Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила работы в лаборатории органической химии. (правила техники безопасности).↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лабораторная работа №4 «Пищевые добавки». Цель: на практике изучить свойства пищевых добавок, технику химического эксперимента, научиться пользоваться химическими приборами, реактивами, работать в химической лаборатории.
ВВЕДЕНИЕ. Органическая химия является основным источником знаний о природе соединений, входящих в различные продукты питания. Органическая химия в пищевых биотехнологиях рассматривает изменение основных групп органических соединений в результате различных технологических процессов. Питательная ценность продуктов обусловлена наличием белков, углеводов, липидов и других органических веществ. Эти группы соединений являются не только источниками энергии, они активно участвуют в различных биохимических процессах, происходящих в организме. Знание о химических превращениях этих веществ позволяет осознанно проводить различные технологические процессы при производстве продуктов питания. В пищевых биотехнологиях используется также большое количество органических соединений различного строения (пищевые добавки) для изменения физико-химических свойств продуктов, увеличения срока их хранения, обогащения органолептических характеристик. Цель настоящего лабораторного практикума – ознакомить студентов с основными химическими свойствами белков, углеводов, липидов, важных с точки зрения технологических процессов, а также качественными реакциями, характерными для этих соединений. В лабораторном практикуме рассматриваются также различные пищевые добавки (ароматизаторы, консерванты, загустители, подсластители, красители и т.д.) их физико-химические свойства, синтез и характерные реакции, позволяющие определить строение указанных веществ. Учитывая, что экологическая безопасность воды и пищевых продуктов приобретает всё большее значение в жизни человека, в практикуме рассматривается способ определения загрязнителей в пищевых продуктах. Настоящий лабораторный практикум предназначен для студентов технологических специальностей и товароведов всех форм обучения (очной, заочной (полной и сокращенной) и вечерней).
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. (Правила техники безопасности). Выполнению практических занятий по органической химии в биотехнологиях предшествует самостоятельная домашняя подготовка студентов: работа с учебниками, учебными пособиями, лекционными записями. На первом занятии студенты ознакомятся с правилами техники безопасности, каждый студент должен расписаться в специальном журнале. Работать в лаборатории студенты должны в халатах. При выполнении опытов в лаборатории студенты обязаны соблюдать следующие основные правила работы: – при выполнении каждого опыта вначале необходимо внимательно ознакомиться с описанием опыта, а затем приступать к его выполнению. Обращать особое внимание на те пункты, в которых указано “Осторожно!”; – при использовании реактивов общего пользования поддерживать на полках порядок в расположении склянок с растворами и веществами; не перемещать их на другое место, ставить на полку так, чтобы надпись на склянке была хорошо видна всем работающим на этом месте. Склянки с летучими веществами после пользования следует быстро закрывать пробками; – при выполнении опыта необходимо брать количество реактива, указанное в описании. Если количество реактива взято больше, чем необходимо для проведения опыта, лишнее количество выливать или пересыпать из пробирки в общие склянки не разрешается, во избежание порчи реактивов и растворов; – при выполнении опытов с нагреванием необходимо пользоваться держателем пробирок. При нагревании отверстие пробирки должно быть направлено во внутреннюю сторону вытяжного шкафа; – при нагревании пробирки с реакционной смесью наружная сторона пробирки должна быть сухой, в противном случае она лопнет; – при работе с газоотводной трубкой необходимо сначала удалить нижний конец трубки из жидкости, а затем убрать горелку из-под пробирки с реакционной смесью; – работу с летучими и сильно пахнущими веществами производить в вытяжном шкафу; – при пользовании кислотами и щелочами исключить возможность попадания их на руки, лицо, одежду; запрещается пробовать химические вещества на вкус, всасывать ртом любые жидкости в пипетки. При исследовании запаха вещества следует осторожно направлять к себе его пары легким движением руки; – при воспламенении горючих веществ немедленно принимать меры к тушению огня (накрыть асбестовой сеткой, чашкой или засыпать песком). В случае большого очага пожара пользоваться огнетушителем; – в конце работы убрать свое рабочее место и вымыть лабораторную посуду общего пользования. Качество уборки рабочих мест проверяет дежурный по группе, который уходит из лаборатории последним.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ В ЛАБОРАТОРИИ При порезах стеклом необходимо промыть рану 2%-ным раствором перманганата калия (при сильном кровотечении рану обрабатывают перекисью водорода или ватным тампоном, смоченным 10%-ным раствором хлорида железа), смазать йодной настойкой и забинтовать. При термических ожогах, чтобы предупредить образование пузырей нужно смочить обоженное место крепким настоем чая, содержащего танин – противоожоговое средство или наложить компресс из ваты или марли, смоченной этим раствором. При ожогах кислотами и щелочами, пораженный участок кожи следует быстро промыть большим количеством воды, после чего на обоженное место наложить примочку: при ожогах кислотой – из 2%-ного раствора питьевой соды, при ожогах щелочью – из 2%-ного раствора борной кислоты. При ожогах бромом пораженное место необходимо обработать 1%-ным раствором карбоната натрия (пока не исчезнет бурая окраска брома), а затем наложить компресс из ваты или марли, смоченной 5%-ным раствором мочевины. При ожогах фенолом следует промыть пораженный участок кожи водой и наложить компресс из ваты или марли, смоченной глицерином.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ. В пищевой промышленности применяется большая группа органических веществ, объединяемая общим термином пищевые добавки. В большинстве случаев под этим понятием объединяют вещества природного происхождения или полученные искусственным путём, использование которых необходимо для совершенствования технологических процессов, сохранения существующих или придания новых свойств пищевым продуктам.
Консерванты Консерванты – химические вещества, с помощью которых можно замедлить или предотвратить развитие бактерий, плесеней и других микроорганизмов, и, следовательно, продлить срок годности продуктов питания.
Опыт №1. Получение бензоата натрия Реактивы: Бензойная кислота кристаллическая Раствор 2н гидроксида натрия Раствор 2н серной кислоты В пробирку помещают несколько кристаллов бензойной кислоты и ~2-3 мл воды. Содержимое пробирки энергично взбалтывают. Растворение кислоты не наблюдается. Далее по каплям прибавляют раствор гидроксида натрия, постоянно перемешивая содержимое пробирки. Происходит растворение бензойной кислоты вследствие образования бензоата натрия, хорошо растворимого в воде:
C6H5COOH + NaOH → C6H5COONa + H2O бензойная кислота
К раствору прибавляют несколько капель 2н серной кислоты, вновь образуется осадок свободной бензойной кислоты.
C6H5COONa + H2SO4 → C6H5COOH + NaHSO4
Бензоат натрия (Е121) – консервант, применяется при производстве напитков, овощных консервов и соусов.
Ароматизаторы Ароматизаторы – вещества, усиливающие вкус и аромат, которые вносятся в пищевые продукты с целью улучшения их органолептических свойств.
Пищевые красители Пищевые красители относятся к пищевым добавкам, улучшающим внешний вид продукта. В качестве веществ, придающих окраску, используют природные и синтетические красители.
Сахарозаменители Сахарозаменители применяют для придания пищевым продуктам сладкого вкуса. К этой группе сладких веществ относятся сладкие спирты – полиолы: сорбит Е420, ксилит Е967, мальтит Е965 и др.
Опыт №8. Доказательство наличия гидроксильных групп в сорбите Объект исследования: раствор 10%-ный сорбита Реактивы: Раствор 2н гидроксида натрия Раствор 2н сульфата меди В пробирку наливают ~1 мл раствора сорбита и прибавляют 1 каплю сульфата меди и 2-3 капли гидроксида натрия. Содержимое пробирки энергично перемешивают – образовавшийся осадок растворяется и получается прозрачный раствор синего цвета. Реакция идёт в две стадии: CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4
сорбит синий цвет раствора Сорбит используют для приготовления продуктов питания для больных диабетом, а также для производства жевательной резинки, косметических препаратов.
Пищевые загрязнители К пищевым загрязнителям относятся пестициды, инсектициды, антибиотики и другие вещества органической и неорганической природы.
Опыт №11. Качественная реакция на загрязнители, присутствующие в питьевой воде Объект исследования: вода Реактивы: Резорцин кристаллический Фталевый ангидрид кристаллический Серная кислота концентрированная Раствор 2н гидроксида натрия Раствор 2н соляной кислоты Анилин В сухую пробирку поместите несколько кристаллов резорцина и примерно столько же фталевого ангидрида, туда же добавьте 1каплю концентрированной серной кислоты. Работа ведётся в вытяжном шкафу. Пробирку с реакционной смесью осторожно нагревают в пламени спиртовки до появления темно-красного окрашивания. Пробирку охлаждают на воздухе, затем под струёй холодной воды. В охлажденную смесь добавляют 5-6 капель воды до растворения образовавшегося флуоресцеина. Если смесь полностью не растворилась, пробирку нагревают. 1 каплю полученного оранжево-красного раствора флуоресцеина поместите в чистую пробирку и долейте её водой почти доверху. К полученному слабо-желтому раствору добавьте 1-2 капли 2н NaOH. Сразу же появляется яркая зелёная флуоресценция раствора. Затем в эту же пробирку добавьте 2 капли 2н НСI флуоресценция исчезает, а при внесении 2 капель 2н NaOH флуоресценция вновь появляется. К полученному индикатору (флуоресцеину) добавляют 1 каплю загрязнителя (анилина) – флуоресценция исчезает. Флуоресценция заметна при разведении 1 части флуоресцеина на 40000000 частей воды, что даёт возможность использовать флуоресцеин при санитарно-химических исследованиях (выяснении путей загрязнения питьевой воды). Лабораторная работа №4 «Пищевые добавки». Цель: на практике изучить свойства пищевых добавок, технику химического эксперимента, научиться пользоваться химическими приборами, реактивами, работать в химической лаборатории.
ВВЕДЕНИЕ. Органическая химия является основным источником знаний о природе соединений, входящих в различные продукты питания. Органическая химия в пищевых биотехнологиях рассматривает изменение основных групп органических соединений в результате различных технологических процессов. Питательная ценность продуктов обусловлена наличием белков, углеводов, липидов и других органических веществ. Эти группы соединений являются не только источниками энергии, они активно участвуют в различных биохимических процессах, происходящих в организме. Знание о химических превращениях этих веществ позволяет осознанно проводить различные технологические процессы при производстве продуктов питания. В пищевых биотехнологиях используется также большое количество органических соединений различного строения (пищевые добавки) для изменения физико-химических свойств продуктов, увеличения срока их хранения, обогащения органолептических характеристик. Цель настоящего лабораторного практикума – ознакомить студентов с основными химическими свойствами белков, углеводов, липидов, важных с точки зрения технологических процессов, а также качественными реакциями, характерными для этих соединений. В лабораторном практикуме рассматриваются также различные пищевые добавки (ароматизаторы, консерванты, загустители, подсластители, красители и т.д.) их физико-химические свойства, синтез и характерные реакции, позволяющие определить строение указанных веществ. Учитывая, что экологическая безопасность воды и пищевых продуктов приобретает всё большее значение в жизни человека, в практикуме рассматривается способ определения загрязнителей в пищевых продуктах. Настоящий лабораторный практикум предназначен для студентов технологических специальностей и товароведов всех форм обучения (очной, заочной (полной и сокращенной) и вечерней).
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. (Правила техники безопасности). Выполнению практических занятий по органической химии в биотехнологиях предшествует самостоятельная домашняя подготовка студентов: работа с учебниками, учебными пособиями, лекционными записями. На первом занятии студенты ознакомятся с правилами техники безопасности, каждый студент должен расписаться в специальном журнале. Работать в лаборатории студенты должны в халатах. При выполнении опытов в лаборатории студенты обязаны соблюдать следующие основные правила работы: – при выполнении каждого опыта вначале необходимо внимательно ознакомиться с описанием опыта, а затем приступать к его выполнению. Обращать особое внимание на те пункты, в которых указано “Осторожно!”; – при использовании реактивов общего пользования поддерживать на полках порядок в расположении склянок с растворами и веществами; не перемещать их на другое место, ставить на полку так, чтобы надпись на склянке была хорошо видна всем работающим на этом месте. Склянки с летучими веществами после пользования следует быстро закрывать пробками; – при выполнении опыта необходимо брать количество реактива, указанное в описании. Если количество реактива взято больше, чем необходимо для проведения опыта, лишнее количество выливать или пересыпать из пробирки в общие склянки не разрешается, во избежание порчи реактивов и растворов; – при выполнении опытов с нагреванием необходимо пользоваться держателем пробирок. При нагревании отверстие пробирки должно быть направлено во внутреннюю сторону вытяжного шкафа; – при нагревании пробирки с реакционной смесью наружная сторона пробирки должна быть сухой, в противном случае она лопнет; – при работе с газоотводной трубкой необходимо сначала удалить нижний конец трубки из жидкости, а затем убрать горелку из-под пробирки с реакционной смесью; – работу с летучими и сильно пахнущими веществами производить в вытяжном шкафу; – при пользовании кислотами и щелочами исключить возможность попадания их на руки, лицо, одежду; запрещается пробовать химические вещества на вкус, всасывать ртом любые жидкости в пипетки. При исследовании запаха вещества следует осторожно направлять к себе его пары легким движением руки; – при воспламенении горючих веществ немедленно принимать меры к тушению огня (накрыть асбестовой сеткой, чашкой или засыпать песком). В случае большого очага пожара пользоваться огнетушителем; – в конце работы убрать свое рабочее место и вымыть лабораторную посуду общего пользования. Качество уборки рабочих мест проверяет дежурный по группе, который уходит из лаборатории последним.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.150 (0.009 с.) |