Формирование нравственного отношения личности к себе, к своему поведению




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование нравственного отношения личности к себе, к своему поведению



Нравственное отношение человека к себе, к своему месту в обществе, в коллективе, среди других людей, наедине с собой — одно из направлений воспитания моральных качеств школьника. Оно не изолировано от других нравственных отношений, смыкается и с отношением к обществу, и с отношением к людям, поскольку осознание личностью своего морального статуса претворяется в нормах личного поведения человека.

Одним из таких проявлений является сознательная дисциплина и дисциплинированность. Это и моральная норма общественного поведения, и яркая черта поведения личности.

Проблема дисциплины — самая острая в практике воспитания. В ней сталкиваются в действиях и поступках черты новой, морали с пережитками прошлого. В практике воспитания дисциплине, а точнее, недисциплинированности учащихся приписываются негативные черты нравственного поведения в любой области: нерадивость в труде, грубость по отношению к товарищам и взрослым, нарушения норм культуры поведения и т.д. И это действительно так, потому что дисциплина, как утверждал А.С. Макаренко, — это явление политическое и нравственное, это наиболее яркое выражение соответствия поведения человека общественным требованиям, нормам, правилам общежития.

Историей школы и педагогических учений доказано, что школьная дисциплина является последовательной реализацией дисциплины в обществе: муштра, розги, карцер как средства наведения порядка в школе есть главные пути реализации крепостнического полицейского режима в обществе.

Дисциплина школы отражает главные принципы морали, она последовательно вытекает из общественной дисциплины общества. В ней выражена необходимость утверждать гражданственность человека — блюсти дисциплину труда, бережно охранять общественную собственность, в ней выражен дух коллективизма: дисциплина нужна коллективу для выполнения и достижения его общих целей. В ней выражено гуманистическое начало нравственности: дисциплина общая защищает слабого от насилия отдельных лиц, дисциплина лишена мер, оскорбляющих человека, унижающих его достоинство.

Дисциплина, как это показал А.С. Макаренко, есть диалектическое единство подчинения и свободы. Показателями высокого уровня дисциплины в школе являются:

· понимание учащимися необходимости соблюдения дисциплины в общественных местах, в школе, в личном поведении;

· готовность, а на самом высоком уровне ее развития и потребность в выполнении общепринятых требований и правил дисциплины труда, учения, свободного времени;

· самоконтроль в поведении;

· активная борьба с недисциплинированными поступками других, с нарушением общей дисциплины детского коллектива.

Процесс дисциплины в школе формирует важнейшую черту личности — дисциплинированность, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями коллектива.

Психологические механизмы этой черты сложны, как и всякого морального качества; основой ее являются и мышление, и переживания, но более всего дисциплинированность связана с волевым развитием личности, с умением подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости, преодолевать трудности на пути к осуществлению задуманного. Настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность и организованность — все эти волевые проявления личности характеризуют собой и дисциплинированность. Такие проявления безволия, как леность, лживость, упрямство, нерешительность, безынициативность, представляют собой и характеристику черт недисциплинированности.

Отсюда следует главный вывод в воспитании дисциплины и дисциплинированности: эго сложный процесс формирования общественной мотивации поведения школьника, вооружения его необходимыми способами дисциплинированного поведения, это целенаправленный процесс его волевого развития.

В тесном соприкосновении с высокой сознательной дисциплиной стоят такие моральные черты, как честность и правдивость.

Проявления нечестности, лживости, лицемерия нередко рассматриваются практикой как проявления недисциплинированности. Между тем значение честности и правдивости выходит далеко за рамки дисциплинированности. Эти моральные качества личности лежат у основания всех ее отношений к миру: отношений к обществу, к труду, к людям, к самой себе. Они находятся в тесном соприкосновении и взаимосвязях с направленностью личности, с ее убеждённостью и идейностью. Так, принципиальность человека — это ценнейшее качество — основана на честном следовании признаваемым принципам, на бескомпромиссном отстаивании их в труднейших ситуациях, на действенном выражении честности и правды, за которую стоит человек.

Честность — это принадлежность высокой гражданственности, служения своему обществу, это проявление подлинного духа товарищества, духа коллективизма, не терпящего лицемерия и заушательства, это необходимый компонент нового отношения к труду, в котором выражена подлинная забота о его высокой производительности, о рациональном использовании каждого трудового часа, это основа положительного отношения к общественной собственности, это важная моральная база семейных отношений, супружества, отношений отцов и детей, наконец, честность — это выражение личной совести человека.

Воспитание честности в ребенке обусловливает моральное оздоровление и чистоту атмосферы его жизни, деятельности, общения. Эти великолепные моральные качества являются основой таких интегральных норм, как долг, честь, совесть, чувство собственного достоинства.

Закрепленные в привычных формах поведения, правдивость и честность проникают как важнейшее составное звено во все области моральных отношений, в силу чего и приобщение детей к моральному опыту людей, и накопление индивидуального опыта моральных отношений, и формирование моральных черт происходят быстрее и эффективнее.

Вместе с тем сам процесс воспитания честности и правдивости у людей как в семье, так и в школе сопряжен с большими трудностями именно в силу того, что нравственные образцы честности и правдивости, которыми овладевает ребенок, очень часто входят в соприкосновение в широкой среде со своими антиподами: проявлениями нечестности, лживости, лицемерия, что составляет препятствие на пути к овладению нормами морали. И здесь процесс воспитания обязательно входит во взаимосвязь с перевоспитанием, с угнетением уже внедрившихся в опыт отрицательных мотивов, питающих бесчестье и ложь, а также искоренением таких способов поведения, которые являются препятствием на пути воспитания правдивости и честности.

В эту область нравственных отношений входит и воспитание моральных отношений в семье. Нравственные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку влияние их сопряжено, во-первых, с сильными переживаниями, во-вторых, они являются более постоянными, а в-третьих, в них закладываются по существу основы всех моральных отношений человека — к обществу, к труду, к людям.

Любовь как моральное чувство, как отношение человека к человеку, как основа гуманизма рождается в семье, в семейных отношениях, которые следует рассматривать как изначальные отношения. Любовь к родителям, к близким в семье — это основа патриотических чувств ребенка.

А.С. Макаренко утверждал, что, если ребенок не любит своих близких — отца, мать, трудно ожидать от него, что он будет патриотом Родины, потому что он не научился любить, а, следовательно, не может и жертвовать.

В условиях семейных отношений любовь выступает в сложных взаимосвязях с уважением к родителям и сыновним долгом, определяющим впоследствии ответственность за их покой, заботу об их материальном и моральном благополучии. В этих отношениях находит свое проявление мотивация, выходящая за пределы узколичного, подчас эгоистического («моего и для меня»). В сыновнем долге, помимо личной ответственности, выражается общественная гуманистическая направленность, забота о судьбе людей слабых, нуждающихся в моральной поддержке.

В то же время уже у школьника развивается любовь к человеку другого пола. Формирование чистой, бескорыстной любви, обращенной к избраннику, является обязательным назначением нравственного воспитания, причем и в этом случае личное и общественное сливаются воедино. «Желание в ... любимом, близком увидеть любимый идеал и способствовать его созданию есть — по существу, возврат к общественной функции, но только очень высокого благородного порядка... Здесь соединяются, сливаются любовь к человеку и любовь к правому делу, любовь к человеку как борцу за правое дело» (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 377).

Таким образом, острая проблема полового воспитания и в семье и в школе есть проблема глубоко нравственная; это проблема воспитания моральных отношений между мальчиками и девочками, это воспитание их взаимного уважения на почве разносторонней совместной деятельности, это воспитание их взаимной заботы и поддержки — безусловной честности в отношениях друг с другом, соблюдения мужского и женского достоинства. [Здесь полезно посмотреть брошюру «Сексуальное невежество», в которой поднимается еще одна важная проблема. Вставка сделана СЭА].

Сформированные моральные отношения между полами в отрочестве и юности являются в зрелости основой прочности супружеских связей, преданности и самоотверженности, верности супружескому долгу, ответственности за отцовские и материнские обязанности.

 

Программа нравственного воспитания, как мы видим, охватывает собой очень большой комплекс моральных черт, выражающих многообразные отношения школьника. В конечном итоге реализация этой программы должна формировать общественную направленность его, выраженную в системе задач, которые он перед собой ставит, мотивов, которыми он руководствуется и которые лежат в основе его нравственного поведения. Это и есть основа формирования цельной личности растущего человека. Вот почему система нравственного воспитания и составляет главный стержень всего воспитательного процесса в школе, и определение его путей в значительной мере решает эффективность воспитательного процесса в целом.

Комплексный подход к решению задач воспитания и состоит в нерасторжимом единстве идейно-политического воспитания, определяющего особенности его общественной направленности в обществе, нравственного воспитания, утверждающего устои морали общества, и трудового, укрепляющего социальные основы — общности людей-тружеников.

 

Проверочный вопрос: Почему система нравственного воспитания составляет главный стержень всего воспитательного процесса? (СЭА)

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.009 с.)