Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Химия. Часть2. Органическая химия.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка 1.1. Цели дисциплины Рабочая программа по дисциплине «Химия» предполагает получение более углубленных профессиональных знаний умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данного направления подготовки. Данная программа предполагает проведение как лекционного, так и практического курсов. Выпускник по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» должен отвечать следующим требованиям: · быть готовым решать образовательные и исследовательские задачи; · вести активную пропаганду экологических знаний. Целями дисциплины «Химия» являются: · формирование у студентов основ научных знаний химии как фундаментальной науки о составе и строении веществ живой и неживой природы, особенности влияния химических веществ на окружающую среду; · формирование у студентов владения системой знаний об основных понятиях и законах химии, сущности химических процессов, явлений, происходящих в природной среде. Дисциплина направлена на формирование компетенций: · - способностью к познавательной деятельности (ОК-10); · - к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК -12).
1.2 Требования к уровню освоения дисциплины: Студент должен Знать: - свойства основных видов химических веществ и классов химических объектов ОК-10, З- 39); - основные понятия, законы и модели химических систем (ОК-12, З-40); - о современных достижениях в области органической химии (ОК-12, З- 41). Уметь: - определять основные физические характеристики органических веществ (ОК-12, У- 26); - проводить очистку веществ в лабораторных условиях (ОК-12, У-27). Владеть: - методами экспериментального исследования в органической химии (планирование, постановка и обработка эксперимента) (ОК-10, В-19); - методами выделения и очистки органических веществ (ОК-10, В-20).
1.3.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Дисциплина Химия относится к базовой части математического естественнонаучного цикла. Освоение данной дисциплины является основой для изучения дисциплины вариативной части профессионального цикла «Физико-химические методы исследования объектов окружающей среды», «Коллоидная химия»
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ХИМИЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Химия. Часть2. Органическая химия. 2.1.Тематический план учебной дисциплины
* занятия в интерактивной форме
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы органической химии ТЕМА 1. Предмет органической химии и основные этапы ее развития Изучение органических соединений, их многообразие. Связь органической химии с другими науками. Русские школы химиков-органиков 19 – 20 веков. Основные источники органического сырья. Краткие сведения о методах выделения, очистки и идентификации органических соединений. Основные пути использования органических соединений. Загрязнение окружающей среды и трансформация в природе. Формирование и основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Молекулярные и структурные формулы. Значение теории А.М. Бутлерова и ее дальнейшее развитие.
ТЕМА 4. Изомерия Структурная изомерия. Определение. Виды структурных изомеров: с различным строением углеродного скелета, с различным расположением функциональных групп, с различным составом функциональных групп. Различия в свойствах изомеров. Примеры. Природные соединения. Конфигурационная изомерия: геометрическая и оптическая. Геометрическая изомерия: цис-, транс-, Z, E. Способы изображения геометрических изомеров. Различия в свойствах изомеров. Распространение в природе. Оптическая изомерия. Понятие о хиральности молекул, ее проявление в оптической активности соединений. Асимметрический атом углерода. Соединения с одним и двумя асимметрическими атомами углерода. Энантиомеры, диастереомеры, мезоформы, рацематы. Формула Фишера. Способы изображения оптических изомеров (проекции Фишера, стереохимические формулы). R,S - конфигурация оптических изомеров. Природные соединения и их биологическое значение. Понятие о конформационной изомерии.
РАЗДЕЛ II. Углеводороды ТЕМА 1. Алифатические (ациклические) углеводороды: алканы, алкены, диены, алкины Классификация. Номенклатура. Изомерия (структурная, геометрическая, оптическая). Строение и основные свойства углеводородов с σ – связями. Алканы. Разрыв С-Н, С-С – σ- связей (реакции радикального замещения, окисления, дегидрирования). Строение и основные свойства углеводородов с π-связями (алкены, алкины). Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, правило Марковникова, исключение из правила. Гидрирование. Реакции гидратации, основные виды. Реакция Кучерова. Особые свойства σ С-Н - связей алкинов, образование солей. Реакции окисления, реакция Вагнера. Полимеризация. Особенности в строении и свойствах сопряженных диенов.Натуральные и синтетические каучуки. Основные способы получения углеводородов. Природные источники углеводородов, антропогенное воздействие углеводородов на окружающую среду. Природные соединения и их биологическое значение. Практическое применение продуктов превращений.
ТЕМА 5. Углеводы Классификация углеводов, номенклатура. Нахождение в природе. Биологическая роль углеводов. Изомерия углеводов: структурная, оптическая (конфигурационные ряды), кольчато – цепная таутомерия, мутаротация (α- и β- аномеры). Пиранозные и фуранозные циклы. Полуацетальный гидроксил, гликозиды. Проекционные формулы Фишера, перспективные формулы Хеуорса. Химические свойства моносахаридов. Реакции цепных форм (окислительно-восстановительные реакции, присоединение синильной кислоты, фенилгидразина). Практическое значение производных моносахаридов. Реакции циклических форм (образование солей, алкилирование и ацилирование). Практическая значимость соединений. Виды брожения гексоз. Дисахариды. Два типа дисахаридов (восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды), отличие их химических свойств. Распространение в природе и биологическое значение дисахаридов. Высшие полисахариды. Природные биополимеры. Крахмал, гликоген, целлюлоза. Их строение, основные свойства. Распространение в природе и пути использования полисахаридов. Роль углеводов в жизнедеятельности организмов.
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ При подготовке к лабораторным и практическим занятиям студент должен прежде всего изучить программный теоретический материал по рекомендуемым учебникам, ответить на контрольные вопросы, предлагаемые в каждой теме.
Лабораторные занятия
Практические занятия
2.4. Программа самостоятельной познавательной деятельности студента. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение нового теоретического материала, повторение изученного материала, подготовку к лабораторным и практическим занятиям. Студент выполняет эту работу самостоятельно, в удобном для него месте и время, но обязательно отчитывается перед преподавателем (оценивается рейтингом).
2.5.Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины
Текущий контроль: Цель: определить уровень усвоения учебного материала Способ проведения - выполнение лабораторных работ; оформление результатов лабораторной работы; индивидуальный отчет по лабораторным работам. Промежуточный контроль: Цель: определить качество освоения материала дисциплины Способ проведения - тестирование по модулям. Итоговый контроль: экзамен. Формы и методы обучения. Для успешной реализации образовательного процесса по дисциплине «Химия.Часть 2(Органическая химия)» и повышения его эффективности используются как традиционные педагогические технологии, так и методы интерактивного обучения:тестирование, работа в малых группах, компьютерная презентация.Традиционные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся. На интерактивные занятия по данной дисциплине отводится 26 часов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Основная 1. Артеменко, А.И. Органическая химия [Текст]: учеб. для вузов / А.И. Артеменко.-М.: Высшая школа, 2009.-559 с. 2. Фисун, Л.А. Химия (органическая химия). Учебно-методический комплекс по дисциплине. Конспект лекций. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2014. -136с. 3. Фисун, Л.А. Органическая химия. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Методические рекомендации. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2013».Учебное электронное издание. Дополнительная 1.Иванов, В.Г. Органическая химия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Биология» / В.Г. Иванов, В.А. Горленко, О.Н. Ива. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 624 с. 2. Грандберг, И.И. Органическая химия [Текст]: учеб. для вузов / И.И. Грандберг. - М.: Дрофа, 2002. –550 с. 3. Петров, А.А. Органическая химия [Текст]: учеб. для вузов / А.А. Петров. - С-Пб.: Иван Федоров, 2002.- 400с. 4. Березин, Б.Д Курс современной органической химии [Текст]: учеб. для вузов /Б.Д. Березин, Д.Б.Березин. - М.: Высшая школа, 2001. – 768 с. 5. Денисов, В.Я. Органическая химия [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Химия»/ В.Я. Денисов, Д.Л. Мурышкин, Т.В. Чуйкова. – М.: Высшая школа, 2009. – 544 с. 6. Смолина, Т.А. Практические работы по органической химии [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Смолина, Н.В. Васильева, Н.Б. Куплетская. – М.: Просвещение, 1986. –303 с. 7. Горленко, В.А. Органическая химия: учебное пособие / В.А. Горленко, Л.В. Кузнецова, Е.А. Яныкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М.: Прометей, 2012. - Ч. I, II. - 294 с. - ISBN 978-5-7042-2345-0; То же. 11.Ким, А.М. Органическая химия: учебное пособие / А.М. Ким; Новосибирский Государственный Педагогический Университет, Министерство образования Российской Федерации. - 4-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. - 848 с. - ISBN 5-94087-156-9; То же
3.2. Рекомендации по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов 1. Горленко, В.А. Органическая химия: учебное пособие / В.А. Горленко, Л.В. Кузнецова, Е.А. Яныкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М.: Прометей, 2012. - Ч. I, II. - 294 с. - ISBN 978-5-7042-2345-0[Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211718 (30.08.2015). 2.Ким, А.М. Органическая химия: учебное пособие / А.М. Ким; Новосибирский Государственный Педагогический Университет, Министерство образования Российской Федерации. - 4-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. - 848 с. - ISBN 5-94087-156-9; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57255 (30.08.2015). 3. Портал фундаментального химического образования в России www.chem.msu.ru 4. Сайт химического факультета МГУ http://www.chem.msu.su/rus/journals/chemlife/welcome.html 5. Портал научно-популярной химической информации www.alhimik.ru; 6. Научный химический журнал - Вестник Московского университета, серия «Химия» http://www.chem.msu.su/rus/vmgu/welcome.html 7. Журнал «Успехи химии» http://rcr.ioc.ac.ru/ukh.html 8. Сайт библиотеки ХГУ http://library.khsu.ru 9.Образовательный портал ХГУhttp://edu.khsu.ru 10.Тематические коллекции книг ЭБС BiblioRossica. URL: http://www.bibliorossica.com/ 11.Периодические издания НЭБ eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru 12.Тематические разделы книг ЭБС "Университетская библиотека онлайн". URL: http://www.biblioclub.ru/ 13.Электронная библиотека диссертаций РГБ. URL: http://diss.rsl.ru/ 14. Химия: электронное приложение к газете "Химия - Первое сентября", № 1-20 / 2010. -М., 2010. 3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для обеспечения дисциплины есть возможность пользоваться оборудованием для лабораторно-практических занятий, методическими разработками и пособиями кафедры, кафедральной библиотекой и библиотечным фондом ХГУ. Химическая лаборатория органической химии. Оборудование: приборы – поляриметр, рефрактометр, прибор для определения температуры плавления; вакуумный насос, сушильный шкаф, весы, водяные бани. Химическая посуда и установки. Химические реактивы. Мультимедиа (компьютер, проектор).
3.4. Методические указания для студентов по изучению дисциплины Успешное освоение дисциплины предполагает активное, творческое участие студентов путем планомерной, повседневной работы. Общие рекомендации 1. Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, уделив особое внимание целям и задачам, структуре, содержанию курса. Подготовка к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям необходимо рассмотреть теоретический материал, выполнить задания, ответить на вопросы по темам разделов. Самостоятельная работа. Задания по самостоятельной работе по изучаемым темам представлены в Методических рекомендациях по изучению дисциплины. Задания должны быть выполнены к лабораторным занятиям по данной теме. По трудным вопросам проводятся консультации. 3.5. Методические рекомендации преподавателю по организации обучения по дисциплине Лекции Методика чтения лекции. -Излагать важнейший материал программного курса, освещать основные теоретические вопросы. -Развивать у студентов потребность к самостоятельной работе над учебной литературой. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется довести до внимания студентов структуру курса и его разделов, указать начало и конец каждого раздела, его суть и задачи, после изложения материала раздела подвести итог. Содержание лекций. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Лекция охватывает и исчерпывает определенную тему раздела, представляет собой логически законченную работу. В содержание лекции включать одну тему, в другом случае - лучше сократить тему, но не допускать ее переноса. Лабораторные занятия Перечень ключевых слов (основных понятий и терминов). - теория химического строения органических соединений - гибридизация - химическая связь - пространственное строение - структурная изомерия - структурные формулы - оптическая изомерия - проекции Фишера - номенклатура органических соединений - химические свойства - механизмы химических реакций - типы химических реакций - реакции присоединения - реакции замещения - реакции отщепления - окисление - перегруппировки - крекинг - полимеры - каучуки
7. Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины Химия Успешное освоение дисциплины предполагает активное, творческое участие студентов путем планомерной, повседневной работы. Общие рекомендации: 1. Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, уделив особое внимание целям и задачам, структуре, содержанию курса. 2. Работа с конспектами лекций. Необходимо просмотреть конспект лекций сразу после занятий, отметить материал конспекта лекций, который вызывает затруднения. Попытаться найти ответы на трудные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, надо сформулировать вопросы и обратиться за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Регулярно отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам. 3. Выполнение лабораторных работ. Перед началом лабораторного занятия необходимо изучить теорию вопроса, ознакомиться с руководством по соответствующей работе и подготовить протокол проведения работы: название работы, заготовка таблиц для заполнения экспериментальными данными наблюдений, уравнения химических реакций, расчетные формулы. 4. Оформление отчетов проводить после окончания работы в лаборатории. Для подготовки к защите отчета следует проанализировать экспериментальные результаты, сопоставить с теоретическими положениями или справочными данными, обобщить результаты исследований в виде выводов по работе, подготовить ответы на вопросы, приведенные в методических указаниях к выполнению лабораторной работы. 5. Подготовка к семинарским занятиям. При подготовке к семинарским занятиям необходимо рассмотреть теоретический материал, контрольные вопросы и выполнить упражнения, представленные в практикуме. 6. Самостоятельная работа. Задания по самостоятельной работе по изучаемым темам включены в практикум. Задания должны быть выполнены к семинарскому занятию по данной теме. По трудным вопросам проводятся консультации.
8. Методические рекомендации преподавателю по организации обучения по дисциплине Химия Лекции
1. Излагать важнейший материал программного курса, освещать основные теоретические вопросы. 2. Развивать у студентов потребность к самостоятельной работе над учебной литературой. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется довести до внимания студентов структуру курса и его разделов, указать начало и конец каждого раздела, его суть и задачи, после изложения материала раздела подвести итог.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Лекция охватывает и исчерпывает определенную тему раздела, представляет собой логически законченную работу. В содержание лекции включать одну тему, в другом случае - лучше сократить тему, но не допускать ее переноса. Лабораторные занятия Лекция-визуализация Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию - в визуальную форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации. Процесс визуализации является свертыванием различных видов информации в наглядный образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.014 с.) |