Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Химия. Часть2. Органическая химия.

Поиск

Пояснительная записка

1.1. Цели дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «Химия» предполагает получение более углубленных профессиональных знаний умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данного направления подготовки.

Данная программа предполагает проведение как лекционного, так и практического курсов.

Выпускник по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» должен отвечать следующим требованиям:

· быть готовым решать образовательные и исследовательские задачи;

· вести активную пропаганду экологических знаний.

Целями дисциплины «Химия» являются:

· формирование у студентов основ научных знаний химии как фундаментальной науки о составе и строении веществ живой и неживой природы, особенности влияния химических веществ на окружающую среду;

· формирование у студентов владения системой знаний об основных понятиях и законах химии, сущности химических процессов, явлений, происходящих в природной среде.

Дисциплина направлена на формирование компетенций:

· - способностью к познавательной деятельности (ОК-10);

· - к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК -12).

 

1.2 Требования к уровню освоения дисциплины:

Студент должен

Знать:

- свойства основных видов химических веществ и классов химических объектов ОК-10, З- 39);

- основные понятия, законы и модели химических систем (ОК-12, З-40);

- о современных достижениях в области органической химии (ОК-12, З- 41).

Уметь:

- определять основные физические характеристики органических веществ (ОК-12, У- 26);

- проводить очистку веществ в лабораторных условиях (ОК-12, У-27).

Владеть:

- методами экспериментального исследования в органической химии (планирование, постановка и обработка эксперимента) (ОК-10, В-19);

- методами выделения и очистки органических веществ (ОК-10, В-20).

 

1.3.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина Химия относится к базовой части математического естественнонаучного цикла.

Освоение данной дисциплины является основой для изучения дисциплины вариативной части профессионального цикла «Физико-химические методы исследования объектов окружающей среды», «Коллоидная химия»

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Вид учебной работы Кол-во часов № семестров (по учебному плану)  
             
I. Аудиторная:                  
лекции                  
….практические занятия                  
….лабораторные работы                  
ИТОГО:                  
II. Внеаудиторная:                  
самоподготовка:                  
самостоятельное изучение разделов                  
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий                  
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.                  
……подготовка к экзамену                  
ИТОГО:                  
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет)   экзамен экзамен            
Общая трудоемкость дисциплины:                  
                     

 

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ХИМИЯ

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программы по органической химии Фисун Л.А. Органическая химия Рабочая программа учебной дисциплины Химия (Органическая химия) – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова (рукопись, электронная версия) Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) Артеменко, А.И. Органическая химия [Текст]: учеб. для вузов / А.И. Артеменко.-М.: Высшая школа, 2009.-559 с. Библиотека http//library.khsu.ru
2.2 Учебники (дополнительные) Библиографический список приведен в РП Библиотека http//library.khsu.ru
3 Практический элемент
3.1   Практикум   Практикум по органической химии. ФисунЛ.А. Органическая химия. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Методические рекомендации. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2013». Учебное электронное издание.   Библиотека http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru
Задания для самостоятельного решения. Фисун Л.А. Органическая химия. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Методические рекомендации. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2013». Учебное электронное издание. Библиотека http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Фисун Л.А. Органическая химия. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2013». Учебное электронное издание.     Библиотека http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru
3.2 Учебно-методический комплекс по дисциплине (Методические рекомендации). Фисун Л.А.. Органическая химия. Учебно-методический комплекс по дисциплине Учебное электронное издание, Абакан, ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2015г Библиотека http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации студенту по изучению дисциплины Фисун Л.А. Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» (Органическая химия) - Абакан; ХГУ им. Н. Ф. Катанова, (рукопись, электронная версия Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru
4.2 Методические рекомендации преподавателю Фисун Л.А. Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» (Органическая химия) - Абакан; ХГУ им. Н. Ф. Катанова, (рукопись, электронная версия Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия. Часть2. Органическая химия.

2.1.Тематический план учебной дисциплины

  Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа
лекции лабораторные практиче ские
           
Раздел I. Теоретические основы органической химии          
Тема 1. Предмет органической химии и основные этапы ее развития. Лабораторная работа №1.Методы выделения и очистки органических соединений. Лабораторная работа №2.Качественный элементный анализ органических соединений.          
Тема 2. Номенклатура ИЮПАК органических соединений. Классификация органических соединений.          
Тема 3. Химическая связь в органических соединениях.Взаимное влияние атомов в органических соединениях.   4*      
Тема 4. Изомерия.   3*      
Тема 5. Классификация органических реакций и реагентов.   1*      
Раздел II. Углеводороды          
Тема 1. Алифатические ( ациклические) углеводороды: алканы, алкены, алкины, диены. Лабораторная работа №3.            
Тема 2. Циклические углеводороды: циклоалканы, арены.Лабораторная работа №4.   4*      
Тема 3. Металлорганические соединения.          
Раздел III. Галоген-, сера и кислородсодержащие органические соединения          
Тема 1. Галогенопроизводные углеводородов.          
Тема 2. Спирты, Фенолы. Простые эфиры. Лабораторная работа №5.   2*      
Тема 3. Карбонильные соединения.Лабораторная работа №6.   2*      
Тема 4. Карбоновые кислоты и их производные. Лабораторная работа № 7.   2*      
Тема 5. Углеводы.   2*      
Раздел IV. Азотсодержащие органические соединения. Гетероциклические соединения          
Тема 1. Амины. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Нитросоединения. Азосоединения. Лабораторная работа №.8          
Тема 2. Гетероциклические соединения.          
ИТОГО:          

 

* занятия в интерактивной форме

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы органической химии

ТЕМА 1. Предмет органической химии и основные этапы ее развития

Изучение органических соединений, их многообразие. Связь органической химии с другими науками. Русские школы химиков-органиков 19 – 20 веков. Основные источники органического сырья. Краткие сведения о методах выделения, очистки и идентификации органических соединений. Основные пути использования органических соединений. Загрязнение окружающей среды и трансформация в природе.

Формирование и основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Молекулярные и структурные формулы. Значение теории А.М. Бутлерова и ее дальнейшее развитие.

 

ТЕМА 4. Изомерия

Структурная изомерия. Определение. Виды структурных изомеров: с различным строением углеродного скелета, с различным расположением функциональных групп, с различным составом функциональных групп. Различия в свойствах изомеров. Примеры. Природные соединения.

Конфигурационная изомерия: геометрическая и оптическая.

Геометрическая изомерия: цис-, транс-, Z, E. Способы изображения геометрических изомеров. Различия в свойствах изомеров. Распространение в природе.

Оптическая изомерия. Понятие о хиральности молекул, ее проявление в оптической активности соединений. Асимметрический атом углерода. Соединения с одним и двумя асимметрическими атомами углерода. Энантиомеры, диастереомеры, мезоформы, рацематы. Формула Фишера. Способы изображения оптических изомеров (проекции Фишера, стереохимические формулы). R,S - конфигурация оптических изомеров. Природные соединения и их биологическое значение.

Понятие о конформационной изомерии.

 

РАЗДЕЛ II. Углеводороды

ТЕМА 1. Алифатические (ациклические) углеводороды: алканы, алкены, диены, алкины

Классификация. Номенклатура. Изомерия (структурная, геометрическая, оптическая).

Строение и основные свойства углеводородов с σ – связями. Алканы. Разрыв С-Н, С-С – σ- связей (реакции радикального замещения, окисления, дегидрирования).

Строение и основные свойства углеводородов с π-связями (алкены, алкины). Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, правило Марковникова, исключение из правила. Гидрирование. Реакции гидратации, основные виды. Реакция Кучерова. Особые свойства σ С-Н - связей алкинов, образование солей. Реакции окисления, реакция Вагнера. Полимеризация.

Особенности в строении и свойствах сопряженных диенов.Натуральные и синтетические каучуки.

Основные способы получения углеводородов. Природные источники углеводородов, антропогенное воздействие углеводородов на окружающую среду. Природные соединения и их биологическое значение. Практическое применение продуктов превращений.

 

ТЕМА 5. Углеводы

Классификация углеводов, номенклатура. Нахождение в природе. Биологическая роль углеводов.

Изомерия углеводов: структурная, оптическая (конфигурационные ряды), кольчато – цепная таутомерия, мутаротация (α- и β- аномеры). Пиранозные и фуранозные циклы. Полуацетальный гидроксил, гликозиды. Проекционные формулы Фишера, перспективные формулы Хеуорса.

Химические свойства моносахаридов. Реакции цепных форм (окислительно-восстановительные реакции, присоединение синильной кислоты, фенилгидразина). Практическое значение производных моносахаридов. Реакции циклических форм (образование солей, алкилирование и ацилирование). Практическая значимость соединений. Виды брожения гексоз.

Дисахариды. Два типа дисахаридов (восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды), отличие их химических свойств. Распространение в природе и биологическое значение дисахаридов.

Высшие полисахариды. Природные биополимеры. Крахмал, гликоген, целлюлоза. Их строение, основные свойства. Распространение в природе и пути использования полисахаридов. Роль углеводов в жизнедеятельности организмов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ

При подготовке к лабораторным и практическим занятиям студент должен прежде всего изучить программный теоретический материал по рекомендуемым учебникам, ответить на контрольные вопросы, предлагаемые в каждой теме.

 

Лабораторные занятия

№ занятия Тема
  Раздел I. Теоретические основы органической химии  
  Тема 1. Введение. Организация работы в лаборатории органической химии. Техника безопасности в лаборатории. Лабораторная химическая посуда и приборы. Лабораторная работа №1. Методы выделения и очистки органических соединений.
  Лабораторная работа №2. Качественный элементный анализ органических соединений.
  Раздел II. Углеводороды.
  Тема 1. Лабораторная работа 3.Алифатические (ациклические) углеводороды: (алканы, алкены, алкины, диены).
  Тема 2. Лабораторная работа4.Циклические углеводороды: циклоалканы, арены.    
Раздел III. Галоген-, сера- и кислородсодержащие органические соединения.
  Тема 2. Лабораторная работа №5.Спирты. Фенолы. Простые эфиры.  
  Тема 3. Лабораторная работа №6.Карбонильные соединения.  
  Тема 4. Лабораторная работа №7.Карбоновые кислоты и их производные.  
  Раздел IV. Азотсодержащие органические соединения. Гетероциклические соединения.
  Тема 1. Лабораторная работа №8.Амины. Аминокислоты.  

 

Практические занятия

  Раздел I. Теоретические основы органической химии
Тема 2. Номенклатура ИЮПАК органических соединений. Классификация органических соединений.
Тема 3. Химическая связь в органических соединениях.Взаимное влияние атомов в органических соединениях.
Тема 4. Изомерия.
  Раздел II. Углеводороды.
Обобщение по разделу II «Углеводороды».
  Раздел III. Галоген-, сера- и кислородсодержащие органические соединения.
Тема 2. Спирты, Фенолы. Простые эфиры.
Тема 3. Карбонильные соединения.
Тема 4. Карбоновые кислоты и их производные.
Тема 5. Углеводы.
  Раздел IV. Азотсодержащие органические соединения. Гетероциклические соединения.
Тема 1. Амины. Аминокислоты.

 

 

2.4. Программа самостоятельной познавательной деятельности студента.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение нового теоретического материала, повторение изученного материала, подготовку к лабораторным и практическим занятиям. Студент выполняет эту работу самостоятельно, в удобном для него месте и время, но обязательно отчитывается перед преподавателем (оценивается рейтингом).

 

Содержание занятия Содержание самостоятельной подготовки к занятию Объем подготовки (час.)
Раздел 1. Теоретические основы органической химии  
Тема 1. Предмет органической химии и основные этапы ее развития. Тема 2. Номенклатура ИЮПАК органических соединений. Классификация органических соединений. Тема 3. Химическая связь в органических соединениях.Взаимное влияние атомов в органических соединениях. Тема 4. Изомерия. Тема 5. Классификация органических реакций и реагентов. Проработка лекционного материала и материала учебников по темам в соответствии с предложенным планом практического занятия.              
Лабораторные работы 1,2. Подготовка к лабораторным занятиям. Индивидуальные отчеты по лабораторным работам. Повторение материала учебников и лекционного материала.  
Домашние задания № 1-3. Проработка лекционного материала и материала учебников.  
Тест №1. Повторение изученного материала.  
Раздел 2. Углеводороды  
Тема 1. Алифатические (ациклические) углеводороды: алканы, алкены, алкины, диены. Тема 2. Циклические углеводороды: циклоалканы, арены. Тема 3. Металлорганические соединения.   Проработка лекционного материала и материала учебников по теме в соответствии с предложенным планом практического занятия.      
Лабораторные работы 3, 4. Подготовка к лабораторным занятиям.Индивидуальные отчеты по лабораторным работам. Повторение материала учебников и лекционного материала.  
Домашнее задание № 4. Проработка лекционного материала и материала учебников.  
Тест №2. Повторение изученного материала.  
Раздел 3.Галоген-, сера и кислородсодержащие органические соединения  
Тема 1. Галогенопроизводные углеводородов. Тема 2. Спирты, Фенолы. Простые эфиры. Тема 3. Карбонильные соединения. Тема 4. Карбоновые кислоты и их производные. Тема 5. Углеводы. Проработка лекционного материала и материала учебников по теме в соответствии с предложенным планом практического занятия.  
Лабораторные работы № 5-7. Подготовка к лабораторным занятиям. Индивидуальные отчеты по лабораторным работам.  
Домашнее задание №5. Проработка лекционного материала и материала учебников.  
Тест №3. Повторение изученного материала.  
Раздел IV. Азотсодержащие органические соединения. Гетероциклические соединения  
Тема 1. Амины. Аминокислоты. Тема 2. Гетероциклические соединения. Проработка лекционного материала и материала учебников по темам в соответствии с предложенным планом практического занятия.  
Лабораторная работа №.8. Подготовка к лабораторным занятиям. Индивидуальные отчеты по лабораторным работам.  
Тест №4. Повторение изученного материала.  
Итоговый тест. Повторение изученного материала.  
ИТОГО:  

 

 

2.5.Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины

Шифр Компетенция по ФГОС Знания, умения, владения шифр Результат освоения Вид контроля Оценочные средства
ОК-10 способностью к познавательной деятельности Знать свойства основных видов химических веществ и классов химических объектов З-39 Знает классификацию органических соединений и органических реакций, свойства органических соединений с различными ФГ Текущий, промежуточный контрольные вопросы, вопросы к экзамену
Владеть методами экспериментального исследования в органической химии (планирование, постановка и обработка эксперимента) В-19 Владеет навыками эксперимента, планирования, постановки и обработки эксперимента в органической химии Текущий, промежуточный контрольные вопросы, вопросы к экзамену
Владеть методами выделения и очистки органических веществ В-20 Владеет навыками выделения и очистки органических веществ Текущий, промежуточный контрольные вопросы, вопросы к экзамену
ОК -12 к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций Знать основные понятия, законы и модели химических систем З-40 Знает теорию А.М. Бутлерова, особенности строения органических соединений Текущий, промежуточный контрольные вопросы, вопросы к экзамену
Знать о современных достижениях в области органической химии З-41 Знает о современных теориях в области органической химии, спсобах получения и применения органических соединений Текущий, промежуточный контрольные вопросы, вопросы к экзамену
Уметь определять основные физические характеристики органических веществ У-26 Определяет основные физические свойства и закономерности изменений в гомологических рядах органических веществ Текущий, промежуточный контрольные вопросы, вопросы к экзамену
Уметь проводить очистку веществ в лабораторных условиях У-27 Планирует и экспериментально осуществляет очистку органических веществ в лаборатории Текущий, промежуточный контрольные вопросы, вопросы к экзамену

 

 

Текущий контроль:

Цель: определить уровень усвоения учебного материала

Способ проведения - выполнение лабораторных работ; оформление результатов лабораторной работы; индивидуальный отчет по лабораторным работам.

Промежуточный контроль:

Цель: определить качество освоения материала дисциплины

Способ проведения - тестирование по модулям.

Итоговый контроль: экзамен.

Формы и методы обучения.

Для успешной реализации образовательного процесса по дисциплине «Химия.Часть 2(Органическая химия)» и повышения его эффективности используются как традиционные педагогические технологии, так и методы интерактивного обучения:тестирование, работа в малых группах, компьютерная презентация.Традиционные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся.

На интерактивные занятия по данной дисциплине отводится 26 часов.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Основная

1. Артеменко, А.И. Органическая химия [Текст]: учеб. для вузов / А.И. Артеменко.-М.: Высшая школа, 2009.-559 с.

2. Фисун, Л.А. Химия (органическая химия). Учебно-методический комплекс по дисциплине. Конспект лекций. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2014. -136с.

3. Фисун, Л.А. Органическая химия. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Методические рекомендации. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2013».Учебное электронное издание.

Дополнительная

1.Иванов, В.Г. Органическая химия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Биология» / В.Г. Иванов, В.А. Горленко, О.Н. Ива. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 624 с.

2. Грандберг, И.И. Органическая химия [Текст]: учеб. для вузов / И.И. Грандберг. - М.: Дрофа, 2002. –550 с.

3. Петров, А.А. Органическая химия [Текст]: учеб. для вузов / А.А. Петров. - С-Пб.: Иван Федоров, 2002.- 400с.

4. Березин, Б.Д Курс современной органической химии [Текст]: учеб. для вузов /Б.Д. Березин, Д.Б.Березин. - М.: Высшая школа, 2001. – 768 с.

5. Денисов, В.Я. Органическая химия [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Химия»/ В.Я. Денисов, Д.Л. Мурышкин, Т.В. Чуйкова. – М.: Высшая школа, 2009. – 544 с.

6. Смолина, Т.А. Практические работы по органической химии [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Смолина, Н.В. Васильева, Н.Б. Куплетская. – М.: Просвещение, 1986. –303 с.

7. Горленко, В.А. Органическая химия: учебное пособие / В.А. Горленко, Л.В. Кузнецова, Е.А. Яныкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М.: Прометей, 2012. - Ч. I, II. - 294 с. - ISBN 978-5-7042-2345-0; То же.

11.Ким, А.М. Органическая химия: учебное пособие / А.М. Ким; Новосибирский Государственный Педагогический Университет, Министерство образования Российской Федерации. - 4-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. - 848 с. - ISBN 5-94087-156-9; То же

 

3.2. Рекомендации по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов

1. Горленко, В.А. Органическая химия: учебное пособие / В.А. Горленко, Л.В. Кузнецова, Е.А. Яныкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М.: Прометей, 2012. - Ч. I, II. - 294 с. - ISBN 978-5-7042-2345-0[Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211718 (30.08.2015).

2.Ким, А.М. Органическая химия: учебное пособие / А.М. Ким; Новосибирский Государственный Педагогический Университет, Министерство образования Российской Федерации. - 4-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. - 848 с. - ISBN 5-94087-156-9; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57255 (30.08.2015).

3. Портал фундаментального химического образования в России www.chem.msu.ru

4. Сайт химического факультета МГУ http://www.chem.msu.su/rus/journals/chemlife/welcome.html

5. Портал научно-популярной химической информации www.alhimik.ru;

6. Научный химический журнал - Вестник Московского университета, серия «Химия» http://www.chem.msu.su/rus/vmgu/welcome.html

7. Журнал «Успехи химии» http://rcr.ioc.ac.ru/ukh.html

8. Сайт библиотеки ХГУ http://library.khsu.ru

9.Образовательный портал ХГУhttp://edu.khsu.ru

10.Тематические коллекции книг ЭБС BiblioRossica. URL: http://www.bibliorossica.com/

11.Периодические издания НЭБ eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru

12.Тематические разделы книг ЭБС "Университетская библиотека онлайн". URL: http://www.biblioclub.ru/

13.Электронная библиотека диссертаций РГБ. URL: http://diss.rsl.ru/

14. Химия: электронное приложение к газете "Химия - Первое сентября", № 1-20 / 2010. -М., 2010.

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины есть возможность пользоваться оборудованием для лабораторно-практических занятий, методическими разработками и пособиями кафедры, кафедральной библиотекой и библиотечным фондом ХГУ.

Химическая лаборатория органической химии. Оборудование: приборы – поляриметр, рефрактометр, прибор для определения температуры плавления; вакуумный насос, сушильный шкаф, весы, водяные бани. Химическая посуда и установки. Химические реактивы.

Мультимедиа (компьютер, проектор).

 

3.4. Методические указания для студентов по изучению дисциплины

Успешное освоение дисциплины предполагает активное, творческое участие студентов путем планомерной, повседневной работы.

Общие рекомендации

1. Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, уделив особое внимание целям и задачам, структуре, содержанию курса.

Подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическим занятиям необходимо рассмотреть теоретический материал, выполнить задания, ответить на вопросы по темам разделов.

Самостоятельная работа.

Задания по самостоятельной работе по изучаемым темам представлены в Методических рекомендациях по изучению дисциплины. Задания должны быть выполнены к лабораторным занятиям по данной теме. По трудным вопросам проводятся консультации.

3.5. Методические рекомендации преподавателю по организации обучения по дисциплине

Лекции

Методика чтения лекции.

-Излагать важнейший материал программного курса, освещать основные теоретические вопросы.

-Развивать у студентов потребность к самостоятельной работе над учебной литературой.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется довести до внимания студентов структуру курса и его разделов, указать начало и конец каждого раздела, его суть и задачи, после изложения материала раздела подвести итог.

Содержание лекций.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Лекция охватывает и исчерпывает определенную тему раздела, представляет собой логически законченную работу. В содержание лекции включать одну тему, в другом случае - лучше сократить тему, но не допускать ее переноса.

Лабораторные занятия

Перечень ключевых слов

(основных понятий и терминов).

- теория химического строения органических соединений

- гибридизация

- химическая связь

- пространственное строение

- структурная изомерия

- структурные формулы

- оптическая изомерия

- проекции Фишера

- номенклатура органических соединений

- химические свойства

- механизмы химических реакций

- типы химических реакций

- реакции присоединения

- реакции замещения

- реакции отщепления

- окисление

- перегруппировки

- крекинг

- полимеры

- каучуки

 

 

7. Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины Химия

Успешное освоение дисциплины предполагает активное, творческое участие студентов путем планомерной, повседневной работы.

Общие рекомендации:

1. Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, уделив особое внимание целям и задачам, структуре, содержанию курса.

2. Работа с конспектами лекций.

Необходимо просмотреть конспект лекций сразу после занятий, отметить материал конспекта лекций, который вызывает затруднения. Попытаться найти ответы на трудные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, надо сформулировать вопросы и обратиться за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции.

Регулярно отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

3. Выполнение лабораторных работ.

Перед началом лабораторного занятия необходимо изучить теорию вопроса, ознакомиться с руководством по соответствующей работе и подготовить протокол проведения работы: название работы, заготовка таблиц для заполнения экспериментальными данными наблюдений, уравнения химических реакций, расчетные формулы.

4. Оформление отчетов проводить после окончания работы в лаборатории.

Для подготовки к защите отчета следует проанализировать экспериментальные результаты, сопоставить с теоретическими положениями или справочными данными, обобщить результаты исследований в виде выводов по работе, подготовить ответы на вопросы, приведенные в методических указаниях к выполнению лабораторной работы.

5. Подготовка к семинарским занятиям.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо рассмотреть теоретический материал, контрольные вопросы и выполнить упражнения, представленные в практикуме.

6. Самостоятельная работа.

Задания по самостоятельной работе по изучаемым темам включены в практикум. Задания должны быть выполнены к семинарскому занятию по данной теме. По трудным вопросам проводятся консультации.

 

8. Методические рекомендации преподавателю по организации обучения по дисциплине Химия

Лекции

  1. Методика чтения лекции.

1. Излагать важнейший материал программного курса, освещать основные теоретические вопросы.

2. Развивать у студентов потребность к самостоятельной работе над учебной литературой.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется довести до внимания студентов структуру курса и его разделов, указать начало и конец каждого раздела, его суть и задачи, после изложения материала раздела подвести итог.

  1. Содержание лекций.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Лекция охватывает и исчерпывает определенную тему раздела, представляет собой логически законченную работу. В содержание лекции включать одну тему, в другом случае - лучше сократить тему, но не допускать ее переноса.

Лабораторные занятия

Лекция-визуализация

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию - в визуальную форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации.

Процесс визуализации является свертыванием различ­ных видов информации в наглядный образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.014 с.)