Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы нравственного воспитания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В реализации задач приобщения к опыту нравственных отношений в обществе, в развитии нравственного сознания велика роль методов, нравственного просвещения учащихся (лекций, рассказов, бесед, диспутов на темы морали). В формировании индивидуального опыта моральных отношений, формировании нравственного поведения значительна роль методов, направленных на организацию жизни и деятельности детей. Вместе с тем нравственное воспитание — это сложный процесс, более глубоко проникающий во внутреннюю сферу личности и мотивационно менее ощутимый по внешним проявлениям воспитанника. Поэтому в дополнение к тому, что сказано о методах воспитания, здесь следует охарактеризовать те из них, которые особо значимы для процесса нравственного формирования личности. В общей системе средств нравственного воспитания важное место занимает создание специальных ситуаций нравственного поведения учащихся. Одни из них рассчитаны на проявления глубоких нравственных переживаний, запечатлевающихся в моральном опыте ребенка как нечто значительное, очень ценное, оставляющее глубокое последействие в общественной направленности коллектива и личности. Такова, например, трудовая ситуация праздника первого снопа, описанная в педагогических трудах А.С. Макаренко. В ней участвуют детский и педагогический коллективы, рассчитана она на высокий трудовой энтузиазм ее участников, на значительные переживания причастности к общему, очень нужному и полезному для общества делу. Такова и ситуация возложения венков на могилы павших воинов, продуманная от начала до конца как ситуация, наполненная патриотическими переживаниями, обостряющая чувство гражданской принадлежности к стране, опрокинувшей фашизм, проникнутая высокой организацией торжественного ритуала. Другие ситуации носят характер побуждений к нравственным суждениям, действиям, поступкам, выражающим заботу, внимание друг к другу, оказание взаимоподдержки, либо выражения собственной позиции при обсуждении и решении сложных вопросов нравственных отношений в коллективе. Такие ситуации ставят ребенка, подростка перед необходимостью оказать помощь слабому, принять на себя более трудную часть работы в общей деятельности, прийти на помощь другому в затруднительном положении, поделиться вещами. Подобные ситуации создаются соответствующей организацией условий, расстановкой сил в процессе труда, общественной деятельности, в спорте, учетом воспитателем тех предстоящих трудностей и возможных осложнений, которые сопряжены с общением, совместной работой учащихся (комплектование трудовых бригад, условия походной жизни и др.). Иные ситуации носят характер коллизий, связанных со значительной борьбой мотивов, когда самому школьнику предстоит сделать свободный выбор: идти со всеми вместе играть или остаться с больным товарищем, предоставить лучшее место другому или занять его самому, идти в кино или выпускать газету и т.д. Подобных ситуаций в жизни школьника очень много, и главное в том, чтобы использовать их педагогически целесообразно, получить нравственный эффект. Специальные исследования (См.: Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М., 1972) утверждают, что ситуации свободного выбора являются не только важным средством нравственной самостоятельности школьника, они еще и очень верный показатель уровня нравственной воспитанности его, точный признак того, что нравственный поступок совершается не по внешнему требованию, а по внутреннему побуждению самого ребенка, что представляет главную ценность морального воспитания. Ситуации свободного выбора являются также достаточно ясным критерием единства либо, наоборот, разрыва между нравственными суждениями, оценками школьника, в которых он признает справедливость нравственных требований, и его нравственным поведением, поступками, которые этому противоречат. Авторы указанного исследования считают, что суть нравственного поведения состоит в том, чтобы выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». Оптимистично подходя к процессу нравственного воспитания, они утверждают, что уже младший школьник регулирует свое поведение такими внутренними моральными побуждениями, как совесть, достоинство, стыд. Вот почему ситуации выбора поведения в воспитательном процессе создавать необходимо, они обнажают чувства, представления воспитанников, их нравственную активность. Ставя нравственное поведение ребенка в постоянную зависимость от внешних требований, воспитатель тем самым не в состоянии проникнуть во внутреннее содержание его поступков, в их мотивы. Особо значительны в системе нравственного воспитания конфликтные ситуации, в которых обнажаются наиболее остро нравственные пружины поведения школьника. Выше сказано, что процесс нравственного воспитания нельзя обрекать на стихию, его следует тщательно планировать. Однако не все можно предусмотреть. В реальном процессе нравственного воспитания, под влиянием ряда сложившихся обстоятельств могут возникать конфликты, характеризующие расхождение между внешними требованиями, предъявляемыми к нравственному поведению школьника, и уровнем его притязаний либо внутренними стремлениями, не соответствующими указаниям и требованиям извне. Конфликт — отражение противоречий, присущих процессу воспитания. Его нельзя заранее программировать, но и нельзя рассматривать как нечто инородное процессу нравственного воспитания. Конфликт — острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности и общепринятых, утвердившихся норм поведения людей. Педагогические исследования, посвященные проблеме конфликта в воспитательном процессе (Б.Т. Лихачев, М.М. Ященко), показывают, что юридическое отношение к разрешению конфликта (найти и наказать виновного) не является эталоном для педагогического разрешения конфликтной ситуации; здесь требуется тщательное использование всех условий конфликтной ситуации для извлечения из нее максимума педагогического эффекта. С точки зрения разумной педагогики конфликт, обнажающий противоречия, взрывающий обычную, привычную ситуацию, требует глубокого продумывания и такого использования конфликтной ситуации, при котором накапливался бы моральный опыт «борьбы и преодоления», опыт положительных отношений и поведения. Педагогически правильное использование конфликтов в детской среде является гибким и значительным средством нравственного воспитания. Приемами эффективного педагогического влияния в условиях конфликтной ситуации являются: · быстрый отклик на происшедшее событие воспитателя или педагогического коллектива; · определение для конфликтующего лица или группы верной жизненной позиции, которая поможет ему найти правильный выход из создавшейся ситуации; · содействие тому, чтобы решение и разрешение конфликта оставило значительный след в коллективе, в его сопереживаниях, в его общественном мнении. Привнесению в сознание школьника теории морали, нравственных знаний и обобщению его нравственного опыта содействуют, помимо указанных выше методов, этические беседы, занимающие в теории воспитания значительное место и имеющие довольно широкое распространение в практике воспитательной работы. Их назначение в процессе нравственного воспитания различно. Программные этические беседы содействуют последовательному нравственному просвещению учащихся, систематическому ознакомлению их с моральными нормами, понятиями. В специальных факультативах либо в общей системе воспитательной работы учащиеся приобретают знания о теории морали, о моральных чертах человека, о моральных проблемах человечества, об условиях становления моральных качеств и т.д. Такие этические беседы проводятся преимущественно со старшеклассниками и являются важным звеном в формировании их мировоззрения и самосознания. Эпизодические этические беседы обращены к любому возрасту учащихся. Они заостряют именно те вопросы нравственности, которые выражают наиболее актуальные потребности конкретного коллектива в данных условиях (о вежливости, скромности, о товариществе, дружбе и коллективизме, о бережливости общественного добра, о чести и достоинстве человека и т.д.). Актуальность, необходимость, острота для коллектива — главное условие их проведения. Этическая беседа-экспромт возникает внезапно в острой ситуации поведения учащихся, мимо которого пройти нельзя и которому следует сразу же дать принципиальную оценку с позиций морали, чтобы не закрепился отрицательный моральный опыт. В качестве примера можно сослаться на следующий факт из практики воспитательной работы. В одном из классов мальчики-подростки во время перемены затеяли игру в футбол, мячом послужила корзина для бумаг. Уговоры уборщицы не имели успеха. Подростки, смеясь, отвечали, что купят ей эту корзину. Уместной по этому поводу была беседа-экспромт, в которой увидевшая эту сцену учительница показала ученикам, во-первых, что так расправляться с общественной собственностью нельзя, во-вторых, что ответственность за корзину несет не только уборщица, но и весь класс, а в-третьих, что их поведение ничем не отличается от поведения развеселившихся купчиков, которые били бутылками шампанского зеркала в ресторане и кричали: «За все плачу!» Наконец, в практике воспитания проводят отсроченные беседы, в которых нет аргументации и доказательств воспитателя и в центр которых переносится обдумывание учеником своего поведения, поступка либо в присутствии коллектива, либо только с воспитателем. Подобные беседы могут быть основанием серьезного и глубокого разговора по душам. Рассчитанная на младших школьников, этическая беседа опирается на образность, конкретизацию моральных норм, на стремление воспитателя вызвать ассоциации личного опыта, в котором нравственные нормы находят конкретную опору. Сама формулировка темы здесь звучит призывно для детей: «Старику опорой будь, малышей не дай в обиду, уступай больному путь и скамейку инвалиду». При проведении этической беседы со школьниками-подростками следует иметь в виду две особенности, свойственные этому возрасту: переоценку ими собственных моральных знаний («это нам уже известно», «это я знаю») и категоричность нравственных суждений, отсутствие в них диалектического подхода. В силу этого в этической беседе с подростками требуется тщательный отбор доказательств, фактов, помогающих им выбрать верную линию поведения в противоречивых ситуациях, а также исправлять и уточнять их ошибочные суждения. Сами названия этических бесед для подростков показывают сложность, противоречивость и полярность моральных понятий: «О смелости и трусости», «О мужестве и лихачестве», «Есть ли коллектив в нашем классе?» и т.д. Старшеклассники с особым интересом относятся к проблемам мировоззрения и самосознания, поэтому анализ вопросов нравственности дается уже на основе этического подхода. Здесь появляются новые темы мировоззренческого характера: «О счастье», «О долге», «О чести», да и сам характер рассмотрения их становится более глубоким. Дискуссии, споры, отстаивание различных точек зрения по моральным проблемам позволяют уяснить юношеству сложность их, противоречивость оценок, диалектику нравственных понятий. Материал для этической беседы можно почерпнуть из различных источников: из книг, периодики, спектаклей, фильмов и т.д., но обязательным является использование фактов из жизни коллектива, его участников, из морального опыта самих ребят. При этом необходимо соблюдать меру между позитивными и негативными фактами. Негативный материал позволяет более ярко и убедительно оттенить необходимость соблюдения нравственной нормы, однако в беседе обязательно следует показать путь овладения этими нормами. Вот почему позитивный материал должен преобладать в беседе. К этической беседе нужна тщательная подготовка воспитателя, который выявляет степень осведомленности в поставленной теме учащихся при помощи индивидуальных бесед, просмотра читательских формуляров, бесед с учителями литературы и истории. Отбирая материал к беседе, он использует все новое, еще неизвестное учащимся. Наибольшую трудность в подготовке представляет продумывание вопросов к беседе, которые могут вызвать интерес учащихся и их активность. Характер вопросов в беседе может быть различным: неизбежны, особенно в беседе с младшим и средним возрастом, вопросы, вызывающие ассоциации («Вспомните случай, когда Чук и Гек скрыли от мамы правду», «Какой рассказ прочитали вы о дружбе, что в нем самое главное?», «Назовите классические произведения, которые вы изучали в этом году, где показывается лицемерие людей»). Но основными вопросами в этической беседе являются проблемные, вызывающие размышления учащихся, требующие от них самостоятельных оценок («Какой поступок Володи Дубинина вы считаете смелым и мужественным, какой безрассудным?», «Как, по-вашему, в одном и том же вежливом поступке можно проявить разное отношение к человеку: равнодушие и глубокое расположение?», «В чем причина различного понимания людьми счастья?»). В ходе беседы нужно, чтобы каждый ее прием бил в цель, чтобы все сказанное обогащало детей, поднимало глубокие переживания, сообщало бы им новые знания. При этом нужно иметь в виду, что подобные беседы способны подчас взорвать прежние отрицательно сложившиеся мотивы школьника, определить иной путь поведения. Произойдет это лишь в том случае, если беседа не будет носить характер заранее подготовленных заученных выступлений, если весь материал ее найдет опору в реальном опыте самих детей, если отрицательные явления жизни и поступки ребят будут осуждаться метко, остроумно, убедительно и не менее интересен будет показ выхода из противоречий. Подобные беседы дают богатый материал наблюдений за воспитанниками, помогая воспитанию вторгаться во внутренние процессы. Так, в беседе «О вежливости» с довольно инертными учащимися IV класса воспитатель неожиданно для себя выявил, что дети его далеко не пассивны в оценке отношений и поступков взрослых. В ходе беседы они наперебой задавали вопросы воспитателю: «Вы говорите, что вежливость требует уважения к взрослым, а если сам взрослый идет без очереди, нужно ли ему в таком случае уступать?», «Вы говорите, что каждого человека нужно уважать, а если я его не люблю, считаю его плохим товарищем, как же мне относиться к нему?» Подобные факты — доказательство тому, что опыт ребенка часто противоречит утверждаемым нормам. В этих противоречиях сам ребенок разобраться не может. Беседы о нравственности людей, об их отношениях и должны помочь ему найти верный выход. Вот почему финалом любой этической беседы должно стать резюме воспитателя, подводящего итог обсуждениям, сообща выработанные советы, указывающие главное направление в поведении детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.152 (0.011 с.) |