Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы теории и практики↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ в советском ОБЩЕСТВЕ Из моральных норм общества черпает свои идейные основы система нравственного воспитания в школе, вузе. В противовес различным этическим учениям (назывались они буржуазными). марксистско-ленинская этика не признает морали вечной, незыблемой для всех эпох и общественных формаций. Она утверждает, что мораль является исторически сложившейся, сложной формой общественного сознания, обусловливающей поведение человека в обществе. Мораль развивается и изменяется в ходе развития общества, его материальных основ. В классовом обществе мораль носит классовый характер. Господствующей является мораль господствующего класса, но наряду с ней антагонистический класс утверждает иную, свою мораль. <…> С возникновением и развитием нового общества, с уничтожением эксплуатации пролетарская мораль приобретает черты коммунистической, общечеловеческой морали. Овладение ее нормами, претворение этих норм в сознание и поведение людей является одной из предпосылок перехода к коммунистическому обществу. В моральном кодексе строителей коммунизма раскрыты принципы коммунистической морали в ее основных направлениях: в отношении к социалистическому обществу; в новом, коммунистическом отношении человека к труду - основе общественной жизни; в отношениях человека к человеку, выраженных в принципах коллективизма, гуманизма, товарищества; в отношении человека к самому себе, к своему поведению, к оценке личных качеств. Моральный кодекс строителей коммунизма дает основное направление нравственного воспитания, осуществляемого школой. В нем не только выражены главные направления в формировании у учащейся молодежи нравственных качеств, но и дана собирательная характеристика человека той эпохи, обладателя высокого морального облика, активного борца с нарушениями норм коммунистической нравственности.
ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Задачи нравственного воспитания в школе вытекают из социального назначения человека. В строительстве общества моральный фактор, проникая в труд, в деятельность людей, является реальной силой творчества масс, повышения производительности труда, освоения космического пространства, новых достижений в области производства, техники, науки, искусства. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет, выражаясь в разносторонней практической деятельности, во взаимоотношениях с людьми, закрепляясь в повседневном поведении детей и юношества, нормы морали свободно входят в жизнь человека. Отрицательный же опыт детских лет, связанный часто с непониманием добра и зла, с практикой нарушения моральных норм общества, с неприязненными взаимоотношениями между людьми, неблагоприятно сказывается на последующей деятельности человека, отягощает его общественную и личную жизнь. Вот почему так ответственны и важны задачи нравственного воспитания: · последовательно приобщать детей, подростков и юношей к нравственным нормам общества; · формировать положительный нравственный опыт самих детей; · направлять их сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали; · формировать нравственный облик личности, члена общества. Сложность решения этих задач составляет особую заботу всей системы воспитательной работы школы. Прежде всего, очень сложен и противоречив процесс приобщения к моральным нормам общества, которые входят в соприкосновение с отживающими остатками морали прошлого, живущими в микросреде ребенка и оказывающими влияние на его моральный опыт. Так или иначе, в большей или меньшей степени, а нравственное воспитание всегда сопряжено с борьбой (нерадивостью в труде, националистическими проявлениями, грубостью и недоброжелательными отношениями с людьми и т.д.). Именно в этой области чаще всего требуется процесс не только воспитания, но и перевоспитания, трудный, горестный, по выражению А.С. Макаренко, процесс. Сложность решения задач нравственного воспитания состоит также и в том, что в моральный облик современного человека нашего общества входит широчайший круг моральных качеств, определяющих его отношение к обществу, к труду, к людям, к самому себе. Между ними создается сложнейшая сеть связей и зависимостей. Нарушение этих связей в реальном процессе нравственного становления вносит диссонанс в общую гармонию нравственных черт человека. Так, являясь хорошим тружеником, он может быть равнодушным к людям; проявляя заботу о семье, пренебрегать общественным долгом и т.д. Предотвращать эти противоречия в формировании морального облика, содействовать его гармоничности и последовательности в системе нравственного воспитания — дело весьма трудное. Здесь требуется не только проектирование самой системой широкой программы нравственного облика растущего человека, но и создание реальных условий, организации деятельности и общения, всей жизни учащихся для формирования подлинно нравственных отношений. При этом следует всегда учитывать и то обстоятельство, что нравственные побуждения и поступки совершаются ребенком не только под воздействием организованной системы нравственного воспитания в школе, на них оказывает влияние и множество стихийно действующих факторов: ближайшее окружение, улица, свободное общение с товарищами, со взрослыми, входящими в жизнь ребенка, средства массовой информации, интернет. Надо признать, что эти влияния переживаются ребенком подчас сильнее и глубже, нежели те, которые исходят от преднамеренных влияний воспитания в школе. Из этого следует вывод, что система нравственного воспитания в школе, вузе должна быть по силе своего воздействия на нравственное становление школьника более значимой, чем влияния, идущие помимо нее; она должна учитывать психологию ребенка,условия его жизни, индивидуальный опыт, чтобы отвечать потребностям ребенка, вызывать его активное стремление к нравственному совершенствованию, к самовоспитанию. Нейтрализация отрицательных влияний — это тоже сложная часть воспитательного процесса. В этом отношении в системе нравственного воспитания в школе нет мелочей, важно предусмотреть и учесть очень многое, но самое главное — подготовить нравственное сознание, содействовать развитию глубоких нравственных переживаний и организовать нравственные поступки и поведение учащихся.
ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Содержание нравственного воспитания в школе имеет очень широкую программу формирования нравственных качеств школьников. Главные направления этой большой и сложной программы были определены моральным кодексом. В нее входили формирование отношений учащихся к обществу, к труду, к людям, к самому себе. Характеризуя основные моральные качества, входящие в программу нравственного воспитания школьника (студента) нам следует иметь в виду, что система нравственного воспитания направлена на формирование цельной нравственной личности, что каждый из компонентов ее нравственного облика обусловлен другими и сам оказывает влияние на них. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В теории воспитания постоянно дебатировался вопрос: что является изначальным в нравственном воспитании школьника — подготовка его сознания или же организация опыта поведения. Педагогические и психологические исследования (Рута О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, 1959; Старжевский Р.Л. О связи морального понятия и поведения подростков.— «Ученые записки Красноярского пединститута», т. IV, вып. 2, 1956; Краснобаев И.М. Формирование нравственных убеждений у старших школьников, М., 1960; Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961) показали, что прямолинейность и односторонность решения этого вопроса не оправдана. Привнесение в нравственное сознание теоретических основ морали, не подкрепленных практической деятельностью, образует вербализм, засилье слова в нравственном воспитании, когда школьник, оперируя относительно точно нравственными понятиями, не руководствуется ими в поступках. И, наоборот, без специального влияния на нравственное сознание поступки школьника могут носить случайный, спорадический характер, не обобщаться и не определять системы нравственного поведения. Вот почему мы, можем сделать вывод о том, что единство формирования нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств школьника требует особого внимания в построении воспитательного процесса. Мотивация поведения Однако отдельный поступок еще не характеризует подлинно нравственного поведения. Его побудителями могут быть мотивы иного плана: зависть, себялюбие, эгоизм. Вот почему линия воспитания нравственного поведения обязательно включает в себя и воспитание его положительной мотивации. Оказание помощи товарищу у одного связано с гуманной мотивацией, другой видит в этом средство отстоять честь коллектива, а третий при помощи этого поступка стремится выдвинуться сам, занять престижное положение. Один трудится с мотивацией скопидома и накопителя, другой — во имя общественной пользы, а третий — чтобы избежать наказания. Система мотивов разнообразна и часто противоречива. Борьба мотивов и победа общественно ценных и подлинно нравственных мотивов составляет победу нравственного воспитания, победу человека над собой. Современные исследования позволяют утверждать, что успехи нравственного воспитания в значительной мере зависят от формирования у ребенка нравственных мотивов. Формируя ребенка нравственно, мы имеем дело с комплексом мотивов, в чем выражается реальный процесс становления личности. Но только тогда, когда нравственное начало в поведении школьника (его поступков и привычек) становится его потребностью, мы можем быть уверенными в том, что сформировали подлинно нравственного человека. Процесс же формирования нравственных мотивов совершается интенсивно лишь в силу значимости их для ребенка. Вот почему «характеристика поступка, основывающаяся на внешней, результативной его стороне, является... в значительной мере формальной характеристикой... Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимися, собственно ничего не знает о самом учащемся, о личности ребенка» (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 188-189). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.78 (0.006 с.) |