Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Класический подход в менеджменте↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Класический подход в менеджменте
Основные особенности классического подхода: - зародился на первом этапе формирования науки менеджмента - основное внимание уделяется процессам, протекающим внутри предприятия, из которых складывается управление - в исследованиях минимально внимание внешним факторам, влияющим на организацию - содержание подхода составляет детальная спецификация функций управления в соответствии с целями и стратегиями организации - исследуется проблематика группировки работ по подразделениям через призму диапазона контроля (максимальное число подчиненных не более 8 человек), экономичности масштаба (степень загрузки сотрудников при увеличении объемов производства), улучшение координации, содержание работ - изучение процесса делегирования полномочий (приближение к месту действия) - определение ответственности (должностные инструкции) - формализация отношений в организации (линейные и формальные связи) - внимание к организации работы исполнителей.
Определения менеджмента:
Объекты управления (группа, организация)
Причины социальной активности людей в рамках организации: - естественный характер социальной формы существования людей - возможность эффективного достижения личных целей за счет других членов организации - возможность эффективного достижения личных целей с помощью других членов организации - систематический характер реализации целей Организация – это группа людей, которые сознательно координируют свою деятельность для достижения общих целей. Общие признаки организации:
Субъекты управления
Профессиональные роли менеджера
Представители процессного (классического) подхода
Научная школа в лице Ф. Тейлора и Г. Эмерсона Основные принципы:
Классическая (административная) школа А.Файоля
Бюрократическая теория М. Вебера
Системный подход
Представляют Берталанфи, Стаффорд, Бир,Викерс.
Системный подход – подход к исследованию объекта как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, существенно влияющие на результаты функционирования, а цели элементов определены исходя из общего предназначения объекта.
Основные понятия: Система- устойчивый комплекс взаимосвязанных компонентов. Связи – информационные потоки между компонентами Вход системы- компоненты, поступающие в систему. Выход системы – результаты преобразования, точки воздействия системы на внешнюю среду. Обратная связь – реакция системы на раздражение.
Процессы системного подхода: - формулировка целей (задач) исследования - выделение объекта как системы из окружающей среды - установление внутренней структуры системы и внешних связей - определение целей элементов системы исходя из целей системы - разработка модели системы
Принципы системного подхода: - принцип физичности (всякой системе присущи физические законы, определяющие внутренние причинно-следственные связи, существование и функционирование системы) - принцип моделируемости (система представлена конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности) - принцип целенаправленности (необходимость функциональной направленности системы, связанная с достижением некоторого состояния системы)
Классификация систем:
По взаимодействию с внешней средой системы бывают: - изолированные - закрытые - открытые равновесные - открытые дисипативные По описанию – детерминированные, статистические, нечеткие. По виду – биологические, технические, социально-экономические, производственные. По продолжительности действия – кратковременного действия, дискретные, долговременные. По материальному носителю – физические, абстрактные. По уровню специализации – комплексные и специализированные.
Свойства систем
Первичность целого – система своим существованием порождает свои компоненты Неаддитивность – свойства системы не равны сумме свойств элементов, входящих в систему. Размерность – малые, средние и большие системы. Сложность структуры – количество уровней иерархии, количество компонентов, сложность поведения, объем информации. Жесткость системы – изменение параметров за единицу времени. Множественность описания – ограничения в изложении параметров системы.
Дополнительные свойства организационных систем
Особенности организационных систем
Управленческие решения. Коммуникации
I Общая характеристика коммуникаций. Коммуникации – вид деятельности, в процессе которой руководитель получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений и доводит принятие решений до подчиненных. Коммуникации – обмен идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Коммуникации - процесс передачи информации. Коммуникации – процесс обмена информацией.
Существует много очень похожих определений, которые объединяют ключевые понятия: - информация - процесс управления - связующий процесс (процесс обобщения)
Информация существует в виде потоков, которые мы определяем как: совокупность обобщений, передаваемых по каналам связи, необходимых для управления.
Ценность информации зависит:
По разным критериям информационные потоки классифицируют как:
Информация:
Фактически мы можем отождествлять (частично) процесс управления и коммуникационный процесс. Основное время, потраченное управленческим персоналом – время на коммуникации Без коммуникаций невозможно осуществление любых производственных организационных процессов, реализации идей, целей, функций организации. Настолько же опасно использование неэффективных коммуникаций, что снижает эффективность или делает невозможным управленческий процесс.
Коммуникационный процесс – не носит разовый однонаправленный характер передачи сведений. Фактически коммуникационный процесс – процесс социализации объединения элементов и процессов внутри организации. Без установления общих обратных связей между участниками производства не образуется устойчивой организации в общем смысле. Поэтому важен обмен, а не просто передача информации. В широком смысле слова информация – объект коммуникационного процесса. Личность, группа, подразделение организации – субъекты коммуникационного процесса.
II Процесс коммуникации.
Общая элементарная структура коммуникационного процесса.
Отправитель: лицо идентифицирующее себя в управленческом процессе и генерирующее информацию на основе собранной информации и ее анализа. (1) Идентификация – определение личного статуса в организации, прав, обязанностей и полномочий.
(2) Коммуникация – непрерывный процесс, в смысле связи одного процесса передачи информации с другими (хотя разрыв во времени вполне возможен).
Отправитель всегда является одновременно получателем информации. Анализ полученной информации можно определить как:
(3) система кодирования – определение кодов - организация кодов
(4) Коды – носители информации, раздражающие определенные рецепторы восприятия (органы чувств). Коды могут быть совмещенными (зрение, слух). Тогда возникает система комплексных кодов. Существует проблема адекватного кодирования – система кодов должна эффективно соответствовать информации (передавать ее с нужным эффектом). В завершении кодирования послание принимает заданную материальную или идеальную форму.
(5) Передача информации – распространение информации за пределы самого отправителя. Нуждается в устройстве для переноса информации вместе с каналами передачи информации Устройством служат: - люди, группы людей (социально сознательных) - естественные природные приспособления (надпись на земле) - технические устройства - элементы первичного преобразования природы (бумага)
Каналы – средство коммуникации между отправителем и получателем. Устройство и канал, как правило, связаны друг с другом принципиально т неразрывно. Различают: - вербальные каналы (предпочитает большинство в силу скорости и т.д.) - письменные (в т.ч. электронные, на материальном носителе, важны при расширении масштабов организации) - невербальные (язык тела, внешний вид и т.д.)
(6) Декодирование – превращение сообщения в имеющую смысл форму, перевод символов отправителя в мысли получателя. Сначала необходимо обладать: - устройством для приема - первично переработать послание (прочитать до конца) - точно перевести в собственные мысли послание. Существует физиологические (слух), психологические фильтры для правильной интерпретации.
(7) Реакция получателя: Может быть пассивной (без обратной связи), активной – с обратной связью. Отсутствие обратной связи снижает эффективность общения. Обратная связь в качестве ответа на сообщения дает возможность управления. Получатель становится отправителем.
III Коммуникационные сети.
Соединение определенным образом индивидов с помощью информационных потоков. Коммуникационные сети как правило отражают устоявшиеся в организации связи и пути передачи информации. Коммуникационные сети могут дублировать организационную структуру или дополнять ее (формальные и неформальные сети). Принципиально в коммуникационных сетях присутствуют: - вертикальные связи (начальник – подчиненный) (включает нисходящие и восходящие связи) - горизонтальные (связь субъектов одного уровня иерархии) Эти связи минимальны в традиционной иерархической организации и активны в инновационной, с проблемным подходом. - диагональные (начальник – чужой подчиненный)
IV Проблемы коммуникации. На каждом этапе коммуникаций свои проблемы.
- трудность восприятия - неверная интерпретация - неверное суждение 7. Проблемы обратной связи: - отсутствие обратной связи - неэффективность (повтор вех этапов)
Общеорганизационные проблемы коммуникации.
Планирование. I Общая характеристика планирования. Планирование – наиболее важная функция управления, значимость которой определяется, как уже было сказано выше, целеполаганием прочей деятельности (производственной и управленческой) предприятия.
Планирование – функция менеджмента, обеспечивающая определение целей деятельности, необходимые средства и методы достижения поставленных целей. В основе планирования лежит стремление учесть всю совокупность факторов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия.
В определении очевиден акцент на компоненты планирования. Содержательно «планирование» очень близко подходит к термину «управление», особенно стратегическое. Это говорит о тесной связи и роли планирования управлении. Различие существует, в первую очередь, за счет наличия в управлении этапа реализации и оценки, что не охватывается планированием в чистом виде.
Существует материальный результат процесса планирования. Это план: документ, отражающий действия и решения по достижению целей организации, или совокупность показателей и описаний состояний организации в будущем.
II Принципы планирования.
В зависимости от глубины и сроков планирования различают: - стратегическое планирование (перспективное) - тактическое планирование (определение промежуточных целей) - текущее (бюджетное) – детальная разработка оперативных планов
По большому счету план – это вид комплексного управленческого решения. С учетом специфики планирования: Этапы планирования:
III Стратегическое планирование.
Процесс формирования миссии и целей организации, выбора стратегий определения, получения и распределения ресурсов необходимых для эффективного достижения целей.
Стратегия предполагает: - долгосрочность - выделение приоритетов - всеобщий (всеохватывающий) характер - элемент предвидения - общий (недетальный) характер
По наличию этих позиций судят о различии тактических и стратегических задач.
Тактика – краткосрочные планы, согласованные с долгосрочными целями и задачами.
Тактические результаты достигаются быстрее, разрабатываются и реализуются тактические планы на более низких уровнях.
Основные процессы стратегического планирования. Это комплексный процесс.
Есть безусловная связь с этапами планирования вообще, но более крупное сегментирование процессов. Анализ среды. Внимание внешней среде – политические, экономические, социальные, правовые, технологические факторы. Так же субъективный анализ (покупателей, поставщиков, конкурентов). По сути это маркетинг в широком смысле. Внутренняя среда - анализ организационной структуры - анализ персонала - финансовые потоки организации - маркетинг в узком смысле (система сбыта)
Один из общих подходов – SWOT – анализ.
Внутри аналогично исследуются возможности
и угрозы
Анализ обеспечивает возможность точной оценки важности факторов влияния и рассмотрение их для выработки стратегий.
Выбор миссии и целей.
Миссия – общая цель организации, четко выраженная причина ее существования.
Утверждение, раскрывающее смысл существования организации.
Философия и предназначение организации. Миссия всегда привязана очень сильно к конкретной организации и ее руководителю. Факторы влияния на миссию: - состояние среды - наличие истории организации (или ее кумиров) - сложившиеся стили управления (поведения) - наличие ресурсов (или их дефицит) - специфика организации Миссия может быть непрямо связана с типом производственной деятельности или профилем. Выполняет роль фундамента в целеполагании.
В отличие от миссии цели фиксируют конечные состояния системы. Целью могут служить любые конечные состояния факторов производства: - экономические цели (всю совокупность факторов) - финансовые цели (совокупность финансов) - производственные цели (размер и качество ОПФ вкл. технолог.) - рыночные цели (доля рынка и т.д.) - кадровые цели (по персоналу) - социальные цели Фазы установления целей. - выявление и анализ тенденций - установление общей целей - постановление иерархий целей - установление индивидуальных целей
Выбор стратегии Обычно выбор из нескольких вариантов. Основные стратегии: (1) концентрированного роста (с применением имеющегося продукта
Человек в организации. Группа – небольшое количество людей, находящихся в устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение длительного промежутка времени.
Группа – 2 и более индивида, имеющих общие цели, выполняющих разные обязанности, зависящие друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Характерные признаки групп.
Факторы влияния на индивидуальность группы. 1. Совокупность факторов внешней среды а) физические (география, климат, территориальное расположение) б) технологические (знания, оборудование) в) культурные (ценности, традиции) г) экономические д) политические
2. Совокупность внутригрупповых факторов а) индивидуальность членов группы (личностные качества, способности, образование, опыт) б) характеристика группы формальное и неформальное распределение ролей сложившиеся системы коммуникации принятые нормы поведения (ценности) в) межличностные особенности взаимодействия (симпатии, частые контакты, общность интересов, территориальная близость). г) согласие членов группы с приоритетом групповых целей
3. Факторы внутриорганизационные.
Роли членов группы (по Белбину) Анализ группового поведения при решении задачи показал, что высокий интеллектуальный уровень членов группы не гарантирует эффективное решение задачи. Вывод из множества типов поведения выбраны 9 типов, способствующих эффективному решению задач.
Этапы формирования развития групп (по Такману).
Виды групп: Формальные: структурные подразделения организации (регулярные, проектные (разовые), роли, должности, права и обязанности определены формально).
Неформальные: спонтанно образованная группа людей. В основе их формирования те же факторы, что и у формальных, но источник организации отличается, и его представление об организации, группе, людях отличается от фактических характеристик этих явлений.
внутри формальны Неформальная группа сохраняется неформальный характер перерастает в формальную
Причины существования неформальной группы.
Организационное поведение
I Формирование организационных отношений. Управленческие отношения – отношения между двумя субъектами, где один – субъект управления, другой – объект управления. Организационные отношения – часть управленческих отношений, отвечающая за поддержание устойчивости связей между субъектами структуры.
Система организационных отношений – это социальный образ, структура связей между людьми. Можно говорить о факторах влияния на формирование организационных отношений: 1. Индивидуальные характеристики людей (чувствительность, стабильность, самооценка, отношение к риску, ограниченность (упертость), сфера контроля, внешние факторы – экстраверт, внутренние факторы – интроверт).
2. Социальные характеристики человека - ценности (набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни) а) цели жизни б) средства достижения - верования (устойчивые оценки и представления о явлениях, не требующие доказательства) - принципы – устойчивая форма проявления системы ценностей и воплощение верований в виде стандартов поведения
3. Проявления человека в группе - человек + человек ¹ два человека = группа – это маленькая организация или часть крупной структуры (все проблемы и вопросы в миниатюре) - способность к коллективной работе (от полного подчинения до бунтаря)
4. Организационная структура предприятия – специфическая потребность организации в департаментах и системах отношений. Экономические отношения (внешнего и внутреннего порядка) состояние эк-ки собственность, раздел. труда, мотивация
Организационные отношения закрепляются в формировании устойчивых связей между субъектами. Об этом говорили: в общем формируются горизонтальные, вертикальные и диагональные связи. Они могут быть формальными и неформальные.
Формальные связи – связи координации, регулируемые установленными в организации целями, политикой и процедурами.
Неформальные связи – связи между индивидами независимо от должностного статуса, на основе личностных характеристик. Неформальные связи могут дополнять формальные в достижении целей организации, могут нарушать процессы.
В зависимости от степени значимости различают линейные связи – реализация властных полномочий и прямое руководство по организационной иерархии. (снабжение – производство –сбыт) Функциональные связи – совещательные связи, ориентированные на информационное обеспечение, координацию.
Проектирование организации. Организация деятельности – представляет, в некотором смысле, материализацию целей и задач в структурной деятельности. С точки зрения позиций понятийного аппарата экономической теории создание организации – построение механизма реализации комплекса целей и задач организации (фирмы). Как может осуществиться построение организации?
1) Стихийно – в результате самоорганизации. Недостатки: а) длительное время оптимизации б) отдельные элементы функционируют в собственных интересах – низкая эффективность всей организации Принципиально этот метод возможен.
2) Планомерная (целенаправленная) организация Принято выделять следующие этапы проектирования организации. А. Определяется хозяйственный профиль организации. В. Выделение самостоятельных уровней стратегии и функционирования областей деятельности. С. Объединение и координация определенных выше областей в соответствии с комплексом принципов.
Принципы построения организации:
В процессе развития управленческого знания предлагалось несколько связанных подходов к проектированию организации. (1) «Алмаз» Гарольда Ливитта
Многообразие уникальных организаций зависит от 4 основных элементов: - задание или миссия - структура - технология - индивиды
(2) Позиция Гелбрейта Организация строится (проектируется) под влиянием ситуационных факторов: - характеристика внешней среды - технологии в организации - стратегия - люди (как участники организации)
(3) Модель 7-С Питерса и Уотермана Структура
Стратегия Система Совместные ценности
Способности Стиль Сотрудники
(4) Интегральная модель Бодди и Пэйтона Организация состоит из людей, которые стремятся для достижения определенных целей оказать влияние на других людей, создающих материальные ценности, увеличивающие общественное благосостояние посредством разнообразных процессов, технологий, структур и культур. Компоненты организации:
Всю большую роль начинает играть организационная культура.
При проектировании организации принято обращать внимание на следующие процессы и элементы:
Конкретные значения этих факторов зависят от состояния выше обозначенных параметров.
Типы организаций.
Критерием является степень гибкости, формализации организационной структуры, структурной власти и иерархии. (1) – это тип стабильной устойчивой структуры с мало изменяемыми элементами и связями (2) – структуры имеют адаптивный характер В целом предполагается, что важнейшим комплексом воздействия выступает внешняя среда, ее состояние в зависимости от способности структур приспосабливаться, меняться за средой их и различат на 1 и 2. Стратегически оптимально (2), но в случае стабильности среды – (1) (тактически) Важно совмещать элементы 1 и 2.
Наиболее важной с собственно организационной точки зрения является взаимодействие подразделений и людей внутри организации: Выделяют: 1. линейная структура (цепочка начальников) жесткая бюрократия Недостатки: - необходима высокая всесторонняя квалификация руководителя - перегруз
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.210 (0.018 с.) |