Способы и формы изложения правовых норм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы и формы изложения правовых норм



Норма права - это установленное либо санкционированное и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе.

Структура нормы права - это форма ее внутреннего содержания (Логическая: гипотеза, диспозиция, санкция. Фактическая структура).

 

Способы изложения правовых норм:

1. Прямой способ. Структура нормы права полностью совпадает со статьей.

 

2. Отсылочный. Неполное изложение правовой нормы в статье, требующее информации в другой статье этого же акта.

Например: Ст. 393 КГ РФ "п.1 Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. п.2. Убытки определяются в соответствии со ст. 15 настоящего Кодекса".

 

3. Бланкетный. Требуется привлечение иного правового акта. Например, когда в УК или КоАП РФ говориться об ответственности за нарушение правил дорожного движения, т.е. диспозиция существует в виде самостоятельного акта – Правил дорожного движения.

 

(Комаров) Варианты изложения правовой нормы:

1. Одна статья содержит лишь часть нормы права.

2. Одна норма права расположена в нескольких статьях.

3. В одной статье содержится несколько норм права.

4. Одна норма права содержится в части статьи.

5. Одна статья содержит гипотезу и диспозицию, а санкции выделены в отдельную статью. И др.

26. Правообразование: понятие и соотношение с правотворчеством.

Правообразование – это особый общественный процесс, связанный с возникновением общественных отношений, необходимостью их урегулирования и созданием правовых норм.

Это процесс, который не во всех типах правоотношений связан с государством. Т.е. неплановый, постепенный процесс развития общества.

Субъектами правообразования является общество.

Правообразование оформляется стадийно.

(Лазарев) Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь сложный процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу.

Таким образом, в процессе правообразования можно условно выделить две стадии:

1.Возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений, а иногда и формирование самых необходимых правил поведения без участия органов государства (объективный процесс).

2.Правотворческая деятельность компетентных государственных органов (сознательно-волевой процесс).

Правотворческий процесс предполагает правотворческую деятельность, т.е. особую юридическую процедуру, урегулированную правом, последовательное совершение действий, операций, направленных на правотворческий результат.

Соотношение:

1. Правотворчество и правообразование взаимосвязаны.

Правотворчество является одним из этапов правообразования.

 

Понятия и виды правотворчества.

Правотворческая деят-ть - особая юр.процедура, урегулированная правом, последовательное совершение действий, операций, направленных на правотворч.результат.

Правотворчеств о - вид гос. деятельности, в результате которой воля находящихся у власти политических сил возводится в Закон и выражается в нормах права, закрепленных в конкретных формах. (Комаро в)

Правотворчество - деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по создания юридических норм.

Виды правотворчества:

I. В зависимости от субъектов правотворчества:

1. Правотворч-во гос. органов. В пределах своей компетенции нормативные акты издают практически все гос.органы (парламент, президент, правительство).

2. Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума. Но и в случае принятия решения на референдуме гос.органы не устраняются от участия в правотворческой деятельности: им поручаются все организационные подготовительные процедуры, а также подсчет голосов. Принятие решений на референдуме - достаточно специфический вид правотворч.деятельности, в связи с которым возникает немало интересных проблем: определение круга вопросов, которые целесообразно выносить на народное голосование, особенности их формулирования, необходимость учета мнения меньшинства и т. п.

3. Правотворческая деятельность общественных организаций. (Санкционированное и делегированное правотворч-во). а) Санкционированное - утверждение гос.органами норм, принятых негосударственными организациями; напр. регистрация уставов и иных актов общественных организаций; впрочем, далеко не все авторы признавали за подобными процедурами значение правотворчества. б) Делегированное - осуществление правотворческой деятельности обществ.организациями по поручению компетентных г.органов. П/союзы имели право издавать норма.акты в области охр.труда, управления соц.страхованием. Правотворчество обществ.организаций не следует путать с их деят-ю по регулированию своих внутриорганизацион.отношений, в процессе которой издаются не правовые, а корпоратив.нормы.

II. По видам НПА: 1.Законодательный процесс. 2.Принятие подзаконных актов.

Принципы правотворчества - основные идеи, организационные начала, обуславливающие сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности. 1. Законность - требование осуществлять правотворческую деятельность тем или иным органом в рамках его компетенции на основании закона и в соответствии с ним. 2.Гласность - открытость правотворческой деятельности и процесса. 3.Демократизм - (напр. принятие НПА путем референдума). 4. Профессионализм - напр. Независимая экспертиза документа. 5.Планирование - концентрация целей на приоритетных, значимых законодательных работах, в устранении поспешности в правотворческой деятельности. 6. Гуманизм.

Этапы равотворческой деятельности (два этапа и десять стадий):

Первый этап - подготовка НПА (неофициальный этап) а) принятие решения о подготовке НПА - стадия связана с субъектами наделенными правами законодат. инициативы (президенты, главы правительств, палаты законодательных органов, члены палат, депутаты, сенаторы, суды). б) подготовка текста НПА. в) о бсуждение текста НПА. в) согласование проекта НПА с заинтересов.лицами и подписание его в МинЮсте. г) доработка проекта НПА акта.

Второй эта п - принятие НПА (официальный этап в правовом отношении): а) Внесение проекта НПА на рассмотрение правотворч. органа. б) Обсуждение проекта НПА (1-е чтен. - отклонее или одобрение НПА, 2-е чтен. - постатейное. 3-е чтен. – итоговое), в) голосование - решение больш-вом голосов о принятии или не принятии НПА, в зависимости от его значимости (простое большинство- > 50%, квалифицированное большинство -> ⅔, конституционное большинство -¾). г) подписание законопроекта с участием главы гос-ва (подписывает или накладывает вето). д) Опубликование нормативного правового акта в официальных СМИ.

 

 

Принципы правотворчества.

Правотворчество - деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по создания юридических норм.

Правотворческая деятельность – это особая юридическая процедура, урегулированная правом, последовательное совершение действий, операций, направленных на правотворческий результат.

Принципы правотворчества – это основные идеи, организационные начала, обуславливающие сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.

1. Принцип законности - требование осуществлять правотворческую деятельность тем или иным органом в рамках его компетенции на основании закона и в соответствии с ним.

2.Принцип гласности - открытость правотворческой деятельности и процесса, свободное и деловое обсуждение проектов правовых документов с научной общественностью, специалистами-практиками, населением.

3.Принцип демократизма - обеспечение и создание условий для активного участия граждан государства в управлении общественными делами и в правотворческой деятельности (напр. принятие НПА путем референдума).

4. Принцип профессионализма - требование обладания техникой правотворческой деятельности к субъекту правотворчества, компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов и норм права. Независимая экспертиза документа.

5.Принцип планирования - концентрация целей на приоритетных, значимых законодательных работах, в устранении поспешности в правотворческой деятельности.

6.Гуманизм.

Виды правотворчества:

I. В зависимости от субъектов правотворчества:

1. Правотворчество государственных органов.

2. Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума.

3. Делегированное правотворчество.

II. По видам НПА:

1. Законодательный процесс.

2. Принятие подзаконных актов.

29. Социальные и юридические критерии качества закона. (Матузов, Скакун)

Закон особый вид НПА принятый в специальном процессуальном порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Качество закона - совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств закона, удовлетворяющих определенным потребностям общества, государства и отдельной личности.

Качество закона определяется обществом, государством и отдельными индивидами.

Задача закона - хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до адресата.

Качество закона позволяет эффективно реализовывать данную цель.

Закономерности качества закона – чем выше цивилизованность, развитость и гуманность общества, тем выше качество закона.

Требования, предъявляемые к закону, формирует общество, государство и отдельная личность.

Критерии качества закона:

1.Регулирование значимых отношений.

2.Соответствие нормам морали и иным социальным нормам (обычай, корпоративные, нормы права).

3 .Соответствие юридической технике и юридическому языку, определяемым государством.

 

Юридическая техника – э выработанные юридической наукой и практикой правила, приемы, средства подготовки, оформления и обнародования проектов НПА, НПА, правоприменительных актов (напр. судебные решения), интерпретационных актов (актов толкования) в целях их наилучшего качества и эффективности.

 

В юридической технике следует особо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:

а) логическую последовательность изложения;

б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;

в) компактность нормативного материала;

г) ясность и доступность языка закона;

д) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.016 с.)