Методологические основы теории и практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы теории и практики



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ в советском ОБЩЕСТВЕ

Из моральных норм общества черпает свои идейные основы система нравственного воспитания в школе, вузе.

В противовес различным этическим учениям (назывались они буржуазными). марксистско-ленинская этика не признает морали вечной, незыблемой для всех эпох и общественных формаций. Она утверждает, что мораль является исторически сложившейся, сложной формой общественного сознания, обусловливающей поведение человека в обществе. Мораль развивается и изменяется в ходе развития общества, его материальных основ.

В классовом обществе мораль носит классовый характер. Господствующей является мораль господствующего класса, но наряду с ней антагонистический класс утверждает иную, свою мораль.

<…>

С возникновением и развитием нового общества, с уничтожением эксплуатации пролетарская мораль приобретает черты коммунистической, общечеловеческой морали. Овладение ее нормами, претворение этих норм в сознание и поведение людей является одной из предпосылок перехода к коммунистическому обществу.

В моральном кодексе строителей коммунизма раскрыты принципы коммунистической морали в ее основных направлениях: в отношении к социалистическому обществу; в новом, коммунистическом отношении человека к труду - основе общественной жизни; в отношениях человека к человеку, выраженных в принципах коллективизма, гуманизма, товарищества; в отношении человека к самому себе, к своему поведению, к оценке личных качеств.

Моральный кодекс строителей коммунизма дает основное направление нравственного воспитания, осуществляемого школой. В нем не только выражены главные направления в формировании у учащейся молодежи нравственных качеств, но и дана собирательная характеристика человека той эпохи, обладателя высокого морального облика, активного борца с нарушениями норм коммунистической нравственности.

 

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Задачи нравственного воспитания в школе вытекают из социального назначения человека. В строительстве общества моральный фактор, проникая в труд, в деятельность людей, является реальной силой творчества масс, повышения производительности труда, освоения космического пространства, новых достижений в области производства, техники, науки, искусства.

Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет, выражаясь в разносторонней практической деятельности, во взаимоотношениях с людьми, закрепляясь в повседневном поведении детей и юношества, нормы морали свободно входят в жизнь человека. Отрицательный же опыт детских лет, связанный часто с непониманием добра и зла, с практикой нарушения моральных норм общества, с неприязненными взаимоотношениями между людьми, неблагоприятно сказывается на последующей деятельности человека, отягощает его общественную и личную жизнь. Вот почему так ответственны и важны задачи нравственного воспитания:

· последовательно приобщать детей, подростков и юношей к нравственным нормам общества;

· формировать положительный нравственный опыт самих детей;

· направлять их сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;

· формировать нравственный облик личности, члена общества.

Сложность решения этих задач составляет особую заботу всей системы воспитательной работы школы.

Прежде всего, очень сложен и противоречив процесс приобщения к моральным нормам общества, которые входят в соприкосновение с отживающими остатками морали прошлого, живущими в микросреде ребенка и оказывающими влияние на его моральный опыт. Так или иначе, в большей или меньшей степени, а нравственное воспитание всегда сопряжено с борьбой (нерадивостью в труде, националистическими проявлениями, грубостью и недоброжелательными отношениями с людьми и т.д.). Именно в этой области чаще всего требуется процесс не только воспитания, но и перевоспитания, трудный, горестный, по выражению А.С. Макаренко, процесс.

Сложность решения задач нравственного воспитания состоит также и в том, что в моральный облик современного человека нашего общества входит широчайший круг моральных качеств, определяющих его отношение к обществу, к труду, к людям, к самому себе. Между ними создается сложнейшая сеть связей и зависимостей. Нарушение этих связей в реальном процессе нравственного становления вносит диссонанс в общую гармонию нравственных черт человека. Так, являясь хорошим тружеником, он может быть равнодушным к людям; проявляя заботу о семье, пренебрегать общественным долгом и т.д. Предотвращать эти противоречия в формировании морального облика, содействовать его гармоничности и последовательности в системе нравственного воспитания — дело весьма трудное. Здесь требуется не только проектирование самой системой широкой программы нравственного облика растущего человека, но и создание реальных условий, организации деятельности и общения, всей жизни учащихся для формирования подлинно нравственных отношений.

При этом следует всегда учитывать и то обстоятельство, что нравственные побуждения и поступки совершаются ребенком не только под воздействием организованной системы нравственного воспитания в школе, на них оказывает влияние и множество стихийно действующих факторов: ближайшее окружение, улица, свободное общение с товарищами, со взрослыми, входящими в жизнь ребенка, средства массовой информации, интернет. Надо признать, что эти влияния переживаются ребенком подчас сильнее и глубже, нежели те, которые исходят от преднамеренных влияний воспитания в школе.

Из этого следует вывод, что система нравственного воспитания в школе, вузе должна быть по силе своего воздействия на нравственное становление школьника более значимой, чем влияния, идущие помимо нее; она должна учитывать психологию ребенка,условия его жизни, индивидуальный опыт, чтобы отвечать потребностям ребенка, вызывать его активное стремление к нравственному совершенствованию, к самовоспитанию. Нейтрализация отрицательных влияний — это тоже сложная часть воспитательного процесса. В этом отношении в системе нравственного воспитания в школе нет мелочей, важно предусмотреть и учесть очень многое, но самое главное — подготовить нравственное сознание, содействовать развитию глубоких нравственных переживаний и организовать нравственные поступки и поведение учащихся.

 

ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Содержание нравственного воспитания в школе имеет очень широкую программу формирования нравственных качеств школьников. Главные направления этой большой и сложной программы были определены моральным кодексом. В нее входили формирование отношений учащихся к обществу, к труду, к людям, к самому себе.

Характеризуя основные моральные качества, входящие в программу нравственного воспитания школьника (студента) нам следует иметь в виду, что система нравственного воспитания направлена на формирование цельной нравственной личности, что каждый из компонентов ее нравственного облика обусловлен другими и сам оказывает влияние на них.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В теории воспитания постоянно дебатировался вопрос: что является изначальным в нравственном воспитании школьника — подготовка его сознания или же организация опыта поведения. Педагогические и психологические исследования (Рута О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, 1959; Старжевский Р.Л. О связи морального понятия и поведения подростков.— «Ученые записки Красноярского пединститута», т. IV, вып. 2, 1956; Краснобаев И.М. Формирование нравственных убеждений у старших школьников, М., 1960; Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961) показали, что прямолинейность и односторонность решения этого вопроса не оправдана. Привнесение в нравственное сознание теоретических основ морали, не подкрепленных практической деятельностью, образует вербализм, засилье слова в нравственном воспитании, когда школьник, оперируя относительно точно нравственными понятиями, не руководствуется ими в поступках. И, наоборот, без специального влияния на нравственное сознание поступки школьника могут носить случайный, спорадический характер, не обобщаться и не определять системы нравственного поведения. Вот почему мы, можем сделать вывод о том, что единство формирования нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств школьника требует особого внимания в построении воспитательного процесса.

Мотивация поведения

Однако отдельный поступок еще не характеризует подлинно нравственного поведения. Его побудителями могут быть мотивы иного плана: зависть, себялюбие, эгоизм. Вот почему линия воспитания нравственного поведения обязательно включает в себя и воспитание его положительной мотивации.

Оказание помощи товарищу у одного связано с гуманной мотивацией, другой видит в этом средство отстоять честь коллектива, а третий при помощи этого поступка стремится выдвинуться сам, занять престижное положение. Один трудится с мотивацией скопидома и накопителя, другой — во имя общественной пользы, а третий — чтобы избежать наказания. Система мотивов разнообразна и часто противоречива. Борьба мотивов и победа общественно ценных и подлинно нравственных мотивов составляет победу нравственного воспитания, победу человека над собой.

Современные исследования позволяют утверждать, что успехи нравственного воспитания в значительной мере зависят от формирования у ребенка нравственных мотивов. Формируя ребенка нравственно, мы имеем дело с комплексом мотивов, в чем выражается реальный процесс становления личности. Но только тогда, когда нравственное начало в поведении школьника (его поступков и привычек) становится его потребностью, мы можем быть уверенными в том, что сформировали подлинно нравственного человека. Процесс же формирования нравственных мотивов совершается интенсивно лишь в силу значимости их для ребенка. Вот почему «характеристика поступка, основывающаяся на внешней, результативной его стороне, является... в значительной мере формальной характеристикой... Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимися, собственно ничего не знает о самом учащемся, о личности ребенка» (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 188-189).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.153 (0.007 с.)