Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование нравственного отношения личности к себе, к своему поведениюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нравственное отношение человека к себе, к своему месту в обществе, в коллективе, среди других людей, наедине с собой — одно из направлений воспитания моральных качеств школьника. Оно не изолировано от других нравственных отношений, смыкается и с отношением к обществу, и с отношением к людям, поскольку осознание личностью своего морального статуса претворяется в нормах личного поведения человека. Одним из таких проявлений является сознательная дисциплина и дисциплинированность. Это и моральная норма общественного поведения, и яркая черта поведения личности. Проблема дисциплины — самая острая в практике воспитания. В ней сталкиваются в действиях и поступках черты новой, морали с пережитками прошлого. В практике воспитания дисциплине, а точнее, недисциплинированности учащихся приписываются негативные черты нравственного поведения в любой области: нерадивость в труде, грубость по отношению к товарищам и взрослым, нарушения норм культуры поведения и т.д. И это действительно так, потому что дисциплина, как утверждал А.С. Макаренко, — это явление политическое и нравственное, это наиболее яркое выражение соответствия поведения человека общественным требованиям, нормам, правилам общежития. Историей школы и педагогических учений доказано, что школьная дисциплина является последовательной реализацией дисциплины в обществе: муштра, розги, карцер как средства наведения порядка в школе есть главные пути реализации крепостнического полицейского режима в обществе. Дисциплина школы отражает главные принципы морали, она последовательно вытекает из общественной дисциплины общества. В ней выражена необходимость утверждать гражданственность человека — блюсти дисциплину труда, бережно охранять общественную собственность, в ней выражен дух коллективизма: дисциплина нужна коллективу для выполнения и достижения его общих целей. В ней выражено гуманистическое начало нравственности: дисциплина общая защищает слабого от насилия отдельных лиц, дисциплина лишена мер, оскорбляющих человека, унижающих его достоинство. Дисциплина, как это показал А.С. Макаренко, есть диалектическое единство подчинения и свободы. Показателями высокого уровня дисциплины в школе являются: · понимание учащимися необходимости соблюдения дисциплины в общественных местах, в школе, в личном поведении; · готовность, а на самом высоком уровне ее развития и потребность в выполнении общепринятых требований и правил дисциплины труда, учения, свободного времени; · самоконтроль в поведении; · активная борьба с недисциплинированными поступками других, с нарушением общей дисциплины детского коллектива. Процесс дисциплины в школе формирует важнейшую черту личности — дисциплинированность, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями коллектива. Психологические механизмы этой черты сложны, как и всякого морального качества; основой ее являются и мышление, и переживания, но более всего дисциплинированность связана с волевым развитием личности, с умением подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости, преодолевать трудности на пути к осуществлению задуманного. Настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность и организованность — все эти волевые проявления личности характеризуют собой и дисциплинированность. Такие проявления безволия, как леность, лживость, упрямство, нерешительность, безынициативность, представляют собой и характеристику черт недисциплинированности. Отсюда следует главный вывод в воспитании дисциплины и дисциплинированности: эго сложный процесс формирования общественной мотивации поведения школьника, вооружения его необходимыми способами дисциплинированного поведения, это целенаправленный процесс его волевого развития. В тесном соприкосновении с высокой сознательной дисциплиной стоят такие моральные черты, как честность и правдивость. Проявления нечестности, лживости, лицемерия нередко рассматриваются практикой как проявления недисциплинированности. Между тем значение честности и правдивости выходит далеко за рамки дисциплинированности. Эти моральные качества личности лежат у основания всех ее отношений к миру: отношений к обществу, к труду, к людям, к самой себе. Они находятся в тесном соприкосновении и взаимосвязях с направленностью личности, с ее убеждённостью и идейностью. Так, принципиальность человека — это ценнейшее качество — основана на честном следовании признаваемым принципам, на бескомпромиссном отстаивании их в труднейших ситуациях, на действенном выражении честности и правды, за которую стоит человек. Честность — это принадлежность высокой гражданственности, служения своему обществу, это проявление подлинного духа товарищества, духа коллективизма, не терпящего лицемерия и заушательства, это необходимый компонент нового отношения к труду, в котором выражена подлинная забота о его высокой производительности, о рациональном использовании каждого трудового часа, это основа положительного отношения к общественной собственности, это важная моральная база семейных отношений, супружества, отношений отцов и детей, наконец, честность — это выражение личной совести человека. Воспитание честности в ребенке обусловливает моральное оздоровление и чистоту атмосферы его жизни, деятельности, общения. Эти великолепные моральные качества являются основой таких интегральных норм, как долг, честь, совесть, чувство собственного достоинства. Закрепленные в привычных формах поведения, правдивость и честность проникают как важнейшее составное звено во все области моральных отношений, в силу чего и приобщение детей к моральному опыту людей, и накопление индивидуального опыта моральных отношений, и формирование моральных черт происходят быстрее и эффективнее. Вместе с тем сам процесс воспитания честности и правдивости у людей как в семье, так и в школе сопряжен с большими трудностями именно в силу того, что нравственные образцы честности и правдивости, которыми овладевает ребенок, очень часто входят в соприкосновение в широкой среде со своими антиподами: проявлениями нечестности, лживости, лицемерия, что составляет препятствие на пути к овладению нормами морали. И здесь процесс воспитания обязательно входит во взаимосвязь с перевоспитанием, с угнетением уже внедрившихся в опыт отрицательных мотивов, питающих бесчестье и ложь, а также искоренением таких способов поведения, которые являются препятствием на пути воспитания правдивости и честности. В эту область нравственных отношений входит и воспитание моральных отношений в семье. Нравственные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку влияние их сопряжено, во-первых, с сильными переживаниями, во-вторых, они являются более постоянными, а в-третьих, в них закладываются по существу основы всех моральных отношений человека — к обществу, к труду, к людям. Любовь как моральное чувство, как отношение человека к человеку, как основа гуманизма рождается в семье, в семейных отношениях, которые следует рассматривать как изначальные отношения. Любовь к родителям, к близким в семье — это основа патриотических чувств ребенка. А.С. Макаренко утверждал, что, если ребенок не любит своих близких — отца, мать, трудно ожидать от него, что он будет патриотом Родины, потому что он не научился любить, а, следовательно, не может и жертвовать. В условиях семейных отношений любовь выступает в сложных взаимосвязях с уважением к родителям и сыновним долгом, определяющим впоследствии ответственность за их покой, заботу об их материальном и моральном благополучии. В этих отношениях находит свое проявление мотивация, выходящая за пределы узколичного, подчас эгоистического («моего и для меня»). В сыновнем долге, помимо личной ответственности, выражается общественная гуманистическая направленность, забота о судьбе людей слабых, нуждающихся в моральной поддержке. В то же время уже у школьника развивается любовь к человеку другого пола. Формирование чистой, бескорыстной любви, обращенной к избраннику, является обязательным назначением нравственного воспитания, причем и в этом случае личное и общественное сливаются воедино. «Желание в... любимом, близком увидеть любимый идеал и способствовать его созданию есть — по существу, возврат к общественной функции, но только очень высокого благородного порядка... Здесь соединяются, сливаются любовь к человеку и любовь к правому делу, любовь к человеку как борцу за правое дело» (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 377). Таким образом, острая проблема полового воспитания и в семье и в школе есть проблема глубоко нравственная; это проблема воспитания моральных отношений между мальчиками и девочками, это воспитание их взаимного уважения на почве разносторонней совместной деятельности, это воспитание их взаимной заботы и поддержки — безусловной честности в отношениях друг с другом, соблюдения мужского и женского достоинства. [Здесь полезно посмотреть брошюру «Сексуальное невежество», в которой поднимается еще одна важная проблема. Вставка сделана СЭА ]. Сформированные моральные отношения между полами в отрочестве и юности являются в зрелости основой прочности супружеских связей, преданности и самоотверженности, верности супружескому долгу, ответственности за отцовские и материнские обязанности.
Программа нравственного воспитания, как мы видим, охватывает собой очень большой комплекс моральных черт, выражающих многообразные отношения школьника. В конечном итоге реализация этой программы должна формировать общественную направленность его, выраженную в системе задач, которые он перед собой ставит, мотивов, которыми он руководствуется и которые лежат в основе его нравственного поведения. Это и есть основа формирования цельной личности растущего человека. Вот почему система нравственного воспитания и составляет главный стержень всего воспитательного процесса в школе, и определение его путей в значительной мере решает эффективность воспитательного процесса в целом. Комплексный подход к решению задач воспитания и состоит в нерасторжимом единстве идейно-политического воспитания, определяющего особенности его общественной направленности в обществе, нравственного воспитания, утверждающего устои морали общества, и трудового, укрепляющего социальные основы — общности людей-тружеников.
Проверочный вопрос: Почему система нравственного воспитания составляет главный стержень всего воспитательного процесса? (СЭА)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.011 с.) |