a, b Î P из условия a ¹ 0 Ù b ¹ 0 следует, что a 2 + b 2 ¹ 0. Доказательство. Из теоремы 9 следует, что a > 0 и b > 0. Из условия 3 следует, что a + b > 0. n Теорема 11. Поле комплексных чисел (C, +, ×, -, 0, 1) нельзя упорядочить. Доказательство. Предположим противное - поле комплексных чисел (C, +, ×, -, 0, 1) упорядоченно. Т.к. 1 ¹ 0, i ¹ 0, то, по теореме 10, 1 + i ¹ 0 - противоречие. n Задачник.
1. Найти действительную и мнимые части комплексных чисел: , Решение. n 2. Найти a, b Î R, если:
2.1. ; 2.2. ; 2.3. ; 2.4. .
Решение примера 2.2. Запишем левую часть равенства в алгебраической форме Приравнивая действительную и мнимую части чисел в левой и правой частях равенства получим систему линейных уравнений Прибавим к первому уравнению второе, умноженное на (-3), прибавим ко второму уравнению первое, умноженное на (-4), получим n
3. Вычислить:
3.1. ; 3.6. ; 3.2. (; 3.7. (; 3.3. ; 3.8. ; 3.4. ; 3.9. ; 3.5. ; 3.10. .
Решение примера 3.6. Имеем n
4. Вычислить:
4.1. ; 4.5. ; 4.2. ; 4.6. ; 4.3. ; 4.7. ; 4.4. ; 4.8. .
Решение примера 4.2. Имеем n
5. Вычислить:
5.1. ; 5.2. ; 5.3. 5.4. ; 5.5. ; 5.6. .
Решение примера 5.4. Имеем n
6. Вычислить:
6.1. , где n Î N; 6.2. , где n Î N;
6.3.
Решение примера 6.1. Разделим, по теореме о делении с остатком, число n на 4, получим, что Имеем Ответ: , где r - остаток при делении n на 4. n
7. Вычислить:
7.1. ; 7.2. ; 7.3. ; 7.4. 7.5. ; 7.6. ; 7.7. ; 7.8. .
Решение примера 7.2. Имеем n
8. При каких z , z Î C:
8.1. Re (z z ) = Re (z ) Re (z )? 8.2. Im (z z ) = Re (z ) Re (z ) + Im (z ) Im (z )? 8.3. Re (z z ) = Im (z ) Re (z ) - Im (z ) Re (z )?
Решение примера 8.1. Запишем z = a + b i, z = a + b i, где a , b , a , b Î R. Имеем Re(z z ) = a a - b b . Поэтому условие примера равносильно равенству a a - b b = a a «b b = 0 «b = 0Ú b = 0 «z Î R Ú z Î R. n
9. Найти значение f (x):
9.1. при x = 1 - 2 i;
при x = 1 + 2 i.
Решение примера 9.1. Имеем
n
10. Доказать, что:
10.1. ; 10.1. .
Решение примера 10.1. Имеем n Найти корни квадратного уравнения , где a, b, c Î C.
Решение. Перепишем уравнение в виде Выделим полный квадрат в левой части и перенесём свободный член в правую часть Перепишем последнее уравнение в виде Обозначим через u какой-нибудь квадратный корень из . Тогда Последнее равенство запишем в виде n
12. Какие необходимые и достаточные условия для того, чтобы квадратное уравнение , где a, b, c Î C, имело: 1) действительные корни; 2) чисто мнимые корни; 3) комплекснозначные корни?
Решение первого примера. Пусть x , x - корни квадратного уравнения, тогда по формулам Виета
Поэтому b / a, c / a Î R. Квадратное уравнение запишем в виде
.
Последнее уравнение имеет действительные корни если
Ответ:
n
13. Решить над C квадратные уравнения:
13.1. x + 5 x + 9 = 0; 13.6. x - (2 - i) x - 2 i = 0; 13.2. 2 x - 7 x + 5 = 0; 13.7. x + (2 - i) x + (-1 - 7 i) = 0; 13.3. 3 x - 4 x + 5 = 0; 13.8. x + (3 + 2 i) x + (5 + 5 i) = 0; 13.4. x + ix + 1 - 3 i = 0; 13.9. (2- i) x + (5+ i) x + (2+2 i) = 0; 13.5. x - (2 + i) x + 2 i = 0;
Решение примера 13.1. Имеем
Решение примера 13.6. Имеем Обозначим , где Возводя в квадрат последнее равенство получим, что Приравнивая действительные и мнимые части чисел расположенных в левой и правой частях равенства получим систему уравнений Имеем Решая последнее уравнение находим, что Отсюда следует, что n
14. Найти z Î C,удовлетворяющие уравнению:
14.1. (i - z)(1 + 2 i) + (1 - iz)(3 - 4 i) = 0; 14.2. (- i + z)(1 - 2 i) + (1 + iz)(3 + 4 i) = 0.
Решение примера 14.1. Имеем
(-1-2 i - i (3-4 i)) z + (i (1+2 i) + (3-4 i)) = 0, (-5-5 i) z + (1-3 i) = 0,
n
15. Вычислить:
15.1. ;
15.2. ; 15.3. ; 15.4. ; 15.5. ; 15.6. ; 15.7. ; 15.8. .
Решение примера 15.1. Имеем n
16. Для n Î N, вычислить:
16.1. ; 16.2. ; 16.3. ; 16.4. . Решение примера 16.1. Имеем . n
17. Пусть z = a + bi, где a, b Î R. Выразить через a, b:
17.1. z + ` z; 17.2. z -` z; 17.3. z + 2` z - 3 z; 17.4. (1 / z) + (1 /` z); 17.5.(1 / z) - (1 /` z); 17.6. (1 / z ) + (1 /` ); 17.7. (1 / z ) - (1 /` z ).
Решение примера 17.7. Имеем n
18.Решить уравнения:
18.1. (1 - i)` z - 3 iz = 2 - i; 18.2. z`z - 2` z = 3 - i; 18.3. z`z + 3(z -` z) = 4 +3 i; 18.4. z`z + 3(z +` z) = 3 i; 18.5. | (z - 12) / (z - 8 i) | = 5/3; 18.6. | (z - 4) / (z - 8) | = 1.
Решение уравнения 18.1. Запишем z в алгебраической форме z = a + bi, где a, b Î R. Уравнение перепишем в виде (1- i)(a - bi) - 3 i (a + bi) = 2 - i. Запишем левую часть в алгебраической форме (a - b + 3 b) + (- a - b - 3 a) i = 2 - i. Приравнивая действительные и мнимые части получим систему уравнений Решая эту систему находим, что a = 0, b = 1, z = i. n
19. Следующие числа изобразить на комплексной плоскости:
1; -1; 0; 4; -4; i; - i; 2 i; -2 i; 1 + i; 1 - i; -1 + i; -1 - i; ; ; ; ; ; ; ; .
20. Вычислить модули всех чисел из задачи 19.
21. Вычислить аргументы всех чисел из задачи 19.
22. Какие части плоскости заданы условиями:
22.1. Re z = 3; 22.2. Im z > 0; 22.3. Re z £ -2; 22.2. Im z = -2; 22.5. Im z £ 1; 22.6. Re z > -3; 22.7. Re z > 0 Ù Im z £ 0; 22.8. Re z £ -2 Ù Im z > -3; 22.9. 0 £ Re z < 2 Ù -1< Im z < 1?
23. Какие части плоскости заданы условиями:
23.1. | z | = 1; 23.2. | z | £ 2; 23.3. | z | > 3; 23.4. | z - 1 | = 1; 23.5. | z + i | < 1 Ù | z - i | > 2; 23.6. | z + 1 + i | > 2; 23.6. | z + i | £ 1 Ù | z - i | £ 2; 23.8. Re z > 0 Ù | z | £ 3; 23.9. | z - 1 - i | + | z | = 2; 23.10. | z - 2 | + | z + 2 | = 2; 23.11. | z - 2 | + | z + 2 | > 2?
24. Какие части плоскости заданы условиями:
24.1. -p / 4 < arg z < p / 4; 24.2. -p / 4 < arg (z - i) < p / 4; 24.2. | z | = arg z; 24.4. Re z + Im z < 1; 24.5. | z - 1 | ³ 2| z - i |; 24.3. Im ((z - z ) / (z - z )) = 0; 24.7. Re ((z - z )/(z - z )) = 0; 24.4. Re (1 / z) = 1; 24.8. Im (1 / z) = 1; 24.9. Re (z ) = 1; 24.5. Im (z 2) = 1; 24.11. | (z - z ) / (z - z ) | = a, (-p < a < p); 24.12. arg ((z - z ) / (z - z )) = a, (-p < a < p)?.
25. Дайте геометрическую интерпретацию следующих отображений:
25.1. z ® ` z; 25.2. z ® iz; 25.3. z ® i`z; 25.2. z ® - i`z; 25.5. z ® - z; 25.6. z ® 2 z. Решение примера 25.1. В лекциях проверено, что это отображение является симметрией относительно оси действительных чисел. n
26. Доказать тождества:
26.1. | z + z | + | z - z | = 2(| z | + | z | );
26.2. Дайте геометрическую интерпретацию тождества 26.1.
26.3. | 1 - ` z z | - | z - z | = (1 + | z z |) - (| z | + | z |) .
Решение примера 26.1. Имеем n
Решение примера 26.2. Использую геометрическую интерпретацию комплексных чисел векторами плоскости получаем: сумма квадратов длин диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов длин всех его сторон. n
27. Пусть - комплексные числа, . Доказать, что
.
Обобщить это равенство на случай n комплексных чисел равного модуля.
28. Доказать, что для " a Î R, a > 0, " z Î C, z ¹ - a
| a + z | / | 1 + (` z / a) | = a.
Решение. Имеем n
29. Доказать, что для " z , z Î C, | z | = 1 или | z | = 1, z ¹ z
| (z - z ) / (1 - ` z z ) | = 1.
Решение. Пусть | z | = 1, тогда Случай | z | = 1 рассматривается аналогично. n
30. Для каких z , z Î C выполнены равенства:
30.1. | z + z | = | z | + | z |?; 30.2. | z + z | = | | z | - | z | |?.
Решение примера 30.1. Изображая числа векторами плоскости получаем, что равенство | z + z | = | z | + | z | выполнено для z , z лежащих на одной прямой, проходящей через начало координат по одну сторону от начала координат. n
31. Доказать неравенства:
31.1. Если | z | < 1 / 2, то | (1 - i) z - i z | < 3 / 4; 31.2. Если | z | < 1, то | z - z |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.014 с.)