Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права на исполнение (ст. 1313 ГК РФ)

Поиск

 

Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танцев в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Исполнение как объект права, смежного с авторским, возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит процесс возникновения этого объекта. Если одно произведение представляется посредством живого исполнения несколько раз, то имеет место использование одного произведения и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного права. Каждое последующее исполнение одного и того же произведения исполнителем будет являться новым и самостоятельным объектом права, смежного с авторским, что означает, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана. Отсюда вытекает, что последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения. Кроме того, законодатель приравнивает к исполнению как объекту прав, смежных с авторскими, постановку спектакля, результат работы дирижера.

Постановкой признается одна из форм исполнения. При этом следует подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если "живое" исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания. Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов прав, смежных с авторскими.

Субъектами данного смежного права являются артист-исполнитель, режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

1. Артист-исполнитель - это актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера.

2. Режиссер-постановщик спектакля - это лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления.

3. Дирижер это музыкант, управляющей оркестром или хором при исполнении музыкального произведения.

В силу ст. 1314 ГК РФ смежные права могут возникать в случаях совместного исполнения, в этом случае они принадлежат совместно членам творческого коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

При этом разделяют нераздельное исполнительство, когда исполнение составляет неразрывное целое (например, выступление вокально-иструментального ансамбля, когда все артисты одновременно играют и поют, или дуэта исполнителей), и исполнение, состоящее из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение (например, выступление певца и оркестра).

Если у творческого коллектива исполнителей есть художественный руководитель, то он осуществляет смежные права в интересах исполнителей. При отсутствии руководителя коллектива исполнителей смежные права на совместное исполнение осуществляются членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

При этом, если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

В тех случаях, когда исполнение состоит из элементов, использование которых возможно независимо от других элементов, такой элемент совместного исполнения может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению. Однако это правило носит диспозитивный характер и соглашением между членами коллектива исполнителей может быть предусмотрено иное.

Взаимоотношения соисполнителей, связанные с распределением доходов от использования исполнения определяются соглашением между ними. Каждый из соисполнителей может использовать исполнение по своему усмотрению, если законом или соглашением между соисполнителями не предусмотрено иное. Доходы от совместного использования исполнения распределяются между всеми соисполнителями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Каждый из соисполнителей может самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соисполнителями исполнение образует неразрывное целое.

Согласно ст. 1315, 1317 ГК РФ права исполнителя делятся на имущественные и личные неимущественные права.

Личные неимущественные права исполнителя включают в себя:

- право авторства - право признаваться автором исполнения;

- право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае совместного исполнения, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

- право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Право на неприкосновенность исполнения не означает запрета исполнителем на подражание.

После смерти исполнителя его личные неимущественные права охраняются в соответствии со ст. 1316 ГК РФ, причем так же как и авторские права.

Исключительное право на исполнение

В силу п. 1 ст. 1217 ГК РФ исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), которым он может по своему усмотрению распоряжаться.

Нормы п. 2 ст. 1217 ГК РФ закрепляют способы использования исполнения, которые одновременно являются правомочиями, включенными в содержание данного субъективного права.

1) Сообщение в эфир, под которым понимается сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой;

2) Сообщение по кабелю, под которым понимается сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) Запись исполнения, под которой понимается фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) Воспроизведение записи исполнения, под которой понимается изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части.

При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;

5) Распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) Доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения), то есть размещение в сети INTERNET;

7) Публичное исполнение записи исполнения, под которым понимается любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений, при этом права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Ранее данное правило распространялось лишь на производные и составные произведения.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю, при этом, если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя. А если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней,то этот срок продлевается на четыре года. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

Как и любые исключительные права, икслючительные права исполнителей переходят по наследству. В случае обращения взыскания на права исполнителей применяются теже саамы правила, что и в отношении авторских исключительных прав.

Одинаковые правила применяются и в тех случаях, когда исполнитель является наемным работником, а само исполнение – результатом «служебного задания».

 

Право на фонограмму

 

 

Термин "фонограмма" используется в нескольких значениях. Во-первых, год фонограммой понимается собственно материальный носитель, который является объектом гражданского права и участвует в имущественном обороте наряду с другими вещами. Во-вторых, под фонограммой понимается совокупность зафиксированных на материальном носителе произведений и исполнений. И в этом случае фонограмма является объектом смежных прав. Особенность фонограммы проявляется в том, что материальный носитель является необходимым компонентом фонограммы.

Субъектом смежных прав на фонограмму выступает «изготовитель фонограммы».

Согласно п. 1 ст. 1322 ГК РФ изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков, под которыми понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Изготовителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, которое по своей инициативе производит запись звуков исполнения и берет на себя ответственность за их запись.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права лишь в пределах тех прав, полученных по договору с исполнителями и авторами записанных на фонограммах произведений.

Для оповещения о себе изготовитель фонограммы может указать знак охраны смежных прав либо указать свое имя (наименование) на экземпляре фонограммы, а также на упаковке Проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает владельцев каких-либо принадлежащих им смежных прав, иначе говоря, размещение такого знака является правом, а не обязанностью изготовителя фонограммы..

Согласно п. 1 ст. 1323 ГК РФ изготовителю фонограммы принадлежат следующие права:

1) исключительное право на фонограмму;

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, которое может быть реализовано с использованием знака правовой охраны или без таковой. При этом данное право действует и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Данное право также действует и охраняется в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы;

4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

При этом права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Ранее данное правило распространялось лишь на производные и составные произведения.

Согласно нормам ст. 1324 ГК РФ исключительное право на фонограмму реализуется следующими способами, которые одновременно являются правомочиями изготовителя или иного правообладателя:

1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

9) переработка фонограммы., при этом лицо, правомерно осуществившего переработку фонограммы, может приобрести смежное право на ее результат, т.е. на переработанную фонограмму.

Срок действия исключительного права на фонограмму составляет пятидесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

В тех случаях, когда исключительное право на фонограмму перешло к другим лицам (к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы), оно будет действовать в пределах оставшейся части данного срока.

По истечении срока действия исключительного права фонограмма переходит в общественное достояние.

Следует отметить, что фонограмма переходит в общественное достояние не только по истечении срока действия исключительного права на нее, но также в случае смерти (прекращения) правообладателя, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (для юридического лица - при отсутствии правопреемников).

Согласно п. 3 ст. 1282 ГК перешедшая в общественное достояние необнародованная фонограмма может быть обнародована любым лицом, если только ее обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). При этом у гражданина, который правомерно обнародовал фонограмму, возникают права, смежные с авторскими.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.011 с.)