Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение права и государстваСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исторически гос-во и право (как система норм, исходящих от публичной власти) возникают одновременно в результате разложения родового общества и перехода его в цивилизованное состояние. Право вырастает из обычаев и экономической необходимости; в основе зарождения гос-ва лежат жизненные потребности материального порядка. Следовательно, развитие гос-ва и права – единый процесс. Назначение гос-ва и права - в упорядочении общественных отношений. (Матузов) В зависимости от того, какой политический режим сформировался в данном обществе существуют три возможные модели во взаимоотношениях гос-ва и права: 1) тоталитарная модель (гос-во выше права). 2) либеральная (право выше гос-ва). Демократический режим. 3) прагматическая (гос-тво создает право, но связано им). Правовое гос-во. Варианты соотношения гос-ва и права зависят от типа правопонимания: 1. При нормативном подходе к правопониманию гос-во признается первичным, а право - вторичным и подчиненным гос-ву, производным от него. 2. Иные концепции правопонимания исходят из обратного: право первично, а гос-во призвано поддерживать, обеспечивать его. Направления соотношения государства и права: 1. Единство гос-ва и права проявляется в том, что у них общая задача: нормальное развитие и функционирование общества. Единство в их происхождении; типологии; закономерностях экономических, культурных и иных условий; общности исторической судьбы. Они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения общих и индивидуальных интересов, гарантируют права личности. 2. Различия состоят в решениях общей задачи: гос-во - в сфере социального управления, право - в сфере социального регулирования. Различия в том, что Гос-во - это прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право - это система норм, регулирующая поведение людей. Гос-во - сила, а право- волю. Основанием права выступают категории свободы, справедливости, равенства. При известных обстоятельствах гос-во и право могут действовать в противоположных направлениях, конфликтовать между собой. 3. Взаимодействие гос-а и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Направления этого влияния: а) Государство в отношении права: 1. Гос-во создает, изменяет, совершенствует право. Правотворчество - прерогатива гос-ва (либо само устанавливает нормы, либо санкционирует, может делегировать). 2. Через свои органы обеспечивает функционирование права с помощью гос.принуждения, привлекая правонарушителей к юр.ответственности. б) Влияние права на государство: 1. Право легализует гос.деятельность, обеспечивает контроль над законностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. 2.Посредством права осуществляются задачи и функции гос-ва, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. 3. Право пытается поставить пределы деятельности го-ва, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство гос.власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. 4. С помощью права закрепляется внутренняя организация гос-ва, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей и т.д. Государство по определению - организация, тяготеющая к централизации, оно стремится подчинить себе общество. А право выражает индивидуальные интересы и пытается поставить пределы, преграды всевластию государства. Чтобы это было возможно, необходима особая конструкция государства - правовое государство. 11. Относительная самостоятельность государства ( Лазарев) Государство - это организация публичной власти, господствующих общественных сил (классов, народа в целом), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руководство обществом. Понятие " Относительная самостоятельность " предполагает наличие нескольких компонентов, находящихся между собой в какой-либо связи (причинной и функциональной). Каждый из них состоит в известной зависимости от другого. Понятием "относительная самостоятельность" подчеркивается именно тот факт, что "абсолютной самостоятельности" в обществе быть не может по причине всеобщей взаимосвязи процессов и явлений. Относительная самостоятельность государства – лишь частный случай относительной самостоятельности общественных явлений, ее специфическая форма. Как сложное социальное явление, государство находится в тесной связи с иными социальными институтами. Понятие "относительная самостоятельность государства" выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии, культуры. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, мертвым. Относительная самостоятельность государства - это непосредственная основа его деятельности, его воздействия на общественную жизнь. Это понятие призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни. 1)Обратное влияние государства на общество мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. Об этом говорит хотя бы попытка советского государства после Октября 1917 года подняться над уровнем экономической и социальной отсталости страны. 2)_Относительная самостоятельность государства по отношению к экономике. Государство, следуя экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадающие с изменениями экономической структуры. Политический переворот и следующие за ним коренные преобразования в экономике не влекут автоматического и немедленного преобразования государственного аппарата. Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности. Различают обычную и чрезмерную относительную самостоятельность государства. Чрезмерная наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. 3)Относительная самостоятельность государства по отношению к классовой борьбе. Государство, едва возникнув, приобретает самостоятельность по отношению к обществу и становится органом определенного класса. Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом). И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти. 4)Относительная самостоятельность государства по отношению к праву. В том, что законодательство не всегда соответствует праву, как раз и проявляется обычная относительная самостоятельность, а в том, что иногда в закон возводится произвол, усматривается относительная самостоятельность чрезмерного характера. Обычная относительная самостоятельность - естественное явление, и, следовательно, там, где государство сознательно, намеренно игнорирует право в ходе законотворчества, будет уже "чрезвычайная" относительная самостоятельность. 12. Относительная самостоятельность права. Право - это совокупность правил (норм) поведения, установленных или санкционированных государством. Понятие " Относительная самостоятельность " предполагает наличие нескольких компонентов, находящихся между собой в какой-либо связи (причинной и функциональной). Каждый из них состоит в известной зависимости от другого. Понятием "относительная самостоятельность" подчеркивается именно тот факт, что "абсолютной самостоятельности" в обществе быть не может по причине всеобщей взаимосвязи процессов и явлений. Право сложное социальное явление, находится в тесной связи с иными социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и др. При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлияющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой находятся такие институты как государство и право. Следовательно, прежде всего, следует вести речь об относительной самостоятельности права по отношению к государству. При изучении соотношения права и государства, а также правового государства раскрывается определяющая роль права в организации и деятельности государства. Право должно предшествовать государству и выполнять по отношению к нему главенствующую роль. В том, что законодательство не всегда соответствует праву, как раз и проявляется обычная относительная самостоятельность, а в том, что иногда в закон возводится произвол, усматривается относительная самостоятельность чрезмерного характера, т.е. там, где государство сознательно, намеренно игнорирует право в ходе законотворчества, будет уже "чрезвычайная" относительная самостоятельность. Относительная самостоятельность законотворчества по отношениюк экономике проявляется по мере того, как начинают рассогласовываться требования юридических и экономических законов. Законы начинают жить своей жизнью, а экономика своей - теневой. Относительная самостоятельность законодательства по отношению к воле общества или воле правящих классов также проявляется в связи с естественной способностью законов к устареванию. На какой-то момент нарушается гармония воли, выраженной в законе, и воли общества, класса. Относительная самостоятельность права проявляется в его возможности определенным образом оказывать влияние на общество. С другой стороны, самостоятельность права состоит в том, что, будучи результатом работы законодателя, оно выражается в определенной форме, как способ выражения государственной воли, содержащейся в правовых номах, рассчитанных на неоднократное применение. Конкретные формы проявления относительной самостоятельности права - право может отставать от развития общественных отношений или же опережать ход их развития. В обоих случаях право должно быть приведено в соответствие с общественной жизнью мерами законодательного характера. Одной из сторон проявления относительной самостоятельности права является его взаимодействие с иными социальными нормами: обычаями, моралью, нормами общественных организаций. Здесь имеют место и взаимовлияние, и расхождение между нормами, и собственные закономерности развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.011 с.) |